Своеобразие стиля модерн в интерьере жилища на примере особняков Ф.О. Шехтеля

Содержание

Слайд 2

Итак, начнем с того, что же такое «модерн»?
Стиль модерн имеет условные

Итак, начнем с того, что же такое «модерн»? Стиль модерн имеет условные
хронологические границы: конец 1880-х – 1914 год – начало Первой мировой войны, оборвавшей естественное развитие искусства в большинстве стран Европы.
В период модерна происходило переосмысление старых художественных форм и приемов, сближение и слияние различных видов и жанров искусства.

Слайд 3

«Тезис о единстве пользы и красоты выдвигается часто как основополагающий принцип модерна…Однако

«Тезис о единстве пользы и красоты выдвигается часто как основополагающий принцип модерна…Однако
нельзя не усомниться в том, что это единство на практике было достигнуто. Модерн поставил эту проблему. Он много сделал для ее решения. Архитектура модерна впервые после долгого перерыва далает попытку дать соответствие между конструкцией, внутренним устройством и внешним соотношением объемов…Стиль словно боится раскрыть конструкцию, дать полное соответствие между конструктивным и красивым, между полезным и прекрасным. Не успев до конца обнажиться, это конструктивное, «полезное» подвергается декоративной обработке, поступает в ведение красоты, но само еще не может в чистом виде, без прикрас воплощать эту идею красоты…»
Д.В. Сарабьянов

Слайд 4

Черты модерна:
Модерн отказывается от традиционных классических архитектурных принципов – симметрии, ордера и

Черты модерна: Модерн отказывается от традиционных классических архитектурных принципов – симметрии, ордера
античного декора фасадов
Использование природных материалов;
Кривая изогнутая линия – главная черта в декоре фасадов и интерьера;
Плавность и отсутствие прямых линий (округлые шкафы, полки, тумбы, столы);
Стилю свойственен принцип единства целого

Слайд 5

Особняк С. Рябушинского

Особняк С. Рябушинского

Слайд 6

• Основные цвета в модерне – пастельные приглушенные оттенки: табачные, увядшей розы,

• Основные цвета в модерне – пастельные приглушенные оттенки: табачные, увядшей розы, жемчужно-серые, пыльно-сиреневые.
жемчужно-серые, пыльно-сиреневые.

Слайд 8

• Мозаика, эмаль, витражи, латунь – любимые техники, используемые для украшения интерьера

• Мозаика, эмаль, витражи, латунь – любимые техники, используемые для украшения интерьера
здания и мебели.

Особняк С. Рябушинского

Слайд 9

Особняк С.П. Рябушинского

Особняк С.П. Рябушинского

Слайд 10

Федор Осипович Шехтель (1859-1926) — создатель русского модерна в архитектуре. По его

Федор Осипович Шехтель (1859-1926) — создатель русского модерна в архитектуре. По его
проектам возводили типографии и особняки, доходные дома и магазины, гостиницы и дачи. Только в Москве было построено более 60 зданий. Многие из его построек вошли в золотой фонд отечественной архитектуры и находятся под охраной государства.

Слайд 11

Шехтель не только уделял время архитектуре, но и создавал декорации и

Шехтель не только уделял время архитектуре, но и создавал декорации и костюмы
костюмы для театральных постановок, проектировал временные сооружения в городских парках.
Раннее архитектурное творчество сконцентрировалось на проектировании частных домов и загородных усадеб.

Ярославский вокзал по проекту Шехтеля, Москва

Слайд 12

Основным принципом архитектора было проектирование не «снаружи внутрь», а «изнутри наружу». Шехтель

Основным принципом архитектора было проектирование не «снаружи внутрь», а «изнутри наружу». Шехтель
считал, что не владелец должен приспосабливать постройку под себя, а она сама должна быть построена с учетом потребностей хозяина. Поэтому архитектор уделял большое внимание внутренней планировке зданий и интерьерам.

Слайд 13

Типография для «Товарищества скоропечатни Александра Левенсона»

Типография для «Товарищества скоропечатни Александра Левенсона»

Слайд 14

Своеобразный потолок с плавными линиями, колонны прямо в зале, огромные окна, большие

Своеобразный потолок с плавными линиями, колонны прямо в зале, огромные окна, большие
двусворчатые двери – все это элементы модерна.

