«Работа – она штука долговекая, человек умрёт, а дело его останется.» П.П.Бажов Свою автобиографию писатель разместил на трёх стран

Содержание

Слайд 2

«Работа – она штука долговекая, человек умрёт, а дело его останется.»

«Работа – она штука долговекая, человек умрёт, а дело его останется.» П.П.Бажов
П.П.Бажов
Свою автобиографию писатель разместил на трёх страницах, но о его жизни написаны десятки книг.
«…Родился 27 января (15 по старому стилю) 1879 г. в Сысертском заводе бывшего Екатеринбургского уезда, Пермской области. Отец по сословию считался крестьянином, но работал на заводе… мать кроме домашнего хозяйства занималась рукоделием «на заказчика».

Дом Бажовых, Сысерть

Комната в доме Бажовых, Сысерть

Слайд 3

Павел был в семье единственным сыном. Учитель трёхлетней земской школы заметил способного

Павел был в семье единственным сыном. Учитель трёхлетней земской школы заметил способного
и смекалистого мальчика и посоветовал родителям учить сына дальше. Так он оказался в духовном училище г.Екатеринбурга. Закончив его в 14 лет, поступил в Пермскую духовную семинарию, где обучался ещё 6 лет.
После окончания Павел должен был стать
священником, но отказался от этого.
С 1899 по 1917 года Бажов был 
учителем русского языка сначала
в деревне Шайдуриха около Невьянска,
затем в Екатеринбурге и в Камышлове.
Много сил Павел Петрович отдавал
работе в области народного образования,
строительству школ и библиотек,
устройству народных домов.

Домик П.Бажова,
художник А.Рыжков

Слайд 4


В 1924-1936 гг. Павел Петрович создал несколько историко-документальных книг, главным образом посвящённых

В 1924-1936 гг. Павел Петрович создал несколько историко-документальных книг, главным образом посвящённых
Уралу.
Первая книга Бажова – «Уральские были» вышла в Екатеринбурге в 1924 г.
Свою главную книгу он написал в 1939 г. в возрасте шестидесяти лет. «Малахитовая шкатулка» – это сборник самобытных уральских сказов, вызывающий интерес у многих поколений читателей
разных стран.
Эта книга принесла писателю
мировую известность.
В 1943 г. уральскому сказочнику
присвоено звание лауреата
Сталинской премии II степени,
а в 1944 г. за плодотворную
творческую деятельность он 
награждён орденом Ленина –
первым и единственным
из числа уральских писателей.

«Сказы Бажова. Старик-камень».
Художники Патокины

Слайд 5

«Сказ» похож на устный монолог - повествование, передачу чужой устной речи, обладающей

«Сказ» похож на устный монолог - повествование, передачу чужой устной речи, обладающей
своеобразной манерой.
Сам Бажов отличал сказ от сказки тем, что в сказе есть элемент действительной истории, в его основе лежит истинное происшествие, что и отличает его от сказки.

волшебная "Шкатулка сказов"


Каждый из нас может открыть для себя «Малахитовую шкатулку», «достать» понравившийся сказ и полюбоваться мастерством уральского сказочника Павла Петровича Бажова.

Слайд 6


Павел Петрович Бажов своими сказами открыл миру уральский быт, легенды

Павел Петрович Бажов своими сказами открыл миру уральский быт, легенды и язык
и язык народа. В его сказах жизнь и работа уральских мастеров: гранильщиков, камнерезов, старателей переплетается с вымышленными, фантастическими героями: Хозяйкой Медной горы, Полозом, Огневушкой-поскакушкой...
Перед читателями предстают неисчерпаемые богатства земли уральской: неповторимая, своеобразная красота края с его лесистыми изумрудно-малахитовыми горами, глубокими и прозрачными, как горный хрусталь, озёрами, рубиновыми ягодами рябины и трудолюбивые люди, прекрасные как камни-самоцветы.

«Медной горы Хозяйка», «Огневушка-поскакушка», «Данила-мастер».
Авт. В.В.Васильев

Слайд 7

"Медной горы Хозяйка"


Сказ открывает цикл, в который входят:

"Медной горы Хозяйка" Сказ открывает цикл, в который входят: - «Медной горы
- «Медной горы Хозяйка»,1936г ;
- «Малахитовая шкатулка», 1938г ;
- «Каменный цветок», 1938г ;
- «Горный мастер», 1939г ;
- «Хрупкая веточка», 1940г ;
- «Две ящерки», 1939г ;
- «Травяная западёнка», 1940г ;
- «Таюткино зеркальце», 1941г ;
а также два незавершённых сказа
- «Тёплая грань» и «Хозяйкино зарукавье».
Хозяйка Медной горы – осевой центр цикла.
Хозяйка Медной горы (Малахитница, Хозяйка) владеет подземными богатствами, секретом красоты, контакты с ней заканчиваются печально, поэтому люди её боятся.

