История медицинской этики и деонтологии

Содержание

Слайд 2

ЭТИКА

наука о морали и нравственности.

ЭТИКА наука о морали и нравственности.

Слайд 3

Медицинский работник должен обладать особыми моральными качествами:

1. Какими?

Медицинский работник должен обладать особыми моральными качествами: 1. Какими?

Слайд 4

Особые моральные качества:

сострадание
милосердие
бескорыстие
чуткость
самопожертвование

Особые моральные качества: сострадание милосердие бескорыстие чуткость самопожертвование

Слайд 5

МЕДИЦИНСКАЯ ЭТИКА

совокупность норм медицинского работника

МЕДИЦИНСКАЯ ЭТИКА совокупность норм медицинского работника

Слайд 6

Медицинская этика изучает

взаимоотношения с больными, обществом, медицинскими работниками
вопросы поведения и морали

Медицинская этика изучает взаимоотношения с больными, обществом, медицинскими работниками вопросы поведения и морали медицинских работников
медицинских работников

Слайд 7

ДЕОНТОЛОГИЯ

наука обеспечения наибольшего счастья наибольшему числу людей
в России – наука о должном,

ДЕОНТОЛОГИЯ наука обеспечения наибольшего счастья наибольшему числу людей в России – наука
рациональном, гуманном поведении по отношению к больному.

Слайд 8

Понятия «медицинская деонтология» и «медицинская этика» не тождественны.

Понятия «медицинская деонтология» и «медицинская этика» не тождественны.

Слайд 9

Если медицинская этика не несет в себе специфики, обусловленной той или иной

Если медицинская этика не несет в себе специфики, обусловленной той или иной
врачебной специальностью (не существует отдельно этики терапевта, этики хирурга и т.д.),
то медицинская деонтология имеет черты специализации, обусловленные ее прикладным характером, взаимосвязью с той или иной медицинской профессией (различают деонтологию хирурга, педиатра, онколога, рентгенолога, венеролога)

Слайд 10

ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

Слайд 11

В ДРЕВНЕЙ ИНДИИ
рекомендовалось браться за лечение только такого человека, болезнь которого

В ДРЕВНЕЙ ИНДИИ рекомендовалось браться за лечение только такого человека, болезнь которого
излечима;
от неизлечимых больных следовало отказываться,
как и от не выздоровевших в течение года.

Слайд 12

Самый древний источник -
СВОД ЗАКОНОВ ХАММУРАПИ
18 в. до н.э.,
принятый в Вавилоне,
включал

Самый древний источник - СВОД ЗАКОНОВ ХАММУРАПИ 18 в. до н.э., принятый
требования к врачу

Слайд 13

Содержали вопросы деонтологии:
СВОД ЗАКОНОВ МАНУ (около 2 в. до н.э. — 1 в. н.э.)
АЮРВЕДА

Содержали вопросы деонтологии: СВОД ЗАКОНОВ МАНУ (около 2 в. до н.э. —
(Наука жизни; 9—3 вв. до н.э.).

Слайд 14

ВКЛАД ГИППОКРАТА

«Где любовь к людям, там и любовь к своему искусству»
«Не

ВКЛАД ГИППОКРАТА «Где любовь к людям, там и любовь к своему искусству»
вредить»
«Врач-философ подобен богу»
«Гиппократова клятва»

Слайд 15

Первое положение Клятвы :

«Считать научившего меня врачебному искусству наравне с моими родителями,

Первое положение Клятвы : «Считать научившего меня врачебному искусству наравне с моими
делиться с ним своими достатками и в случае надобности помогать ему в его нуждах;
- его потомство считать своими братьями,
- и его искусство, если они захотят его изучать, преподавать им безвозмездно и без всякого договора;
- наставления, устные уроки и все остальное в учении сообщать своим сыновьям, сыновьям своего учителя и ученикам, связанным обстоятельством и клятвой по закону медицинскому, но никому другому».

Слайд 16

Гиппократ впервые обратил внимание на вопросы должного отношения врача к родственникам больного,

Гиппократ впервые обратил внимание на вопросы должного отношения врача к родственникам больного,

к своим учителям,
взаимоотношений между врачами.
Деонтологические принципы, сформулированные Гиппократом, получили развитие в работах
АСКЛЕПИАДА, ЦЕЛЬСА, ГАЛЕНА

Слайд 17

Ибн-Сина (Авиценна)

 создатель «Канона врачебной науки», рассматривая различные стороны врачебной деятельности, подчеркивал неповторимость

Ибн-Сина (Авиценна) создатель «Канона врачебной науки», рассматривая различные стороны врачебной деятельности, подчеркивал
и индивидуальность обращающихся за медпомощью:
«... Каждый отдельный человек обладает особой натурой, присущей ему лично».
Ибн-Сине также приписывают изречение:
«Врач должен обладать глазом сокола, руками девушки, мудростью змеи и сердцем льва».

Слайд 18

«Врач должен обладать глазом сокола, руками девушки, мудростью змеи и сердцем льва».

