Баллады Северной Европы

Содержание

Слайд 2

ЧТО ТАКОЕ БАЛЛАДА?

1802-1803 г. Minstrelsy of the Scottish Borders, В. Скотт
minstrelsy ‘собрание

ЧТО ТАКОЕ БАЛЛАДА? 1802-1803 г. Minstrelsy of the Scottish Borders, В. Скотт
песен, или баллад’
Менестрель
Ballad – от фр. ballade - восходит к позднелатинскому ballo ‘танцую’ (ср. рус. балет)
Германия: Ballade пришло в XVIII в.
Шотландия: minstrelsy

Слайд 3

«СЕВЕРНАЯ» И «ЮЖНАЯ» БАЛЛАДА

Баллада – из жанра лирического стихотворения южно-романских народов: нескольких

«СЕВЕРНАЯ» И «ЮЖНАЯ» БАЛЛАДА Баллада – из жанра лирического стихотворения южно-романских народов:
строф + рефрен + любовная жалоба + танец
Родина баллады - Прованс.
Италия: баллата - песенный лирический жанр, имеющий истоки в народно-танцевальных песнях шутливо-любовного содержания – XIII в.
Расцвет – XIV в. (Ф. Петрарка, Дж. Бокаччо, Ф. Саккетти)
В. Жирмунский – жанровое различие «северной» и «южной» баллады

Слайд 4

«СЕВЕРНАЯ» БАЛЛАДА

Баллада – это лирико-эпический или лирико-драматический рассказ в строфической форме, предназначенный

«СЕВЕРНАЯ» БАЛЛАДА Баллада – это лирико-эпический или лирико-драматический рассказ в строфической форме,
для пения, нередко с музыкальным оформлением.
Баллада – это сюжетное поэтическое произведение драматического содержания, преимущественно на историческом или легендарном материале, с мрачным колоритом и хоровым припевом.
Англия, Скандинавия
М.Л. Гаспаров в Литературной энциклопедии терминов и понятий (2001): «южная» и «северная» баллада – это два разных стихотворных жанра.

Слайд 5

РАЗНАЯ СТЕПЕНЬ «УЧЕНОСТИ»

Трубадуры – ученость (Священное Писание, Овидий, Вергилий) + рыцарская литература
Северные

РАЗНАЯ СТЕПЕНЬ «УЧЕНОСТИ» Трубадуры – ученость (Священное Писание, Овидий, Вергилий) + рыцарская
менестрели неграмотны!
Отрывистость
Нарочитое отсутствие украшений

Слайд 6

БАЛЛАДА И ВОПРОС АВТОРСТВА

Не фиксированный текст, а только сюжетная схема!
Исполнение = сочинение
Отсюда

БАЛЛАДА И ВОПРОС АВТОРСТВА Не фиксированный текст, а только сюжетная схема! Исполнение
– отсутствие стремления к оригинальности
Различие между балладой в устной традиции и балладой в записи = различие между живым цветком и цветком засушенным
Литературная обработка в записи
Издание – еще большая литературная обработка!

Слайд 7

ЛИТЕРАТУРНАЯ ОБРАБОТКА

Издание – текст составляется из разных вариантов!
Устранение «порченого», «неисконного» и т.п.
Ф.

ЛИТЕРАТУРНАЯ ОБРАБОТКА Издание – текст составляется из разных вариантов! Устранение «порченого», «неисконного»
Дж. Чайлд – все найденные варианты!
М.И. Стеблин-Каменский: «даже если даются все существующие записи [той же баллады], эти записи – лишь ряд фиксированных текстов, и живое балладное творчество и в этом случае оставлено «за записью»

Слайд 8

БАЛЛАДА И ГЕРОИЧЕСКИЙ ЭПОС

Сюжетика героической поэзии восходит к героическим сказаниям, традиционным в

БАЛЛАДА И ГЕРОИЧЕСКИЙ ЭПОС Сюжетика героической поэзии восходит к героическим сказаниям, традиционным
данном обществе
Сюжетика баллады, между тем, восходит к самым разнообразным источникам – и устным, и письменным, и традиционным, и нетрадиционным, и местным, и иноземным.
Источники сюжета баллад: сказки-былички, волшебные сказки, и к католическо-христианские легенды, письменные саги, рыцарские романы, историческая традиция в той или иной форме, бытовые рассказы о событиях частной жизни).

Слайд 9

БАЛЛАДА И ГЕРОИЧЕСКИЙ ЭПОС

Героическая поэзия развивалась из определенного содержания – героических сказаний,

БАЛЛАДА И ГЕРОИЧЕСКИЙ ЭПОС Героическая поэзия развивалась из определенного содержания – героических
традиционных в данном обществе,
Баллада развивалась из определенной формы – балладного стиха, в который укладывалось самое разнообразное содержание.
Таким образом, отношение искусства к действительности, которое подразумевает сюжетика баллады, как бы противоположно тому, которое подразумевает сюжетика героической поэзии.

