Слайд 2К философским проблемам, связанным с человеком относятся:
Проблема определения «что есть человек», какой
смысл вкладываем мы в это слово.
2. Определение сущности человека, то есть, того, что делает человека человеком.
3. Как альтернатива предшествующему вопросу, в постклассической философии ставится вопрос о существовании человека, о специфике его бытия, или вопрос о том, как человек делает из себя человека.
4. Проблема смысла жизни человека, его назначения и места в мире.
5. Проблема происхождения человека так же имеет философский аспект размышлений.
Слайд 3Философия Древней Греции
Здесь человек - часть космоса и сверхвременного порядка, а его
душа – часть космической души. Милетская школа и ее представители не отделяли антропологическую проблематику от общемировоззренческой. Античная философия в лице софистов и Сократа акцентировала внимание на человеке, как особом предмете познания. Протагор, лидер софистов, сформулировал основной принцип философствования:
«Человек есть мера всех вещей: существующих, что они существуют, и не существующих, что они не существуют».
Слайд 4Философия Средних веков
Здесь человек – часть мирового порядка, который установил Бог. Также
философы того времени утверждали, что человек – образ и подобие Бога. Но история первородного греха привела к тому, что человеку свойственна двойственность: божественное начало и материальное. В нем противоречиво соединяются душа и тело, где плоть – место страстей и желаний.
Аврелий Августин утверждал, что смысл жизни человека лежит в спасении души и что только вера в бессмертность души помогает человеку бороться с суровой реальностью. Иисус Христос – олицетворение человеческой и божественной природы, таким образом человек способен к внутреннему приобщению к божественной благодати.
Именно это является причиной того, почему человек стремится освободиться от оков дьявола и постичь свет божественный. Благодаря тому, что Иисус пожертвовал собой, человечество получило возможность откупиться о первородного греха и спастись в Судный День. Обязанность каждого человека – нести ответственность за содеянное, соизмерять свои поступки с заповедями. Средневековая антропология сводит человека не к субстанции или всеобщей природе, а представляет его как личность, обладающую богатым духовным миром.
Слайд 5Философия Возрождения
Философия Ренессанса центральной фигурой ставит человека, мировоззренческая установка этого времени –
антропоцентрична, но при этом не полностью отрицает Бога. Здесь человек – личность богатая, обладающая безграничными способностями и возможностями.
Пико Делла Мирандола выразил эту точку зрения в своей «Речи о достоинстве человека». В отличии от философии средних веков, где проблема человека рассматривается и решается через веру в Бога и искупление Христа, философия Возрождения придерживается точки зрения, в которой проблема человека решается сквозь земную жизнь. Ренессанс противопоставляет идею первородного греха и греха в целом тому, что душа человеческая и человек стремятся к счастью, гармонии и добру.
Главная цель человека – быть творцом собственной судьбы. Учение о человека, созданное в этот период времени, называется гуманизм.
Слайд 6Философия Нового времени
Для философии Нового времени, человек это, в первую очередь субъект
познания, и социальное существо, гражданин, обладающий своими правами и обязанностями.
Здесь проблема человека и человек рассматриваются сквозь призму рационализма, где мышление и разум – особенность человека. Р. Декарт утверждал:
«Мыслю, следовательно, существую».
Слайд 7Источники:
https://studopedia.ru/11_162661_problema-cheloveka-v-istorii-filosofii.html
https://spravochnick.ru/filosofiya/filosofskaya_antpropologiya/problema_cheloveka_v_istorii_filosofii/