Содержание
- 2. Галилео Галилей (1564–1642)
- 3. 1564 - родился в г. Пиза. 1572 – переезд во Флоренцию. 1581 – Пизанский университет, медицинский
- 4. Работы «О движении» (1590). «Механика» (1593) «Звездный вестник» (1610). «Рассуждение о телах, погружённых в воду» (1612)
- 5. 7 мая 1610 г. он пишет Белисарио Винта письмо, оговаривая в нем условия своего переезда во
- 6. Рационализм и платонизм «Я утверждаю, что человеческий разум познаёт некоторые истины столь совершенно и с такой
- 7. «То, что я думаю о мнении Платона, я могу подтвердить и словами, и фактами. При рассуждениях,
- 8. Аристотель: опыт, полное доверие чувствам. «Все движущееся необходимо приводится в движение чем-нибудь»(«Физика») Галилей: эксперимент, некоторое недоверие
- 9. «Канал этот был прорезан совершенно прямым и, чтобы сделать его достаточно гладким и скользким, оклеен внутри
- 10. «Но движение по горизонтальной плоскости является равномерным, так как оно не испытывает ни ускорения, ни замедления…
- 11. «Искажая и идеализируя таким способом факты, он получил простой математический закон, и это было началом точного
- 12. Физика и математика Аристотель «Учение о природе занимается предметами, существующими самостоятельно, но не неподвижными; некоторые части
- 13. Выводы: Физика – вторая философия. Физика нематематична.
- 14. Учение о двух книгах «Бог не менее открывается нам в явлениях природы, нежели в речениях Священного
- 15. Есть такое «место Писания, где сказано, что Бог все расположил мерою, числом и весом (Прем. XI,
- 16. «Все исполнено числами… "число является главным образцом в душе Творца", а в вещах — главным следом,
- 17. «Бог применил при сотворении мира арифметику, геометрию и музыку вместе с астрономией — искусства, которыми и
- 18. «И Писание и Природа исходят от Бога. Писание продиктовано Им, а Природа – верная исполнительница Его
- 19. Аристотель: пространство неоднородно. Небесная природа отличается от земной. «Всякое тело остается по природе в свойственном ему
- 20. Учение о двойственной истине. Метод науки независим от религиозных положений, хотя и не противоречит им; наука,
- 21. Первичные и вторичные качества: «Я думаю, что вкусы, запахи, цвета и другие качества не более чем
- 22. Аристотелевская: 1) качественна, исключает использование математики; 2) опирается на чувственный опыт; 3) утверждает, на основании опытных
- 23. Фрэнсис Бэкон (1561–1626)
- 24. Барон Веруламский и виконт Сент-Олбанский. В 1584 г. в возрасте 23 лет был избран в парламент.
- 25. Работы «О достоинстве и приумножении наук». «Новый органон» Эссе «О мудрости древних» : «Орфей, или Философия»,
- 26. Эмпиризм. Опыт – и источник знания, и критерий истины, и единственное основание науки. «Человек, слуга и
- 27. Классификация видов знания на основе способностей человека: Три познавательных способности три: память, воображение и рассудок. -
- 28. Философия исследует основание всего сущего, т.е. форму («закон чистого действия»). Физика изучает движущую и материальную причины,
- 29. Критикует аристотелевскую силлогистику, которая обладает лишь проясняющей способностью. Три пути развития науки и философии: - путь
- 30. Идолы рода (идолы племени) – это идолы объективные, которых невозможно избежать и которые можно только учитывать.
- 31. Идолы площади (или рынка, fori) возникают они из-за того, что общение людей происходит при помощи слов.
- 32. Три типа ложных философских учений: софистические, эмпирические и суеверные. Софистические – все послесократовские философские системы и
- 33. Теория двойственной истины: истина науки и истина религии не связаны; они не отрицают одна другую, но
- 34. «Поверхностная философия склоняет ум человека к безбожию, глубины же философии обращают умы людей к религии. Ведь,
- 35. Наука помогает религии, доказывая бытие Бога: «…укажем на две важнейшие услуги, которые гуманистические науки оказывают вере
- 36. Проблема индукции. Полная и неполная индукция. Важно развивать неполную индукцию. На примере теплоты. 1-я таблица –
- 37. Рене Декарт (Descartes) (31 марта 1596 – 11 февраля 1650)
- 38. Родился в городке Лаэ в центральной Франции. Учится в иезуитском колледже Ла Флеш. В университете города
- 39. «Правила для руководства ума» (1627–1629) «Мир, или Трактат о свете» (1634) «Рассуждения о методе» (1637) «Размышления
- 40. Поиски метода Ни один из философов истины не нашел: в философии «доныне нет положения, которое не
- 41. «Правила для руководства ума» 1-е правило: «Целью научных знаний должно быть направление ума таким образом, чтобы
- 42. 3: «касательно обсуждаемых предметов следует отыскивать не то, что думают о них другие или что предполагаем
- 43. 4: «Для разыскания истины вещей необходим метод». 5: «Весь метод состоит в порядке и расположении тех
- 44. 6: нужно отделять простые вещи от запутанных: важен порядок, последовательность, понимание того, что является простым, а
- 45. «Рассуждения о методе» «Первое – никогда не принимать за истинное ничего, что я не признал бы
- 46. Третье – располагать свои мысли в определенном порядке, начиная с предметов простейших и легкопознаваемых, и восходить
- 47. Методологическое сомнение Чувства нас обманывают. Может быть, весь мир устроен так, что им правит некий злой
- 48. Антуан Арно: «…приходится с удивлением отметить, что досточтимый муж устанавливает в качестве главного принципа всей своей
- 49. Таким образом, человек – это существо мыслящее, или «мыслящая вещь». Мысль ни от чего не зависит.
