Культура Японии.Хокку как основной жанр японской поэзии. Учитель русского языка и литературы МОБУ «Гимназия №1» г.Минусинск Про

Содержание

Слайд 2

Как хорошо,
Когда на столе
развернув
Редкостный свиток,
Чтенью предашься душой
И созерцанью картин.
Татибана

Как хорошо, Когда на столе развернув Редкостный свиток, Чтенью предашься душой И
Акэми.
Из цикла «Мои маленькие радости»

Слайд 3

Сакура

Сакура – один из видов вишни. Ветка сакуры – символ Японии. Когда

Сакура Сакура – один из видов вишни. Ветка сакуры – символ Японии.
она зацветает, все от мала до велика целыми семьями собираются в парках, чтобы полюбоваться бело-розовыми нежными цветами.

Слайд 4

Ханами
Цветение сакуры празднуется в течение многих столетий. Этот праздник называется ханами

Ханами Цветение сакуры празднуется в течение многих столетий. Этот праздник называется ханами
(буквально - "созерцание цветов»). Ханами может быть просто прогулкой по парку, но традиционно японцы устраивают пикники под цветущими деревьями. Популярные вишневые сады во время праздника полны толпами японцев, а за лучшее место для пикника иногда возникает борьба. Японцы празднуют ханами дважды: с коллегами по работе и в кругу семьи.

Слайд 5

ЯПОНИЯ (по-японски Ниппон или Нихон) - государство в Восточной Азии, занимающее цепь

ЯПОНИЯ (по-японски Ниппон или Нихон) - государство в Восточной Азии, занимающее цепь
островов (Хоккайдо, Хонсю, Кюсю, Сикоку, архипелаг Рюкю и др., всего около 4 тыс.), омываемых Тихим океаном, Японским, Охотским и Восточно-Китайским морями. 372 тыс. кв. км. Япония — конституционная монархия. Глава государства — император.

Слайд 6

Культура Японии

Японцы во всём стремятся к лаконизму, к наполнения минимальной формы максимальным

Культура Японии Японцы во всём стремятся к лаконизму, к наполнения минимальной формы
содержанием.
Наиболее популярные виды искусства:
- бонсай;
- икебана;
- оригами;
- литературная миниатюра (хокку, танка);
- синтетический вид искусства – хайга.

Слайд 7

Бонсай

БОНСАЙ (япон. bonsai, от bon — плоский поднос и sai — выращивать),

Бонсай БОНСАЙ (япон. bonsai, от bon — плоский поднос и sai —
японское искусство выращивания миниатюрных деревьев, а также сами эти деревья.
Сосна- самое популярное дерево бонсай - достигает в естественных условиях 20 м в высоту, а в бонсай может быть уменьшена в 30 раз (около 70 см.)
При правильном уходе бонсай может жить несколько сотен лет, переходя от одного поколения к другому. Один из самых знаменитых бонсай – сосна, которая принадлежала военному правителю Японии 18 в.

Слайд 8

Икебана

Икебана - искусство создавать букеты-повествования, в которых каждый цветок несёт определённую смысловую

Икебана Икебана - искусство создавать букеты-повествования, в которых каждый цветок несёт определённую
нагрузку.
В икебане большое значение придается красоте линий. Прямые ветки почти не используют, предпочтение отдаётся неправильным, изогнутым формам. Японцы считают, что это делает композицию более динамичной и передаёт определённый эмоциональный настрой.

Слайд 9

Каждое растение или цветок в икебане имеет символическое значение. Например, ива и

Каждое растение или цветок в икебане имеет символическое значение. Например, ива и
сосна означают долголетие и выносливость, бамбук - жизнестойкость, цветущая ветка сливы - смелость и энергию, ирис - честь. Сосна и роза символизируют вечную молодость, сосна и сакура - преданность и рыцарство, слива и пион - молодость и процветание, пион и бамбук - процветание и мир.

