Предмет и назначение философии

Содержание

Слайд 2

Афи́на – богиня мудрости и войны.

Афи́на – богиня мудрости и войны.

Слайд 3

Философия – это учение об общих принципах бытия, познания и отношения

Философия – это учение об общих принципах бытия, познания и отношения человека к миру.
человека к миру.

Слайд 4

ОНТОЛОГИЯ

ГНОСЕОЛОГИЯ

АНТРОПООЛОГИЯ

СОЦИАЛЬНАЯ
ФИЛОСОФИЯ

АКСИОЛОГИЯ

ОНТОЛОГИЯ ГНОСЕОЛОГИЯ АНТРОПООЛОГИЯ СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ АКСИОЛОГИЯ

Слайд 5

Литература:
Философия: Учебник для вузов. / Под ред. проф. Алексеева П.В. и др.

Литература: Философия: Учебник для вузов. / Под ред. проф. Алексеева П.В. и
М., 2001.
Ильин В.В. История философии: Учебник для вузов. - СПб. Питер, 2005.
Философия: Учебник для вузов. / Под ред. проф. Кузнецова В.Г. и др. М., 2003.
Философия: Учебник для вузов. / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П. Ратникова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: . – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.

Слайд 6

Тема: Предмет и назначение философии

Тема: Предмет и назначение философии

Слайд 7

Предмет и специфика философского знания. Структура и функции философии.

Предмет и специфика философского знания. Структура и функции философии.

Слайд 8

Предмет философии

Слово "философ" впервые употребил древнегреческий математик и мыслитель Пифагор в VI

Предмет философии Слово "философ" впервые употребил древнегреческий математик и мыслитель Пифагор в
в. до н.э. по отношению к людям, стремящимся к мудрости и достойному образу жизни.

Слайд 9

Философия (от греч. phileo - люблю и sophia – мудрость) любовь к

Философия (от греч. phileo - люблю и sophia – мудрость) любовь к
мудрости; но:

между мудростью и философией есть различие:
Мудрость – это безличный коллективный опыт
Философия – это индивидуальное понимание жизни

Слайд 10

Изменения представлений о предмете философии в ходе истории:

1 этап:
Античные (греческие) философы

Изменения представлений о предмете философии в ходе истории: 1 этап: Античные (греческие)
различали
Веру
(религиозные знания)
И
Философию
(знания о мире)

Слайд 11

Аристотель выделял три элемента в философии:

теоретическое знание (математика, физика, метафизика- происхождение и

Аристотель выделял три элемента в философии: теоретическое знание (математика, физика, метафизика- происхождение
устройство Вселенной);
2. практическое (этика, экономика, политика);
3. изобразительное знание (поэзия, риторика, искусство).

Слайд 12

2. Новое время – XVII век. Предмет философия - научное знание.

Рене Декарт говорил:
философия

2. Новое время – XVII век. Предмет философия - научное знание. Рене
- дерево:
корни – метафизика,
ствол – физика,
ветви – медицина, механика, этика.

Слайд 13

3. в середине XIX века - становление современной системы научного знания.

Появляются естественные,

3. в середине XIX века - становление современной системы научного знания. Появляются
общественно-экономические и гуманитарные дисциплины, к которым относится и философия.
На современном этапе предмет философии можно рассматривать как отношение человека к миру в целом.

Слайд 14

Фундамент философии - «вечные» вопросы

т.е. такие вопросы, которые решаются в каждой исторической

Фундамент философии - «вечные» вопросы т.е. такие вопросы, которые решаются в каждой
эпохе, но затем возникают вновь уже в другом аспекте и снова требуют решения:
о смысле жизни,
о борьбе добра и зла,
о познании мира.

Слайд 15

Предмет философии:
Обсуждение «вечных» вопросов об отношении человека к миру в целом в

Предмет философии: Обсуждение «вечных» вопросов об отношении человека к миру в целом
рамках особой духовной деятельности (рефлексия, осмысление) принято со времен античности называть философией.

Слайд 16

Специфика философии

с одной стороны, философия - наука о наиболее общих законах

Специфика философии с одной стороны, философия - наука о наиболее общих законах
развития природы, общества и мышления; занимается универсальными проблемами.
2. с другой стороны, философия складывается из различных точек зрения людей – философов, имеет субъективный характер.