«Врач должен обладать глазом сокола, руками девушки, мудростью змеи и сердцем льва».

2. КАК ВЫ ПОНИМАЕТЕ
ЭТУ ФРАЗУ?

Слайд 19

АБУ-ЛЬ-ФАРАДЖ

врач и писатель, живший в 13 в., сформулировал следующее обращение к заболевшему:
«Нас

АБУ-ЛЬ-ФАРАДЖ врач и писатель, живший в 13 в., сформулировал следующее обращение к
трое — ты, болезнь и я;
если ты будешь с болезнью, вас будет двое, я останусь один — вы меня одолеете;
если ты будешь со мной, нас будет двое, болезнь останется одна — мы ее одолеем».

Слайд 20

3. КАК ВЫ ПОНИМАЕТЕ ЭТУ ФРАЗУ?

3. КАК ВЫ ПОНИМАЕТЕ ЭТУ ФРАЗУ?

Слайд 21

В настоящее время во многих странах (Франции, ФРГ, Италии, Швейцарии, США и

В настоящее время во многих странах (Франции, ФРГ, Италии, Швейцарии, США и
др.) существуют национальные деонтологические кодексы.
Ряд документов носит международный характер.

Слайд 22

К ним следует отнести
Женевскую декларацию (1948),
Международный кодекс медицинской этики (Лондон,

К ним следует отнести Женевскую декларацию (1948), Международный кодекс медицинской этики (Лондон,
1949),
Хельсинкско-Токийскую декларацию (1964, 1975),
Сиднейскую декларацию (1969),
декларацию, касающуюся отношения врачей к пыткам (1975), и др.

Слайд 23

В РОССИИ

В РОССИИ

Слайд 24

В документах Древней Руси:
Так, в «Изборнике Святослава» (11 в.) имеется указание, что

В документах Древней Руси: Так, в «Изборнике Святослава» (11 в.) имеется указание,
монастыри должны давать приют не только богатым, но и бедным больным.
Свод юридических норм Киевской Руси «Русская правда» (11—12 вв.) утвердил положение о праве на медицинскую практику и установил законность взимания врачами с заболевших платы за лечение.
В Морском уставе Петра I сформулированы требования к врачу.

Слайд 25

В 18 и 19 веках для пропаганды гуманной направленности врачебной деятельности сделали

В 18 и 19 веках для пропаганды гуманной направленности врачебной деятельности сделали
передовые русские ученые-медики:
С.Г. Зыбелин,
И.Е. Дядьковский,
С.П. Боткин
Н.И. Пирогов
и др.

Слайд 26

Д.С. Самойлович

был одним из первых русских врачей, обративших особое внимание на значение нравственных

Д.С. Самойлович был одним из первых русских врачей, обративших особое внимание на
начал в деятельности врача.
Он призывал врачей к бескорыстию, искренности, вежливости и простоте.
По его словам, врачи должны быть милосердными, сочувствующими, должны любить своего ближнего, как самого себя.

Слайд 27

Мудров М.Я.

Он был глубоко убежден, что медицинской профессией должны овладевать люди по

Мудров М.Я. Он был глубоко убежден, что медицинской профессией должны овладевать люди
призванию, а не из побуждений к наживе.
Мудров писал: «Долгом своим почитаю заметить, что есть и душевные лекарства, которые врачуют тело. Сим искусством печального утешишь, сердитого умягчишь, робкого сделаешь смелым, скрытного – откровенным, отчаянного – благонадежным».

Слайд 28

Н.И. Пирогов

В 1837 году он писал: «Я считаю священной обязанностью добросовестного преподавателя

Н.И. Пирогов В 1837 году он писал: «Я считаю священной обязанностью добросовестного
немедленно обнародовать свои ошибки и их последствия для предостережения и назидания других, еще менее опытных, от подобных заблуждений».

Слайд 29

Всеобщую известность получила подвижническая деятельность доктора Ф.П. Гааза, ставшего главным врачом московских тюрем.

Всеобщую известность получила подвижническая деятельность доктора Ф.П. Гааза, ставшего главным врачом московских

Его девизом было:
«Спешите делать добро!».

Слайд 30

в Петербурге было организовано
ВРАЧЕБНОЕ ОБЩЕСТВО ВЗАИМНОЙ ПОМОЩИ,
которое одной из своих

в Петербурге было организовано ВРАЧЕБНОЕ ОБЩЕСТВО ВЗАИМНОЙ ПОМОЩИ, которое одной из своих
задач провозгласило создание русской деонтологии, учения о врачебной этике.
Значение врачебного долга по отношению к больному ни в одной стране не достигало такого уровня, как в русской земской медицине.

Слайд 31

именно о русских земских врачах писал
А.П. Чехов:
«Профессия врача - это

именно о русских земских врачах писал А.П. Чехов: «Профессия врача - это
подвиг. Она требует самоотверженности, чистоты души и чистоты помыслов. Надо быть ясным умственно, чистым нравственно и опрятным физически».
Пример: доктор Дымов («Попрыгунья»), Астров («Дядя Ваня»).
Тема земской медицины показана в рассказах Чехова: «Жена», «В родном углу», «Дом с мезонином».