Слайд 10

Оригами

Многие увлекаются изготовлением фигурок и даже целых композиций из сложенной определённым образом

Оригами Многие увлекаются изготовлением фигурок и даже целых композиций из сложенной определённым образом бумаги – оригами.
бумаги – оригами.

Слайд 12

Хайга

Хайга – особый вид искусства, соединяющий в себе в единое целое поэзию,

Хайга Хайга – особый вид искусства, соединяющий в себе в единое целое
каллиграфию и живопись или фотографию.

Слайд 13

Сад камней

Особый секрет таит в себе расположение камней. С какого места на

Сад камней Особый секрет таит в себе расположение камней. С какого места
веранде на них ни смотри, камней всегда будет четырнадцать - последний, пятнадцатый, камень остается "скрытым". Для философа Сад камней - метафора науки: сколько бы человек ни постигал мир и его законы, всегда остается что-то неизвестное 

Слайд 14

Литература Японии

Многое из ранней литературы Японии было написано женщинами, поскольку мужчины писали

Литература Японии Многое из ранней литературы Японии было написано женщинами, поскольку мужчины
с помощью китайских иероглифов , в то время как женщинам запрещалось заниматься образованием и изучать иностранные языки, поэтому большинство рукописей были написаны на оригинальном японском языке.
Более поздние произведения принадлежат в основном перу мужчин.

 

Слайд 15

Танка (короткая песня) - жанр японской поэзии, нерифмованные пятистишия из 31 слога

Танка (короткая песня) - жанр японской поэзии, нерифмованные пятистишия из 31 слога
(5+7+5+7+7). Выражает мимолетное настроение, полно недосказанности.

Слайд 16

Японские танка
САРУМАРУ-ДАЮ
годы жизни неизвестны Далеко в горах По красной листве

Японские танка САРУМАРУ-ДАЮ годы жизни неизвестны Далеко в горах По красной листве
кленов Ступает олень. Я услышал его крик, Так грустно осень идет. ОНО-НО КОМАТИ начало IX века Пожухли краски Летних цветов, вот и я Вглядываюсь в жизнь Свою и вижу только Осени долгие дожди.

Слайд 17

Хокку, или хайку (начальные стихи) - жанр японской поэзии: нерифмованное трехстишие из

Хокку, или хайку (начальные стихи) - жанр японской поэзии: нерифмованное трехстишие из 17 слогов (5+7+5).
17 слогов (5+7+5).

Слайд 18

Басё (1644-1694)
Тишина кругом. Проникают в сердце скал Голоса цикад.
* * * Вода так

Басё (1644-1694) Тишина кругом. Проникают в сердце скал Голоса цикад. * *
холодна! Уснуть не может чайка, Качаясь на волне.
* * * Жизнь свою обвил Вкруг висячего моста Этот дикий плющ.

Слайд 19


Иссё (1653-1688)
Видели все на свете Мои глаза - и вернулись К вам,

Иссё (1653-1688) Видели все на свете Мои глаза - и вернулись К
белые хризантемы.
Рансэцу (1654-1707)
Осенняя луна Сосну рисует тушью На синих небесах.
Тиё (1703-1775)
На смерть маленького сына О мой ловец стрекоз! Куда в неведомую даль Ты нынче забежал?

Слайд 20


Бусон (1716-1783)
Грузный колокол. А на самом его краю Дремлет бабочка.
Исса (1768-1827)
О,

Бусон (1716-1783) Грузный колокол. А на самом его краю Дремлет бабочка. Исса
с какой тоской Птица из клетки глядит На полет мотылька!
* * * В зарослях сорной травы, Смотрите, какие прекрасные Бабочки родились!

Слайд 21

Анализ содержания хокку

Чужих меж нами нет!
Мы все друг другу братья
Под вишнями

Анализ содержания хокку Чужих меж нами нет! Мы все друг другу братья
в цвету.
Мысль всеобщего единства; любование красотой природы и соблюдение традиций делает людей ближе, без разделения на богатых и бедных, вражда забывается.