Слайд 17

Философию отличает разнообразие подходов к своему собственному предмету. Философское знание носит плюралистический

Философию отличает разнообразие подходов к своему собственному предмету. Философское знание носит плюралистический и антидогматический характер.
и антидогматический характер.

Слайд 18

При решении вопроса о характере философского знания возникают два направления.

Сциентизм

Философия - «наука

При решении вопроса о характере философского знания возникают два направления. Сциентизм Философия
наук», т.е. главная наука, обобщающая данные всех остальных;
коммуникативная наука, которая соотносит между собой другие области знания,
уточняет и согласовывает терминологию, является хранилищем нерешенных проблем.

Антисциентизм

философия не должна быть научной.
Философия должна быть ориентирована на индивидуальное бытие, обращаться к личности,
давать не только логическую, но и ценностную аргументацию.

Слайд 19

Структура философского знания

Онтология – учение о бытии.
Гносеология – теория познания.
Антропология –

Структура философского знания Онтология – учение о бытии. Гносеология – теория познания.
учение о человеке.
Аксиология – теория ценностей.
Социальная философия – пути развития и модели общества
Праксиология – учение о практической деятельности человека.
Этика – учение о нравственном поведении человека
Эстетика – учение о прекрасном.

Слайд 20

Этапы в истории развития философии:

Философия Древнего Востока
Философия Древней Греции
Философия Средневековья
Философия эпохи Возрождения
Философия

Этапы в истории развития философии: Философия Древнего Востока Философия Древней Греции Философия
Нового времени
Философия современности

Слайд 21

Функции философии:
Мировоззренческая – способствует формированию представлений о мире.
Методологическая – вырабатывает основные методы

Функции философии: Мировоззренческая – способствует формированию представлений о мире. Методологическая – вырабатывает
познания окружающей действительности.
Гносеологическая - познавательная.

Слайд 22

Критическая – учит подвергать сомнению окружающий мир и существующие знания.
 Аксиологическая – дает

Критическая – учит подвергать сомнению окружающий мир и существующие знания. Аксиологическая –
ценностную ориентацию в мире.
 Социальная – объясняет обществу причины его возникновения, эволюцию, структуру, элементы общества.  

Слайд 23

 
Прогностическая – на основе существующих знаний спрогнозировать тенденции развития сознания, познавательных процессов.

Прогностическая – на основе существующих знаний спрогнозировать тенденции развития сознания, познавательных процессов.

Слайд 24

Уровни отражения действительности. Социально-исторические типы мировоззрения. Философия как разновидность мировоззрения.

Уровни отражения действительности. Социально-исторические типы мировоззрения. Философия как разновидность мировоззрения.

Слайд 25

Философия - основа мировоззрения.
Мировоззрение – это совокупность общих взглядов на мир

Философия - основа мировоззрения. Мировоззрение – это совокупность общих взглядов на мир
и место в нем человека.
Мировоззрение – это результат отражения мира.

Слайд 26

Уровни отражения действительности (философии) различаются по степени абстрактности и форме изложения.

1 уровень

Уровни отражения действительности (философии) различаются по степени абстрактности и форме изложения. 1
– Мироощущение (миросозерцание) реализуется как обыденная (практическая) философия – это осознание принципов своей жизни в целом. Выражается в виде афоризмов.

Слайд 27

Афоризм

это краткая содержательная формулировка некоторого тезиса.
Исторически представлена в предфилософии и ранней

Афоризм это краткая содержательная формулировка некоторого тезиса. Исторически представлена в предфилософии и ранней философии.
философии.

Слайд 28

2 уровень – Мировосприятие (миропредставление) реализуется как Философско-художественное мышление – это философские

2 уровень – Мировосприятие (миропредставление) реализуется как Философско-художественное мышление – это философские
обобщения, выраженные в литературно – художественной форме.

Слайд 29

3 уровень – миропонимание или теоретическая философия – высший уровень мировоззрения

специализированная система

3 уровень – миропонимание или теоретическая философия – высший уровень мировоззрения специализированная
знаний, для которой характерны последовательность рассуждений, точность, аргументированность высказываний, использование категориального аппарата. Категории – это общие понятия, данные в области знания. Выражена в виде философских концепций.

