Идея развития в философии

Содержание

Слайд 2

Развитие есть объективное явление, феномен материальной и духовной реальности ;
Идея развития выражает

Развитие есть объективное явление, феномен материальной и духовной реальности ; Идея развития
необратимое, направленное, закономерное изменение материальных и идеальных объектов.

Слайд 3

Соотношение понятий «развитие» и «движение»

Понятие движения истолковывается в «широком» смысле как представление

Соотношение понятий «развитие» и «движение» Понятие движения истолковывается в «широком» смысле как
о любом изменении вообще;
Развитие выражает необратимое, направленное, закономерное изменение материальных и идеальных объектов.
Способность к развитию составляет одно из всеобщих свойств материи и сознания.

Слайд 4

Существенную характеристику процессов развития составляет время:
во-первых, всякое развитие осуществляется в реальном

Существенную характеристику процессов развития составляет время: во-первых, всякое развитие осуществляется в реальном
времени;
во-вторых, только время выявляет направленность развития.

Слайд 5

Понятие времени в Античности ПЛАТОН

Являясь подобием образца и подражая ему, время является подобием

Понятие времени в Античности ПЛАТОН Являясь подобием образца и подражая ему, время
вечности.
Время, с одной стороны, представляется отличным о вечности, с другой же стороны, причастным ей, ибо создано вечностью как подобие.
Платон рассматривает время как категорию космическую: оно возникает вместе с космосом, явлено в движении небесных тел и подчиняется закону числа.
Вопрос о возможном конце времени, так же как и космоса, остается у Платона в сущности открытым.

Слайд 6

Аристотель – нахождение метода, способного прояснить природу времени.

Аристотеля интересуют два аспекта:
1)     

Аристотель – нахождение метода, способного прояснить природу времени. Аристотеля интересуют два аспекта:
что подразумевается под понятием «теперь» (т.е. настоящим);
2)      как время соотносится с движением.

Слайд 7

Аристотель говорит о неразделимости времени и «теперь»: Теперь есть неделимый момент времени,

Аристотель говорит о неразделимости времени и «теперь»: Теперь есть неделимый момент времени,
не имеющий в себе как движения, так и покоя. Аристотель сравнивает «теперь» с геометрической точкой.
Аристотель критикует  тех, кто представляет время тождественным движению.
Время не есть движение, но и не существует без движения. Время не есть число, которым мы считаем, а подлежащее счету.

Слайд 8

Циклическое время

время мыслилось как протекающее циклически (по кругу) и все процессы воспринимались

Циклическое время время мыслилось как протекающее циклически (по кругу) и все процессы
как совершающиеся по заданной "oт века" программе (возникновение - становление - исчезновение - новое возникновение).
В "Природе" Эмпедокл говорит о космических временных циклах.
В "Диалогах" Платона есть описания циклического времени и повторяющихся катаклизмов, уничтожающих или почти уничтожающих человеческие цивилизации.
Аристотель часто упоминает в своих трудах, что наука и искусство уже были открыты много раз в прошлом.
В учении Платона Пифагора и Эмпедокла о трансмиграции души общая цикличность присуща и индивидуальному психо-физическому существованию.

Слайд 9

Для античного мировоззрения не существовало проблемы необратимых изменений, а вопрос о происхождении

Для античного мировоззрения не существовало проблемы необратимых изменений, а вопрос о происхождении
мира в целом и его объектов сводился главным образом к вопросу о том, из чего происходит нечто.

Слайд 10

Идея замкнутого, совершенного Космоса

исключала даже постановку вопроса о направленных изменениях, порождающих принципиально

Идея замкнутого, совершенного Космоса исключала даже постановку вопроса о направленных изменениях, порождающих
новые структуры и связи.

Слайд 11

Линейная концепция времени

С утверждением Христианства, выдвинувшего идею линейного (вперед, от сотворения мира)

Линейная концепция времени С утверждением Христианства, выдвинувшего идею линейного (вперед, от сотворения
направления времени;
Эта идея распространялась лишь на сферу духа (души).

Слайд 12

Представление об истории

История человеческого общества подобна летящей стреле – имеет начало (творение

Представление об истории История человеческого общества подобна летящей стреле – имеет начало
перволюдей), смысл (победу христианской религии), конец («страшный суд»).
В основу периодизации истории человечества Августин положил «Библию»: пять периодов связаны с ветхозаветной историей, шестой период начался с первым пришествием Иисуса Христа.

