Математика вокруг нас

Содержание

Слайд 2

Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами будем работать с лабиринтами

Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами будем работать с лабиринтами

Слайд 3

ЛАБИРИНТЫ

История и математика

ЛАБИРИНТЫ История и математика

Слайд 4

ПЕРВЫЕ ЛАБИРИНТЫ

Первые похожие на лабиринт наскальные рисунки появились на Земле еще в

ПЕРВЫЕ ЛАБИРИНТЫ Первые похожие на лабиринт наскальные рисунки появились на Земле еще
каменном веке. Трудно сказать, что имел в виду доисторический художник, высекая извилистые линии и спирали, но идея передавалась сквозь века, превратившись наконец в глобальный символ — семь линий, закрученных вокруг центра. Древнейшим из найденных считают знак лабиринта, нацарапанный на стене усыпальницы в Луззанасе на острове Сардиния, возведенной как минимум четыре тысячи лет назад.

Слайд 5

ПЕТРОГЛИФЫ

Большинство древних «классических» лабиринтов создавалось по одинаковому, вполне определенному шаблону с одной-единственной

ПЕТРОГЛИФЫ Большинство древних «классических» лабиринтов создавалось по одинаковому, вполне определенному шаблону с
очень извилистой тропой, ведущей от входа к центру. Таковы сохранившиеся до наших дней петроглифы в виде лабиринтов, обнаруженные в Галисии, на северо-западе Испании, и датируемые 2000 годом до н. э., глиняные таблички с изображением лабиринтов, найденные в греческом городе Пилосе, возраст которых 3 000 лет, рисунки лабиринтов, нацарапанные на руинах в турецком Гордионе, относящиеся к 750 году до н. э.

Слайд 6

ЛАБИРИНТ МИНОТАВРА

Лабиринт, построенный, по легенде, афинским зодчим Дедалом по приказу царя Миноса,

ЛАБИРИНТ МИНОТАВРА Лабиринт, построенный, по легенде, афинским зодчим Дедалом по приказу царя
представлял собой подземную сеть туннелей, которые вели в обиталище чудовищного Минотавра. Долгое время считалось, что прообразом знаменитого лабиринта послужили обширные каменоломни, расположенные в окрестностях критского города Гортина. Однако в 1900—1930 годах английский археолог Артур Эванс, проводя раскопки в Кносе, открыл царский дворец колоссальных размеров, основная часть которого была построена более чем за 1 500 лет до н. э.

Сегодня грандиозное сооружение площадью около 16 тыс. м2, интерпретируется археологами как прототип легендарного лабиринта Минотавра.

Слайд 7

ЭВАНС, АРТУР ДЖОН (1851-1941)

Человек, нашедший «лабиринт минотавра»

ЭВАНС, АРТУР ДЖОН (1851-1941) Человек, нашедший «лабиринт минотавра»

Слайд 8

ГОЛОВОЛОМКИ МЭЙЗ

Мейзы по своему строению более изощренные и запутанные фигуры, нежели

ГОЛОВОЛОМКИ МЭЙЗ Мейзы по своему строению более изощренные и запутанные фигуры, нежели
лабиринты. Как правило, в таких головоломках заложены несколько дорог к цели, два или более входов и выходов, дорожки сообщаются между собой и образуют развилки. Решить мейз, то есть пройти к его центру или какой-либо цели, не так-то просто. Создатели выстроили сложные задачи: выбрать правильный вход, угадать направление на развилке или не попасть дважды на одну и ту же дорожку. Идея мейзов восходит к Средневековью и представляет собой результат освоения математики.

Слайд 9

ПАРКОВЫЙ ЛАБИРИНТ

Лабиринты замка Во-Ле-Виконт во Франции

ПАРКОВЫЙ ЛАБИРИНТ Лабиринты замка Во-Ле-Виконт во Франции

Слайд 10

ОХРАННЫЙ ЛАБИРИНТ

По образу лабиринта были построены защитные стены города Шимангада, расположенного в

ОХРАННЫЙ ЛАБИРИНТ По образу лабиринта были построены защитные стены города Шимангада, расположенного
предгорьях Гималаев, на территории современного Непала. Этот неприступный город пал под ударами мусульманских войск в 1325 году только после того, как предатель указал неприятелю слабое место в крепостных стенах. Руины Шимангады сохранились до наших дней, но их почти совсем поглотили джунгли.