- 50. Доказательства бытия Бога Идея Бога есть идея Существа абсолютно совершенного, обладающего всеми положительными характеристиками. Если это
- 51. «Подобно тому, например, как на основе одного лишь восприятия необходимости, чтобы в идее треугольника содержалось равенство
- 52. Любое понятие, имеющееся в нашем уме, возникает не само по себе, а вследствие своего соответствия некоей
- 53. О Боге Бог не есть тело, ибо Он один и един; если бы Он был телом,
- 54. Бог есть Истина и поэтому Он не может лгать. У человека есть разум и воля, но
- 55. Учение о субстанции Бог – это субстанция, ибо Он есть «вещь, коя существует, совершенно не нуждаясь
- 56. Новая физика «…Вся философия подобна дереву, корни которого – метафизика, ствол – физика, а ветви, исходящие
- 57. Необходимость эксперимента: «наши умственные способности весьма посредственны и нам не следует чересчур полагаться на себя». «И
- 58. «Из того, что Бог не подвержен изменениям и постоянно действует одинаковым образом, мы можем также вывести
- 59. Блаж. Августин. «О книге Бытия»: «…родам и качествам вещей, которые должны из скрытого состояния стать видимыми,
- 60. «…в сих творениях людьми, имеющими ум, созерцательно постигнутый закон служит восполнением к славословию Творца… и она
- 61. Закон сохранения импульса: «из одного того, что Бог неподвижен и что, действуя всегда одинаковым образом, он
- 62. Гендрик ле Руа (Henricus Regius) (1598-1679). «Объяснение человеческого ума, или разумной души, в котором объясняется, что
- 63. Пьер Гассенди (1592-1655) Родился в Провансе, г. Шантерсье. Учился в коллеже в г. Динь, затем в
- 64. Блез Паскаль (1623–1662)
- 65. В 16 лет пишет трактат «Опыт о конических сечениях». 1645 г. создает счетную машину. 1646 г.
- 66. Огонь. Бог Авраама, Бог Исаака, Бог Иакова, а не Бог философов и ученых. Уверенность, уверенность, волнение,
- 67. «Не в пространстве должен я искать своего достоинства, но в правильности мысли. Владение землями не даст
- 68. Реальный субъект познания. «Не удивляйтесь, что он рассуждает плохо: муха жужжит над его ухом; этого довольно,
- 69. Против пирронизма. «Сомневаться ли во всем, сомневаться ли в том, что он бодрствует, что его щиплют,
- 70. Но полная истина непознаваема. Человеку недоступны крайности: сильная жара и сильный холод и т.п. Человек –
- 71. «Человек – всего лишь тростинка, самая слабая в природе, но это тростинка мыслящая. Не нужно ополчаться
- 72. Человек находится в плену у сатаны. «Нет для человека ничего важнее его участи; нет для него
- 73. Пари Паскаля: «Делать ставку необходимо: не в вашей воле играть или не играть. На чем же
- 74. Изнанка пари. Его мог бы высказать и мусульманин, и язычник, он может оправдать любое суеверие и
- 75. Реальность Воскресения. «Предположение, что апостолы были обманщиками, нелепо. Продолжим его до конца, представим себе, как эти
- 76. Николя Мальбранш (1638-1715) Родился в Париже, изучает теологию в Сорбонне. 1661- член Конфедерации ораторианцев святого Филиппа
- 77. Дуализм тела и души. Взаимодействия нет, всё восходит к Богу. Материя лишена способности действовать. «Движущая сила
- 78. Четыре рода познания: 1) познание предмета через него самого – таким образом мы познаем только Бога,
- 79. Онтологическое доказательство: «Наконец, самое возвышенное, прекрасное, самое основательное и первое или требующее наименее предположений доказательство бытия
- 80. Барух Спиноза (1632-1677) «Богословско-политический трактат». «Этика» «Политический трактат» «Об усовершенствовании разума» «Основы философии Декарта, доказанные геометрическим
- 81. Э Т И К А, ДОКАЗАННАЯ В ГЕОМЕТРИЧЕСКОМ ПОРЯДКЕ И РАЗДЕЛЕННАЯ НА ПЯТЬ ЧАСТЕЙ, в которых
- 82. Определения: «Под причиною самого себя (causa sui) я разумею то, сущность чего заключает в себе существование,
- 83. Под модусом я разумею состояние субстанции, иными словами, то, что существует в другом и представляется через
- 84. Теоремы: «не может быть двух или более субстанций одной и той же природы, иными словами, с
- 85. Два известных атрибута субстанции: протяженность и мышление. Критика Декарта. Протяженность и мышление совпадает, отсюда пантеизм. Природа
- 86. Поскольку протяженность в Боге совпадает с мышлением, то тело как модус протяжения совпадает с душой как
- 87. У человека нет свободы воли: поскольку «воля не есть вещь в природе, но лишь фикция, то
- 88. «Чем больше познаем мы единичные вещи, тем больше мы познаем Бога». Познавательная любовь к Богу (Amor
- 89. Ощущая себя свободным в Боге, человек становится и счастливым. Он живет нравственной жизнью, понимая, что счастье
- 90. «Безусловная добродетель души состоит в познавании». «Высочайшая добродетель души – постигать или познавать Бога». «Блаженство не
- 91. Мое учение «учит, что мы действуем лишь по воле Бога и причастны божественной природе, и тем
- 92. Учение о религии Пятикнижие написано не Моисеем. Против аллегорического толкования Священного Писания. Священное Писание – это
- 93. Томас Гоббс (1588–1679)
- 94. Сын священника и крестьянки. Воспитывает богатый дядя. Окончил Оксфорд. Во Франции, встреча с Декартом и Гассенди.
