Создание приложений Windows

Содержание

Слайд 2

Введение. Особенности программирования «под Windows»

Управление техническими средствами осуществляется через API (Application

Введение. Особенности программирования «под Windows» Управление техническими средствами осуществляется через API (Application
Program Interface) – набор из нескольких тысяч функций, выполняющих все системно-зависимые действия, такие как выделе-ние памяти, вывод на экран и т.д.

Слайд 3

Принцип событийного управления

Приложение (в отличие от программы) – набор подпрограмм, вызываемых при

Принцип событийного управления Приложение (в отличие от программы) – набор подпрограмм, вызываемых
наступлении некоторого события, которым считается любое изменение в системе, касающееся данного приложения.
Каждому приложению на экране соответствует окно.
Окно – самостоятельно существующий объект, параметры которого хранятся в специальной структуре данных, а поведение определяется обработчиками сообщений, составляющими оконную функцию.

Слайд 4

Структура приложения

Минимально любое приложение Windows состоит из двух частей: основной программы и

Структура приложения Минимально любое приложение Windows состоит из двух частей: основной программы
оконной функции.
Появившиеся в очереди сообщения выбираются циклом обработки сообщений и передаются через Windows соответствующей оконной функции приложения.
Для выполнения действий обработчики сообщений обращаются к функциям API.

Слайд 5

Обработка сообщения от клавиатуры

Обработка сообщения от клавиатуры

Слайд 6

Завершение приложения

Завершение приложения

Слайд 7

Глава 8 Программирование в среде Delphi (Lazarus) с использованием библиотеки VCL (LCL)

МГТУ

Глава 8 Программирование в среде Delphi (Lazarus) с использованием библиотеки VCL (LCL)
им. Н.Э. Баумана
Факультет Информатика и системы управления
Кафедра Компьютерные системы и сети
Лектор: д.т.н., проф.
Иванова Галина Сергеевна

2021

Слайд 8

8.1 События среды и их обработчики

Обработчики сообщений операционной системы (ОС) предусмотрены у

8.1 События среды и их обработчики Обработчики сообщений операционной системы (ОС) предусмотрены
объектов класса TForm и классов управляющих компонентов, таких как кнопки, редакторы и т. п.
Обработка выполняется следующим образом:
В системе происходит событие, например, пользователь пере-двинул мышь или нажал на клавишу клавиатуры, в результате генерируется сообщение об этом событии – сообщение ОС.
Сообщение ОС диспетчируется конкретному приложению.
В приложении сообщение передается активному компоненту (окну или управляющему элементу).
Метод обработки сообщения ОС компонента инициирует заранее предусмотренные события среды.
Если в приложении предусмотрен соответствующий обработчик события среды, то он вызывается, если нет – то продолжается обработка сообщения ОС.

Слайд 9

События среды

Обработчики сообщений ОС, встроенные в классы компонентов VCL, инициируют множество событий

События среды Обработчики сообщений ОС, встроенные в классы компонентов VCL, инициируют множество
среды Delphi или Lazarus.
Например, обработчик события клавиатуры WM_CHAR класса TForm инициирует три события среды.

Событие
среды

Сообщение
ОС

Слайд 10

Для каждого обработчика событий предусмотрен заголовок и определенный список передаваемых ему параметров.
а)

Для каждого обработчика событий предусмотрен заголовок и определенный список передаваемых ему параметров.
procedure TForm1.FormActivate(Sender:TObject);
Параметр Sender – отправитель (инициатор события).
б) procedure TForm1.Edit1KeyPress(Sender: TObject;
var Key: Char);
Параметр Key – символ ANSI.
в) procedure TForm1.Edit1KeyDown(Sender: TObject;
var Key: Word; Shift: TShiftState);
Параметры: Key – виртуальный код, Shift – управляющие клав.
г) procedure TForm1.Edit1KeyUp(Sender: TObject;
var Key: Word; Shift: TShiftState);

Обработчики событий Delphi или Lazarus

Имя компонента

Имя события Delphi

Слайд 11

Основное окно приложения строится на базе класса TForm.
При входе в среду программирования

Основное окно приложения строится на базе класса TForm. При входе в среду
предоставляется заготовка приложения, которая «умеет» (содержит определенные обработчики сообщений ОС) выполнять стандартные действия.
Свойства:
Caption – заголовок окна (по умолчанию Form1);
FormStyle – вид формы(обычное, родительское, дочернее, неперекрываемое);
Width, Height, Top, Left – размеры и местоположение;
Color – цвет фона;
Font – характеристики шрифта;
Cursor – форма курсора мыши и т. д.
Методы:
Show – показать;
Hide – спрятать;
Close – закрыть;
ShowModal – показать в модальном режиме и т. д.

8.2 Класс формы TForm

TForm

TForm1

Компоненты

Обработчики
событий

Слайд 12

а) при изменении состояния формы:
OnCreate – в начальной стадии создания формы -

а) при изменении состояния формы: OnCreate – в начальной стадии создания формы
используется при необходимости задания параметров (цвет или размер);
OnActivate – при получении формой фокуса ввода (окно становится активным и ему адресуется весь ввод с клавиатуры);
OnShow – когда форма (окно) становится видимой;
OnPaint – при необходимости нарисовать или перерисовать форму;
OnResize - при изменении размеров формы на экране;
OnDeactivate – при потере формой фокуса ввода (окно становится неактивным);
OnHide – при удалении формы с экрана (окно становится невидимым);
OnCloseQuery – при попытке закрыть форму - обычно используется для создания запроса-подтверждения необходимости закрытия окна;
OnClose – при закрытии формы;
OnDestroy – при уничтожении формы;

События среды, обрабатываемые объектами класса TForm

Слайд 13

б) от клавиатуры и мыши:
OnKeyPressed – при нажатии клавиш, которым соответствует код

б) от клавиатуры и мыши: OnKeyPressed – при нажатии клавиш, которым соответствует
ANSI;
OnKeyDown, OnKeyUp – при нажатии и отпускании любых клавишI;
OnClick, OnDblClick – при обычном и двойном нажатии клавиш мыши;
OnMouseMove – при перемещении мыши (многократно);
OnMouseDown, OnMouseUp – при нажатии и отпускании клавиш мыши;
в) при перетаскивании объекта мышью:
OnDragDrop – в момент опускания объекта на форму;
OnDragOver – в процессе перетаскивания объекта над формой (многократно);
г) другие:
OnHelp – при вызове подсказки;
OnChange – при изменении содержимого компонент.

События среды для класса TForm (2)

Слайд 14

1. Метка (класс TLabel)
Метка – окно с текстом и может использоваться для

1. Метка (класс TLabel) Метка – окно с текстом и может использоваться
формирования на форме некоторых надписей или подписей.
Основные свойства:
Caption – заголовок – текст, выводимый в окне компонента.
Name – имя компонента в программе.
Visible – определяет видимость компонента.
Alignment – определяет способ выравнивания текста в окне компонента: taCenter - по центру; taLeftJustify - по левой границе; taRightJustify - по правой границе.
Font – определяет шрифт текста.
Color – определяет цвета текста и фона в окне.
WordWrap – определяет, разбивать или нет текст на строки.
Transparent – определяет, виден ли рисунок фона через окно.

