Слайд 2Тема 7. Особенности архаического познания
План
Накопление рациональных знаний в системе первобытного сознания
1.1. Повседневное,
стихийно-эмпирическое знание
1.2. Зарождение счета
Мифология в духовной архаической культуре
2.1. Сущность и функции мифа. Миф и сказка.
2.2. Классификация первобытных мифов
Слайд 3Тема 7. Особенности архаического познания
Сознание человека эпохи первобытной родовой общины было двухуровневым:
1)
уровень обыденного, повседневного, стихийно накапливающегося знания;
2) уровень мифотворчества (мифологии) как некоторой «дотеоретической» формы систематизации обыденного, повседневного знания.
Слайд 4
1.1. Повседневное, стихийно-эмпирическое знание
Эмпирическое знание - это совокупность представлений о действительности, получаемая
в результате ее непосредственного исследования.
- Знание окружающей местности;
первые способы воспроизведения географического пространства;
знания о животных → доместикация;
свойства растений;
классификация растений и животных;
анатомия человека
Слайд 51.2. Зарождение счета
Одна из особенностей развития первобытного сознания — формирование способности отражать
и выражать количественные характеристики действительности.
Предпосылки становления количественных представлений:
Повседневная практическая деятельность человека: многообразие действий по разделению целого на части и сложение некоторого целого из частей.
Природные ритмы.
Познавательная процедура сравнения, выделения качественно определенных характеристик природных предметов и соотнесение их между собой.
Слайд 61.2. Зарождение счета
1. Исторически первая форма становления количественных представлений - абстрактная фиксация
качественного своеобразия некоторого множества, состоящего из отдельных предметов, свойства которых хорошо усвоены субъектом.
2. Этап выработки понятия о счете связан с ситуациями, в которых человек вынужден соотносить элементы' одного множества однотипных вещей (предметов) с элементами другого, качественно иного множества. Цель такого соотнесения — констатация равенства (или неравенства) этих множеств (групп) предметов.
3. Введение в процедуру соотнесения элементов двух различных множеств некоторого третьего множества, являющегося опосредующим звеном между двумя исходными.
Слайд 71.2. Зарождение счета
4. Замена естественных посредников искусственными. В качестве их выступали зарубки,
нарезки, насечки на палках, костях или других предметах, узелки, полосы краски. Так исторически формируется система искусственных «предметов-посредников», выражающая собой значения абстрактных количественных отношений.
5. Разработка понятия числа. Абстрактное понятие числа выражает количественные отношения уже независимо от реального содержания, от конкретных, вещественных признаков совокупностей предметов.
Слайд 81.2. Зарождение счета
Зарождение астрономических знаний:
около 100 - 40 тыс. лет назад зародилась
традиция наблюдения за небесными явлениями, порожденная практикой сезонных промыслов;
40 - 10 тыс. лет назад астральные рисунки усложняются, отражая довольно сложные закономерности поведения Луны, Солнца;
около 20 тыс. лет назад существовали определенные приемы счета времени по Луне и Солнцу.
Календарь - средством решения практических задач, концентрировавшихся вокруг промысла, быта и воспроизводства родовой общины.
Для первобытного человека фундаментальными основами бытия выступали:
циклическая динамика промысловой, производственной деятельности;
динамика воспроизводства человеческого коллектива.
Слайд 91.2. Зарождение счета
Зарождение астрономических знаний:
Процессы воспроизводства человека и процессы воспроизводства животных соотносились
с динамикой, цикличностью в движении небесных тел. → олицетворения небесных тел в образах животных.
Астрономическое познание зарождалось не только в единстве с биологическим, но и в единстве с математическим знанием. Число не имело тогда еще своего самостоятельного, абстрактного значения. Оно обязательно связывалось с неким конкретным природным процессом, множеством. → истоки числовой магии, мистификации чисел в их связи с какими-либо природными событиями, процессами.
Слайд 101. Накопление рациональных знаний в системе первобытного сознания
Вывод:
1. В системе сознания первобытной
родовой общины на уровне повседневного стихийно-эмпирического знания был накоплен значительный массив первичных сведений о мире, сложились важные исходные абстракции.
2. Разработаны системы счета, календари.
3. Зафиксированы простейшие биологические, астрономические, медицинские и другие закономерности.
4. Рациональное знание, накопленное в эпоху первобытной родовой общины, стало предпосылкой развития протонауки древнего мира.
Слайд 112. Мифология в духовной архаической культуре
2. 1. Сущность и функции мифа.
Миф
и сказка
Мифология (греч. μυθολογία от μῦθος — «предание», «сказание» иλόγος — «слово», «рассказ», «учение») — особая форма человеческого сознания,
способ сохранения традиций в изменяющейся действительности;
основной метод общинно-родового мышления;
древнейший способ восприятия окружающей действительности и человеческой сущности.
Слайд 122. 1. Сущность и функции мифа. Миф и сказка
Отличия мифа от сказки:
по
времени возникновения;
по содержательному пространству;
по функциям:
миф – регулятивная, объяснительная (или познавательная) функции,
сказка – воспитательная функция;
- действие мифа развертывается в географически знакомом пространстве.
Слайд 132. 2. Классификация первобытных мифов
Мифы о животных, мифы о происхождении животных от
людей, мифы о происхождении людей от животных.
Космологические мифы – рассказы об устройстве Вселенной.
Космогонические мифы – объяснение происхождения и устройства мира:
эволюционные мифы: мир постепенно развился из некоего неопределенного и бесформенного состояния (мрака, хаоса), или из воды, или из яйца;
креационные мифы: мир создан каким-то существом: тотемным животным, первым человеком, великим колдуном, богом-творцом:
а) брачно-физиологические (рождение и иные способы с участием организма созидающего мир существа);
б) ремесленные (мир строится, лепится, вытесывается, шьется);
в) собственно креационные (творение мира чистой мыслью и словом: «И сказал Бог: да будет свет! И стал свет»).
Слайд 142. 2. Классификация первобытных мифов
4. Эсхатологические мифы — мифы о конце света.
5.
Календарные мифы - мифологизация смены временных циклов:
- солярные мифы;
- мифы об умирающем и воскресающем боге;
- мифы о космических циклах (мифы о Золотом веке)
6. Героические мифы — мифы о героях. Сюжеты:
необыкновенное детство героя,
изгнание,
совершение подвигов,
победа над чудовищами,
спасение прекрасной девушки, возвращение и свадьба.