Слайд 13

Понятие времени у Августина Блаженного

Августин обнаруживает, что время существует лишь в духовном

Понятие времени у Августина Блаженного Августин обнаруживает, что время существует лишь в
мире человека, который склонен разделить время на прошедшее, настоящее и будущее:
В собственном смысле надо бы вести речь о трех временах: настоящее прошлого, настоящее настоящего, настоящее будущего.
Настоящее прошедшего — это память; настоящее настоящего — это интуиция, настоящее будущего — это ожидание.

Слайд 14

Концепция линейного времени

С возникновением эмпирической (опытной, экспериментальной) науки нового времени идея линейного

Концепция линейного времени С возникновением эмпирической (опытной, экспериментальной) науки нового времени идея
направления времени в исследовании природы ведет к формированию представлении о естественной истории, о направленных, и необратимых изменениях, в природе и обществе.

Слайд 15

Переломную роль здесь сыграло создание научной космологии (Коперник, Галилей, Ньютон);
Теории эволюции в

Переломную роль здесь сыграло создание научной космологии (Коперник, Галилей, Ньютон); Теории эволюции
биологии
( Ч.Дарвин);
Геологии.

Слайд 16

Идея развития прочно утверждается в естествознании и почти одновременно становится предметом философского

Идея развития прочно утверждается в естествознании и почти одновременно становится предметом философского исследования.
исследования.

Слайд 17

Идея развития легла в основу естествознания, а внимание к ней возросло после

Идея развития легла в основу естествознания, а внимание к ней возросло после
буржуазных революций в Европе, когда понятие развития распространилось на все сферы бытия мира, общества и человека.
Французские просветители Вольтер и Руссо выдвинули идею исторического развития, а Кондорсе сформулировал понятие исторического прогресса для общественного развития.

Слайд 18

Философия немецкого идеализма

И.Кант
применил понятие развития к Солнечной системе и другим

Философия немецкого идеализма И.Кант применил понятие развития к Солнечной системе и другим
звездным мирам;
сформулировал проблему исторического развития человеческой нравственности.

Слайд 19

Философия немецкого идеализма

Г. Гегель.
Учение о всеобщем развитии, выраженное в идеалистической

Философия немецкого идеализма Г. Гегель. Учение о всеобщем развитии, выраженное в идеалистической
форме: развивается, эволюционирует Абсолютная идея, сначала в логике, потом в природе, истории, наконец, в обществе и философии.

Слайд 20

Рассматривал явления в их противоречивости - тезис и антитезис - и разрешение

Рассматривал явления в их противоречивости - тезис и антитезис - и разрешение
противоречий в синтезе, являющемся новым этапом развития;
Показал всеобщность принципа развития (закон перехода количественных изменений в качественные);
Раскрыл его всеобщий механизм и источник - возникновение, борьбу и преодоление противоположностей (в мысли, природе и обществе).

Слайд 21

Марксизм (диалектический материализм).

Развитие понимается как универсальное свойство материи;
Это всеобщий принцип, служащий

Марксизм (диалектический материализм). Развитие понимается как универсальное свойство материи; Это всеобщий принцип,
(в форме историзма) основой объяснения истории общества и познания.
Общей теорией развития выступает материалистическая диалектика, она должна помочь объяснить реальный мир из него самого, а не из абстрактно выведенных понятий духа.
Главное - не объяснить мир, а изменить его.

Слайд 22

Материалистическое понимание истории

В общественном производстве люди независимо от своей воли, с необходимостью

Материалистическое понимание истории В общественном производстве люди независимо от своей воли, с
вступают в производственные отношения, которые образуют "базис" общества.
В их основе лежит отношение к собственности на средства производства.
Базисные отношения влияют на "надстройку", которая состоит из политических, правовых, религиозных, моральных и др. отношений людей.
Маркс считал, что духовные отношения зависят от материальных, а не наоборот.
В целом не сознание определяет бытие, а общественное бытие определяет сознание.

Слайд 23

Материалистическое понимание истории

Поскольку базис общества непрерывно изменяется, изменяется само производство, то меняется

Материалистическое понимание истории Поскольку базис общества непрерывно изменяется, изменяется само производство, то
и надстройка общества.
Совокупность конкретно-исторических отношений базиса и надстройки называется "общественно-экономическая формация".
В самом общем виде в концепции Маркса три формации: доклассовая, классовая и бесклассовая.
Общество закономерно и естественно двигается к бесклассовой формации, т.е. к коммунизму.
В обществе будет отсутствовать эксплуатация человека человеком, эксплуатироваться будет труд машин, человек будет только управлять сложным автоматическим производством и большую часть своего времени потратит на свое духовное и телесное самосовершенствование.