8.3 Основные визуальные компоненты и средства визуализации сообщений пользователю

Слайд 15

2. Строчный редактор (класс TEdit)
Компонент представляет собой окно, обычно выделенное цветом, которое

2. Строчный редактор (класс TEdit) Компонент представляет собой окно, обычно выделенное цветом,
может использоваться, например, для организации ввода информации.
Основные свойства:
Text – строка текста.
ReadOnly – определяет возможность ввода информации в окно.
Name – имя компонента в программе.
Visible – определяет видимость компонента.
Enable – доступность компонента.
Основные методы:
Clear – очистка поля Text.
SetFocus – установка фокуса ввода.
Основные события:
OnKeyPressed – нажатие алфавитно-цифровой клавиши.

Основные визуальные компоненты (2)

Слайд 16

3. Кнопка
Компонент представляет собой окно, в котором размещается название кнопки. Используется для

3. Кнопка Компонент представляет собой окно, в котором размещается название кнопки. Используется
инициирования каких-либо действий.
Основные свойства:
Caption - название кнопки.
Name – имя компонента в программе.
Visible – определяет видимость компонента.
Enable – доступность компонента.
Default – определяет, генерируется ли событие OnClick для данной кнопки при нажатии клавиши Enter.
Cancel – аналогично, но для клавиши Esc.
Основные события:
OnClick – «щелчок» мышкой в зоне компонента.
Основные методы:
SetFocus – установка фокуса ввода.

Основные визуальные компоненты (3)

Слайд 17

1 Метод MessageBox (класс TApplication)
function MessageBox(Text, Caption: PChar;
Flags:Longint=MB_OK):Integer;
Пример:
Application.MessageBox('Строка пуста',
'Error',mb_Ok);
Возвращает

1 Метод MessageBox (класс TApplication) function MessageBox(Text, Caption: PChar; Flags:Longint=MB_OK):Integer; Пример: Application.MessageBox('Строка
код ответа.
2 Функция MessageDlg
function MessageDlg(const Msg: string;
DlgType: TMsgDlgType;
Buttons: TMsgDlgButtons;
HelpCtx: Longint): Word;
Пример:
MessageDlg('Поле пусто',mtError,
[mbOk],0);

Средства визуализации сообщений пользователю

Слайд 18

Вычисление квадрата заданного числа

Form1:
Name:=MainForm;
Caption:='Возведение в квадрат';
Label1:
Name:='InputLabel';
Caption:='Введите число';
Label2:
Name:=OutPutLabel;
Caption:='Квадрат числа равен:';
Edit1:
Name:=InputEdit;

Edit2:
Name:=OutPutEdit;
Enable:=false;
ReadOnly:=true;
Button1:
Name:=NextButton;
Caption:='Следующее';
Button2:
Name:=ExitButton;
Caption:='Выход';

Вычисление квадрата заданного числа Form1: Name:=MainForm; Caption:='Возведение в квадрат'; Label1: Name:='InputLabel'; Caption:='Введите

Слайд 19

Формы интерфейса

Формы интерфейса

Слайд 20

Диаграмма состояний интерфейса

Нормальное состояние

Диаграмма состояний интерфейса Нормальное состояние

Слайд 21

Объектная декомпозиция в виде диаграммы объектов

Объектная декомпозиция в виде диаграммы объектов

Слайд 22

Определение обрабатываемых событий по диаграмме состояний интерфейса

С1 – активация формы;
С2 – ввод

Определение обрабатываемых событий по диаграмме состояний интерфейса С1 – активация формы; С2
Enter;
С3 – нажатие кнопки Выход;
С4 – нажатие кнопки Следующее;
С5 – нажатие кнопки OK

Слайд 23

Диаграмма классов приложения

Диаграмма классов приложения

Слайд 24

Program Ex8_01;
Uses
Forms,
MainUnit in 'MainUnit.pas' {MainForm};
{$R *.RES}
begin
Application.Initialize;
Application.CreateForm(TMainForm, MainForm);
Application.Run;
end.

Файл

Program Ex8_01; Uses Forms, MainUnit in 'MainUnit.pas' {MainForm}; {$R *.RES} begin Application.Initialize;
проекта

Слайд 25

Unit MainUnit;
interface
Uses Windows, Messages, SysUtils, Classes, Graphics, Controls, Forms, Dialogs, StdCtrls,

Unit MainUnit; interface Uses Windows, Messages, SysUtils, Classes, Graphics, Controls, Forms, Dialogs,
ExtCtrls;
Type TMainForm = class(TForm)
Bevel1: TBevel;
NextButton, ExitButton: TButton;
InputLabel, OutPutLabel: TLabel;
InPutEdit, OutPutEdit: TEdit;
procedure FormActivate(Sender: TObject);
procedure InPutEditKeyPress(Sender: TObject;
var Key: Char);
procedure NextButtonClick(Sender: TObject);
procedure ExitButtonClick(Sender: TObject);
private
{ Private declarations }
public
{ Public declarations }
end;

Файл MainUnit

Слайд 26

var MainForm: TMainForm;
implementation
{$R *.DFM}
procedure TMainForm.FormActivate(Sender: TObject);
begin
NextButton.Enabled:=false;
InPutEdit.ReadOnly:=false;
InPutEdit.Clear;
InPutEdit.Enabled:=true;
InPutEdit.SetFocus;
OutPutLabel.Visible:=false;

var MainForm: TMainForm; implementation {$R *.DFM} procedure TMainForm.FormActivate(Sender: TObject); begin NextButton.Enabled:=false; InPutEdit.ReadOnly:=false;
OutPutEdit.Visible:=false;
end;

Файл MainUnit (2)

Слайд 27

procedure TMainForm.InPutEditKeyPress(Sender: TObject; var Key: Char);
var x:real;Code:integer;
begin
If Key=#13 then
begin
Key:=#0;

procedure TMainForm.InPutEditKeyPress(Sender: TObject; var Key: Char); var x:real;Code:integer; begin If Key=#13 then
Val(InPutEdit.Text,x,Code);
if Code=0 then
begin
InputEdit.ReadOnly:=true;
InputEdit.Enabled:=false;
OutPutLabel.Visible:=true;
OutPutEdit.Visible:=true;
OutPutEdit.Text:=floattostr(sqr(x));
NextButton.Enabled:=true;
NextButton.SetFocus;
end

Файл MainUnit (3)

Слайд 28

else
begin
MessageDlg('Недопустимые символы.',mtError, [mbOk], 0);
end
end
end;
procedure TMainForm.NextButtonClick(Sender: TObject);
begin FormActivate(NextButton);

else begin MessageDlg('Недопустимые символы.',mtError, [mbOk], 0); end end end; procedure TMainForm.NextButtonClick(Sender: TObject);
end;
procedure TMainForm.ExitButtonClick(Sender: TObject);
begin Close; end;
end.

