Слайд 2– . –
Слово «Эдда» значит теперь совсем не то, что оно значило
когда-то, а что оно значило первоначально — в точности не известно.
– . –
(с) М. И. Стеблин-Каменский
Слайд 3«Младшая Эдда» = прозаическая Эдда
Автор: Снорри Стурлусон (1178 - 1241) – исландский
писатель
«Эдда Снорри» (1222 - 1225)
Этимология слова «Эдда»:
1) от «Одди», название хутора, где Снорри воспитывался (??)
2) от 'odr — слова, которое иногда имело значение «поэзия» (?)
3) др.исл (из одной песни) «прабабушка» (???)
Слайд 4«Младшая Эдда» = прозаическая Эдда
УЧЕБНИК ПОЭТИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА ДЛЯ СКАЛЬДОВ
- Пролог
- Видение Гюльви
-
Язык поэзии
- Перечень размеров
Слайд 5– . –
Где огромные сокровища всей человеческой мудрости, записанные Сэмундом Мудрым, и
прежде всего прославленная Эдда, от которой у нас теперь осталась, кроме имени, едва ли тысячная доля и которая не сохранилась бы совсем, если бы извлечения Снорри Стурлусона не оставили бы нам скорее тень и след, чем подлинный состав древней Эдды?
– . –
(с) епископ Бриньольв Свейссон
Слайд 6«Старшая Эдда» = поэтическая Эдда
Сэмунд Мудрый Сигфуссон (1056—1133) — исландский священник, писатель,
учёный XII в.
Codex regius – рукопись, которую в 1643 нашел Бриньольв
= > «Эдда Сэмунда»
Есть и другие рукописи!
Например: AM 748 I 4to (единственная, где сохранились сны Бальдра)
Слайд 8Codex Regius
Прозаические вставки. Лакуны (не хватает 8-й тетради)
29 песен: НЕ ЕДИНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ
10 мифологических (Песни о богах)
19 героических (Песни о героях)
+ в издания включают дополнительные эддические песни
Слайд 9Песни о богах
Прорицание вёльвы
Речи Высокого
Речи Вафтруднира
Речи Гримнира
Поездка
Скирнира
Песнь о Харбарде
Песнь о Хюмире
Перебранка Локи
Песнь о Трюме
Речи Альвиса
Слайд 10Песни о богах – мифологические представления
Прорицание вёльвы
Речи Высокого
Речи Вафтруднира
Речи Гримнира
Поездка Скирнира
Песнь о Харбарде
Песнь о Хюмире
Перебранка Локи
Песнь о Трюме
Речи Альвиса
Слайд 11Песни о богах – перебранки, словесные поединки
Прорицание вёльвы
Речи Высокого
Речи
Вафтруднира
Речи Гримнира
Поездка Скирнира
Песнь о Харбарде
Песнь о Хюмире
Перебранка Локи
Песнь о Трюме
Речи Альвиса
Слайд 12Песни о богах – поездки к великанам
Прорицание вёльвы
Речи Высокого
Речи
Вафтруднира
Речи Гримнира
Поездка Скирнира - сватовство
Песнь о Харбарде
Песнь о Хюмире – добывание котла
Перебранка Локи
Песнь о Трюме – добывание молота Тора
Речи Альвиса
Слайд 17Кто такая вёльва?
Торкель приглашает прорицательницу и оказывает ей хороший прием, как это
бывало, когда принимали таких женщин. Ей было приготовлено почетное сиденье, и на него положена подушка, которая, как полагалось, была набита куриными перьями.
Когда она пришла вечером с человеком, высланным ей навстречу, она была так одета: на ней был синий плащ, завязанный спереди ремешками и отороченный самоцветными камушками до самого подола. На шее у нее были стеклянные бусы, а на голове — черная смушковая шапка, подбитая белым кошачьим мехом. В руке она держала посох с набалдашником, оправленным желтой медью и усаженным самоцветными камушками. Пояс у нее был из трута, а на поясе висел большой кошель, в котором она хранила зелья, нужные для ворожбы. Она была обута в мохнатые башмаки из телячьей кожи, и на них были длинные и крепкие ремешки с большими пряжками из желтой меди. На руках у нее были перчатки из кошачьего меха, белые и мохнатые изнутри.