Слайд 15

Особняк московского миллионера Степана Рябушинского

Особняк московского миллионера Степана Рябушинского

Слайд 16

Весь первый этаж связан с водной стихией. Каждая комната особняка обладает собственной

Весь первый этаж связан с водной стихией. Каждая комната особняка обладает собственной
эстетической ценностью. Уникальна каждая деталь интерьера, созданного Шехтелем: ручки дверей, паркет, выложенный под рыбью чешую или с волнообразной каймой, колонна с лилиями и саламандрами в капители, обои с наскальными рисунками - все создает чувство единения с миром природы.

Слайд 17

Камин из знаменитого каррарского мрамора. На верхней его части было вытесано изображение

Камин из знаменитого каррарского мрамора. На верхней его части было вытесано изображение
полуобнаженной женщины-бабочки с распахнутыми руками-крыльями.

Слайд 18

Модерн подразумевает разнообразие. Заметьте, что в лепнине потолка отражается еще и рисунок

Модерн подразумевает разнообразие. Заметьте, что в лепнине потолка отражается еще и рисунок оконного переплета.
оконного переплета.

Слайд 19

Еще несколько элементов декора в стиле модерн этого особняка

Везде изгибы, плавность линий,

Еще несколько элементов декора в стиле модерн этого особняка Везде изгибы, плавность линий, множество завитков.
множество завитков.

Слайд 20

Шикарные витражи во все огромное арочное окно. Круглый столик, ажурные решетки

Шикарные витражи во все огромное арочное окно. Круглый столик, ажурные решетки

Слайд 21

Здание Художественного театра (сегодня — МХТ имени Чехова

Зрительный зал оформил на контрасте

Здание Художественного театра (сегодня — МХТ имени Чехова Зрительный зал оформил на
темного низа и светлого верха, орнамент потолка расписал в серебристо-сиреневых тонах, стены украсил бледно-розовыми фонариками.

Слайд 22

Интерьер Художественного театра в настоящее время

Интерьер Художественного театра в настоящее время

Слайд 23

Интерьеры парадного зала

«Русский стиль» + «готика»

Особняк З. Г. Морозовой на Спиридоновке

Интерьеры парадного зала «Русский стиль» + «готика» Особняк З. Г. Морозовой на Спиридоновке

Слайд 24

Лестница на второй этаж в особняке Морозовой.

Лестница на второй этаж в особняке Морозовой.

Слайд 26

Интерьер особняка Дерожинской

На 2/3 Шехтель использовал дерево в оформлении — мебель, лестницы,

Интерьер особняка Дерожинской На 2/3 Шехтель использовал дерево в оформлении — мебель,
потолки. В большой гостиной установлен большой мраморный камин, который украшают барельефы мужчины и женщины в полный рост.

Слайд 27

Лестница в особняке Дерожинской, цветочный орнамент. Центр каждого цветка инкрустирован темным деревом.

Лестница в особняке Дерожинской, цветочный орнамент. Центр каждого цветка инкрустирован темным деревом.

Слайд 28

В 1920-х годах строительство в стране стало возобновляться. Федор Шехтель создавал новые

В 1920-х годах строительство в стране стало возобновляться. Федор Шехтель создавал новые
проекты — Мавзолея Ленина, Болшевского оптического завода, однако почти все его работы были отклонены. Из всех проектов построили только павильон Туркестана на Всероссийской сельскохозяйственной выставке 1923 года. С 1924 года Шехтель руководил архитекторами при ДнепроГЭСе.
Последние годы Федор Шехтель жил в тяжелых условиях: заказов он почти не получал, а назначенной пенсии не хватало даже на лекарства. Умер архитектор в 1926 году в Москве, Шехтеля похоронили на Ваганьковском кладбище.

Слайд 29

Вывод по стилю «модерн»
Отказ от классических традиций;
Плавность, изогнутость линий, текучесть форм;
Использование природных

Вывод по стилю «модерн» Отказ от классических традиций; Плавность, изогнутость линий, текучесть
материалов;
Основные цвета – пастельные оттенки (но часто присутствует игра контрастов);
Использование мозаики, витражей, эмали для украшения предметов интерьера;
Растительные, животные мотивы, человеческие фигуры
Имя файла: Своеобразие-стиля-модерн-в-интерьере-жилища-на-примере-особняков-Ф.О.-Шехтеля.pptx
Количество просмотров: 29
Количество скачиваний: 0