Файл MainUnit (4)

Слайд 29

Дополнительные скалярные типы данных
а) целый
Cardinal 0..2147483647 без знака 4 байта
б) логические
ByteBool 1

Дополнительные скалярные типы данных а) целый Cardinal 0..2147483647 без знака 4 байта
байт
WordBool 2 байта
LongBool 4 байта
в) символьные
ANSIChar 1 байт (ANSI)
WideChar 2 байта (Unicode)
г) вещественные – денежный:
Currency -922337203685477.5808.. 922337203685477.5807 8 байт

8.4 Расширение возможностей языка Delphi Pascal (Free Pascal)

true – любое число, кроме 0

Слайд 30

Тип «Дата-время»

д) TDateTime - Double – целая часть – число дней с

Тип «Дата-время» д) TDateTime - Double – целая часть – число дней
30.12.1899, дробная – часть дня
Пример: 35065.75 ⇒ 1.1.1996 18.00
Для работы используются следующие подпрограммы:
1) function Now:TDateTime – возвращает текущую дату и время;
2) function Date:TDateTime – возвращает текущую дату;
3) function Time:TDateTime – возвращает текущее время;
4) function DateTimeToStr(D:TDateTime):String – преобразует дату и время в строку символов;
5) function DateToStr(D:TDateTime):String – преобразует дату в строку символов;
6) function TimeToStr(D:TDateTime):String – преобразует время в строку символов;

Слайд 31

Тип «Дата-время»

7) function StrToDate(S:String):TDateTime – преобразует строку в дату, разделитель – символ,

Тип «Дата-время» 7) function StrToDate(S:String):TDateTime – преобразует строку в дату, разделитель –
указанный при настройке Windows, формат: день.месяц[.год];
8) function StrToTime(S:String):TDateTime – преобразует строку во время, разделитель – символ, указанный при настройке Windows, формат: часы.минуты[.секунды][ am или pt];
9) function StrToDateTme(S:String):TDateTime – преобразует строку в дату-время, разделители – символы, указанный при настройке Windows, формат:
день.месяц[.год] часы:минуты[.секунды][ am или pt];
10) procedure DecodeDate(D:TDateTime:Var Year,Month,Day:Word) – декодирует дату;
11) procedure DecodeTime(D:TDateTime:
Var Hour,Min,Sec,MSec:Word) – декодирует время;

Слайд 32

Строковые типы

a) ShortString – до 255 символов, 0-й байт – длина строки;
б)

Строковые типы a) ShortString – до 255 символов, 0-й байт – длина
AnsiString – указатель на строку ANSI символов,
WideString – указатель на строку символов Unicode:
в) String: {$H+} ==WideString; {$H-} ==ShortString;
Исключение! String[<Максимальная длина>] – всегда ShortString
Для перечисленных строк определены операции конкатенации и сравнения, а также специальные функции в System и SysUtils
г) PChar – указатель на массив символов, завершающийся нулем.
Строки совместимы:
<строка, кроме PChar> := <любая строка или символ>
<строка PChar >:= <строковая константа или PChar(строка)>

Слайд 33

Дополнительные процедуры и функции

1) function ANSILowerCase(const S:String):String – заменяет прописные буквы на

Дополнительные процедуры и функции 1) function ANSILowerCase(const S:String):String – заменяет прописные буквы
строчные;
2) function ANSIUpperCase(const S:String):String – заменяет строчные буквы на прописные;
3) function StrToInt(S:String):Integer – преобразует строку в целое число;
4) function StrToIntDef(S:String; Default:Integer):Integer – то же + возвращает код ошибки;
5) function StrToIntRange(S:String; Min..Max:LongInt):LongInt – то же + генерирует исключение ERangeError, если не входит в диапазон;
6) function StrToFloat(S:String):Extended – преобразует строку в вещественное число, в качестве разделителя использует символ, указанный при настройке Windows;


Слайд 34

Дополнительные процедуры и функции (2)

7) function IntToStr(V:Integer):String – преобразует целое число в

Дополнительные процедуры и функции (2) 7) function IntToStr(V:Integer):String – преобразует целое число
строку символов;
8) function IntToHex(V:Integer; Digits:Integer):String – преобразует целое число в строку шестнадцатеричных символов, минимальной длиныDigits;
9) function FloatToStr(V:Extended):String – преобразует вещественное число в строку символов.

Слайд 35

1. Изменены некоторые служебные слова и названия процедур:
Text ⇒ TextFile
Assign ⇒ AssignFile
Close

1. Изменены некоторые служебные слова и названия процедур: Text ⇒ TextFile Assign
⇒ CloseFile

Файлы

Слайд 36

Процедурный тип данных

1) При объявлении указателя на метод добавляют of object
Пример:
Type metodproc

Процедурный тип данных 1) При объявлении указателя на метод добавляют of object
= procedure(Sender:TObject) of object;
2) Переменным процедурного типа можно присвоить nil и проверять их значение при необходимости
Пример:
if Assigned(p2) then p2(x,y);

Слайд 37

Основная особенность: все объекты размещаются в динамической памяти.
Переменные класса являются ссылками. В

Основная особенность: все объекты размещаются в динамической памяти. Переменные класса являются ссылками.
отличие от указателей операция разыменования при работе с ними не используется.
Описание класса:
Type <Имя объявляемого класса> = class(<Имя родителя>)
private
protected <Защищенные элементы класса>
public <Общедоступные элементы класса>
published <Опубликованные элементы класса>
automated <Элементы, реализующие OLE-механизм>
end;
Если имя родителя не указано, то им считается класс TObject.

8.5 Классы Delphi

Слайд 38

Конструктор Create и деструктор Destroy класса должны содержать вызов конструктора и деструктора

Конструктор Create и деструктор Destroy класса должны содержать вызов конструктора и деструктора
TObject, которые обеспечивают выделение и освобождение памяти:
Constructor <Имя класса>.Create;
begin
inherited Create;
. . .
end;
Destructor Destroy; override;{деструктор виртуальный!}
Destructor <Имя класса>.Destroy;
begin
. . .
inherited Destroy;
end;

Конструктор и деструктор

Слайд 39

1) виртуальные методы:
procedure Print;virtual; {в базовом класса}
procedure Print;override; {в производном

1) виртуальные методы: procedure Print;virtual; {в базовом класса} procedure Print;override; {в производном
классе}
2) абстрактные методы:
procedure Print;virtual;abstract; {в базовом класса}
procedure Print;override; {в производном классе}
Класс, содержащий абстрактные методы, называется абстрактным. Объекты абстрактного класса создавать не разрешается.