- 95. Синтез эмпиризма и рационализма на основе сенсуализма: «В конце концов основой познания является чувственное восприятие, или
- 96. Два элемента в познании: реальный и воображаемый. Реальный – это физиологическая реакция тела на раздражение. Представления
- 97. Теория знаков: «Знаками (signa) же друг друга нам служат обычно вещи, следующие друг за другом, предваряющие
- 98. Бессмысленные понятия. Например, «субстанция». Есть лишь единичные предметы. «Истина может быть лишь в том, что высказано,
- 99. Учение об обществе («Левиафан») Тела: естественные (природа) и искусственные (созданы человеком). Общество – искусственно. Причина его
- 100. «Установленный нами основной естественный закон, а именно нужно стремиться к миру, составляет сущность божественного закона, это
- 101. Джон Локк (1632–1704)
- 102. Отец – сторонник Кромвеля. Учится в Оксфорде. Увлекается медициной («О медицинском искусстве» 1669). 1668 – член
- 103. «Опыт о веротерпимости» (1667) «Послание о веротерпимости» (1685-1686). «Опыт о человеческом разумении» (писал 20 лет). «Разумность
- 104. Задача философии – исследование происхождения знания. Против скептицизма и догматизма. «Для моряка весьма полезно знать длину
- 105. Критика теории врожденности идей Объяснить, откуда идеи происходят. 1. «Целое больше части» и т.п. неизвестны многим
- 106. 4. Врождена нравственность? «где та практическая истина, которая встречает всеобщее признание без какого-либо сомнения и колебаний,
- 107. Эмпиризм: «На опыте основывается все наше знание, от него в конце концов оно происходит». «Наше наблюдение,
- 108. Нет ничего в уме, чего первоначально не было бы в чувствах. «Наши чувства, будучи обращены к
- 109. Одни идеи приходят в душу посредством только одного чувства (идея света, звука, запаха, вкуса, плотности), другие
- 110. Качество предмета – способность, вызывающая в уме какую-нибудь идею. Первичные – неотделимые от тела (плотность, протяженность,
- 111. Сложные идеи: а) соединение простых в одну сложную; б) сопоставление идей – идеи отношения; в) обособление
- 112. Субъективизм? «если наше познание идей ограничивается самими идеями и не простирается дальше, то везде, где имеется
- 113. Проблема индукции. Сенситивное знание – дает простые идеи; достоверно неабсолютно; область веры. Интуитивное и демонстративное знания.
- 114. Учение о религии «Терпимость по отношению к тем, кто в религиозных вопросах придерживается других взглядов, настолько
- 115. Правильное мнение о Боге может быть получено только путем размышления, к ним нельзя принудить. «Я думаю,
- 116. Если «есть нечто реально сущее и… от небытия не может произойти реально сущее, то это есть
- 117. Поскольку человек обладает знанием, то причина его существования должна быть не только всемогущей, но и всеведущей,
- 118. Следовательно, «наше знание бытия Божия достовернее, нежели познание бытия всякой другой вещи, не открытой нам непосредственно
- 119. Вера и разум «1. Согласны с разумом такие положения, истинность которых мы можем выявить путем изучения
- 120. Положения веры выше разума, и поэтому они не противоречат вере. Противоречия между истинной верой и разумом
- 121. В этике – эвдемонизм. В государственной теории – индивидуализм (связан с номинализмом). Возникновение государства. Естественное состояние
- 122. Исаак Ньютон (1642-1727) Сын мелкого фермера. Родился в Рождество, что считал знаком для себя. 1661 –
- 123. 1689 – член парламента. 1690 – «Замечания на книгу пророка Даниила и Апокалипсис св. Иоанна» 1699
- 124. Метод: «Как в математике, так и при испытании природы, при исследовании трудных вопросов, аналитический метод должен
- 125. «Математические начала натуральной философии» Правила умозаключений в физике (Regulae philosophandi) Правило I. Не должно принимать в
- 126. Пространство – чувствилище Бога. «Бог, как вездесущий, воспринимает все вещи, где бы они ни находились в
- 127. «Эта удивительная система Солнца, планет и комет могла появиться только по проекту премудрого и могущественного Существа».
- 128. «Ничего не происходит без Его (т.е. Бога) руководства и надсмотра. Представление, согласно которому мир является большой
- 129. Лейбниц Готфрид Вильгельм (1646 —1716) «Лейбниц был для Германии одновременно и Платоном, и Аристотелем, и Архимедом»
- 130. В Ганновере инженер в рудниках. Пишет книгу «Протогея» (1691), об эволюции Земли. 1686 – «Теологическая система»,
- 131. «Меня увлекла их прекрасная манера объяснять природу механически, и я со справедливым презрением отвернулся от метода
- 132. Монадология Мир полон сил. Ньютон: «Приложенная сила есть действие, производимое над телом, чтобы изменить его состояние
- 133. Каким образом причиной движения и изменения в мире могут являются вечные и неподвижные законы природы. Субстанция
- 134. Материя: «…первичная материя, взятая в чистом виде, без душ и жизней, которые едины с нею, является
- 135. Теория предустановленной гармонии «Эта система предустановленной гармонии дает новое, до сих пор еще неизвестное доказательство бытия
- 136. Онтологическое доказательство: «Эта аргументация достигает цели, если только допустить, что существо совершеннейшее, т. е. необходимое возможно
- 137. Поскольку мир с его многообразием вещей существует именно таким, а не иным образом, то «такое достаточное
- 138. «Бог есть первая причина вещей; ибо ограниченные предметы, каковыми являются видимые и ощущаемые нами вещи, случайны
- 139. А это созерцание, или отношение существующей субстанции к чисто возможным мирам, могло принадлежать не чему иному,
- 140. «Из высочайшего совершенства Бога следует, что при творении универсума он избрал план наилучший, соединяющий в себе,
- 141. Феофан Затворник: «Невещественные силы душевного свойства, с инстинктом производить то и то, по норме в них
- 142. Джордж Беркли (1685-1753) Учится в колледже Св. Троицы Дублинского духовного университета. 1709 – диакон англиканской церкви.