«Вишни, вишни цветут!» -
И об этих старых деревьях
Пели когда-то.
Ничего вечного в жизни нет, всё меняется, на смену старому идёт новое. Но и отжившее не забывается, а хранится в памяти.

От людских голосов
Пугливо вздрагивают по вечерам
Красавицы-вишни.
В природе гармония и покой. Люди же криком и суетой нарушают тишину, идут вразрез с природой.

В стране моей родной
Цветёт вишневым цветом
И на полях трава.
Красота родины во всем: в любой травинке, камне, листке. На родине всё дорого, достойно любования и любви.

Слайд 22

Попробуйте объяснить смысл следующих хокку:
Басё.
Всюду поют соловьи:
Там – за бамбуковой рощей,
Тут –

Попробуйте объяснить смысл следующих хокку: Басё. Всюду поют соловьи: Там – за
перед ивой речной.
Исса.
Смотри-ка, соловей
Поёт всё ту же песню
И пред лицом господ.
Что объединяет эти хокку? Почему оба автора выбрали один сюжет? В чём разница между произведениями, какие «оттенки» мысли несёт каждое из них?

Слайд 23

Анализ формы хокку
Хокку – это 17-сложное трёхстишие со строгим делением слогов

Анализ формы хокку Хокку – это 17-сложное трёхстишие со строгим делением слогов
по строчкам: пять в первой, семь во второй, пять в третьей. Но это касается именно японского языка. При переводе такая чёткость может исчезнуть.
Оригинал.
Фуруике я 5
Кавакадзу тобикому 7
Миндзу-но ото. 5
Перевод.
Старый пруд. 3
Лягушка прыгает. 6
Всплеск воды. 3
Вывод: Хокку обладает устойчивым метром, однако это не исключает поэтической вольности.

Слайд 24

Композиция хокку
Хокку может быть построено одним из двух следующих способов:
Сначала идёт общий

Композиция хокку Хокку может быть построено одним из двух следующих способов: Сначала
план, обобщенная мысль, а затем – резко выделенная деталь.
Начинается миниатюра с конкретного предмета, детали, за которой следует некий вывод, обобщение.

Слайд 25

Даже на лошадь всадника
Засмотришься – так дорога пустынна.
А утро такое снежное!
(Басё)
Как развивается

Даже на лошадь всадника Засмотришься – так дорога пустынна. А утро такое
мысль автора в этой миниатюре?
От частного – к общему.
Любая деталь, в данном случае всадник, бросается в глаза, тешит взор. Почему это происходит?
Пустынная заснеженная дорога слишком однообразна, глазу не за что «зацепиться», и он отмечает малейшее движение.

Слайд 26

Как же это, друзья?
Человек глядит на вишни в цвету,
А на поясе длинный

Как же это, друзья? Человек глядит на вишни в цвету, А на
меч?
(Мукай Керай)
Какова композиция этого хокку?
На первый план автор ставит проблему, недоумение, эмоцию, а затем «расшифровывает» причину своего удивления: воинственный вид человека не соответствует его занятию – созерцанию цветущей сакуры.

Слайд 27

Японцы во всём стремятся к лаконизму, к наполнения минимальной формы максимальным содержанием.

Японцы во всём стремятся к лаконизму, к наполнения минимальной формы максимальным содержанием.

Японская поэзия основана на чередовании определенного количества слогов. Рифмы нет, но большое внимание уделяется звуковой и ритмической организации стихотворения.
Хокку – это особая форма трёхсложной лирической миниатюры без рифмы со строго определённым количеством слогов в строке (5-7-5), отличающаяся выразительностью и лаконизмом.
В основе внутренней логики хокку, а следовательно, и его композиции, может лежать либо синтез (от частного к общему), либо анализ (от общего к частному). Но главным является именно движение, развитие мысли, внутренняя динамика.

