Культура Киевской Руси

Содержание

Слайд 2

Основу древнерусской культуры составляло наследие восточных славян.
Древнерусская культура впитывала в себя культурные

Основу древнерусской культуры составляло наследие восточных славян. Древнерусская культура впитывала в себя
достижения проживавших в составе Руси и окружающих ее народов.
Большое влияние на русскую культуру оказала Византия, особенно после принятия христианства.
Создавая свои творения, древнерусские мастера не стали слепо подражать своим византийским учителям. Они стремились отразить в них думы и чаяния русского народа.

Особенности культуры Древней Руси IX-XII вв.

Слайд 3

В. Васнецов
Крещение Владимира

Крещение Руси. 988 г.

В. Васнецов Крещение Владимира Крещение Руси. 988 г.

Слайд 4

Крещение киевлян в Днепре

Крещение киевлян в Днепре

Слайд 5

Необходимость принятия новой религии объясняется:
Невозможность реформирования старой религии, так как пантеон языческих

Необходимость принятия новой религии объясняется: Невозможность реформирования старой религии, так как пантеон
богов не приводил к единству культа, разъединял части страны.
Язычество не выражало государственного единства, не объясняло обоснованности господства княжеской власти и феодальной верхушки, не имело идеи примирения с существующим порядком.
Выбор:
Католичество
Православие
Ислам
Иудаизм
Причины выбора православия:
Близкое Руси социально-политическое устройство Византии
Распространение христианства на Руси до князя Владимира
Обожествление в православии княжеской власти
Пышное величавое убранство храмов и красивая служба

Слайд 6

Укрепление единства страны и центральной власти
Изживание сепаратизма отдельных земель и сложение общерусского

Укрепление единства страны и центральной власти Изживание сепаратизма отдельных земель и сложение
самосознания
Развитие феодальных отношений
Рост международного престижа
Развитие культуры (письменность, иконопись, фрески, каменное зодчество, школы)

Значение принятия христианства

Князь Владимир

Слайд 7

Основные моменты крещения Руси

Основные моменты крещения Руси

Слайд 8

Кирилл и Мефодий

Письменность Древней Руси

Кирилл и Мефодий Письменность Древней Руси

Слайд 9

Глаголица и кириллица

Глаголица и кириллица

Слайд 10

Летописец за работой

Нестор Летописец, реконструкция антропологов

Берестяная грамота

Летописец за работой Нестор Летописец, реконструкция антропологов Берестяная грамота

Слайд 11

Литература Древней Руси

Проповеди и поучения: «Слово о законе и благодати» Иллариона (1049

Литература Древней Руси Проповеди и поучения: «Слово о законе и благодати» Иллариона
г.), «Поучение» Владимира Мономаха (1117 г.) и др.

Героический эпос: «Слово о полку Игореве» (после 1187 г.)

Публицистика: «Слово» и «Моление» Даниила Заточника (начало XIII в.)

Жития святых: «Сказание о Борисе и Глебе», «Житие Феодосия» Нестора

Летописи: «Повесть временных лет» Нестора (1113 г.)

От XI-XII вв. до нас дошли 80 книг, 7 из которых имеют точную дату написания. Древнейшая из них была переписана в 1056-1057 гг. для новгородского посадника, т.н. «Остромирово Евангелие».

Слайд 12

Былины – поэтические сказания о прошлом, в которых прославлялись подвиги русских богатырей

Былины – поэтические сказания о прошлом, в которых прославлялись подвиги русских богатырей
- Илья Муромец
- Добрыня Никитич
- Алеша Попович
- Микула Селянинович
Основные идеи:
- освобождение своей земли
- защита земли Русской от врагов

Народное устное творчество

Слайд 13

Архитектура Древней Руси
Киев в Х в. Реконструкция

Архитектура Древней Руси Киев в Х в. Реконструкция

Слайд 14

Один из немногих памятников оборонного зодчества Киевской Руси периода правления Ярослава Мудрого.

Один из немногих памятников оборонного зодчества Киевской Руси периода правления Ярослава Мудрого.
Золотые Ворота представляют собой крепостную башню с широким (до 7,5 м) проездом. Внутрь проезда выступают мощные пилястры, на которые опирались арки свода. Высота сохранившихся стен достигает 9,5 метров. Ворота были каменными. Строили их в технике смешанной кладки: слои камней перемежались с выравнивающими рядами плинфы.

