Философия Древнего Китая

Содержание

Слайд 2

Особенности китайской философии

1. Обращение к строго определенному набору канонических книг, которые служили

Особенности китайской философии 1. Обращение к строго определенному набору канонических книг, которые
источником и
теоретической основой философских рассуждений.
2. При изложении своих собственных взглядов и учений китайские авторы старались учесть все предшествующие точки зрения.
3. Китайские философские произведения имели литературно-художественную форму из-за тесной связи с историческими летописями .
4. В содержательном плане китайская философия определялась господством различных натуралистических учений и идей, а в методологическом— ориентацией на нумерологические построения, которые играли в китайской классической философии роль формально-логического аппарата.

Слайд 3

Школа инь и ян

утверждение наличия в мире двух противоположных, противоборствующих сил инь

Школа инь и ян утверждение наличия в мире двух противоположных, противоборствующих сил
и ян (темное и светлое, женское и мужское, нижнее и верхнее, земное и небесное, мягкое и твердое), и взаимодействии пяти элементов (вода, огонь, металл, дерево, почва).
История представляет собой круговой процесс смены доминирования в качестве «пяти благодатей» (у дэ) одного элемента над другими.

Слайд 4

Конфуцианство

Небо (тянь) - высшая божественная, не личностная сила, управляющая миром.
От рождения люди

Конфуцианство Небо (тянь) - высшая божественная, не личностная сила, управляющая миром. От
едины, разница между ними заключается в воспитании и приобретенных качествах.
Главное качество, которое отличает благородного мужа от ничтожества это «человечность», «гуманность» (жэнь).
Жэнь - любовь к людям, следование ритуалам, соблюдение и культивировании норм благопристойности.
Подлинным человеком может считаться только тот, кто совершенствует себя, «возделывает», «окультуривает» естественную человеческую природу приобщаясь к цивилизованности и культурности.
Основной характеристикой цзюнь-цзы в социальном контексте у Конфуция выступает «справедливость», или«долг» (и), выражающаяся в единстве истинного знания(чжи) и должного деяния(син).

Слайд 5

Мен Цзы
Природа человека изначально добрая.
Изначально каждый человек обладает чувством сострадания, стыда и

Мен Цзы Природа человека изначально добрая. Изначально каждый человек обладает чувством сострадания,
негодования, уважения и почитания, правды и неправды, которые составляют основы человеколюбия, справедливости, ритуала и познания.
Тот, кто до конца использует свои умственные способности, тот познает свою природу.
Подлинный правитель должен проявлять заботу о народе, руководствоваться умеренностью во взыскании налогов, соблюдать ритуал по отношению к подчиненным и поступать по справедливости.
5. Чувство справедливости - всеобъемлющий принцип, который проявляется благодаря должным поступкам, соответствующим разуму.
6. Следование справедливости и ритуалу в отношениях между высшими и низшими обеспечивает процветание государства.
7. Народ является главным в государстве, подданные имеют право свергать порочного правителя.

Слайд 6

Сюнь Цзы
Все происходящее совершается по естественным законам мироздания.
То, что человек воспринимает как

Сюнь Цзы Все происходящее совершается по естественным законам мироздания. То, что человек
необычное и загадочное, в действительности представляет собой смену сил инь и ян.
Человек ответственен за свою собственную судьбу и может сам активно вмешиваться в ход событий.
Человеческая природа изначально порочна.
Цель человеческого познания— проникнуть и понять сущность происходящих в обществе и мире явлений и событий, результатом чего является правильное мышление.
6. Задача идеального правителя в завоевании симпатий народа.
7. Мудрость и справедливость правителя проявляются в рачительном расходовании и распределении богатства и обеспечении достатка народу.

Слайд 7

Мо Цзы
Причина нравственного поведения человека коренится в его должных желаниях.
2. Необходимо отдельную

Мо Цзы Причина нравственного поведения человека коренится в его должных желаниях. 2.
любовь, корыстную выгоду заменить всеобщей любовью, взаимной выгодой.
3. При столкновении личных и общественных интересов личным и частным следует пожертвовать ради общего блага.
4. Высшая заслуга человека — принесенная обществу польза.
5. Конечной целью всякого познания следует считать понимание разумных принципов управления государством.
6. Достойные и мудрые люди должны выдвигаться на высокие посты вне зависимости от их происхождения.
7. Хаос и беззакония в человеческом обществе прекратятся с воцарением на троне самого мудрого правителя.
8. Общество будет следовать законам тогда и постольку, когда и поскольку каждый будет заниматься тем делом, которое соответствует его способностям.