Слайд 11

УНИКАЛЬНЫЕ ЛАБИРИНТЫ

Фермер Том Пирси (Tom Pearcy) из Йоркшира, Великобритания, соорудил у себя

УНИКАЛЬНЫЕ ЛАБИРИНТЫ Фермер Том Пирси (Tom Pearcy) из Йоркшира, Великобритания, соорудил у
на поле самый большой лабиринт в мире

Слайд 12

ЛАБИРИНТ ГОЛОВОЛОМКА

ЛАБИРИНТ ГОЛОВОЛОМКА

Слайд 13

ЛАБИРИНТЫ

Методы решения

ЛАБИРИНТЫ Методы решения

Слайд 14

МЕТОД ГРАФА

Правило I. Отправляемся от начального пункта (первого перекрестка) и идем по какой

МЕТОД ГРАФА Правило I. Отправляемся от начального пункта (первого перекрестка) и идем
угодно дороге, пока не приходим или в тупик, или к новому перекрестку. Тогда:
1. Если окажется, что мы попали в тупик, то возвращаемся назад и пройденный путь должен быть 1 уже отброшен, так как мы его прошли два раза (вперед и обратно).
2. Если же мы приходим к новому перекрестку, то направляемся по новому произвольному пути, не забывая только всякий раз отметить поперечной черточкой путь, по которому мы прибыли, и путь, по которому отправились дальше
Мы следуем указанному выше первому правилу всякий раз, когда приходим на такой перекресток, на котором мы еще не были. Но в конце концов мы должны прийти к перекрестку, на котором мы уже были, и здесь может представиться два случая. На известный уже нам пункт мы приходим по дороге, уже раз пройденной нами, или же по пути новому, не отмеченному еще черточкой. Следует придерживаться таких правил:

Слайд 15

МЕТОД ГРАФА

Правило II. Прибыв на известный уже нам перекресток по новой дороге, мы

МЕТОД ГРАФА Правило II. Прибыв на известный уже нам перекресток по новой
должны сейчас же повернуть обратно, предварительно отметив этот путь двумя черточками (прибытие и обратное отправление)
Правило III. Если мы приходим на известный нам перекресток таким путем, которым уже раз прошли раньше, то, отметив этот путь второй черточкой отправляемся дальше путем, которым мы еще не шли, если только такой путь существует. Но если такого пути нет, то выбираем дорогу, по которой прошли только один раз. 

Слайд 16

МЕТОД ГРАФА

Проверьте свои силы

МЕТОД ГРАФА Проверьте свои силы

Слайд 17

МЕТОД ЗАЧЕРКИВАНИЯ ТУПИКОВЫХ ХОДОВ

Если имеется план лабиринта, то выход из любой его

МЕТОД ЗАЧЕРКИВАНИЯ ТУПИКОВЫХ ХОДОВ Если имеется план лабиринта, то выход из любой
точки найти легко - надо зачеркнуть карандашом все тупиковые ходы. Этот метод получил название метода зачеркивания тупиков. Не зачеркнутая часть коридоров будет выходом или маршрутом от входа к выходу

Слайд 18

МЕТОД ЗАЧЕРКИВАНИЯ ТУПИКОВЫХ ХОДОВ

Проверьте свои силы

МЕТОД ЗАЧЕРКИВАНИЯ ТУПИКОВЫХ ХОДОВ Проверьте свои силы

Слайд 19

ПРАВИЛО ОДНОЙ РУКИ

Двигаясь в глубь лабиринта. Нужно касаться его стены одной и

ПРАВИЛО ОДНОЙ РУКИ Двигаясь в глубь лабиринта. Нужно касаться его стены одной
той же рукой. А выходя наружу, надо идти, касаясь той же стены другой рукой. Таким образом, можно всегда вернуться в исходную точку.
Правила могут иметь названия по названию руки: правило левой руки и правило правой руки. Если лабиринт имеет один выход, то идти по нему надо, не отрывая от стены правой (левой) руки.

Иногда стены в лабиринте не связаны с центром. Тогда, используя правило одной руки, не дойти до центра. В одном и том же лабиринте может действовать правило левой руки и не работать правило правой руки

Слайд 20

ПРАВИЛО ОДНОЙ РУКИ

Проверьте свои силы

ПРАВИЛО ОДНОЙ РУКИ Проверьте свои силы

Слайд 21

МЕТОД ПРОБ И ОШИБОК

МЕТОД ПРОБ И ОШИБОК

Слайд 22

ЛАБИРИНТЫ

Для личной тренировки

ЛАБИРИНТЫ Для личной тренировки