Человек в системе восточной философии. (Лекция 15)

Содержание

Слайд 2

ПЛАН

Понимание природы человека в индийской философии.
Конфуций о сущности
человека.
Человек в понимании

ПЛАН Понимание природы человека в индийской философии. Конфуций о сущности человека. Человек
школ
китайской философии.

Слайд 3

СВЯЩЕННЫЕ КНИГИ ИНДИИ

В древнеиндийской философии проблема человека формировалась более 1000 лет.
Понимание

СВЯЩЕННЫЕ КНИГИ ИНДИИ В древнеиндийской философии проблема человека формировалась более 1000 лет.
человека менялось в зависимости от времени и степени развитости философских представлений.
Все эти представления собраны в единый свод священных индийских текстов - «Веды»

Священные «Веды»

Слайд 4

КАСТОВАЯ СИСТЕМА ИНДИЙСКОГО ОБЩЕСТВА

брахманы

раджи

вайшьи

шудры (слуги)

КАСТОВАЯ СИСТЕМА ИНДИЙСКОГО ОБЩЕСТВА брахманы раджи вайшьи шудры (слуги)

Слайд 5

ГИМН ПУРУШЕ

Древние индуистские традиции связывают происхождение каст с жертвоприношением космического человека Пуруши.
Социальное

ГИМН ПУРУШЕ Древние индуистские традиции связывают происхождение каст с жертвоприношением космического человека
устройство влияет на понимание сущности человека в Индии.

Изображение Пуруши

Слайд 6

АНТРОПОЛОГИЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ БУДДИЗМА

Основная идея - идея личного спасения и достижения равенства.
Общий

АНТРОПОЛОГИЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ БУДДИЗМА Основная идея - идея личного спасения и достижения равенства.
пафос буддийской антропологии состоит в том, что человек должен преодолеть страх смерти и достичь бессмертия.
Знание достижения бессмертия дает только Будда.

Слайд 7

БУДДИЙСКОЕ УЧЕНИЕ О СТРАДАНИИ (четыре истины)

все существование человека связано со страданием;
причиной

БУДДИЙСКОЕ УЧЕНИЕ О СТРАДАНИИ (четыре истины) все существование человека связано со страданием;
страдания является жажда жизни;
устранение причин страдания состоит в устранении жажды;
существует восьмеричный путь к устранению страдания.

Слайд 8

ВОСЬМЕРИЧНЫЙ ПУТЬ

правильные воззрения
правильные решения
правильная речь
правильные поступки
правильный образ жизни

ВОСЬМЕРИЧНЫЙ ПУТЬ правильные воззрения правильные решения правильная речь правильные поступки правильный образ

правильные усилия
правильное направление мыслей
достижение высшего состояния души (нирваны).

Слайд 9

СУЩНОСТЬ БУДДИСТСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ

Буддизм, а за ним и все другие типы индийской философии

СУЩНОСТЬ БУДДИСТСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ Буддизм, а за ним и все другие типы индийской
формируют образ одинокого человека, вся жизнь которого сосредоточена на внутренних психологических проблемах преодоления самого себя. Этот вечный бой изолирует человека от общества, семьи и друзей. Его главная проблема - он сам, бегство от страданий и достижение внутренней свободы.

Слайд 10

ПОСТУЛАТЫ КОНФУЦИАНСТВА

Человек – существо самолюбивое, исполненное страстей, но он же может изменить

ПОСТУЛАТЫ КОНФУЦИАНСТВА Человек – существо самолюбивое, исполненное страстей, но он же может
себя
Человек – особая реальность между Небом и землей, он находится на пересечении природы и нравственности.
Не природные качества определяют человека, а его стремление к самоосуществлению

Конфуций (VI-V вв. до н.э.)

Слайд 11

ИДЕАЛ БЛАГОРОДНОГО ЧЕЛОВЕКА (этические принципы)

следование дао (моральному закону);
человеколюбие, гуманность (жэнь);
соблюдение ритуала, традиций

ИДЕАЛ БЛАГОРОДНОГО ЧЕЛОВЕКА (этические принципы) следование дао (моральному закону); человеколюбие, гуманность (жэнь);
и этикета (ли);
исправление имен (чжэн мин);
справедливость к другим (и).

Слайд 12

АНТРОПОЛОГИЯ МОИЗМА

Судьба человека хоть и зависит от Неба, но не предопределена им;
Небо

АНТРОПОЛОГИЯ МОИЗМА Судьба человека хоть и зависит от Неба, но не предопределена
лишь моральный идеал для подражания;
Люди свободны в выборе поведения;
Все люди равны по природе;
Критика традиций.

Мо Ди
(V в. до н.э.)

Слайд 13

ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ ДАОСИЗМА

Человек полностью подчинен космическому закону дао;
Поведение человека должно согласовываться с

ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ ДАОСИЗМА Человек полностью подчинен космическому закону дао; Поведение человека должно
природой человека и вселенной;
Главное качество человека – недеяние,
Критика конфуцианских ценностей, не соответствующих альтруизму.

Лао-цзы (VI в. до н.э.)

Слайд 14

АНТРОПОЛОГИЯ ЛЕГИЗМА

Человек обладает злой, агрессивной природой, которую нужно усмирять силой;
Человек должен ориентироваться

АНТРОПОЛОГИЯ ЛЕГИЗМА Человек обладает злой, агрессивной природой, которую нужно усмирять силой; Человек
на настоящее и помнить, что только жестокостью и наказанием можно сформировать личность - умную, волевую, жестокую и целеустремленную;
Критика гуманистических ценностей.

Слайд 15

ОБЩИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ КИТАЙСКОЙ ФИЛОСОФСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ

Человек рассматривается в основном, фаталистически. Он подчинен в

ОБЩИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ КИТАЙСКОЙ ФИЛОСОФСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ Человек рассматривается в основном, фаталистически. Он подчинен
своих деяниях либо Небу, либо условиям жизни, либо дао.
Свобода человека китайской философии остается неизвестной.
Вместе с тем, древневосточная философия ориентирована на совершенствование внутреннего мира человека.