Слайд 8

Легизм

Основателем школы законников считается Гуань Чжун(VIII—VII вв. до н. э.), хотя наибольший

Легизм Основателем школы законников считается Гуань Чжун(VIII—VII вв. до н. э.), хотя
вклад в разработку доктрины этой школы внесли Шан Ян (IV в. до н. э.) и Хань Фэй(III в. до н. э.). Хань Фэй учился у конфуцианца Сюнь-цзы и унаследовал его теорию об изначально злой природе человека, вписав ее в доктрину легизма. Центральным понятием школы законников, благодаря которому она и получила свое название, является закон(фа). Философы этого направления китайской мысли противопоставляли единый юридический закон конфуцианской благопристойности-ли.

Слайд 9

Отношения в государстве должны выстраиваться сугубо на основе принуждения и боязни наказания.
Задача

Отношения в государстве должны выстраиваться сугубо на основе принуждения и боязни наказания.
самодержавного и единовластного правителя — «ослабление народа», поэтому необходимо ограничить его образование и полностью подчинить благосостояние людей власти государя.
Основными методами управления обществом для законников являлись награды и наказания, причем акцент был сделан на наказаниях.
Главные добродетели человека— это преданность государю и готовность пойти за него на смерть, безусловное подчинение закону и военные заслуги, на основании которых правитель назначает чиновников на соответствующие должности.

Слайд 10

Шан Ян (390 — 338 гг. до н. э.)

1. Правитель царства должен

Шан Ян (390 — 338 гг. до н. э.) 1. Правитель царства
управлять государством, не обращая внимания на древние традиции и суждения народа, а исходя из современных реалий и текущих государственных интересов.
2. Основным средством управления государством являются не проповеди добродетелей, а ясные и доступные пониманию законы, нарушение которых должно сурово и неотвратимо наказываться.
3. Народ не имеет никакого права обсуждать законы, издаваемые правителем, даже одобрять их он не имеет права.
4. Для государства ценность составляет только армия и заготовка зерна, одобряется также производство простых тканей.
5. Почитание традиций, культ предков, конфуцианские ценности, учёность, ритуал, музыка, литература являются паразитами, которые отвлекают народные массы от Единого — заготовки зерна и войны.
6. Боевые заслуги и заслуги в заготовке зерна и сдаче зерна государству следует поощрять присвоением ранга знатности и чиновнической должности, а также освобождением от повинностей.
7. Всех людей следует ценить исключительно по их заслугам, а не по их происхождению.

Слайд 11

8. Все равны перед законом, поощрения и наказания проводятся в строгом соответствии

8. Все равны перед законом, поощрения и наказания проводятся в строгом соответствии
с законом за определённые поступки.
9. Подушный налог зерном приводит к тому, что все «бездельники» в семьях оказываются вынужденными работать.
10. Человек изначально порочен и даже из-за малой выгоды способен на тяжкие преступления, если только его не остановит страх перед суровым наказанием.
11. Следует поощрять доносительство как меру предупреждения проступков и давать за сообщения о нарушении закона ранги знатности как за совершение воинского подвига.
12. Следует утвердить круговую поруку так, чтобы за проступок одного отвечала вся семья или община, а всех жителей царства приписать к пятеркам и десяткам семей.
13. Следует поощрять освоение всеми желающими пустующих земель и превращенные в поля пустоши признать частной собственностью тех, кто их сумел освоить.
14. Следует поощрять переселенцев из других стран для освоения пустующих земель, давать им льготы в налогах и повинностях.
15. Следует военные заслуги измерять в головах убитых противников. Отстающие подразделения строго наказывать. За невыполнение приказов или гибель командира казнить всё подразделение. За отсутствие доблестных поступков наказывать командиров подразделений.

Слайд 12

Даосизм

Подлинное знание — это приобщение к безымянному дао.
Дао - вечное действие, принцип

Даосизм Подлинное знание — это приобщение к безымянному дао. Дао - вечное
творения, который отвечает за происхождение единственности и двойственности, за начало мира и творение.
Из Дао рождается полярность Инь и Ян, возникают противоположности, появляются перемены, движение и взаимное проникновение — вследствие этого создаётся мир.
Дао - вечно, не сотворено и пронизывает собою все сущее.
Осуществивший даосский идеал, совершенномудрый становится выше противопоставления бытия и небытия, добра и зла, жизни и смерти.
Постигший дао становится причастен первоистоку всего сущего, обретая тем самым бессмертие.
Имя файла: Философия-Древнего-Китая.pptx
Количество просмотров: 57
Количество скачиваний: 0