- 143. Цель философии Беркли – апология христианства и критика атеизма. Главная причина атеизма – материализм. Причина материализма
- 144. Существовать – значит быть воспринимаемым: «…объект и ощущение одно и то же и не могут поэтому
- 145. Критика понятия «субстанция». «само понятие о том, что называется материей или телесной субстанцией, заключает в себе
- 146. «Обычно люди верят, что все вещи известны Богу или познаются им, потому что они верят в
- 147. Давид Юм (1711-1776) Родился в Эдинбурге. Слушатель в Эдинбургском университете. Во Франции в колледже Ля-Флеш. «Трактат
- 148. «Не требуется даже особенно глубокого знания для того, чтобы заметить несовершенное состояние наук в настоящее время…
- 149. Врожденность идей: 1. Если врожденность – это естественность, то идеи, конечно же, врождены, 2. Если врожденность
- 150. Структура познания: Впечатления и идеи. Впечатления ощущений и впечатления рефлексии. Причина ощущений неизвестна. Идеи есть образ
- 151. Ассоциация идей. Сложные идеи образуются вследствие ассоциации идей. «Мы имеем здесь дело с родом притяжения, действия
- 152. Причинно-следственные отношения. Объекты должны быть смежными в пространстве, и один объект должен предшествовать другому во времени
- 153. Понятие причинно-следственной связи противоречиво. Если причина раньше, чем следствие, то она не соприкасается со следствием и
- 154. «Наши суждения о причине и действии проистекают из привычки и опыта». Вера в причинно-следственные связи есть
- 155. О религии: «Чем дальше мы углубляемся в древность, тем больше находим человечество погруженным в политеизм; никаких
- 156. «весь строй природы свидетельствует о существовании разумного творца, и ни один рассудительный исследователь при серьезном размышлении
- 157. ФРАНЦУЗСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ
- 158. Кант: просвещение – выход «человека из состояния своего несовершеннолетия, в котором он находится по собственной вине»
- 159. Предшественники просвещения – Пьер Бейль и Жан Мелье. Старшее поколение просветителей – Вольтер и Монтескье (конец
- 160. Пьер Бейль (1647–1706) Кассирер: Бейль – духовный вождь Просвещения. Отец – реформатский пастор. Изучает философию в
- 161. Против традиции: «Считать, что мнение, передаваемое из поколения в поколение в течение столетий, никогда не может
- 162. «Философский комментарий на слова Иисуса Христа: «Заставь их войти», где доказывается посредством многих очевидных доводов, что
- 163. Возможность атеистического общества. «Страх перед божеством и любовь к нему не всегда более действенная причина, чем
- 164. Жан Мелье (1664–1729) Католический священник в Шампани. «Завещание». «В молодости меня уговорили принять духовное звание, я
- 165. «Источник всех зол, обрушивающихся на вас, и всего обмана, – увы! – держащего вас в плену
- 166. «В настоящее время… необходимо разоблачить все эти побасенки, так как лекарство стало со временем хуже самой
- 167. «Бесполезно прибегать к гипотезе существования всемогущего Бога, чтобы объяснить природу и образование естественных вещей». «Бытие не
- 168. Шарль Луи Монтескье (1689–1775) Из дворянства мантии. Учится в коллеже ораторианцев (антиклерикальный). Президент парламента Бордо с
- 169. «Персидские письма». Роман в письмах. Критика абсолютизма и клерикализма. «Никогда не было царства, в котором происходило
- 170. «Я согласен с тем, что история полна религиозных войн. Однако если посмотреть внимательно, такое количество войн
- 171. «Размышления о причинах величия и падения римлян» Без знания прошлого нельзя понять современность. Философия истории. «Существуют
- 172. «О Духе законов» «Есть первоначальный разум; законы же – это отношения, существующие между ним и различными
- 173. «Закон вообще – это человеческий разум, поскольку он управляет всеми народами земли, а политические и гражданские
- 174. «Существуют три формы правления: республиканская, монархическая и деспотическая. Республиканской формой правления является та, при которой весь
- 175. «Насколько небо удалено от земли, настолько же и истинный дух равенства далек от духа крайнего равенства.
- 176. «Политическая свобода заключается не в том, чтобы делать, что хочется. В государстве, т.е. в обществе, имеющем
- 177. Вольтер (1694–1778) Франсуа Мари Аруэ. Родился в Париже в семье богатого нотариуса. Учился в иезуитском колледже
- 178. А. Моруа: «Труды Локка познакомили его с философией, книги Свифта явились образцом, работы Ньютона снабдили научной
- 179. Последовал приглашению прусского короля Фридриха II, и поселился в Берлине (Потсдаме) (1751), но был вынужден покинуть
- 180. О религии: «Назидательные проповеди, прочитанные в приватном собрании в Лондоне в 1765 году»: «Мой Боже! Избавь
- 181. В «Метафизическом трактате» приводит доказательства бытия Бога: источник движения, целесообразность в биологическом мире, законы природы (должен
- 182. «Если бы Бога не было, его следовало бы выдумать» (послание к анонимному автору атеистического памфлета «О
- 183. Сенсуализм. Души нет. «Бог устроил тело для мышления точно так же, как он устроил его для
- 184. Философия истории: «Опыт о нравах и духе народов». Вводит термин «философия истории». А.С. Пушкин: «Если первенство
- 185. Ж.-Ж. Руссо (1712–1778)
- 186. Родился в Женеве. Автобиографическая «Исповедь». 1750 г.: конкурс Дижонской академии: «Способствовало ли возрождение наук и искусств
- 187. Науки возникли из наших пороков: «Астрономия имеет своим источником суеверие; красноречие – честолюбие, ненависть, ложь, лесть;
- 188. «Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми» (1755). «…совершенно очевидно, что сострадание – это естественное
- 189. «Золото и серебро – на взгляд поэта, железо и хлеб – на взгляд философа – вот
- 190. «Общество и законы наложили новые путы на слабого и придали новые силы богатому, безвозвратно уничтожили естественную
- 191. «Об Общественном договоре, или Принципы политического права» «Человек рождается свободным, но повсюду он в оковах». «Раз
- 192. «Общественный договор направлен к полному отчуждению каждого члена со всеми его правами в пользу всей общины».