Особенности переопределения методов. Абстрактные методы и классы

Слайд 40

Type
pTNum = ^TNum;
TNum = Object
n: integer;
procedure

Type pTNum = ^TNum; TNum = Object n: integer; procedure Init (an:integer);
Init
(an:integer);
end;
Procedure TNum.Init;
begin n:=an; end;
. . .
Var p:pTNum;
Begin
New(p, Init(5));
WriteLn(p^.n);
Dispose(p);
End.

Сравнение объектных моделей

Type
TNum = class
public n:integer;
constructor Create
(an:integer); end;
Constructor TNum.Create; begin
inherited Create;
n:=an;
end; . . .
Var A:TNum;
. . . A:=TNum.Create(5);
WriteLn(A.n);
A.Destroy;
. . .

Простая модель

Модель VCL

Слайд 41

Var A, B:TNum;
A:=TNum.Create;
B:=A;
B.Destroy;
A.n:=3; {!!!}

Особенности работы с объектами

Var A, B:TNum; A:=TNum.Create; B:=A; B.Destroy; A.n:=3; {!!!} Особенности работы с объектами

Слайд 42

8.6 События Мыши

1 Событие «Нажатие кнопки мыши над компонентом окна приложения»:
procedure

8.6 События Мыши 1 Событие «Нажатие кнопки мыши над компонентом окна приложения»:
<Имя компонента> MouseDown(Sender: TObject; Button: TMouseButton; Shift: TShiftState; X, Y: Integer);
где
Button:TMouseButton - определяет, какая кнопка нажата:
type TMouseButton = (mbLeft, mbRight, mbMiddle); - соответственно, левая, правая или средняя кнопки.
Shift:TShiftState - определяет нажатые управляющих клавиш клавиатуры и мыши:
type TShiftState = set of (ssShift, ssAlt, ssCtrl, ssLeft, ssRight, ssMiddle, ssDouble);
X, Y: Integer - координаты мыши относительно компонента.

Слайд 43

События Мыши (2)

2 Событие «Движение мыши»:
procedure <Имя компонента>MouseMove(Sender: TObject; Shift: TShiftState; X,

События Мыши (2) 2 Событие «Движение мыши»: procedure MouseMove(Sender: TObject; Shift: TShiftState;
Y: Integer);
3 Событие «Отпускание клавиши мыши»:
procedure <Имя компонента>MouseUp(Sender: TObject; Button: TMouseButton; Shift: TShiftState; X, Y: Integer);

Слайд 44

8.7 Создание графических изображений

Изображения в Windows создаются с помощью типов:
точка,
прямоугольник;
и компонентов:

8.7 Создание графических изображений Изображения в Windows создаются с помощью типов: точка,

перо, которое используется для рисования линий;
кисть, которая используется для закрашивания замкнутых фигур;
шрифт, который используется при выводе надписей;
холст, на котором выполняются изображения.

Слайд 45

Точка и прямоугольник

Точка – тип, позволяющий определить точку на экране:
type TPoint =

Точка и прямоугольник Точка – тип, позволяющий определить точку на экране: type
record
X: Longint;
Y: Longint;
end;
Прямоугольник – тип, используемый для задания прямоугольника:
type
TRect = record
case Integer of
0: (Left, Top, Right, Bottom: Integer);
1: (TopLeft, BottomRight: TPoint);
end;

X1,Y1

X2,Y2

Слайд 46

Компонент перо (класс TPen)

C помощью класса TPen создается объект Перо, служащий для

Компонент перо (класс TPen) C помощью класса TPen создается объект Перо, служащий
вычерчивания линий, контуров и т. п.
Свойства:
Color:TColor – цвет вычерчиваемых линий;
Width:Integer – толщина линии в пикселях экрана;
Style:TPenStyle – стиль линий – учитывается только для толщины 1 пиксель:
psSolid, psDash, psDot, psDashDot, psDashDotDot, psClear, psInsideFrame;
Mode:TPenMode – способ взаимодействия линий с фоном, например, pmBlack – только черные линии,
pmWhite – только белые линии,
pmNop – линии не видны на фоне,
pmNot – инверсия фона и т.д..

Слайд 47

Компонент Кисть (класс TBrush)

Объекты класса TBrush служат для заполнения внутренего пространства.
Свойства:
Color:TColor –

Компонент Кисть (класс TBrush) Объекты класса TBrush служат для заполнения внутренего пространства.
цвет кисти:
clAqua (прозрачный), clBlack, clBlue, clDkGray, clFuchsia, clGray, clGreen, clLime (салатовый), clLtGray, clMaroon (каштановый), clNavy (синий), clOlive, clPurple (фиолетовый), clRed, clSilver (серебряный), clTeal, clWhite, clYellow
Style:TBrushStyle – стиль кисти, например:
bsSolid, bsClear, bsHorizontal, bsVertical, bsFDiagonal,bsBDiagonal, bsCross, bsDiagCross;
BitMap:TBitMap – растровое изображение, которое будет использоваться кистью для заполнения, если свойство определено, то цвет и стиль игнорируются.

Слайд 48

Компонент Шрифт (класс TFont)

Объект класса TFont – определяет шрифт, которым выводится текст.
Свойства:
Charset:TFontCharSet

Компонент Шрифт (класс TFont) Объект класса TFont – определяет шрифт, которым выводится
– набор символов:
RUSSIANCHARSET – русский,
OEM_CHARSET – текст MS DOS;
Name:TFontName – имя шрифта, по умолчанию – MS Sans Serif;
Color:TColor – цвет;
Height:Integer – высота в пикселях;
Size:Integer – высота в пунктах (1/7 дюйма);
Pitch:TFontPitch – способ расположения букв в тексте:
fpFixed – моноширный текст, fpVariable – пропорциональный текст,
fpDefault – ширина шрифта по умолчанию;
Style:TFontStyle – стиль шрифта – комбинация из:
fsBold – полужирный, fsItalic – курсив, fsUnderline – подчеркнутый,
fsStrikeOut – перечеркнутый.

Слайд 49

Компонент Канва (класс TCanvas)

Класс создает Канву – холст для рисования.
Свойства:
Brush:TBrush –

Компонент Канва (класс TCanvas) Класс создает Канву – холст для рисования. Свойства:
кисть;
Pen:TPen – перо;
Font:TFont – шрифт;
PenPos:TPoint – определяет текущее положение пера над холстом в пискелях относительно левого верхнего угла;
CopyMode:TCopyMode – способ взаимодействия растрового изображения с цветом фона, используется при копировании части канвы на другую методом CopyRect:
cmBlackness – заполнение черным цветом,
cmDestInvert – заполнение инверсным фоном,
cmSrcCopy – копирует изображение источника на канву и т.д.;
Pixels[X,Y:Integer]:TColor – массив пикселей канвы.