Слайд 10

БАЛЛАДА И ГЕРОИЧЕСКИЙ ЭПОС

Взаимоотношения мужчины и женщины:
Занимают важное место в балладе
Не

БАЛЛАДА И ГЕРОИЧЕСКИЙ ЭПОС Взаимоотношения мужчины и женщины: Занимают важное место в
особо важны в героической поэзии
Безымянные герои в балладе:
«рыцарь», «девушка».
В балладе речь идет о событиях
частной жизни
В героической поэзии такое невозможно

Слайд 11

ТЕМАТИКА БАЛЛАД:

• Сверхъестественные события, в которых решается судьба влюбленных (часто трагически)
• Преступления и наказания
• Апокрифические

ТЕМАТИКА БАЛЛАД: • Сверхъестественные события, в которых решается судьба влюбленных (часто трагически)
легенды (чаще всего в религиозных балладах)
• Исторические трагедии (обычно локального, а не национального масштаба!)
• Легенды о разбойниках и отчаянных головорезах, об опасностях, которым подвергаются мореплаватели или путешественники.

Слайд 12

ВОЗНИКНОВЕНИЕ БАЛЛАД

Не ранее XII в.
Отсутствие упоминания о балладах в источниках
Тип мировоззрения
Самая ранняя

ВОЗНИКНОВЕНИЕ БАЛЛАД Не ранее XII в. Отсутствие упоминания о балладах в источниках
баллада – ок. 1300 г.
Каждой баллада имеют длительную традицию устного исполнения!
Верхняя граница – XVIII в.
XV в. – период расцвета (везде по-разному!)

Слайд 13

Фольклорные особенности:
Простые рифмы
"What three things are these, Sweet William," she says,
That stands

Фольклорные особенности: Простые рифмы "What three things are these, Sweet William," she
here at your feet?"
"It is three hell-hounds, Marjorie," he says,
"That's waiting my soul to keep.«
- Что там за тени, милый друг,
У ног твоих лежат?
- Собаки ада, Марджери,
Могилу сторожат!
Постоянные эпитеты: юный Тамлейн (young Tamlane), прекрасная Маргарет (Fair Margaret), милый Вильям (sweet William)
Магические числа

Слайд 14

ЛИТЕРАТУРНЫЕ ВЛИЯНИЯ:

Рыцарский роман
Нет культа прекрасной дамы
Не воспеваются куртуазные добродетели
Патриархальный мир со

ЛИТЕРАТУРНЫЕ ВЛИЯНИЯ: Рыцарский роман Нет культа прекрасной дамы Не воспеваются куртуазные добродетели
своими законами
Более архаичное отношение к сверхъестественному
Позднее Средневековье: новые герои!
Положительные герои – из народа!
Моряки, солдаты; разбойники

Слайд 15

ИЗВЕСТНЫЕ СОБИРАТЕЛИ БАЛЛАД

XVI в. – broadsheet (broadside)
Рукописи / песенники
Интерес к собирательству –

ИЗВЕСТНЫЕ СОБИРАТЕЛИ БАЛЛАД XVI в. – broadsheet (broadside) Рукописи / песенники Интерес
XVIII в., предромантизм
Томас Перси (1729-1811)
Reliques of Ancient English Poetry, 1765
«вырвав рукопись из огня, Перси пустил ее в дело и тем самым разжег огонь европейского воображения»

Слайд 16

Джозеф Ритсон (1752–1803)
Неприкосновенность текста баллад!
Неразрывность текста и мелодии
Лагерь Перси – «художественность»
Лагерь Ритсона

Джозеф Ритсон (1752–1803) Неприкосновенность текста баллад! Неразрывность текста и мелодии Лагерь Перси
– «непричесанность»
Ф. Дж. Чайлд (1825-1896) – точка?
The English and Scottish Popular Ballads
Ок. 300 баллад
Ок. 1000 вариантов

Слайд 17

ДРУГИЕ СТРАНЫ

Германия:
Иоганн Готфрид фон Гердер (1744–1803)
1778–1779 гг. - сборник «Народные песни»
1806-1808 гг.

ДРУГИЕ СТРАНЫ Германия: Иоганн Готфрид фон Гердер (1744–1803) 1778–1779 гг. - сборник
«Чудесный рог юноши» (А. фон Арним, Клеменс Брентано)
Дания:
1812 – 1814 гг. «Избранные датские песни времен средневековья», Р. Нюэруп, К. Л. Рабек
С. Грундтвиг (1824-1883)
Имя файла: Баллады-Северной-Европы.pptx
Количество просмотров: 46
Количество скачиваний: 0