- 193. В обществе способности человека «упражняются и развиваются; мысль его расширяется и вся его душа возвышается до
- 194. Последующее порабощение народов – это нарушение «общественного договора», обусловленное четырьмя причинами: 1. стремление правительств к максимальному
- 195. Педагогические взгляды: «Эмиль, или О воспитании». «Родина не может существовать без свободы, свобода без добродетели, добродетель
- 196. «Тайная и конечная цель человеческих поступков» состоит не в погоне за богатством, а в приобретении общественного
- 197. «…не будучи в состоянии сам воспитывать своих детей и отдавая их на попечение общества, с тем
- 198. О религии: Традиционная религия «делает народ кровожадным и нетерпимым, так что он думает только об убийствах
- 199. «Догматы гражданской религии должны быть просты, немногочисленны, выражены точно, без разъяснений и комментариев. Существование Божества могущественного,
- 200. «Гуляя, я произносил свою молитву, заключавшуюся не в бессмысленном бормотании, а в искреннем возношении сердца к
- 201. Догматы веры: «Исповедание веры савойского викария» Первый догмат: «Мой ум совершенно отказывается допустить идею о неорганизованной
- 202. Второй догмат: из упорядоченности вселенной. Предположить, что этот порядок установился случайно, это все равно что представить
- 203. Третий догмат – свободу воли человека – Руссо вводит для того, чтобы объяснить существование в мире
- 204. Четвертый догмат – существование нематериальной души: из чувства справедливости: если бы не было продолжения существования человека
- 205. Критерий нравственности в человеке – совесть, живущая в сердце человека, а не в его разуме. «О,
- 206. Ламетри Ж.О. (1709-1751) Родился на севере Франции. В детстве религиозен. К 16 годам разочаровался. Учится в
- 207. «Человек-растение» (1748), «Анти-Сенека, или Рассуждение о счастье» (1750), «Животные – большее, чем машины» (1750), «Система Эпикура»
- 208. «Человеческое тело —это заводящая сама себя машина, живое олицетворение беспрерывного движения». Это машина особого рода, которая
- 209. Опровергает физико-телеологическое доказательство бытия Бога: важны не цели, а причины. Прибегать к Богу заставляет нас незнание.
- 210. Этика 1. «Человек-машина» – врожденность «естественного закона». «Даже самые дикие и хищные из животных испытывают минуты
- 211. 3. «Предварительное рассуждение». «Добродетель может иметь у атеиста самые глубокие корни, которые часто у набожного человека
- 212. Дени Дидро (1713—1784) Родился в г. Лангр на северо-востоке Франции. Учится в иезуитской школе. Отказывается стать
- 213. Рекомендации ей: «Сделать так, чтобы вовсе не было крепостных». «Отказаться властвовать по произволу – вот что
- 214. Заказ на перевод словаря Чамберса «Циклопедия, или Всеобщий словарь ремёсел и наук». «Энциклопедия, или Толковый словарь
- 215. Клод Адриан Гельвеций (1715-1771) Родился в Париже. Иезуитский колледж. Со школы влияние Вольтера и Локка. С
- 216. «Об уме». Считает, что создал науку о нравственности. Сенсуализм. Три типа идей: а) полезные идеи: «я
- 217. Всем мы обязаны воспитанию. Оно всемогуще. Основа – физическая чувствительность к боли и наслаждению. Любовь к
- 218. «Я вижу, что если бы люди не были чувствительны к физическим страданиям и наслаждениям, если бы
- 219. Поль Гольбах (1723–1789) Лейденский ун-т, химия. В «Энциклопедии» руководит отделом химии. «Система природы» (1970). Вольтер: «эту
- 220. Антирелигиозные работы: «Разоблаченное христианство, или Исследование принципов и последствий христианской религии» (1761). «Карманное богословие, или Краткий
- 221. Этические работы: «Элементы универсальной морали, или Катехизис природы» «Естественная политика, или Рассуждение об истинных принципах правительства»
- 222. Называл свое учение натурализмом. «Природа есть причина всего; она существует благодаря самой ceбе; она будет существовать
- 223. Постоянное движение: Ничто «в действительности ни на одно мгновение не остается в одном и том же
- 224. Детерминизм: Вселенная «раскрывает перед нами лишь необъятную и непрерывную цепь причин и следствий». «причина – это
- 225. «Поступки людей никогда не бывают свободными: они всегда суть неизбежные следствия темперамента, приобретенных идей, верных или
- 226. «Человек является чисто физическим существом; духовное существо – всего лишь то же самое физическое существо, рассматриваемое
- 227. Этика: Человек стремится к счастью. «Человек несчастен лишь потому, что отрекся от природы». «общество пользуется всем
- 228. Против религиозного понимания нравственности. «Чисто человеческая и естественная нравственность у святош отступает перед моралью божественной, которую
- 229. Религия: «Теология и ее концепции, далекие от того, чтобы быть полезными человеческому роду, стали источником бедствий,
- 230. Возникновение религии: «неведение, страх – вот опоры всякой религии» («Здравый смысл»). «Проповедь основателей религии во все
- 231. Иммануил Кант (1724–1804)
- 232. «Давно задуманный план относительно того, как нужно обработать поле чистой философии, состоял в решении трёх задач:
- 233. I этап (до 1770 г.) – докритический; метафизика и естественнонаучные проблемы, в т.ч. разработал космогоническую гипотезу
- 234. Чтение «Давида Юма было именно тем, что… прервало мою догматическую дремоту и дало моим изысканиям в
- 235. Классификация суждений Апостериорные суждения – это суждения, выводящиеся из опыта; например, фраза «дом стоит на пригорке»
- 237. — как возможна чистая математика? — как возможно чистое естествознание? — как возможна метафизика как природная
- 238. Структура «Критики чистого разума» «Введение» «Трансцендентальное учение о началах» «Трансцендентальная эстетика» «Трансцендентальная логика» «Трансцендентальная аналитика» «Трансцендентальная
- 239. «Трансцендентальное» и «трансцендентное» «Я называю трансцендентальным всякое познание, занимающееся не столько предметами, сколько видами нашего познания
- 240. «Вещь в себе» и «явление» «…нельзя не признать скандалом для философии и общечеловеческого разума необходимость принимать
- 241. «Трансцендентальная эстетика» Априорные формы чувственности Мир можно представить без всех его свойств (цвета, запаха и т.п.),
- 242. Внутренний опыт можно представить без наших мыслей, эмоций и т.п., но невозможно избавиться от времени. «Итак,
- 243. «Трансцендентальная аналитика» Отвлекаемся от всяких частностей опыта и имеем дело только с формой мышления. Форма мышления
- 245. Категории
- 246. Приведение различных восприятий в единство возможно вследствие трех причин. 1. Субъект познания един. Это единство делает
- 247. 2. «…сам рассудок есть не что иное, как способность a priori связывать и подводить многообразное [содержание]
- 248. «…В особенности учение о трансцендентальном единстве апперцепции производит сильное впечатление, и это объясняется тем, что единство
- 249. «Трансцендентальная диалектика» Чувственность оперирует созерцаниями; рассудок – понятиями; разум – идеями. «Под идеей я разумею такое
- 250. «все трансцендентальные идеи можно разделить на три класса: из них первый содержит в себе абсолютное (безусловное)
- 251. Три идеи единства: единство нашего внутреннего опыта (душа); единство всех внешних явлений (мир); единство всех явлений
- 252. Рациональная психология «Анализ осознания меня самого в мышлении вообще не дает никакого знания обо мне самом
- 253. Рациональная космология Антиномии чистого разума: 1-я антиномия – задача абсолютной полноты сложения данного целого всех явлений;
- 254. Первая антиномия. Тезис: мир имеет начало во времени и ограничен также в пространстве. Антитезис: мир не
- 255. Вторая антиномия. Тезис: всякая сложная субстанция в мире состоит из простых частей (и вообще существует только
- 256. Третья антиномия. Тезис: причинность по законам природы есть не единственная причинность, из которой можно вывести все
- 257. Четвертая антиномия. Тезис: к миру принадлежит или как часть его, или как его причина безусловно необходимая
- 258. 1-я и 2-я – математические, 3-я и 4-я – динамические. 1 и 2-я – обе ложны.