Слайд 50

Основные методы класса TCanvas

procedure MoveTo(X,Y:Integer) – перемещает перо в указанную точку;
procedure LineTo(X,Y:Integer)–

Основные методы класса TCanvas procedure MoveTo(X,Y:Integer) – перемещает перо в указанную точку;
чертит линию из текущей точки в заданную;
procedure Rectangle(X1, Y1, X2, Y2: Integer)– рисует и закрашивает кистью прямоугольник;
procedure Polyline(Points:array of TPoint)– рисует ломаную линию;
type TPoint = record X,Y:Longint; end;
procedure Polygon(Points: array of TPoint)– рисует и закрашивает кистью многоугольник;
procedure Ellipse(X1, Y1, X2, Y2: Integer)– рисует эллипс в заданном прямоугольнике и
закрашивает кистью;
procedure FrameRect(const Rect:TRect) – очерчивает границы прямоугольника текущей кистью без заполнения;

X,Y

X1,Y1

X2,Y2

Слайд 51

Основные методы класса TCanvas (2)

procedure Arc(X1,Y1,X2,Y2,X3,Y3, X4,Y4:integer) – чертит дугу эллипса в

Основные методы класса TCanvas (2) procedure Arc(X1,Y1,X2,Y2,X3,Y3, X4,Y4:integer) – чертит дугу эллипса
прямоугольнике (X1,Y1,X2,Y2), направление – против часовой стрелки;
procedure Chord(X1,Y1,X2,Y2,X3,Y3, X4,Y4:integer) – чертит сегмент эллипса в прямоугольнике (X1,Y1,X2,Y2), направление – против часовой стрелки;
procedure Pie(X1,Y1,X2,Y2,X3,Y3, X4,Y4:integer) – чертит сектор эллипса в прямоугольнике (X1,Y1,X2,Y2), направление – против часовой стрелки;
procedure RoundRect(X1,Y1,X2,Y2, X3,Y3:integer) – чертит и заполняет прямоугольник с закругленными краями.

X1,Y1

X3,Y3

X2,Y2

X4,Y4

Центр

X1,Y1

X3,Y3

X2,Y2

X4,Y4

Центр

X1,Y1

X3,Y3

X2,Y2

X4,Y4

Центр

X1,Y1

X2,Y2

X3,Y3

Слайд 52

Основные методы класса TCanvas (3)

procedure FillRect(const Rect: TRect)– закрашивает кистью прямоугольник, включая

Основные методы класса TCanvas (3) procedure FillRect(const Rect: TRect)– закрашивает кистью прямоугольник,
левую и верхнюю границы.
type TRect = record
case Integer of
0: (Left, Top, Right, Bottom: Integer);
1: (TopLeft, BottomRight: TPoint);
end;
procedure FloodFill(X,Y:Integer;Color:TColor;
FillStyle:TFillStyle)–
type TFillStyle = (fsSurface,fsBorder);
FillStyle=fsBorder - заливка области с границей цвета Color;
FillStyle=fsSurface - заливка области цвета Color цветом, определенным кистью.

Слайд 53

Основные методы класса TCanvas (4)

procedure TextOut(X,Y:Integer; const Text:string)– вывод строки текста шрифтом

Основные методы класса TCanvas (4) procedure TextOut(X,Y:Integer; const Text:string)– вывод строки текста
TFont в прямоугольник с верхним левым. углом в точке (X,Y);
function TextExtent(Const Text:String):TSize – возвращает ширину и высоту прямоугольника, охватывающего текстовую строку Text;
function TextWidth(Const Text:string):Integer – возвращает ширину прямоугольника, охватывающего текстовую строку;

ТЕКСТ

X,Y

Слайд 54

Компонент Образ (класс TImage)

Образ – окно для работы с графикой.
Свойства:
AutoSize:Boolean –

Компонент Образ (класс TImage) Образ – окно для работы с графикой. Свойства:
автоматическое изменение размера компонента в зависимости от размера картинки (при загрузке рисунка);
Stretch:Boolean – автоматическое масштабирование рисунка при изменении размеров компонента;
Picture:TPicture – свойство-объект картинка (двоичный образ, пиктограмма, графический метафайл);
класс включает методы:
procedure LoadFromFile(const FileName: string); – загрузка картинки из файла;
procedure SaveToFile(const FileName: string); – сохранение картинки в файле.
Canvas:TCanvas – холст;
Brush:TBrush – кисть;
Pen:TPen – перо;
Font:TFont – шрифт.

Слайд 55

Рисование прямоугольников (Ex8_2)

Рисование прямоугольников (Ex8_2)

Слайд 56

Модуль MainUnit

unit MainUnit;
interface
Uses Windows, Messages, SysUtils, Classes, Graphics, Controls, Forms, Dialogs, StdCtrls,

Модуль MainUnit unit MainUnit; interface Uses Windows, Messages, SysUtils, Classes, Graphics, Controls,
ExtCtrls;
type
TMainForm = class(TForm)
Image: TImage;
ExitButton: TButton;
procedure FormActivate(Sender: TObject);
procedure ImageMouseDown(Sender: TObject;
Button:TMouseButton; Shift:TShiftState; X,Y:Integer);
procedure ImageMouseMove(Sender: TObject;
Shift: TShiftState; X,Y: Integer);
procedure ImageMouseUp(Sender: TObject;
Button:TMouseButton;Shift: TShiftState;X,Y: Integer);
procedure ExitButtonClick(Sender: TObject);
end;

Слайд 57

Модуль MainUnit (2)

var MainForm: TMainForm;
implementation
Var Rect:TRect;first:boolean;
{$R *.DFM}
procedure TMainForm.FormActivate(Sender: TObject);
begin Image.Canvas.Brush.Color:=clWhite; end;
procedure

Модуль MainUnit (2) var MainForm: TMainForm; implementation Var Rect:TRect;first:boolean; {$R *.DFM} procedure
TMainForm.ImageMouseDown(Sender: TObject;
Button:TMouseButton;Shift:TShiftState;X,Y:Integer);
begin
if Button=mbLeft then
begin
Rect.Left:=x;
Rect.Top:=y;
first:=true;
end;
end;

Слайд 58

Модуль MainUnit (3)

procedure TMainForm.ImageMouseMove(Sender: TObject; Shift: TShiftState; X, Y: Integer);
begin
if ssLeft

Модуль MainUnit (3) procedure TMainForm.ImageMouseMove(Sender: TObject; Shift: TShiftState; X, Y: Integer); begin
in Shift then
begin
if first then first:=not first
else
begin
Image.Canvas.Pen.Color:=clWhite;
Image.Canvas.Rectangle(Rect.Left,Rect.Top,
Rect.Right,Rect.Bottom);
end;
Rect.Right:=X; Rect.Bottom:=Y;
Image.Canvas.Pen.Color:=clBlack;
Image.Canvas.Rectangle(Rect.Left,Rect.Top,
Rect.Right,Rect.Bottom);
end;
end;

Слайд 59

Модуль MainUnit (4)

procedure TMainForm.ImageMouseUp(Sender: TObject; Button: TMouseButton;Shift:TShiftState;X,Y:Integer);
begin
if Button=mbLeft then
begin
Image.Canvas.Pen.Color:=clWhite;

Модуль MainUnit (4) procedure TMainForm.ImageMouseUp(Sender: TObject; Button: TMouseButton;Shift:TShiftState;X,Y:Integer); begin if Button=mbLeft then
Image.Canvas.Rectangle(Rect.Left,Rect.Top,
Rect.Right,Rect.Bottom);
Rect.Right:=X; Rect.Bottom:=Y;
Image.Canvas.Brush.Color:=clRed;
Image.Canvas.FillRect(Rect);
Image.Canvas.Brush.Color:=clWhite;
Image.Canvas.Pen.Color:=clBlack;
end;
end;
procedure TMainForm.ExitButtonClick(Sender: TObject);
begin Close; end;
end.

