Содержание

Слайд 2

План занятия

Сравнение с литературой первой половины века;
Собственно исторические и историко-литературные комментарии к

План занятия Сравнение с литературой первой половины века; Собственно исторические и историко-литературные
периоду;
Славянофилы и западники;
Другие общественные и литературные движения 1860-х.

Слайд 3

Сравнение подходов

Первая половина века
- вопросы формы (не «что?» изображать, а «как?»),
- проблемы

Сравнение подходов Первая половина века - вопросы формы (не «что?» изображать, а
становления русского языка,
- малые формы (басни, стихотворения, повести)

Вторая половина века
- упор на содержании, философии,
- язык – средство донесения мысли, самоценность языка относительна,
- эпоха русского романа (так, Салтыков-Щедрин отказывается от «лепетания в стихах»)

Пафос нравственного совершенствования, отказ от революционного пути в развитии

Слайд 4

Общее для литературы XIX века

Потому как бы ни стали мы судить о

Общее для литературы XIX века Потому как бы ни стали мы судить
нашей литературе по сравнению с иноземными литературами, но в нашем умственном движении играет она более значительную роль, нежели французская, немецкая, английская литература в умственном движении своих народов, и на ней лежит более обязанностей, нежели на какой бы то ни было другой литературе. Литература у нас пока сосредоточивает почти всю умственную жизнь народа, и потому прямо на ней лежит долг заниматься и такими интересами, которые в других странах перешли уже, так сказать, в специальное заведывание других направлений умственной деятельности.
«Очерки гоголевского периода» Н.Г. Чернышевский
Литература – учебник жизни

Слайд 5

Общественная борьба в 50-60-е годы

Появление двух либеральных лагерей:

западники

славянофилы

Общественное движение 60-х годов проходит

Общественная борьба в 50-60-е годы Появление двух либеральных лагерей: западники славянофилы Общественное
в своем развитии три этапа:
с 1855 по 1858 (размежевание общественных сил);
с 1859 по 1861 (напряженная борьба);
с 1862 по 1869 (резкий спад движения,
завершающийся наступлением правительственной
реакции).

Слайд 6

Западничество

Допетровской России нет;
Ос­но­ва ми­ро­воз­зре­ния – идеи ев­ропейского Про­све­ще­ния и не­мец­кой клас­си­че­ской фи­ло­со­фии;
«Переимчивость» русского

Западничество Допетровской России нет; Ос­но­ва ми­ро­воз­зре­ния – идеи ев­ропейского Про­све­ще­ния и не­мец­кой
народа – самое важное качество;

Вы­ра­зи­те­ля­ми мне­ний западников бы­ли жур­на­лы «Мо­с­ков­ский на­блю­да­тель» (1835-1839), «Оте­че­ст­вен­ные за­пис­ки» (с 1839), «Рус­ский вест­ник» (с 1856) и «Ате­ней» (1858-1859), а так­же газета «Мо­с­ков­ские ве­до­мо­сти» (1851-1856).

Слайд 7

Западничество

Но! Герцен писал о Каткове: "Либеральный публицист... бросил за борт либерализм, конституционализм,

Западничество Но! Герцен писал о Каткове: "Либеральный публицист... бросил за борт либерализм,
поклонение Европе... внезапно почувствовав себя неистовым патриотом".

Михаил Никифорович Катков («Русский вестник» – осн. 1856г.) выступает за освобождение крестьян с землей при выкупе ее со стороны правительства, предоставление дворянству прав местного и государственного управления по примеру английских лордов. = английский путь развития.

Слайд 8

Славянофильство

«Дух и основные начала» русской образованности существенно отличаются от западноевропейской

Иван Васильевич Киреевский

Славянофильство «Дух и основные начала» русской образованности существенно отличаются от западноевропейской Иван
("О характере просвещения Европы и о его отношении к просвещению России") выделял три существенных признака различий между Россией и Европой:
Россия и Запад усвоили разные типы античной культуры,
Православие имело ярко выраженные самобытные черты, отличавшие его от католичества,
Разными были исторические условия, в которых складывалась западноевропейская и русская государственность.

Слайд 9

Славянофильство

Отрицательно относились к петровским преобразованиям;
Основа – идея о самобытном пути России (путь

Славянофильство Отрицательно относились к петровским преобразованиям; Основа – идея о самобытном пути
Восточной Римской империи, нравственность выше формального закона, отсутствие победителей и побежденных);
Ключевое качество русского народа – соборность.

СОБОРНОСТЬ — понятие русской философии, означающее свободное духовное единение людей как в церковной жизни, так и в мирской общности, общение в братстве и любви.

В 1840–50-х гг.: журналы «Москвитянин», «Русская беседа», «Сельское благоустройство», газеты «Молва», «Парус».

Слайд 10

Понимание искусства у западников и славянофилов: сравнение

Западники
«Чистое искусство», или артистическое
Внимание
к худ.

Понимание искусства у западников и славянофилов: сравнение Западники «Чистое искусство», или артистическое
средствам;
Интерес к
вечному в
произведениях

Славянофилы
Дидактическое искусство
Безразличен психологизм;
Сосредоточены на самобытном

Статья "Критика гоголевского периода русской литературы и наши к ней отношения"

А. В. Дружинин

Слайд 11

Почвенничество

примиряет западников и славянофилов;
духовный предводитель – Ф. М. Достоевский, его сподвижники А.

Почвенничество примиряет западников и славянофилов; духовный предводитель – Ф. М. Достоевский, его
А. Григорьев и Н. Н. Страхов

Журналы "Время" (1861-1863) и "Эпоха" (1864-1865)

"всечеловечность" как характерная особенность русского народного сознания;
не отрицали реформ Петра I, но видели путь России вместе с народом – важна фигура Пушкина, т.к. он русский европеец. Из современных писателей – Островский, Толстой.

Слайд 12

Революционеры-демократы

Ключевые фигуры: критики Чернышевский, Добролюбов («реальная критика»);
Начиная с 1859 года в их

Революционеры-демократы Ключевые фигуры: критики Чернышевский, Добролюбов («реальная критика»); Начиная с 1859 года
статьях идея крестьянской революции;

Николай Александрович Добролюбов

Николай Гаврилович Чернышевский