«Медной горы Хозяйка»
В. Челак

Слайд 8

Динамику сюжета составляет борьба двух сил: социальной несвободы
и демонического

Динамику сюжета составляет борьба двух сил: социальной несвободы и демонического влияния Хозяйки.
влияния Хозяйки.
Степан, столкнувшись со всемогущей Хозяйкой, ведёт себя достойно.
Он не уклоняется от испытаний, которые она устраивает ему, видя
в нём возможного супруга.

"Медной горы Хозяйка"

Первое – он должен был при людях сказать приказчику: Хозяйка
«заказывала тебе, душному козлу, чтобы ты с
Красногорского рудника убирался». После этого
Степану назначили урок «вовсе несообразно».

Второе – испытание богатством. Хозяйка
показала своё «приданое» и потребовала:«Прямо
говори, берёшь меня замуж, али нет?» - на что
Степан ответил: «Не могу, потому другой
обещался»
Третье испытание – забыть красоту Малахитницы –
Степан не выдерживает: он её помнил всегда,
поэтому «счастья в жизни не поимел», хотя женился,
завёл семью, дом «обустроил», но «невесёлый стал
и здоровьем хезнул. Так на глазах и таял.»

«Медной горы Хозяйка»
К. Кукулиева

Слайд 9

Малахитовая шкатулка

Вначале сказ имел название «Тятино подаренье»
Один из

Малахитовая шкатулка Вначале сказ имел название «Тятино подаренье» Один из самых объёмных
самых объёмных и «густонаселённых» сказов – больше
десятка основных персонажей и примерно столько же собирательных
образов – родня, «девки-бабы», «народ», приказчики, служащие и т.п.
Действие происходит примерно в течение 10 лет и в разных местах:
в Полевском заводе, Екатеринбурге и в столице.

Рассказчик, дед Слышко, и все персонажи не только верят в реальность тайной силы, но и считают вполне естественным включённость в быт чудесных предметов. Н – р, пуговка, в которой появлялась «странница» и что-то показывала и объясняла Татьяне.
В сюжетном плане сказ продолжает историю семьи
Степана после его гибели.
Из предыдущего сказа перешли образы Настасьи и
Малахитницы, «знающего» человека и малахитовой
шкатулки.

«Малахитовая шкатулка»
Б. Игнатьев

Слайд 10

Каменный цветок

Входит в цикл, содержащий историю семьи Данилы –

Каменный цветок Входит в цикл, содержащий историю семьи Данилы – мастера. Включает
мастера.
Включает также сказы:
- «Горный мастер»,
- «Хрупкая веточка».
В основе сказа и цикла в целом – различное
отношение старых и молодых мастеров к
камнерезному искусству. Это различие становится ещё более показательнее, когда ученик начинает отвергать профессиональные критерии своего наставника.

«Каменный Цветок»
В. Челак

Слайд 11

повествуется о мастере Прокопьиче: он крепостной,
« в пожилых годах»,

повествуется о мастере Прокопьиче: он крепостной, « в пожилых годах», не имеет
не имеет ни жены,
ни детей и вынужден по барскому приказу обучать
подростков камнерезному ремеслу.
Прокопьичу «жаль расставаться со своим
мастерством», поэтому учит он «худо» – бьёт
учеников, « всё у него с рывка да с толчка», и
ученики уходят.
Не ушёл только Данила: ему некуда уходить,
он – бездомный сирота.
Данила прошёл все стадии обучения и был
признан мастером.
Молодой Данила стремится познать свой материал,
«полную силу камня самому посмотреть и людям
показать».
Данила оставляет в неведении любимую девушку и
уходит к Хозяйке, чтобы увидеть каменный цветок и
приобщиться к высшей тайне камнерезного
искусства.

Каменный цветок

Афиша к фильму «Каменный цветок»,
исполнители главных ролей
Тамара Макарова и Владимир Дружников

Слайд 12

Горный мастер

Действие происходит через «два либо три
года»,

Горный мастер Действие происходит через «два либо три года», как исчез Данила.
как исчез Данила.
Хозяйка отпустила Данилу, потому что он не мог
забыть людей и свободу.
Невеста Данилы освободила его из неволи.
Хозяйка пожелала ему: чтобы всё, чему
научился он в горе, осталось бы у него в памяти,
но дорогу к Хозяйке Данила должен забыть.

«Горный мастер»
В.Волович

Слайд 13

Хрупкая веточка

Рассказывается о семейной жизни Данилы и Катерины. Они

Хрупкая веточка Рассказывается о семейной жизни Данилы и Катерины. Они создали крепкую

создали крепкую семью, преодолели негативное поселковое мнение, их
верность прошла испытание тайной силой.
Чётко определены роли отца и матери. У них 8 сыновей и дочка – это,
как говорят в народе, «богатая семья».
Главный герой сказа – Митя, Митюшка, Митяйко, Митюнька, а когда стал
взрослым парнем – Митюха. В семье его любили, «все братья слушались
его». «Он в семье – то ровно огонёк в лесу…»
Но семейный лад нарушает барин: увидев, что Данила и Катерина
живут в достатке. Им удвоили оброк. В семье «всех прижало, а робятам
хуже всего: до возрасту за работу сели.»
Возникает конфликт семьи Данилы и барина.
Конфликт разрешится публичным посрамлением барина: «Митюха
схватил баринову палку за тонкий конец да как хряснет набалдашником
по лбу, так барин на пол и сел и глаза выкатил». Все остолбенели, а
Дмитрий вышел и «куда – то подевался».