Слайд 28

…Почти каждый образованный японец сочинил в жизни несколько хокку. Конечно, из этого

…Почти каждый образованный японец сочинил в жизни несколько хокку. Конечно, из этого
не следует, что в Японии миллионы поэтов… часто это только дань обычаю; но даже машинальные жесты накладывают на человека свой отпечаток. … Автор если и не возвысился, его (хокку) сочиняя, то, во всяком случае, не принизил при этом своего человеческого образа.
Илья Эренбург.

Слайд 29

Японские трехстишья

ХОККУ

Японские трехстишья ХОККУ

Слайд 30

Вы пробовали кратко
излагать свои
мысли,
чувства, ощущения?

Попробуем?

Вы пробовали кратко излагать свои мысли, чувства, ощущения? Попробуем?

Слайд 31

Хокку (хайку)-

жанр японской поэзии,
нерифмованное трехстишье, восходящее к танка

Форма Содержание Особенности
природа, мир,

Хокку (хайку)- жанр японской поэзии, нерифмованное трехстишье, восходящее к танка Форма Содержание

человек, его чувства

Слайд 32

Форма - 5 слогов
7 слогов
5 слогов
Особенности

Форма - 5 слогов 7 слогов 5 слогов Особенности простота лаконизм поэтичность свобода изложения недосказанность намек
простота
лаконизм
поэтичность
свобода изложения
недосказанность
намек

Слайд 33

Камнем бросьте в меня !
Ветку цветущей вишни
Я обломил.

Кикаку

Камнем бросьте в меня ! Ветку цветущей вишни Я обломил. Кикаку

Слайд 34

Летний день померк.
Лысые вершины вереницей -
Кучевые облака. Керай

Летний день померк. Лысые вершины вереницей - Кучевые облака. Керай

Слайд 35

Продолжите строчку :

Белые бабочки снега…
Камнем бросьте в меня…

Продолжите строчку : Белые бабочки снега… Камнем бросьте в меня… Всем сердцем я чту…
Всем сердцем я чту…

Слайд 36

Как же это, друзья?
Человек глядит на вишни в цвету,
А на поясе длинный

Как же это, друзья? Человек глядит на вишни в цвету, А на
меч?
Керай
Не из обычных людей
Тот, которого манит
Дерево без цветов.
Басе
За ночь вьюнок обвился
Вкруг бадьи моего колодца…
У соседа воды возьму.
Басе

Слайд 37

Япония- страна загадок

Япония- страна загадок

Слайд 38

Искусство Э-УТА

Среди жанров
искусства,связанных с
литературой,особое
место занимает э-ута.
Этот жанр-синтез
поэзии и живописи.

Искусство Э-УТА Среди жанров искусства,связанных с литературой,особое место занимает э-ута. Этот жанр-синтез поэзии и живописи.

Слайд 39

Времена года в японской поэзии и живописи

Времена года в японской поэзии и живописи

Слайд 40

Весна
У сливовых цветов все тот же аромат-
Как будто их коснулся твой

Весна У сливовых цветов все тот же аромат- Как будто их коснулся
рукав,
Совсем,как та весна…
Уэмон

Слайд 41

Лето
Засверкали на гусенице
Летняя ночь коротка!
Капли рассветной росы.
Буссон

Лето Засверкали на гусенице Летняя ночь коротка! Капли рассветной росы. Буссон

Слайд 42

Осень
Пустынный сад…
На дне осенней росы
Звенят голоса цикад.

Осень Пустынный сад… На дне осенней росы Звенят голоса цикад.

Слайд 43

Зима
Тонет в глубоких снегах
Горное наше селенье.
Заметна тропа.
Кинжмори

Зима Тонет в глубоких снегах Горное наше селенье. Заметна тропа. Кинжмори
Имя файла: Культура-Японии.Хокку-как-основной-жанр-японской-поэзии.-Учитель-русского-языка-и-литературы-МОБУ-«Гимназия-№1»-г.Минусинск-Про.pptx
Количество просмотров: 220
Количество скачиваний: 0