Слайд 24

Идея развития в рамках позитивизма (градуалистская модель развития)

Г. Спенсер провозглашал и

Идея развития в рамках позитивизма (градуалистская модель развития) Г. Спенсер провозглашал и
обосновывал положение о всеобщей постепенной эволюции всей природы.
в основе всеобщей эволюции лежит процесс механического перераспределения частиц материи, а сама эволюция идет в направлении от однородности к разнородности, от разнородности к еще большей разнородности.

Слайд 25

Главные недостатки понимания Г. Спенсером всеобщего развития:
1) исключительно постепенный характер эволюции;

Главные недостатки понимания Г. Спенсером всеобщего развития: 1) исключительно постепенный характер эволюции;
2) внешний источник изменения и развития материальных систем.
Основной недостаток такой концепции - не в отрицании скачков вообще, а в
отрицании скачков взрывообразного типа, каковыми являются
в живой природе мутации,
социальной действительности - политические революции.

Слайд 26

«Творческий эволюционизм», или "эмерджентизм". Л. Морган

Во-первых, "творческая эволюция" строится на основе

«Творческий эволюционизм», или "эмерджентизм". Л. Морган Во-первых, "творческая эволюция" строится на основе
признания факта возникновения нового качества, несводимого к исходному; признается "взрывообразный", быстрый скачок.
Во-вторых, новое качество выступает результатом внутренней "творческой силы".
В-третьих, несводимые друг к другу более высокие ступени не могут быть предсказаны исходя из начальных качеств.
В-четвертых, благодаря творческой эволюции в действительности образуется система уровней эволюции, сформировавшихся в итоге внезапных скачков.

Слайд 27

главная ее черта - абсолютизация скачков в развитии, причем скачков интегративных, взрывообразных.
Различие

главная ее черта - абсолютизация скачков в развитии, причем скачков интегративных, взрывообразных.
же между этими концепциями в том,
если одна из них абсолютизирует постепенные скачки (и в этом смысле эволюционную сторону развития),
то вторая столь же односторонне преувеличивает роль внезапных, взрывообразных скачков.
И та, и другая одинаковы в своем разрыве "постепенности - внезапности" ("непрерывности - прерывности").

Слайд 28

Равновесно-интеграционная концепция развития.

1. Равновесие абсолютно (в том смысле, что оно является

Равновесно-интеграционная концепция развития. 1. Равновесие абсолютно (в том смысле, что оно является
преобладающим состоянием систем); борьба относительная.
2. Равновесие лишено противоречий; это положительное состояние; противоречия и борьба негативны, вредны для системы;
3. Нарушение равновесия происходит под воздействием внешних сил (или главным образом этих сил).
4. Преодоление противоречий осуществляется за счет приспособления системы к внешней среде (или ее элемента к ему противоположному), что обеспечивает "нейтрализацию" противоположностей и новое равновесие.
5. Развитие идет по формуле: Равновесие - Неравновесие- Равновесие.

Слайд 29

Недостатки теории равновесия:

В рассматриваемой теории абсолютизируется значение равновесного состояния систем. Такие

Недостатки теории равновесия: В рассматриваемой теории абсолютизируется значение равновесного состояния систем. Такие
системы широко распространены, и они зачастую гармоничны, но современная теория систем опровергает состояние равновесности.
положение теории равновесия о том, что
противоречия (конфликты) негативны, в принципе губительны для системы. Значение конфликтов для прогресса социальной
системы может быть различным.

Слайд 30

Концепция универсального эволюционизма

Экстраполяция эволюционных идей, получивших обоснование в биологии ,астрономии и геологии

Концепция универсального эволюционизма Экстраполяция эволюционных идей, получивших обоснование в биологии ,астрономии и
на все сферы действительности;
Рассмотрение неживой, живой и социальной материи как единого универсального эволюционного процесса.

Слайд 31

Соединение идеи эволюции с идеями системного подхода:

Системный подход, развиваемый биологией, рассматривает объекты

Соединение идеи эволюции с идеями системного подхода: Системный подход, развиваемый биологией, рассматривает
не просто как системы, а как самоорганизующиеся системы, носящие открытый характер;
Действие всех природных и социальных законов можно представить как постоянный отбор некоторых состояний из поля возможностей.
Понятия наследственности, изменчивости, отбора приобретают более глубокое содержание.

Слайд 32

Три важнейших концептуальных направления в науке XX века.

Теория нестационарной Вселенной;
Синергетика;
Концепция биосферы и

Три важнейших концептуальных направления в науке XX века. Теория нестационарной Вселенной; Синергетика; Концепция биосферы и ноосферы.
ноосферы.