Слайд 14

Серебряное копытце

При первой публикации был назван сказкой, позже П.П.Бажов

Серебряное копытце При первой публикации был назван сказкой, позже П.П.Бажов относил к

относил к сказам «детского тона.»
Повествование ведётся с выраженной установкой на достоверность:
упоминается посёлок Глинка, Полдневая сторона.
Сам рассказчик говорит, что всё происходило
«в нашем заводе».
Кокованя – прозвище, не придумывается,
а выбирается из числа бытовавших.
В прозвище Кокованя два смысловых мотива –
одиночества и весёлости.
Имя девочки – Дарья, Дарёнка – осмысляется по
принципу народной этимологии – подарёнушка.
Кошка Мурёнка – третий персонаж – «…кошка
маленькая и до того худая да ободраная, что
редко кто такую в избу пустит».
Неприятный вид кошки замечают только
взрослые, а девочка её любит, кладёт с собой
спать, ласкает.

«Серебряное копытце»
Г. Мосин

Слайд 15

Серебряное копытце

Адресуя сказ детям, писатель сознательно
идеализирует жизнь

Серебряное копытце Адресуя сказ детям, писатель сознательно идеализирует жизнь героев: у каждого
героев: у каждого своё дело,
добра у них немного, зато согласие, радость
общения. «Кокованя…на работу ходил, Дарёнка в
избе прибирала, похлёбку да кашу варила, а
кошка Мурёнка…мышей ловила.»
Народная этическая традиция требует
благополучного завершения рассказа о гонимых
сиротах, старых бобылях, и П.П.Бажов её не
нарушает.
Сказ завершается сказочно – неопределённо:
получив от Серебряного копытца полшапки
камней, герои стали жить – поживать.

«Серебряное копытце»
М. Успенская

Слайд 16

Огневушка - поскакушка

«Огневушка – поскакушка» относится к сказам «детского

Огневушка - поскакушка «Огневушка – поскакушка» относится к сказам «детского тона». В
тона».
В этом сказе, говорил П.П.Бажов «изображается открытие золота,
которое… «сидит редькой», т.е. сверху более или менее широкие
гнёзда, а потом суживаются, сходят на нет.
Сюжетно – композиционная основа 3 встречи
Поскакушки с людьми.
Создавая сказочный сюжет о помощи
волшебной силы обездоленному ребёнку,
писатель тщательно проработал мотив
сиротства.
Герой сказа – 8-летний мальчик Федюнька.
У него есть отец, но мальчик находится на
положении сироты: мать умерла, отец снова
женился, и, как положено в сказке, «мачеха
попалась, прямо сказать, медведица».
Федюнька живёт с чужим дедом на прииске.
Дед передаёт ребёнку свои знания, опыт, и это
является основной моральной ценностью.

«Огневушка-поскакушка»
В. Челак

Слайд 17

Помощь Огневушки частично восполняет ему нехватку материнского
тепла и отцовской

Помощь Огневушки частично восполняет ему нехватку материнского тепла и отцовской заботы. Изображая
заботы.
Изображая контакт мальчика с Огневушкой, писатель вводит в сюжет
волшебные предметы: снежный клубочек, чудесную лопатку.
Вводится сказочный закон повествования
«подумано – сделано»
Поскольку герой сказа – ребёнок, писатель
превращает фольклорную «девку» Поскакушку
в «махонькую девчоночку, рыженькую, в голубом
сарафанчике и с голубым платочком», которая
постоянно находится в движении, в пляске,
причём её танец наглядно представляет
подземную золотую редьку.

Огневушка - поскакушка

«Огневушка-поскакушка»
Г. Кетов

Слайд 18

Образы сказочных героев Бажова нашли большой отклик во многих видах искусства: театр

Образы сказочных героев Бажова нашли большой отклик во многих видах искусства: театр
и кино, станковое и монументальное искусство, скульптура и мелкая пластика, декоративно-прикладное творчество.
Герои уральских сказов представлены в камне, чугуне и фарфоре, в мозаичных панно и чеканке по металлу, декоративной росписи и ювелирных изделиях.
Сказы Павла Петровича Бажова так умны и так красивы, что композиторы сочиняют к ним музыку, художники рисуют иллюстрации.

Пасхальное яйцо «Хозяйка Медной горы», дерево.
В.А. Панин. Палех, 2003.

Хозяйка Медной горы, бронза.
А.Н. Четвериков

Спектакль Омского кукольного театра «Серебряное копытце»

Имя файла: «Работа-–-она-штука-долговекая,-человек-умрёт,-а-дело-его-останется.»-П.П.Бажов-Свою-автобиографию-писатель-разместил-на-трёх-стран.pptx
Количество просмотров: 532
Количество скачиваний: 1