- 259. Рациональная теология Онтологическое доказательство. У каждого человека есть понятие Бога (даже у безумца, даже у атеиста)—абсолютно
- 260. «Суждение Бог всемогущ есть суждение необходимости. Полагая божество, т. е. бесконечную сущность, нельзя отрицать всемогущество, понятие
- 261. 2. Суждение «предмет существует» является, по Канту, синтетическим, ибо факт существования предмета выводится из особого познавательного
- 262. Гегель: «…никто не станет в наши дни квалифицировать Бога в качестве вещи, и никто не станет
- 263. Кант фактически постулировал положение, что существование объекта можно установить только посредством чувственного опыта, а затем отсюда
- 264. Космологическое доказательство: Онтологическое доказательство входит частью в любое доказательство бытия Бога, ведь в уме сначала возникает
- 265. «Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и
- 266. Физико-теологическое доказательство «Это доказательство заслуживает, чтобы о нем всегда упоминали с уважением. Это самый старый, самый
- 267. Этика: «Основы метафизики нравственности» (1785) «Критика практического разума» (1788) «Метафизика нравов» (1797).
- 268. «Критика практического разума» Нет «Трансцендентальной эстетики» «Трансцендентальная аналитика» «Свобода… есть условие морального закона», «Если бы не
- 269. Два вида воли: автономная и гетерономная. Автономная: «если кто-то с величайшей опасностью для жизни пытается спасти
- 270. Закон практической, нравственной деятельности – долг. «Долг! Ты возвышенное, великое слово, в тебе нет ничего приятного,
- 271. Шиллер: «Ближним охотно служу, но – увы! – имею к ним склонность. Вот и гложет вопрос:
- 272. «Практические основоположения суть положения, содержащие в себе общее определение воли, которому подчинено много практических правил. Они
- 273. Категорический императив: «Поступай так, чтобы максима твоей воли могла в то же время иметь силу принципа
- 274. Категорический императив, по Канту, не противоречит христианскому нравственному законодательству. Ведь заповедь «возлюби ближнего твоего» есть иное
- 275. «Полное же соответствие воли с моральным законом есть святость». Это воля, которая осуществила категорический императив, или,
- 276. Нравственный закон не зависит от мира явлений, в котором царствует полный детерминизм. Следовательно, нравственный закон относится
- 277. «Трансцендентальная диалектика» Высшее благо есть такое состояние, в котором добродетель и человеческое счастье необходимо соединяются: «…добродетель
- 278. Антиномия практического разума: «Или желание счастья должно быть побудительной причиной максимы добродетели, или максима добродетели должна
- 279. Тезис ложен безусловно, поскольку желание счастья не может быть побудительной причиной максимы добродетели. Это возможно только
- 280. Постулат бессмертия души. Высшее благо, т. е. совпадение добродетели и счастья, существует только в том случае,
- 281. Бытие Бога – третий постулат практического разума. «Счастье – это такое состояние разумного существа в мире,
- 282. «Следовательно, высшая причина природы, поскольку ее необходимо предположить для высшего блага, есть сущность, которая благодаря рассудку
- 283. «Мораль, собственно говоря, есть учение не о том, как мы должны сделать себя счастливыми, а о
- 284. «…моральное основоположение допускает его только как возможное при предположении, что имеется творец мира, обладающий высшим совершенством.
- 285. Если весь мир подчинен причинно-следственным отношениям, то свободы нет и, соответственно, нет нравственности. А если нравственность
- 286. Источник морали: «Это может быть только то, что возвышает человека над самим собой (как частью чувственно
- 287. «Но многие все еще думают, что они могут объяснить эту свободу по эмпирическим принципам, как и
- 288. «Критика способности суждения» «Если речь идет о делении не философии, а нашей способности априорного познания посредством,
- 289. «Законодательство через понятия природы осуществляется рассудком, и оно теоретическое. Законодательство через понятие свободы осуществляется разумом, и
- 290. «Хотя между областью понятия природы как чувственно воспринимаемым и областью понятия свободы как сверхчувственным лежит необозримая
- 291. «В самом деле, все силы или способности души могут быть сведены к трем, которых уже далее
- 292. «Однако способность суждения столь особая, вовсе не самостоятельная познавательная способность, что она в отличие от рассудка
- 293. Задача – соединить КЧР и КПР. Способность суждения – это способность подведения особенного под общее. Задача
- 294. Что такое прекрасное? 1. Необходимо нравится всем; 2. Нравится без всякого интереса; 3. Нравится своей чистой
- 295. Антиномия вкуса. «1. Тезис. Суждение вкуса не основывается на понятиях, иначе можно было бы о нем
- 296. Искусство создается гениями. Гений «1) есть талант создавать то, для чего не может быть дано никакого
- 297. Часть 2. Критика телеологической способности суждения. Исследует органическое, т.е. природную цель. Части организма можно понимать только
- 298. «А понятие вещи, существование или форму которой мы представляем себе возможным при наличии цели, неразрывно связано
- 299. «Физикотеология есть попытка разума заключать от целей природы (которые познаваемы только эмпирически) к высшей причине природы
- 300. «В самом деле, если бы мир состоял из одних только безжизненных или отчасти из живых, но
- 301. «Религия в пределах только разума» «Мораль, поскольку она основана на понятии о человеке как существе свободном,
- 302. Часть I. О существовании злого принципа наряду с добрым, или об изначальном зле в человеческой природе
- 303. Часть II. О борьбе доброго принципа со злым за господство над человеком «Единственное, что может сделать
- 304. «Закон гласит: “Будьте святы (в вашем жизненном поведении), как свят Отец ваш на небесах”. Вот это
- 305. Часть III. Победа доброго принципа над злым и основание царства Божьего на земле «Борьба, которую каждый
- 306. Человек обладает первоначальными задатками добра. Моральное воспитание состоит в том, чтобы восстановить в правах добрые задатки.