Слайд 33

Модель расширяющейся Вселенной:

Описывает в терминах эволюции неорганический мир;
Обнаруживает общие эволюционные характеристики различных

Модель расширяющейся Вселенной: Описывает в терминах эволюции неорганический мир; Обнаруживает общие эволюционные
уровней его организации;
Была установлена связь между эволюцией Вселенной и процессом образования элементарных частиц;
Объективные свойства Вселенной как целого создают возможность возникновения жизни,
Разума: антропный принцип.

Слайд 34

Антропный принцип

«Слабый» антропный принцип: наше положение во Вселенной с необходимостью является привилегированным

Антропный принцип «Слабый» антропный принцип: наше положение во Вселенной с необходимостью является
в том смысле, что оно должно быть совместимо с нашим существованием в качестве наблюдателей;
«Сильный» антропный принцип утверждает, что Вселенная должна быть такой, чтобы в ней на некотором этапе эволюции допускалось существование наблюдателей.

Слайд 35

Синергетика (греч., содействие, сотрудничество)

Изучает многие самоорганизующиеся системы, состоящие из многих подсистем;
Неравновесность можно определить

Синергетика (греч., содействие, сотрудничество) Изучает многие самоорганизующиеся системы, состоящие из многих подсистем;
как состояние открытой системы, т.е. система находится в состоянии, далеком от термодинамического равновесия.
Открытость – способность системы постоянно обмениваться веществом (энергией, информацией) с окружающей средой;
Нелинейность свойство системы иметь в своей структуре различные стационарные состояния, соответствующие различным допустимым законам поведения этой системы.

Слайд 36

Идеи коэволюции

Складывается новое видение человека – как органической части природы ,а не

Идеи коэволюции Складывается новое видение человека – как органической части природы ,а
её властителя;
Развиваются идеи приоритетности сотрудничества перед конкуренцией ( не навязывать природе собственный язык ,а вступать с ней в диалог);
Этические идеи ответственности человека перед природой делают картину мира аксиологически нагруженной.

Слайд 37

Прогресс (от лат. progressus - движение вперед, успех)

Идея исторического прогресса родилась

Прогресс (от лат. progressus - движение вперед, успех) Идея исторического прогресса родилась
из
отрицания христианской эсхатологии - религиозного учения о конечной судьбе мира и человека, цели космоса и истории.
Идея прогресса появилась сначала в сфере научного познания;
Затем идея прогресса была распространена на сферу социальных отношений.

Слайд 38

Просветители связывали с понятием прогресса царство разума

Идея переустройства жизни на

Просветители связывали с понятием прогресса царство разума Идея переустройства жизни на разумных
разумных началах;
Человек – телесное, материальное существо, связанное с остальной природой;
Разум или отождествлялся с чувствами (Гельвеций), или рассматривался как некое общее чувство(Дидро).

Слайд 39

Итальянский философ18 в. Дж. Вико

Народы проходят три этапа своего развития:
божественный,

Итальянский философ18 в. Дж. Вико Народы проходят три этапа своего развития: божественный,
подчиненный жрецам,
героический, реализующийся в аристократическом государстве,
человеческий, возможный в республике или представительной монархии.
Пройдя эти этапы, человечество осуществляет движение по нисходящей линии. Начинается эпоха упадка, а затем все повторяется вновь.
Таким образом, внимание было обращено на циклический и
противоречивый характер исторического развития. Поэтому понятие прогресса необходимо соотносить с его противоположностью,
понятием регресса (от лат. regressus - обратное движение,
движение вспять).

Слайд 40

Фаталистическое понимание прогресса (Гоббс, Спиноза, Лаплас)

Прогресс принимается как нечто неизбежное,

Фаталистическое понимание прогресса (Гоббс, Спиноза, Лаплас) Прогресс принимается как нечто неизбежное, настраивает
настраивает на пассивность, созерцательное, безынициативное отношение к жизни;
Исключает случайность или свободный выбор;
Позволяет предвосхищать все события будущего.

Слайд 41

Волюнтаристское понимание прогресса ( А. Шопенгауэр Э. Гартман)

отрицание объективных законов всемирной истории,

Волюнтаристское понимание прогресса ( А. Шопенгауэр Э. Гартман) отрицание объективных законов всемирной

Примат стихийного волеизъявления;
изобретение произвольных оценок общественного развития;
В качестве основного компонента общественно-исторического движения предполагает субъективные желания и произвольные цели лиц, принимающих решения.

Слайд 42

Прогресс - многогранное явление

Развитие общества как динамической саморазвивающейся системы вовсе не

Прогресс - многогранное явление Развитие общества как динамической саморазвивающейся системы вовсе не
означает, что все ее подсистемы будут развиваться одинаково и с тем же темпом
интенсификации.
Как правило, их развитие осуществляется не-
равномерно, и прогресс одних сфер связан с регрессом или одноплоскостным развитием других.