Слайд 2Каноническое право
Источники:
Священное Писание
Постановления Вселенских и поместных соборов
Постановления римских пап
Сфера действия:
организацию римской
католической церкви
отправление религиозных обрядов, проступки против веры,
брачно-семейное
наследственное право
Слайд 3История средневековой христианской философии
Патристика (II—VIII вв.) Учение «отцов церкви», рассматривавших проблемы
философии, этики, правовой науки с позиции христианских догматов
Представители: Иоанн Златоуст (347—407) и Аврелий Августин (354—430)
Схоластика (XII—XIII вв.) Основной путь постижения Бога видели в логике и логически последовательном выведении из догматов христианства знаний об устройстве реально существующего мира.
Представители: Фома Аквинский (1225—1274)
XIII в. скептическое отношение к теологии и догматам христианства
Представитель: Марсилий Падуанский (1280—1343)
Слайд 4Иоанн Златоуст
Общность целей церковной и светской властей
Приоритет церковной власти
Правитель должен быть
православным и благочестивым
Слайд 5Аврелий Августин
Сочинения:«De civitate Dei» («О граде Божьем») и «Confessiones» («Исповедь»), его духовная
биография, сочинение De Trinitate (О Троице), De libero arbitrio (О свободной воле), Retractationes (Пересмотры)
Критика Рима как бесовского государства
Признание фактического равенства всех христиан
Истинная справедливость возможна лишь в «граде Божьем», только церковное общение является делом, праведным перед Богом
Слайд 6Фома Аквинский
Сочинения: «Сумма теологии»
Требование об обязательном обнародовании законов
Четыре видов закона: Божественный, вечный,
естественный и человеческий
Право народа на восстание против государя
Слайд 7Марсилий Падуанский
Светский характер государства и его независимость от церкви
Источником власти и законов
является народ
Государство возникает из общественного договора и имеет целью обеспечение материального благополучия своих подданных
Избрание монарха народом
Разделение государственной власти на две ветви: законодательную и исполнительную.
Слайд 8Школа каноников
Представитель канонической юриспруденции - монах Грациан
1140 г. книга «Decretum» или «Согласование
разноречивых канонов»
«Decretum» Грациана состоял из трех частей
Первая часть: анализ изречений отцов церкви по поводу природы права, видов и источников права, юрисдикции церкви и статусу клириков
Вторая часть: юридические казусы с постановкой к каждому из них вопроса. Решение противоречий
Третья часть: изложение канонических принципов
Формируется школа каноников или декретистов
Слайд 9Особенности канонического правоведения
Предпочтение предписаний Бога и церкви
Стиль мышления канонистов, восходящий к схоластике
и аристотелевскому силлогизму
Канонические юристы выступали на стороне церкви в борьбе папы римского с императорами и светскими монархами, изыскивая юридические доводы в поддержку светских полномочий папы и независимости церкви от государственного вмешательства
Доктрина «двух мечей» св. Амвросия и римского папы Геласия II