Гносеология (эпистемология)

Содержание

Слайд 2

Исходные гносеологические категории

Познание – это обусловленный общественно-исторической практикой процесс приобретения и развития

Исходные гносеологические категории Познание – это обусловленный общественно-исторической практикой процесс приобретения и
знания
Знание - это любая значимая информация
Большинство философов (как материалистов, так и идеалистов) убеждены в принципиальной познаваемости мира. Но существует и агностицизм, представители которого отрицают достижимость истины. Наиболее знаменитые агностики – это И. Кант и Д. Юм
Субъект познания – это тот, кто познает, а объект – то, что познается. В классической философии познание рассматривается как субъектно-объектное отношение

Слайд 3

Основные гносеологические принципы - 1

Принцип отражения. Основоположник – Демокрит. Принцип широко используется

Основные гносеологические принципы - 1 Принцип отражения. Основоположник – Демокрит. Принцип широко
в материалистической философии. В домарксовском материализме нового времени получил название концепции «мягкого воска». Джон Локк (Британия, XVII): сознание человека – чистая доска(tabula rasa), на которой природа пишет свои письмена.
«Гносеологическая робинзонада». Познание рассматривается вне исторического контекста. Субъект познания – отдельный человек, рассматриваемый вне общественных связей и отношений. Гегель критиковал Канта за подобное отношение к субъекту. Гегель считал, что субъект познания всегда имеет социальную сущность (Я = Мы)
Принцип припоминания (теория врожденных идей). Разрабатывался Платоном, Декартом, Кантом
Принцип тождества бытия и мышления. Это попытка обоснования гносеологического оптимизма (убежденности в познаваемости мира).Свой оптимизм относительно достижимости истины по-разному обосновывают идеалисты и материалисты

Слайд 4

Основные гносеологические принципы - 2

Принцип активности субъекта в процессе познания. «Коперниканский переворот»

Основные гносеологические принципы - 2 Принцип активности субъекта в процессе познания. «Коперниканский
в гносеологии, совершенный Иммануилом Кантом. По мнению Канта субъект не только активно, творчески относится к объекту, но, более того, субъект сам творит объект
Принцип практики введен в гносеологию К.Марксом. Практика – это материальная предметная чувственная деятельность человека – труд. Практика – это делание вещей.
Маркс считает, что познание невозможно вне практического отношения человека к действительности.
Практика имеет общественно-исторический и целесообразный характер. Она чрезвычайно многообразна ( 1- собственно производственная деятельность; 2- общественно-историческая деятельность; 3 – научный эксперимент).
Познание, по мнению Маркса, является отражением субъектом объекта, но это деятельное, активное отражение, так как объект всегда вовлечен в историческую практику субъекта
Практика и познание – две теснейшим образом взаимосвязанные и необходимые друг другу стороны исторического процесса

Слайд 5

Чувственное и рациональное в познании

Философия Нового времени выделяет в структуре познавательной деятельности

Чувственное и рациональное в познании Философия Нового времени выделяет в структуре познавательной
субъекта два уровня – чувственное познание (эмпирический уровень) и рациональное познание (логический уровень)
Чувственное познание – это непосредственное созерцание объекта Его формы: ощущение, восприятие и представление. Ощущение – непосредственные ответ того или иного органа чувств на внешнее воздействие. Восприятие – целостный чувственный образ предмета, комплекс ощущений. Представление – восприятие, переживаемо по памяти
Рациональное познание – это опосредованное отражение объекта, исследование его при помощи понятий. Его формы: понятие, суждение, умозаключение
Познание является единством чувственного и рационального, оба этих уровня не существуют изолированно друг от друга, наоборот, они пронизывают друг друга, переплетаются, взаимно поддерживают друг друга. Существуют такие формы познавательной деятельности, которые невозможно однозначно отнести ни к чувственности, ни к рациональности: они являются «сплавами» того и другого. Например, творческое воображение, интуиция

Слайд 6

Спор эмпириков и рационалистов

В XVII – XIX веках эмпирический и рациональный уровни

Спор эмпириков и рационалистов В XVII – XIX веках эмпирический и рациональный
зачастую противопоставлялись друг другу.
Философы, считавшие, что все познание выводимо из чувственного опыта называли себя эмпириками (сенсуалистами). Это Фр. Бэкон, Дж. Локк, Л. Фейербах. Джон Локк: «..Все знание из ощущений. Нет ничего в разуме, чего предварительно не было бы в чувствах»
Философы, утверждавшие, что главным источником знания является разум – это рационалисты. К ним можно отнести Р. Декарта, Б.Спинозу, Лейбница, И.Канта. Г.В.Лейбниц: «..нет ничего в разуме, чего предварительно не было бы в чувствах. Кроме самого разума.» Философы-рационалисты нового времени так или иначе принимают принцип врожденных идей

Слайд 7

Проблема истины в философии

Классическая (корреспондентская) концепция истины. Основоположник – Аристотель. Здесь истинным

Проблема истины в философии Классическая (корреспондентская) концепция истины. Основоположник – Аристотель. Здесь
считается знание, соответствующее действительности
Когерентная концепция истины. Николас Решер, американский философ ХХ века. Истинными считаются знания, которые логически согласуются, не противоречат друг другу, образуя единую научную картину мира
Прагматическая концепция истины. Ч.Пирс (США, XIX) и У. Джеймс (США, ХХ). Истинно то, что полезно, то, что эффективно работает
Семантическая концепция истины. А.Тарский (США, ХХ) Истинными считаются знания, которые соответствуют объекту, не содержат в себе внутренних противоречий и непротиворечиво сочетаются с другими знаниями.
Диалектико-материалистическая концепция истины. Здесь истинность исследуется как бесконечное движение, бесконечное обогащение знания, описываемое несколькими категориями. Это абсолютная истина, объективная истина, конкретная истина, относительная истина.