Слайд 60

8.8 Создание приложений с движущимися изображениями

1 Перемещение
x1 = x + dx,

8.8 Создание приложений с движущимися изображениями 1 Перемещение x1 = x +
y1 = y + dy

2 Масштабирование относительно точки C (xc, yc):
x1 = (x - xc)*Mx +xc,
y1 = (y - yc)*My +yc

3 Поворот относительно точки С(xc, yc):
x1 = (x - xc)cosα +
+ (y - yc)sinα + xc,
y1 = (y - yc)cosα -
- (x - xc)sinα + yc

Три составляющих движения объекта на плоскости:

Слайд 61

Вращение фигур (Ex8_03)

Вращение фигур (Ex8_03)

Слайд 62

Объектная декомпозиция

h*sin α

h

h*cos α

α

(x,y)

dx = h*cos α

dy = h*sin α

Главное
окно

Активизировать

Линия

Создать

Перерисовать

Квадрат

Создать

Перерисовать

Шарик

Создать

Перерисовать

Таймер

Запустить

Остановить

Объектная декомпозиция h*sin α h h*cos α α (x,y) dx = h*cos

Слайд 63

Диаграмма классов предметной области

TObject

TFigure

-x,y,halflen,
-dx,dy,
-Image

-Draw()
-Rel()
+Create()
+Move()

TLine

-Draw()

TSquare

-Draw()

TCircle

- r

+Create()
-Draw()

Диаграмма классов предметной области TObject TFigure -x,y,halflen, -dx,dy, -Image -Draw() -Rel() +Create()

Слайд 64

Модуль Figure

Unit Figure;
Interface Uses graphics,ExtCtrls;
Type TFigure=Class
x,y, halflen,dx,dy:integer; Image:TImage;
constructor Create(ax,ay,ah:integer;aImage:TImage);
procedure

Модуль Figure Unit Figure; Interface Uses graphics,ExtCtrls; Type TFigure=Class x,y, halflen,dx,dy:integer; Image:TImage;
Move(t:single);
procedure Draw;virtual;abstract;
procedure Rel(t:real);
end;
TLine=Class(TFigure)
procedure Draw;override;
end;
TSquare=Class(TFigure)
procedure Draw;override;
end;
TCircle=Class(TFigure)
r:integer;
constructor Create(ax,ay,ah,ar:integer;
aImage:TImage);
procedure DRAW;override;
end;

Слайд 65

Модуль Figure (2)

Implementation
Constructor TFigure.Create;
Begin
inherited Create;
x:=ax; y:=ay; halflen:=ah; Image:=aImage;

Модуль Figure (2) Implementation Constructor TFigure.Create; Begin inherited Create; x:=ax; y:=ay; halflen:=ah;
End;
Procedure TFigure.Rel;
Begin
dx:=round(halflen*cos(t));
dy:=round(halflen*sin(t));
End;
Procedure TFigure.Move;
Begin
Image.Canvas.Pen.Color:=clWhite; Draw;
Image.Canvas.Pen.Color:=clBlack;
Rel(t);
Draw;
End;

Слайд 66

Модуль Figure (3)

Procedure TLine.Draw;
Begin Image.Canvas.MoveTo(x+dx,y+dy);
Image.Canvas.LineTo(x-dx,y-dy);
End;
Procedure TSquare.Draw;

Модуль Figure (3) Procedure TLine.Draw; Begin Image.Canvas.MoveTo(x+dx,y+dy); Image.Canvas.LineTo(x-dx,y-dy); End; Procedure TSquare.Draw; Begin
Begin Image.Canvas.MoveTo(x+dx,y+dy);
Image.Canvas.LineTo(x-dy,y+dx);
Image.Canvas.LineTo(x-dx,y-dy);
Image.Canvas.LineTo(x+dy,y-dx);
Image.Canvas.LineTo(x+dx,y+dy);
End;
Constructor TCircle.Create;
Begin inherited Create(ax,ay,ah,aImage); r:=ar;
End;
Procedure TCircle.Draw;
Begin
Image.Canvas.Ellipse(x+dx+r,y+dy+r,x+dx-r,y+dy-r);
End;
end.

(x,y)

(x+dx,y+dy)

(x-dx,y-dy)

(x,y)

(x+dx,y+dy)

(x-dx,y-dy)

(x-dy,y+dx)

(x+dy,
y-dx)

Слайд 67

Описание класса окна

Unit Main;
interface
uses
Windows, Messages, SysUtils, Variants, Classes, Graphics, Controls, Forms,

Описание класса окна Unit Main; interface uses Windows, Messages, SysUtils, Variants, Classes,
Dialogs, StdCtrls, ExtCtrls;
type
TMainForm = class(TForm)
Image: TImage;
BeginButton,EndButton:TButton;
Timer1: TTimer; // interval:=100
procedure FormActivate(Sender: TObject);
procedure BeginButtonClick(Sender: TObject);
procedure EndButtonClick(Sender: TObject);
procedure Timer1Timer(Sender: TObject);
end;
Var MainForm: TMainForm;

Слайд 68

Объявление объектов

implementation
uses Figure;
{$R *.dfm}
Var
t:single=0.0;
L:TLine;
S:TSquare;
C:TCircle;
procedure TMainForm.FormActivate(Sender: TObject);
begin
Image.Canvas.Brush.Color:=clWhite;
end;

Объявление объектов implementation uses Figure; {$R *.dfm} Var t:single=0.0; L:TLine; S:TSquare; C:TCircle;

Слайд 69

Создание объектов и реализация движения

procedure TMainForm.BeginButtonClick(Sender: TObject);
begin
L:=TLine.Create(60,100,50,Image);
S:=TSquare.Create(180,100,50,Image);
C:=TCircle.Create(300,100,50,10,Image);
Timer1.Enabled:=true; //

Создание объектов и реализация движения procedure TMainForm.BeginButtonClick(Sender: TObject); begin L:=TLine.Create(60,100,50,Image); S:=TSquare.Create(180,100,50,Image); C:=TCircle.Create(300,100,50,10,Image);
запуск таймера
end;
procedure TMainForm.Timer1Timer(Sender: TObject);
begin
L.Move(t);
S.Move(-0.2*t);
C.Move(0.5*t);
t:=t+0.5;
end;

Слайд 70

Процедура завершения приложения

procedure TMainForm.EndButtonClick(Sender: TObject);
begin
Close;
end;
initialization
finalization
L.Free;
S.Free;
C.Free;
end.