Слайд 30

Выделяется три социально-исторических типа мировоззрения.

1. Мифология – форма мировоззрения, характерна для первобытного

Выделяется три социально-исторических типа мировоззрения. 1. Мифология – форма мировоззрения, характерна для
и древнего мира. Мифы обеспечивают духовную связь поколений, закрепляют систему определенных ценностей.
2. Религия – форма мировоззрения, которая дает представление не только о земном мире, но и о мире потустороннем. Существует в вере. Религия (в отличии от мифов) обожествляет сверхприродные качества человека (воскрешение Христа). Основными мировыми религиями являются христианство, ислам, буддизм.
3. Философия – высший уровень мировоззрения. Философия предполагает рационально-критическое отношение к миру, к самому себе, к своим знаниям.

Слайд 31

Философия, как разновидность мировоззрения в своем развитии прошла следующие этапы:

 
- космоцентризм характерен

Философия, как разновидность мировоззрения в своем развитии прошла следующие этапы: - космоцентризм
для Древней Греции (примерно с VI в. до н.э. – по VI в. н.э.) (в центре внимания философов – космос – порядок, гармония мира и человека)
- теоцентризм характерен для средневековья (примерно с V – XV вв. н.э.) –– когда в центре мироздания, в основе мира, по мнению средневековых философов, находится идея Бога.
- антропоцентризм развивается в эпоху Возрождения (XVI в.). Западноевропейские философы снова обращаются к философскому наследию античности. Однако, картина мира эпохи Возрождения изменила свое содержание. В это время основным содержанием философских трудов становится человек, с его неограниченным творческим потенциалом.
- новая модель мироздания появляется в XVII веке. Основой всего становится познавательная деятельность человека.
- для современности также характерен антропоцентризм, но он направлен на внутренний мир человека, его личностные проблемы.

Слайд 32

Основной вопрос философии: «Что первично: дух или материя?».

Основной вопрос философии: «Что первично: дух или материя?».

Слайд 33

Термин
«Основной вопрос философии»
ввел Ф.Энгельс в 1886 г.

Основная проблема философии: отношение мышления

Термин «Основной вопрос философии» ввел Ф.Энгельс в 1886 г. Основная проблема философии:
к бытию, духа к природе,
сознания к материи:

Слайд 34

От решения основного философского вопроса зависит общее понимание бытия. Выделяются крупные философские направления: материализм

От решения основного философского вопроса зависит общее понимание бытия. Выделяются крупные философские направления: материализм и идеализм
и идеализм

Слайд 35

Философское направление – совокупность философских учений, разделяющих общее принципиальное положение.
Материализм все объясняет

Философское направление – совокупность философских учений, разделяющих общее принципиальное положение. Материализм все
из материи;
Идеализм – объясняет возникновение материи из духа.
Эти направления неоднородны:

Слайд 36

Материализм:
Первооснова всего существующего – материя.
В его развитии выделяются:
- Материализм Древнего Востока и

Материализм: Первооснова всего существующего – материя. В его развитии выделяются: - Материализм
Древней Греции: окружающий мир рассматривался сам по себе, независимо от сознания и состоял из материальных элементов (Левкипп, Демокрит и др;
- Метафизический (механистический) материализм Нового времени в Европе: в основе – изучение природы (Галилей, Френсис Бэкон, Жюльен Ламетри);

Слайд 37

- Диалектический материализм: единство материализма и диалектики К. Маркс, Ф. Энгельс);
Последовательный материализм:

- Диалектический материализм: единство материализма и диалектики К. Маркс, Ф. Энгельс); Последовательный
принцип материализма распространялся и на природу и на общество (марксизм);
Непоследовательный материализм: отсутствует материалистическое понимание общества и истории (Л. Фейербах),
деизм – представители признавали бога, но сводили его функции к творению материи и сообщению ей первоначального импульса развития (Ф. Бэкон. М.В. Ломоносов)

Слайд 38

Идеализм:

Основой мира являются духовные факторы:
объективный идеализм: провозглашает независимость идеи, бога, вообще идеального

Идеализм: Основой мира являются духовные факторы: объективный идеализм: провозглашает независимость идеи, бога,
начала не только от материи, но и от сознания человека (Платон, Фома Аквинский, Гегель)
- субъективный идеализм: внешний мир зависит от сознания человека (Дж. Беркли).

