Слайд 2Изобразительному искусству как чуду, таящему в себе много нового, уникального можно учиться
бесконечно. Не последнее место в этом чуде занимает пейзаж. Пейзаж один из самых эмоциональных, самых лирических жанров изобразительного искусства, предметом которого является изображение первозданной или изменённой человеком природы.
Слайд 3Пейзажи бывают чрезвычайно разнообразны, и прежде всего их можно разделить по сюжету,
который принято называть мотив. Например, это может быть мотив дороги, мотив реки, леса, далей. Иногда подразделяют на морской ,горный, сельский, городской или индустриальный пейзаж. Пейзажи, в основе которых лежит один и тот же мотив, тем не менее, создают совершенно разные образы природы.
Слайд 4Сегодня нам понятно, что пейзаж – это, прежде всего изображение пространства. Но
понимание способов изображения пространства было разным в различные эпохи. В наше время, пространство в картине строят по строгим законам перспективы, размещая в нём в соответствии с этими правилами и людей, и здания, и горы. В действительности способов передать пространство на плоскости существует множество. Применение того или иного способа изображения пространства является формой выражения определённого содержания. Оно обусловлено мироощущением художника и его эпохой.
Слайд 5Пейзажи появились в далёком Китае. Временем рождения европейского пейзажа считается 16 век.
Считать его самостоятельным художественным явлением впервые история начинает лишь с 17 века.
Слайд 6Китай
Тяо-фу
Шань-шуй
Шоу-цзюнь
Слайд 7Богатым и разнообразным стало изображение природы в эпоху Возрождения: пейзаж стал разнообразнее
– радостно-декоративный у Бенеццо Гоццоли, космический, величественный у Леонардо да Винчи, трогательно-нежный у Рафаэля. Однако, пейзажные образы в творчестве мастеров Возрождения не главными или хотя бы равновесными компонентами композиций на библейские, евангельские и мифологические сюжеты. Даже в искусстве позднего Возрождения природа всё ещё представляет собой декоративно-смысловое сопровождение сюжетной композиции, напоминая отчасти значение декораций в спектакле, т. е. роль пейзажа остаётся служебной. Чтобы дать самостоятельное изображение пейзажа, художник должен ощутить природу как нечто противопоставленное ему.
Слайд 8Бенеццо Гоццоли
Шествие волхвов
Слайд 9Леонардо да Винчи
Мадонна в скалах
Мадонна с прялкой
Слайд 10Рафаэль
Мадонна в зелени
Сон рыцаря
Слайд 11В 16 веке в Нидерландах жил удивительный и загадочный художник Питер Брейгель
Старший, мастер панорамного пейзажа. В его работах впервые в истории европейского искусства идея человека оказалась окончательно подчинена идее природы. Изображения людей в его картинах являются неотъемлемой подробностью пейзажа, равнозначной деревьям. Эта равнозначность зрительно выражается в одинаковой степени обобщенности и в пропорциональном соотношении величины человеческих фигур, животных и элементов пейзажа. В 17 веке пейзаж как самостоятельный жанр искусства сложился окончательно. Причём выдающийся вклад в его формирование внесли художники Нидерландов.
Слайд 13В России пейзаж как самостоятельный жанр живописи утвердился в 18 веке. Появились
произведения, в которых правдиво передавалась натура. Новатором в области пейзажной живописи стал А. А. Иванов. Он первый передал в своих картинах воздушную перспективу средствами тона и цвета при различном состоянии дня.
Слайд 25Дмитрий Лёвин
«Новый день начинается.»