Фонопедический метод развития голоса. В.В. Емельянов

Содержание

Слайд 2

Фонопедический метод развития голоса (ФМРГ) – это многоуровневая обучающая программа установления координации

Фонопедический метод развития голоса (ФМРГ) – это многоуровневая обучающая программа установления координации
и  эффективной тренировки голосового аппарата человека для решения речевых и певческих задач с неизменно высоким эстетическим качеством. Метод называется фонопедическим благодаря его восстановительно-профилактической и развивающей направленности

Слайд 3

№1 «Штро-бас» («Кот –воркот»)
Задание: Произносить стихотворный текст нужно урчащим звуком

№1 «Штро-бас» («Кот –воркот») Задание: Произносить стихотворный текст нужно урчащим звуком без
без возникновения фиксированной звуковысотности. Руки, согнуты в локтях, находятся параллельно полу на уровне пояса ладонями вниз: пальцы совершают хаотические колебательные движения, передающие общее расслабление.
Котик запрыгнул ко мне на колени,
Громко урчит, развалился в лени.
Я осторожно чешу за ушком,
Ласково глажу урчащие брюшко.

Слайд 4

№2 «Страшная сказка»
Исходное положение (И.П.): Рот открыт свободно, губы расслаблены. Пальцы

№2 «Страшная сказка» Исходное положение (И.П.): Рот открыт свободно, губы расслаблены. Пальцы
рук поставлены на щёки и вдвинуты между верхними и нижними зубами, чтобы не давать рту закрыться. Глаза широко открыты, брови подняты; выражение лица - испуганное.
Задание: Произносить последовательность гласных тихим низким голосом, придавая ему эмоциональную окраску испуга. Гласные включать в работу по очереди, постепенно приходя к оптимальной по фонетической близости последовательности «УОАЭЫ». Перевод гласного в гласный происходит без атаки, слитно, наподобие соединения гласных на Legato в пении.
В абстрактном и конкретном варианте (стихотворный текст) упражнения – пальцы продолжают контролировать расстояния между зубами через расслабленные мышцы щёк, невзирая на неразборчивость текста.
Возможен вариант сочетания абстрактного и конкретного вариантов, например: педагог – «Слушай…», дети – «У» и наоборот.

Слайд 5

Абстрактный вариант: Конкретный вариант:
У СЛУШАЙ…
УО СЛУШАЙ ШОРОХ…
УОА СЛУШАЙ ШОРОХ ЧАЩИ…
УОАЭ СЛУШАЙ ШОРОХ

Абстрактный вариант: Конкретный вариант: У СЛУШАЙ… УО СЛУШАЙ ШОРОХ… УОА СЛУШАЙ ШОРОХ
ЧАЩИ ЛЕСА…
УОАЭЫ СЛУШАЙ ШОРОХ: ЧАЩИ ЛЕСА ДЫШИТ.

Слайд 6

№3 «Конючим» («Попрошайка»)
Задание: 1) В абстрактном варианте упражнения переводить штро-бас в грудной

№3 «Конючим» («Попрошайка») Задание: 1) В абстрактном варианте упражнения переводить штро-бас в
режим на последовательностях гласных, постепенно включаемых в работу. Затем, последовательно соединять в одном движении три режима: штро-бас, грудной, фальцет. Перевод штро-баса в грудной режим производится без перерыва, дополнительной атаки или придыхания. Необходимо сохранять положение языка на губе в грудном режиме. Издавать штро-бас и переводить в грудной режим нужно на чистом гласном «А», хотя положение языка этому препятствует и провоцирует открытый гласный «Э». Артикуляцию гласных «АОУ» производить только за счет движения губ без участия челюсти, не закрывая зубов и десен (губы «обнимают» язык). Артикуляцию гласных «АЭЫ» производить только за счет подъема спинки языка при неподвижной расслабленной передней части, челюсти и губах.

Слайд 7

Абстрактный вариант:
У!
хххА, хххАО, хххАОУ, хххАОУ Ы!
хххА, хххАЭ, хххАЭЫ, хххАЭЫ
Конкретный

Абстрактный вариант: У! хххА, хххАО, хххАОУ, хххАОУ Ы! хххА, хххАЭ, хххАЭЫ, хххАЭЫ
вариант:
ходит, ходит попроШАЙКА,
х х х х х х
просит, просит попроШАЙКА.
х х х х х х
дайте, дайте попроШАЙКЕ,
х х х х х х
всё, что просит попроШАЙКА!
х х х х х х

Слайд 8

№4 «Вопросы – ответы»
Задания: 1) В абстрактном варианте основным элементом упражнения является

№4 «Вопросы – ответы» Задания: 1) В абстрактном варианте основным элементом упражнения
скользящие (глиссирующие) восходящие и нисходящие интонации с резким переходом из грудного в фальцетный режим и обратно со срабатыванием порога. Рекомендуется организовать игру в форме диалога. В эмоциональном отношении в упражнении присутствует вопроса (восходящая интонация) и ответа (нисходящая). Пальцами контролировать расстояние между зубами через расслабленные мышцы щёк.
2) В конкретном варианте проговаривать стихотворный текст в грудном режиме, переходя в фальцетный на гласном последнего слога каждой строки.

Слайд 9

№5 «Бронтозаврик»
Задание: 1) В абстрактном варианте – издать легкий высокий «тонкий»

№5 «Бронтозаврик» Задание: 1) В абстрактном варианте – издать легкий высокий «тонкий»
звук («у» или «ы») в фальцетном режиме, и через нисходящую глиссирующею интонацию перевести в грудной режим на том же гласном. В грудном режиме гласные выстраиваются в уже знакомой последовательности с переводом последнего гласного («ы» или «у») в штро-бас с расслаблением языка. Упражнение начинается с возникновения в грудном режиме одного гласного, с постепенным присоединением других гласных по одному с постепенным понижением интонации и увеличением силы тона. Все соединения гласных происходят без перерыва, слитно, нараспев.

Слайд 10

2) В конкретном варианте произнесение стихотворного текста начинается с издавания первого

2) В конкретном варианте произнесение стихотворного текста начинается с издавания первого слова/слога
слова/слога высоким тонким голосом с последующим переводом его на этом же слове/слоге в грудной режим нисходящей глиссирующей интонацией со срабатыванием порога. Каждая строка заканчивается штро-басом на гласном «А» с расслаблением языка.