Процедура завершения приложения procedure TMainForm.EndButtonClick(Sender: TObject); begin Close; end; initialization finalization L.Free; S.Free; C.Free; end.

Слайд 71

8.9 Использование визуальных компонентов для управления типом и параметрами фигур. Примитивный графический

8.9 Использование визуальных компонентов для управления типом и параметрами фигур. Примитивный графический редактор (Ex 8.5)
редактор (Ex 8.5)

Слайд 72

Объектная декомпозиция

Активизировать

Объектная декомпозиция Активизировать

Слайд 73

Диаграмма состояний интерфейса для рисования и настройки фигур

Ожидание рисования фигуры

Выбор типа фигуры

Выбор

Диаграмма состояний интерфейса для рисования и настройки фигур Ожидание рисования фигуры Выбор
размера фигуры

Выбор цвета
фигуры

Ожидание настройки или рисования фигуры

Изменение типа и пересоздание
фигуры

Изменениеразмера фигуры

Изменениецвета
фигуры

Создание и рисование фигуры

С1

С1'

С0

С2

С3

С2'

С3'

События:
C0, C0' – щелчок левой клавиши мыши - ImageMouseDown;
С1, С1' - щелчок по радиогруппе – RadioGroupClick;
С2, С2' – щелчок по стрелкам вверх/вниз– UpDownClick;
С3, С3' – щелчок по кнопке – ColorButtonClick

Создание и рисование фигуры

С0'

Слайд 74

Диаграмма классов предметной области

Диаграмма классов предметной области

Слайд 75

Unit Figure;
Interface
Uses extctrls,Graphics;
Type TMyFigure=class
public
x,y,Radius:Word;
Color:TColor;
Image:TImage;

Unit Figure; Interface Uses extctrls,Graphics; Type TMyFigure=class public x,y,Radius:Word; Color:TColor; Image:TImage; Constructor
Constructor Create(aImage:TImage;
ax,ay,ar:Word;aColor:TColor);
Рrocedure Clear;
Procedure Draw; virtual; abstract;
end;

Модуль Figure

Слайд 76

TMyCircle=class(TMyFigure)
public Procedure Draw; override;
end;
TMySquare=class(TMyFigure)
public Procedure Draw;

TMyCircle=class(TMyFigure) public Procedure Draw; override; end; TMySquare=class(TMyFigure) public Procedure Draw; override; end;
override;
end;
Implementation
Constructor TMyFigure.Create;
Begin
inherited Create;
Image:=aImage;
x:=ax; y:=ay;
Radius:=ar;
Color:=aColor;
Draw;
End;

Модуль Figure (2)

Слайд 77

Procedure TMyFigure.Clear;
Var TempColor:TColor;
Begin TempColor:=Color;
Color:=Image.Canvas.Brush.Color;
Draw;
Color:=TempColor;
End;

Модуль Figure

Procedure TMyFigure.Clear; Var TempColor:TColor; Begin TempColor:=Color; Color:=Image.Canvas.Brush.Color; Draw; Color:=TempColor; End; Модуль Figure (3)
(3)

Слайд 78

Procedure TMyCircle.Draw;
Begin
Image.Canvas.Pen.Color:=Color;
Image.Canvas.Ellipse(x-Radius,y-Radius,
x+Radius,y+Radius);
End;
Procedure TMySquare.Draw;
Begin

Procedure TMyCircle.Draw; Begin Image.Canvas.Pen.Color:=Color; Image.Canvas.Ellipse(x-Radius,y-Radius, x+Radius,y+Radius); End; Procedure TMySquare.Draw; Begin Image.Canvas.Pen.Color:=Color; Image.Canvas.Rectangle(x-Radius,y-Radius,

Image.Canvas.Pen.Color:=Color;
Image.Canvas.Rectangle(x-Radius,y-Radius,
x+Radius,y+Radius);
End;
End.

Модуль Figure (4)

Слайд 79

unit Main;
interface
uses Windows,Messages,SysUtils,Variants,Classes,Graphics, Controls,Forms,Dialogs,ComCtrls, StdCtrls, ExtCtrls;
type
TMainForm = class(TForm)
Image: TImage;
ColorButton,ExitButton:

unit Main; interface uses Windows,Messages,SysUtils,Variants,Classes,Graphics, Controls,Forms,Dialogs,ComCtrls, StdCtrls, ExtCtrls; type TMainForm = class(TForm)
TButton;
RadioGroup: TRadioGroup;
rLabel: TLabel;
rEdit: TEdit;
UpDown: TUpDown;
ColorDialog: TColorDialog;
procedure FormActivate(Sender: TObject);

Модуль Main

Слайд 80

procedure ImageMouseDown(Sender: TObject;… );
procedure UpDownClick(Sender: TObject; …);
procedure ColorButtonClick(Sender: TObject);
procedure RadioGroupClick(Sender: TObject);
procedure ExitButtonClick(Sender:

procedure ImageMouseDown(Sender: TObject;… ); procedure UpDownClick(Sender: TObject; …); procedure ColorButtonClick(Sender: TObject); procedure
TObject);
end;
var MainForm: TMainForm;
implementation
uses Figure;
Var C:TMyFigure;
{$R *.dfm}
procedure TMainForm.FormActivate(Sender: TObject);
begin
Image.Canvas.Brush.Color:=clWhite;
Image.Canvas.Pen.Color:=clBlack;
end;

Модуль Main (2)

Слайд 81

procedure TMainForm.ImageMouseDown(Sender: TObject; Button:TMouseButton;Shift:TShiftState;X,Y:Integer);
begin
if Button=mbLeft then
case RadioGroup.ItemIndex of
0: begin

procedure TMainForm.ImageMouseDown(Sender: TObject; Button:TMouseButton;Shift:TShiftState;X,Y:Integer); begin if Button=mbLeft then case RadioGroup.ItemIndex of 0:
C.Free;
C:=TMyCircle.Create(Image,X,Y,
strtoint(rEdit.Text),Image.Canvas.Pen.Color);
end;
1: begin
C.Free;
C:=TMySquare.Create(Image,X,Y,
strtoint(rEdit.Text),Image.Canvas.Pen.Color);
end;
end;
end;

Модуль Main (3)