Слайд 39

Кроме онтологической (бытийной) - что первично: материя или сознание - стороны основного

Кроме онтологической (бытийной) - что первично: материя или сознание - стороны основного
вопроса есть
Гносеологическая (познавательная) сторона основного вопроса: познаваем или не познаваем мир, что первично в процессе познания?

Слайд 40

При ответе на вопрос: Познаваем ли мир? Возникает следующие направления:

Гносеологический оптимизм

При ответе на вопрос: Познаваем ли мир? Возникает следующие направления: Гносеологический оптимизм
(гностицизм)

мир познаваем и возможности познания не ограничены (как правило, материалисты).
направления гностицизма:
Эмпиризм (сенсуализм) – в основе истинного знания лежит опыт и чувственное познание (основатель – Ф. Бэкон 17 в.).
Рационализм – в основе истинного знания лежит только разум, без влияния на него опыта и ощущений (основатель Р. Декарт 17 в.).

Агностицизм

мир не познаваем и познавательные способности человека ограничены (крупный теоретик агностицизма И. Кант 18 в.)
Иррационализм – отрицает возможность разумного и логичного познания действительности. Основной вид познания – инстинкт, вера (С.Къеркегор, М. Хайдеггер)

Слайд 41

Философские концепции бытия.

Философские концепции бытия.

Слайд 42

Монизм (от греч. слова monos – один)

Философская концепция, согласно которой мир

Монизм (от греч. слова monos – один) Философская концепция, согласно которой мир
имеет одно начало.
Таким началом выступает материальная или духовная субстанция (первооснова).
Монизм может быть двух видов: материалистический и идеалистический.

Слайд 43

Дуализм от лат. dualis – двойственный)

Философская концепция, утверждающая равноправие двух первоначал: материи

Дуализм от лат. dualis – двойственный) Философская концепция, утверждающая равноправие двух первоначал:
и сознания.
(основатель Рене Декарт).

Слайд 44

Плюрализм от лат. pluralis - множественный

Предполагает несколько или множество исходных оснований.

Плюрализм от лат. pluralis - множественный Предполагает несколько или множество исходных оснований.
Примером могут служить теории древних мыслителей, где в качестве основы всего сущего выдвигались такие начала, как земля, вода, воздух огонь и т.д.

Слайд 45

Основные философские методы.

Основные философские методы.

Слайд 46

Философские методы - это:
наиболее общие подходы и способы практического и теоретического рассмотрения

Философские методы - это: наиболее общие подходы и способы практического и теоретического
бытия и познания.
Плюрализму философских концепций соответствует плюрализм методов.

Слайд 47

Теория познания изначально определяется тем, что берется за первичное: материя или сознание.
В

Теория познания изначально определяется тем, что берется за первичное: материя или сознание.
рамках материализма общий процесс познания – отражение в сознании объективной действительности
В идеализме в основе процесса познания- самопознание, сознание абсолютной идеи

Слайд 48

Диалектика – учение об общих законах развития природы, общества и мышления.
Метафизика –

Диалектика – учение об общих законах развития природы, общества и мышления. Метафизика
антидиалектический способ мышления. Рассматривает вещи и явления неизменными и независимыми друг от друга. Отрицает внутренние противоречия как источник развития в природе и обществе.

Слайд 49

Сенсуализм (от лат. Sensus – чувство) – методологический принцип, в котором за

Сенсуализм (от лат. Sensus – чувство) – методологический принцип, в котором за
основу познания берутся чувства (Эпикур, Гоббс, Локк, Беркли, Гольбах, Фейербах и др.)
Рационализм – в основе познания и действия людей – разум (от лат. Ratio – разум) (Декарт, Спиноза, Лейбниц, Гегель и др.)
Иррационализм – метод, который отрицает или ограничивает роль разума в познании, опираясь на инстинкт, веру, откровение в постижении бытия ( Шопенгауэр, Къеркегор, Ницше, Дильтей, Бергсон, Хайдеггер и др.)