(из «Саги об Эрике Рыжем»)
Слайд 18Прорицание вёльвы - Аллитерация
Vǫluspá
Hljóðs bið ek allar / helgar kindir,
meiri ok
minni / mögu Heimdallar;
viltu, at ek, Valföðr! / vel framtelja
forn spjöll fíra, / þau er fremst um man.
Слайд 19Аллитерация
Акцентный стих древней германской и кельтской поэзии
Повторяющиеся согласные перед ударным гласным
Минимум в
2-х полустишиях из 4-х, но никогда в 4-м
Oft Scyld Scefing sceathena threatum
Monegum maegthum meodo-setla ofteah;
Egsode eorlas syththan aerest wearth
Feasceaft funden; he thaes frofre gebad
(Из Беовульфа)
Слайд 20Тулы
«Тула» - перечень имён (необходимо знание традиции)
Еще надо карликов
Двалина войска
роду людскому
назвать до Ловара;
они появились
из камня земли,
пришли через топь
на поле песчаное.
Это был Драупнир
и Дольгтрасир с ним,
Хар и Хаугспори,
Хлеванг и Глои,
Дори и Ори,
Дув и Андвари,
Скирвир, Вирвир,
Скафинн и Аи,
Альв и Ингви,
Эйкинскьяльди,
Фьялар и Фрости,
Финн и Гиннар;
перечень этот
предков Ловара
вечно пребудет,
пока люди живы.
Слайд 21Прорицание вёльвы
Космогония – творение мира
Космология – мироустройство
Эсхатология – конец мира
Слайд 22Создание мира
Имир – пра-ётун
корова Аудумла
асы, ётуны,
карлики, альвы
создание людей
Бальдр и его убийство
(?
оживающий бог)
Слайд 23Мироустройство
Горизонтальная модель:
Мидгард в центре.
Мировой змей Йормунганд вокруг.
Силы хаоса (великаны = йотуны)
находятся
снаружи (Утгард).
Вертикальная модель:
Ясень Иггдрасиль, пронизывающий
все миры:
Асгард, Мидгард, Хель
Слайд 24Викинги – мирная жизнь. Усадьбы.
Слайд 27Вальхалла
Один
Эйнхерии (павшие воины)
белка Рататоск
коза Хейдрун
вепрь Сехримнир
Автор рисунка: vk.com/id96492286
Слайд 28Асы (пантеон богов)
МЫ НЕ ЗНАЕМ, КТО ТОЧНО ЗА ЧТО ОТВЕЧАЛ
1 бог –
1 функция, это к древним римлянам и кабинетным ученым
Пример: Один – бог воинов, мудрости, поэзии
Слайд 30Какие есть кеннинги Тора?
Его называют «сыном Одина и Земли», «отцом Магни, Моди
и Труд», «мужем Сив», «отчимом Улля», а также «повелителем и владетелем молота Мьёлльнир, Пояса Силы и Бильскирнира», «защитником Асгарда и Мидгарда», «недругом и истребителем великанов и великанш», «убийцей Хрунгнира, Гейррёда и Тривальди», «господином Тьяльви и Рёсквы», «недругом Мирового Змея», «воспитателем Вингнира и Хлоры».
Слайд 32Рагнарёк
Конец мира
Фенрир и Тюр
Гарм
Йормунганд
Общая судьба богов
и людей.
Цикличность времени:
Видит она:
вздымается снова
из моря
земля,
зеленея, как прежде
Слайд 33Речи Высокого
Гибнут стада, родня умирает,
и смертен ты сам;
но смерти не
ведает
громкая слава
деяний достойных.
Гибнут стада, родня умирает,
и смертен ты сам;
но знаю одно,
что вечно бессмертно:
умершего слава
Слайд 34Поездка Скирнира
Скирнир сказал:
«Что толку скорбеть,
если сюда
путь я направил?
До часа последнего
век мой
исчислен
и жребий измерен».