Слайд 82

procedure TMainForm.UpDownClick(Sender:TObject; Button:TUDBtnType);
begin
if C<>nil then
begin C.Clear;
C.Radius:=strtoint(rEdit.Text); C.Draw;

procedure TMainForm.UpDownClick(Sender:TObject; Button:TUDBtnType); begin if C nil then begin C.Clear; C.Radius:=strtoint(rEdit.Text); C.Draw;
end;
end;
procedure TMainForm.ColorButtonClick(Sender: TObject);
begin
if ColorDialog.Execute then
Image.Canvas.Pen.Color:=ColorDialog.Color;
if C<>nil then
begin C.Color:=Image.Canvas.Pen.Color;
Clear; Draw; end;
end;

Модуль Main (4)

Слайд 83

Модуль Main (5)

procedure TMainForm.RadioGroupClick(Sender: TObject);
Var C1:TMyFigure;
begin
if C<>nil then
begin
C.Clear;
case

Модуль Main (5) procedure TMainForm.RadioGroupClick(Sender: TObject); Var C1:TMyFigure; begin if C nil
RadioGroup.ItemIndex of
0: C1:=TMyCircle.Create(Image,C.X,C.Y,C.Radius,
C.Color);
1: C1:=TMySquare.Create(Image,C.X,C.Y,C.Radius,
C.Color);
end;
C.Free;
C:=C1;
end;

Слайд 84

Модуль Main (5)

procedure TMainForm.ExitButtonClick(Sender:TObject);
begin Close; end;
initialization
finalization C.Free;
end.

Модуль Main (5) procedure TMainForm.ExitButtonClick(Sender:TObject); begin Close; end; initialization finalization C.Free; end.

Слайд 85

8.10 Построение графиков функции (Ex 8.4)

8.10 Построение графиков функции (Ex 8.4)

Слайд 86

Отображение графика функции на экран

Масштабы по осям ОХ и ОУ:
xm ym
mx=

Отображение графика функции на экран Масштабы по осям ОХ и ОУ: xm
------------ , my = ---------------,
xk - xn |ymax - ymin|

Координаты точек в окне рисования:
kxi = ⎤ (xi-xn)×mx ⎡+x1+xs,
kyi = ⎤ (ymax-yi)×my⎡+y1+xs .

Слайд 87

Модуль Graphic

unit Graphic;
Interface
Uses ExtCtrls,Graphics;
Type Fn=Function(X:single):single;
{процедура рисования графиков}
Procedure Run(
xn, {начальное значение

Модуль Graphic unit Graphic; Interface Uses ExtCtrls,Graphics; Type Fn=Function(X:single):single; {процедура рисования графиков}
x}
xk:single; {конечное значение x}
n:integer; {количество точек}
F:Fn; {функция}
x1,y1,x2,y2:integer; {координаты области рисования}
Image:TImage {холст для рисованияя}
);

Слайд 88

Модуль Graphic

Implementation
Procedure Run;
Var arr:array[1..200] of {координаты точек на холсте}
record x,y:integer; end;

Модуль Graphic Implementation Procedure Run; Var arr:array[1..200] of {координаты точек на холсте}
x, y, dx, {координаты точек на графике и шаг}
Fmin, Fmax, {минимум и максимум функции}
dxl, dyl, {шаг сетки по горизонтали и вертикали}
mx, my:single; {масштабы по горизонтали и вертикали}
xm, ym, {размеры области окна рисования}
xs, ys, {нижняя левая точка графика}
i:integer;
s:string[10]; {буфер для формирования подписей}

Слайд 89

Модуль Graphic (2)

Begin
Image.Canvas.Pen.Color:=clGreen;
Image.Canvas.Rectangle(x1,y1,x2,y2); {рамка}
xm:=x2-x1+1; ym:=y2-y1+1; {область графика}
dx:=(xk-xn)/n; {шаг

Модуль Graphic (2) Begin Image.Canvas.Pen.Color:=clGreen; Image.Canvas.Rectangle(x1,y1,x2,y2); {рамка} xm:=x2-x1+1; ym:=y2-y1+1; {область графика} dx:=(xk-xn)/n;
просчета точек}
x:=xn; y:=F(x);
Fmin:=y; Fmax:=y;
for i:=2 to n do {табулируем функцию и }
begin {вычисляем max и min}
x:=x+dx; y:=F(x);
if y>Fmax then Fmax:=y;
if y end;
xs:=40; ys:=ym-xs; {координаты нижней левой точки}
mx:=(xm-xs*2)/(xk-xn) ; {масштабы по х и y}
my:=(ym-xs*2)/(Fmax-Fmin);

Слайд 90

Модуль Graphic (3)

Image.Canvas.Pen.Color:=clRed;
Image.Canvas.Pen.Width:=3;
x:=xn;
for i:=1 to n do {считаем

Модуль Graphic (3) Image.Canvas.Pen.Color:=clRed; Image.Canvas.Pen.Width:=3; x:=xn; for i:=1 to n do {считаем
координаты точек}
begin
arr[i].x:=round((x-xn)*mx)+x1+xs;
arr[i].y:=round((Fmin-f(x))*my)+y1+ys;
x:=x+dx;
end;
Image.Canvas.MoveTo(arr[1].x,arr[1].y);
for i:=2 to n do {соединяем точки}
Image.Canvas.LineTo(arr[i].x,arr[i].y);

Слайд 91

Модуль Graphic (4)

x:=xn;
dxl:=(xk-xn)/5; {расстояние между линиями сетки}
Image.Canvas.Pen.Width:=1;
Image.Canvas.Pen.Color:=clBlue;
repeat

Модуль Graphic (4) x:=xn; dxl:=(xk-xn)/5; {расстояние между линиями сетки} Image.Canvas.Pen.Width:=1; Image.Canvas.Pen.Color:=clBlue; repeat
{вертикальные линии сетки и подписи}
Str(x:5:2,s);
Image.Canvas.TextOut(round((x-xn)*mx)+x1+xs-13, ys+y1+5,s);
Image.Canvas.MoveTo(round((x-xn)*mx)+x1+xs,
ym+y1-xs);
Image.Canvas.LineTo(round((x-xn)*mx)+x1+xs,
y1+xs);
x:=x+dxl;
until x>xk+0.00001;

Слайд 92

Модуль Graphic (5)

y:=Fmin;
dyl:=(fmax-fmin)/5;
repeat {горизонтальные линии сетки и подпись}
Str(y:5:2,s);

Модуль Graphic (5) y:=Fmin; dyl:=(fmax-fmin)/5; repeat {горизонтальные линии сетки и подпись} Str(y:5:2,s);
Image.Canvas.TextOut(x1+5,
round(-(y-Fmin)*my)+ys+y1-6,s);
Image.Canvas.MoveTo(x1+xs,
round(-(y-Fmin)*my)+y1+ys);
Image.Canvas.LineTo(xm+x1-xs,
round(-(y-Fmin)*my)+y1+ys);
y:=y+dyl;
until y>Fmax+0.00001;
end;
End.
Имя файла: Создание-приложений-Windows.pptx
Количество просмотров: 41
Количество скачиваний: 0