Слайд 2 Общие сведения о языке Паскаль
Язык программирования Паскаль был разработан швейцарским ученым,
![Общие сведения о языке Паскаль Язык программирования Паскаль был разработан швейцарским ученым,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/454530/slide-1.jpg)
профессором Никлаусом Виртом в 1971 г. Вирт назвал свой язык Паскалем в честь французского религиозного философа, математика и физика XVII века Блеза Паскаля. Давая название своему новому языку программирования, Вирт имел в виду прежде всего то обстоятельство, что Паскаль в юности изобрел механическое счетно-решающее устройство, которое назвал "Паскалиной". Первоначально язык Паскаль был задуман как средство для обучения программированию, но в дальнейшем – после расширения языка и разработки высокоэффективных компиляторов (один из них – Турбо-Паскаль) – он стал использоваться как язык для профессионального программирования. В настоящее время Паскаль является одним из наиболее распространенных языков программирования высокого уровня.
Одним из наиболее известных диалектов языка Паскаль, использующихся на IBM PC-совместимых компьютерах, является Турбо-Паскаль, разработанный французом Филиппом Каном в 1982 году.
Слайд 3Паскаль - это универсальный язык программирования, позволяющий решать самые разнообразные задачи обработки
![Паскаль - это универсальный язык программирования, позволяющий решать самые разнообразные задачи обработки](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/454530/slide-2.jpg)
информации.
Простейшее предложение языка программирования, которое может выполнить одно определенное законченное действие называется оператором.
Чтобы написать программу нужно знать синтаксис (правило записи элементов) и семантику (правила применения и смысла элементов).
Слайд 4Структура программы на Паскале
І. Заголовок
Содержит лишь одну строку - Program <имя
![Структура программы на Паскале І. Заголовок Содержит лишь одну строку - Program](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/454530/slide-3.jpg)
программы>
Пример заголовка: program raschet;
ІІ. Раздел описания
Uses - cписок библиотечных модулей
Label - описание меток
Const – описание постоянных
Type – описание типов данных
Var - oписание переменных
Procedure – описание процедур
Function – описание функции
ІІІ. Раздел операторов
Все действия и команды располагаются в этой основной части. Это раздел должен начинаться с Begin и заканчиваться End.
begin
< операторы >
end.
Слайд 5Заголовок программы состоит из зарезервированного слова program и имени программы (со списком
![Заголовок программы состоит из зарезервированного слова program и имени программы (со списком](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/454530/slide-4.jpg)
параметров, заключенных в круглые скобки). Завершается заголовок точкой с запятой.
Заголовок необязателен, но желателен, чтобы по нему можно было быстро распознать программу.
Пример заголовка: program raschet;
Слайд 6Раздел описания переменных начинается со слова Var (variables – переменные) за которым
![Раздел описания переменных начинается со слова Var (variables – переменные) за которым](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/454530/slide-5.jpg)
идет список имен переменных через запятую. Тип указывается после двоеточия. В стандарте языка Паскаль существуют два числовых типа величин: вещественный и целый. Слово integer обозначает целый тип (является иденти-фикатором целого типа). Вещественный тип обозначается словом real.
Например:
const pi:=3.14159
var a, b : integer; с, d : real;
Слайд 7Пунктуация Паскаля
Необходимо строгое соблюдение правописания (синтаксиса) программы. В частности, в Паскале однозначно
![Пунктуация Паскаля Необходимо строгое соблюдение правописания (синтаксиса) программы. В частности, в Паскале](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/454530/slide-6.jpg)
определено назначение знаков пунктуации.
Точка с запятой (;) ставится в конце заголовка программы, в конце раздела описания переменных, является разделителем операторов. Перед словом end точку с запятой можно не ставить.
Запятая (,) является разделителем элементов во всевозможных списках: списке переменных в разделе описания, списке вводимых и выводимых величин.
Строгий синтаксис в языке программирования необходим потому, что компьютер является формальным исполнителем программы. Если, допустим, разделителем в списке переменных должна быть запятая, то любой другой знак будет восприниматься как ошибка.
Слайд 8В программу на Паскале можно вставлять комментарии. Комментарий - это пояснение к
![В программу на Паскале можно вставлять комментарии. Комментарий - это пояснение к](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/454530/slide-7.jpg)
программе, которое записывается в фигурных скобках. В комментариях можно использовать русские буквы. На исполнение программы комментарий никак не влияет.
Заметим, что в Паскале нет различия между строчными и прописными буквами. Например, для Паскаля тождественны следующие варианты записи: begin, Begin, BEGIN, BeGiN. Использование строчных или прописных букв - дело вкуса программиста.
Слайд 9Ввод исходных данных с клавиатуры происходит с помощью оператора read (read -
![Ввод исходных данных с клавиатуры происходит с помощью оператора read (read -](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/454530/slide-8.jpg)
читать) или readln (read line - читать строку):
read(<список переменных>);
или readln(<список переменных>);
При выполнении команды ввода компьютер ожидает действий пользователя. Пользователь набирает на клавиатуре значения переменных в том порядке, в каком они указаны в списке, отделяя их друг от друга пробелами. В конце нажимается клавиша <ВВОД> (<Еnter>). Разница в выполнении операторов readln и read состоит в том, что после выполнения ввода по оператору readln экранный курсор перемещается в начало новой строки, а по оператору read этого не происходит.
Слайд 10Вывод результатов происходит по оператору write (write - писать) или writeln (write
![Вывод результатов происходит по оператору write (write - писать) или writeln (write](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/454530/slide-9.jpg)
line - писать в строку):
write(<список вывода>);
или writeln(<список вывода>);
Результаты выводятся на экран компьютера в порядке их перечисления в списке. Элементами списка вывода могут быть константы, переменные, выражения.
Разница в выполнении операторов writeln и write состоит в том, что после выполнения вывода по оператору writeln экранный курсор перемещается в начало новой строки, а по оператору write этого не происходит.
Слайд 11.Оператор условия
IF (< условие>) THEN
begin
< оператор 1 >;
![.Оператор условия IF ( ) THEN begin ; ; … end ELSE](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/454530/slide-10.jpg)
< оператор 2 >;
…
end
ELSE
begin
< оператор 1 >;
< оператор 2 >;
…
end;
Конструкция ИНАЧЕ ( ELSE ) может отсутствовать.