- 307. «Если надлежит осуществить этическую общность, то все люди в отдельности должны быть подчинены общественному законодательству, а
- 308. Второй тип религии – статутарный. «Можно, конечно, мыслить себе народ божий по статутарным законам, а именно
- 309. «Но если мы почувствуем нашим долгом вести себя не просто как люди, но и как граждане
- 310. Без этической общины невозможно преодолеть в плане нравственности естественное состояние, где идет война всех против всех,
- 311. Первый этап человечества – безрелигиозный, второй – богослужебный. Третий этап – вера разума. Богослужебная религия рассчитана
- 312. Часть IV. О служении и лжеслужении под главенством доброго принципа, или о религии и поповстве «Построение
- 313. «Та религия, в которой я заранее должен знать, что нечто есть божественная заповедь, дабы признавать это
- 314. Христианская религия как естественная религия. «Естественная религия как мораль (в отношении свободы субъекта), соединенная с понятием
- 315. Христианская религия как ученая религия «религия излагает, как необходимые, догматы, которые, как таковые, не могут быть
- 316. Философия истории «Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане» (1784) История определяется законами природы. Детерминизм. «Отдельные люди
- 317. 4. «Средство, которым природа пользуется для того, чтобы осуществить развитие всех задатков людей, – это антагонизм
- 318. «Ответ на вопрос: Что такое просвещение» (1784) «Просвещение – это выход человека из состояния своего несовершеннолетия,
- 319. «К вечному миру» (1795) Концепция прекращения войн. Предварительные статьи договора о вечном мире между государствами. 1.
- 320. Окончательные статьи договора о вечном мире между государствами 1. Гражданское устройство в каждом государстве должно быть
- 321. Критики и последователи Канта. Карл Леонард Рейнгольд (1758-1823). «Письма о кантовской философии» (1786), «О фундаменте философского
- 322. Соломон Маймон (1753-1800) Кант: из всех его противников Маймон наилучшим образом понял его философию. «Опыт трансцендентальной
- 323. Фридрих Генрих Якоби (1743-1819) Фундаментальное противоречие кантовской философии. С одной стороны, вещи-в-себе аффицируют чувственность, т.е. возбуждают
- 324. Готлоб-Эрнст Шульце (1761—1833) «Энезидем, или Об основах элементарной философии вместе с защитой скептицизма против притязаний критики
- 325. Якоб Сигизмунд Бек (1761—1840) «Компендиум, разъясняющий критические сочинения профессора Канта по его же совету» (в 3
- 326. Иоганн Готлиб Фихте (1762-1814)
- 327. Родился в бедной семье сельского ткача. Теологический факультет – в Йене, потом в Лейпциге, который не
- 328. «Основа общего наукоучения» (1794) «Основа естественного права» (1796), «Система учения о нравственности (1798) «Назначение человека» (1800)
- 329. Против догматизма. От бытия к мышлению перейти нельзя, от мышления к бытию – легко, ибо мысль
- 330. Самое достоверное положение нашего сознания есть самосознание. В нашем сознании существует некоторое ядро, некоторое Я, которое
- 331. Дедукция категорий: Я дает категорию реальности, Не-Я – категорию отрицания. Поскольку Я и не-Я взаимодействуют, то
- 332. Переход от бесконечного Я к конечному, делимому. Бесконечное Я в своей деятельности всегда само себя ограничивает.
- 333. В «Наукоучении» 1801 г. вводит религиозное понимание Я: «..в основе непременно должен быть Абсолют, без него
- 334. Практическая философия. Приветствует Французскую революцию. Стать свободным и достичь этого благодаря своей активности и уважать свободу
- 335. С Французской революцией «кончились времена варварства, когда вам, народы, осмеливались объявлять, именем Бога, что вы –
- 336. Замкнутое торговое государство» (1800) После революции взгляды еще меняются: вместо революции предлагает реформы сверху. Государство должно
- 337. 3. «Эпоха освобождения, непосредственно – от повелевающего авторитета, косвенно – от господства разумного инстинкта и разума
- 338. Фридрих Вильгельм Йозеф ШЕЛЛИНГ (1775-1854)
- 339. Родился в семье пастора. С 15 лет учился на богословском отделении Тюбингенского университета, жил вместе с
- 340. 1803 – женится на Каролине (жене Августа Шлегеля). В 1809 умерла. 1803-1806 – университет Вюртсбурга, 1806-1820
- 341. «О возможной форме философии», «Я, как принцип философии» (1795), «Философские письма о догматизме и критицизме» (1795),
- 342. «…всякое знание основано на совпадении объективного и субъективного. Ибо знают только истинное; истина же состоит в
- 343. «Считать первичным объективное и выводить из него субъективное является, как мы только что показали, задачей натурфилософии.