Золотые ворота. Киев 1037 г.

Венчает Ворота надвратная церковь Благовещенья, чтобы каждый путник, подъезжающий к Киеву, мог видеть, что это христианский град. Надвратная церковь в ходе реставрационных работ воссоздана как четырёхстолпный одноглавый храм с утопленными в толще стены апсидами, не выступающими из общего объёма фасада. В качестве архитектурного декора применены орнаменты из кирпича, характерные для искусства того периода.
Со стороны поля перед воротами проходил ров шириной 15 метров и глубиной 8 метров.

Слайд 15

Десятинная церковь в Киеве
989-996 гг.

Десятинная церковь в Киеве 989-996 гг.

Слайд 16

Софийский собор был построен по образцу византийского.
В плане храма основу составлял

Софийский собор был построен по образцу византийского. В плане храма основу составлял
крест, образованный основным и боковыми нефами.
Центральный купол окружали размещенные чуть ниже четыре средних купола, за которыми еще ниже стояли восемь малых. Так однокупольный византийский храм преобразовывался в многокупольную пирамиду.

Софийский собор в Киеве 1017-1037 гг.

Ярослав Мудрый

Слайд 17

Софийский собор в Киеве. Современный вид

Софийский собор в Киеве. Современный вид

Слайд 18

Собор Святой Софии

Мозаика – картина из вдавленных в сырую штукатурку стекловидных камешков

Собор Святой Софии Мозаика – картина из вдавленных в сырую штукатурку стекловидных
(смальты)

Иоанн Златоуст. Мозаика Софийского собора в Киеве

Адриан святой. Фреска Софийского собора в Киеве

Слайд 19

Фреска – картина, написанная водяными красками по сырой штукатурке

Собор Святой Софии

Фреска – картина, написанная водяными красками по сырой штукатурке Собор Святой Софии

Слайд 20

Главный православный храм Великого Новгорода, созданный в 1045-1050 гг.

Выстроена София новгородская в

Главный православный храм Великого Новгорода, созданный в 1045-1050 гг. Выстроена София новгородская
основном из камня, и только арки порталов, и оконных проёмов выложены из кирпича, а своды в интерьере - частично из камня, частично из кирпича

Софийский собор в Новгороде

Слайд 21

купол

столпы

алтарь

алтарная
преграда

хоры

барабан

апсиды

Крестово-купольный храм

купол столпы алтарь алтарная преграда хоры барабан апсиды Крестово-купольный храм

Слайд 22

Архитектурные памятники Древней Руси

Успенский собор
во Владимире
1158-1160

Церковь Покрова
на Нерли
1165 г.

Дмитриевский собор
во Владимире
1194-1197 гг.

Золотые

Архитектурные памятники Древней Руси Успенский собор во Владимире 1158-1160 Церковь Покрова на
ворота
во Владимире
1158-1164 гг.

Слайд 23

ЗЕРНЬ. Мелкие золотые или серебряные шарики (диам. от 0,4 мм), которые напаиваются

ЗЕРНЬ. Мелкие золотые или серебряные шарики (диам. от 0,4 мм), которые напаиваются
в ювелирных изделиях на орнамент. Зернь создаёт эффектную фактуру, игру светотени.

Ремесло Древней Руси

Слайд 24

СКАНЬ (от др.-рус. скать — свивать), филигрань — вид ювелирной техники: ажурный или напаянный

СКАНЬ (от др.-рус. скать — свивать), филигрань — вид ювелирной техники: ажурный
на металлический фон узор из тонкой золотой, серебряной или медной проволоки, гладкой или свитой в верёвочки. Изделия из скани часто дополняются зернью и эмалью.

Слайд 26

ПЕРЕГОРОДЧАТАЯ ЭМАЛЬ, техника нанесения эмали, при которой рисунок обозначается тонкими проволочками, напаянными

ПЕРЕГОРОДЧАТАЯ ЭМАЛЬ, техника нанесения эмали, при которой рисунок обозначается тонкими проволочками, напаянными
на пластину, а затем образовавшиеся ячейки заполняют эмалями разных цветов, и изделие обжигают.
Имя файла: Культура-Киевской-Руси.pptx
Количество просмотров: 298
Количество скачиваний: 2