- 344. Иначе говоря, истина есть тождество, совпадение субъекта и объекта. 1-й период – натурфилософия. 2-й – «Система
- 345. Натурфилософия 1) природа как нечто сотворенное, готовое, как то, что познает физик-экспериментатор ( «natura naturata» –
- 346. Тютчев: Не то, что мните вы, природа: Не слепок, не бездушный лик - В ней есть
- 347. Трансцендентальный идеализм «Подобно тому как натурфилософ в своей исключительной направленности на объективное прежде всего стремится устранить
- 348. Теоретическая философия. «Я» мыслит и созерцает только себя. Но «я» созерцает себя ограниченным – существует некоторое
- 349. Практическая философия Исследует свободную, т. е. нравственную деятельность человека. Два основоположения: 1. Начала всякого познания должны
- 350. В основе природы лежит нечто более глубокое, чем лейбницианская «предустановленная гармония». Это такая деятельность, которая и
- 351. Философия искусства Искусство выше морали и даже философии. «Чудодейственность искусства ведет к тому, что в его
- 352. «Философия мифологии» Концепция естественного откровения Бога. Архаические религии – это проявление истинной религии, несколько искаженной человеческим
- 353. Между мифологией и религией откровения нет большой разницы: «Если же религия естественная и религия откровенная –
- 354. Философия свободы. Теодицея «Философские исследования о сущности человеческой свободы и связанных с ней предметах» «…либо действительное
- 355. Все, что существует, имеет свою основу в чем-то. Бог существует, следовательно, должна существовать и основа Его
- 356. Вещи, существующие в мире, имеют двойное начало: 1) то, что отделяет вещи от Бога, что они
- 357. Философия откровения Негативная и позитивная философия. Недостаток негативной философии – она занимается лишь познанием вещей, в
- 358. «В таком случае она будет исходить из того, что есть до и вне всякого мышления, стало
- 359. «Позитивная философия должна была бы отклонить название религиозной философии также и потому, что как раз благодаря
- 360. П.Я. Чаадаев: «…признаюсь, при чтении Вас у меня зачастую являлось предчувствие, что из Вашей системы должна
- 361. Г.С. Батеньков: «Еще во время утомительных походов французской войны нас трое – Елагин, я и некто
- 362. Георг Вильгельм Фридрих ГЕГЕЛЬ (1770-1831)
- 363. В Штутгарте в семье высокопоставленного чиновника. В гимназии увлекается античностью. Тюбингенский университет 1788-1793). Диссертация по натурфилософии
- 364. «Жизнь Иисуса», «Позитивность христианской религии» и «Народная религия и христианство». «Феноменология духа» (1807). «Энциклопедия философских наук»:
- 365. «Жизнь Иисуса»: Искушения: «…следует ли посредством изучения природы и, быть может, в единении с высшими духами
- 366. «Феноменология духа» Философия должна существовать в форме науки. Против иррационализма Шеллинга. Она должна быть выражена в
- 367. «Энциклопедия философских наук» Т. 1. Наука логики Отношения мысли к объективности 1. Метафизика: оперирует рассудочным, абстрактным
- 368. 2. Эмпиризм: возникает в противоположность метафизике, ее абстрактным теориям, неспособным соединить общее и единичное. Разновидность: критическая
- 369. 3. Непосредственное знание. Фридрих Якоби: роль веры. «…Непосредственное знание Бога говорит нам лишь то, что Бог
- 370. Три стороны логического: абстрактная, т.е. рассудочная, диалектическая и спекулятивная. В абстрактной логике мышление как рассудок не
- 371. «Уместно напомнить о двойном значении нашего немецкого выражения “aufheben” (“преодолевать”). “Aufheben”, с одной стороны, означает “устранять”:
- 372. Диалектика Гегеля в марксизме: «законы» единства и борьбы противоположностей, отрицания отрицания, перехода количества в качество. К.
- 373. Наука логики Раздел первый. Учение о бытии. § 84—111 A. Качество. § 86—98 a. Бытие. §
- 374. Раздел первый. Учение о бытии А. КАЧЕСТВО «Начиная мыслить, мы не имеем ничего, кроме мысли в
- 375. Раздел второй. Учение о сущности А. СУЩНОСТЬ. В. ЯВЛЕНИЕ Критикует Канта за противопоставление явления сущности: явление
- 376. Раздел третий. Учение о понятии Понятие есть всё. В нем все содержится, как растение из семени.
- 377. Т.2. «Философия природы» Механика, физика и органика. Механика: движение тел в мегамире. Тела равнозначны по качествам,
- 378. «Философия духа» «Субъективный дух», «Объективный дух» и «Абсолютный дух». «Для нас дух имеет своей предпосылкой природу;
- 379. Субъективный дух 1. Антропология. Различные состояния души – у младенца, состояния слабоумия, сновидения, рассеянности, идиотизм. 2.
- 380. Объективный дух. 1. Право: первое действие субъективного духа, ощущающего себя свободным. А) Собственность Б) Договор В)
- 381. 3. Нравственность. А) Семья Б) Гражданское общество В) Государство. Государство есть «шествие Бога в мире». Государство
- 382. В) Всемирная история. «Что разумно, то действительно; и что действительно, то разумно». История – это теодицея.
- 383. Абсолютный дух Искусство. Религия откровения. Философия.
- 384. Философия религии Критика кантовской критики онтологического доказательства: «…никто не станет в наши дни квалифицировать Бога в
- 385. 3. Религия добра или света (персидский зороастризм), противопоставление враждующих сил добра и зла. 4. Религия жизни
- 386. Людвиг Фейербах (1804-1872)
- 387. 1823 г. – Гейдельбергский университет, богословский факультет. 1824 – в Берлин, слушает Гегеля. Заканчивает обучение в
- 388. Задача философии – открыть сущность человека. «Противоречие новейшей философии, в особенности пантеизма, по преимуществу характеризует философию
- 389. «Тайна теологии есть антропология». «Религия есть первое и к тому же косвенное самосознание человека. Поэтому религия
- 390. Религия развивается, человек все больше отнимает свойств у Бога и приписывает их себе. 1. Объективация разума.
- 391. 3. Объективация чувственности: «Бог есть объективированная сущность чувства, неограниченное, чистое чувство; он есть вожделение человеческого сердца».
- 392. 5. Человек – единство Я и Ты. «Религия есть сознание человеком себя в своей живой цельности,
- 394. Скачать презентацию