Слайд 32

ПРОШУ ЗАПИСАТЬ

ПРОШУ ЗАПИСАТЬ

Слайд 33

4. Главный принцип в отношении врача к больному состоит в следующем: относись

4. Главный принцип в отношении врача к больному состоит в следующем: относись
к заболевшему так, как хотелось бы, чтобы относились в аналогичном положении к тебе.

Слайд 34

С 1845 года в России выпускники высших медицинских учебных заведений давали так

С 1845 года в России выпускники высших медицинских учебных заведений давали так
называемое факультетское обещание, которое включало такие положения как:
- не омрачать чести врачебного сословия;
- быть справедливым к сотоварищам;
- прибегать к советам врачей;
- хранить врачебную тайну.

Слайд 35

Указ Президиума Верховного Совета СССР от 26 марта 1971 г. утвердил
«ПРИСЯГУ ВРАЧА СОВЕТСКОГО СОЮЗА».

Указ Президиума Верховного Совета СССР от 26 марта 1971 г. утвердил «ПРИСЯГУ

Присяга, которую не дают представители ни одной другой мирной специальности, подчеркивает уникальность деятельности врача.

Слайд 36

В настоящее время выпускники медицинских институтов дают
КЛЯТВУ ВРАЧА РОССИИ (Законодательство РФ

В настоящее время выпускники медицинских институтов дают КЛЯТВУ ВРАЧА РОССИИ (Законодательство РФ
об охране здоровья граждан, 1993 г. ст. 60).
В основе Клятвы врача России –
текст Клятвы Гиппократа и факультетского обещания российских врачей.

Слайд 37

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ МЕДИЦИНСКОЙ ЭТИКИ И ДЕОНТОЛОГИИ

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ МЕДИЦИНСКОЙ ЭТИКИ И ДЕОНТОЛОГИИ

Слайд 38

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ:
ВРАЧА И ВРАЧА,
ВРАЧА И ПАЦИЕНТА,
ВРАЧА И МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ,
ВРАЧА И РОДСТВЕННИКОВ

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ: ВРАЧА И ВРАЧА, ВРАЧА И ПАЦИЕНТА, ВРАЧА И МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ, ВРАЧА И РОДСТВЕННИКОВ ПАЦИЕНТА
ПАЦИЕНТА

Слайд 39

2. ВРАЧЕБНАЯ ТАЙНА

2. ВРАЧЕБНАЯ ТАЙНА

Слайд 40

Врачебная тайна – неразглашение сведений, получаемых от больного и о больном (есть

Врачебная тайна – неразглашение сведений, получаемых от больного и о больном (есть
тайна двух, но нет тайны у трех и всем известна тайна четырех).
Надо беречь пациента от тех сведений, которые могут нанести вред его психике и способности бороться с болезнью.
Несоблюдение медицинской тайны медиками влечет за собой меры общественного воздействия.
В особых случаях, повлекших за собой тяжелые последствия, возможно привлечение виновного к уголовной ответственности.

Слайд 41

Еще Гиппократ говорил:
«В случае необходимости строго и твердо отклоняй его требования

Еще Гиппократ говорил: «В случае необходимости строго и твердо отклоняй его требования
(больного), но в другом случае окружи больного любовью и разумным утешением, но главное: оставь его в неведении того, что ему предстоит, и особенно того, что ему угрожает».

Слайд 42

Положение о врачебной тайне в настоящее время является статьей ФЗ «Об основах

Положение о врачебной тайне в настоящее время является статьей ФЗ «Об основах
охраны здоровья граждан РФ».
различают врачебную и медицинскую тайну
5. В ЧЕМ ОТЛИЧИЕ?

Слайд 43

3. ЭВТАНАЗИЯ

3. ЭВТАНАЗИЯ

Слайд 44

Эвтаназия - умышленное ускорение летального исхода безнадежно больного из ложно понимаемых гуманных

Эвтаназия - умышленное ускорение летального исхода безнадежно больного из ложно понимаемых гуманных
соображений.
Статья 45 законодательства запрещает эвтаназию (удовлетворение просьбы больного об ускорении смерти).

Слайд 45

В мире (до 1988 г.) сделано 30 тысяч эвтаназий, проведенных против закона.

В мире (до 1988 г.) сделано 30 тысяч эвтаназий, проведенных против закона.
За 1 год только в Голландии – 2300 эвтаназий.
Активная эвтаназия – использование средств, ускоряющих смерть.
Пассивная эвтаназия – бездействие врача, отказ от борьбы за жизнь.
В США законодательно используют эвтаназию (пассивную), если есть завещание пациента.
В Германии – преследуется в уголовном порядке.

Слайд 46

4. ВРАЧЕБНЫЕ ОШИБКИ

4. ВРАЧЕБНЫЕ ОШИБКИ

Слайд 47

Врачебные ошибки –незлоумышленное заблуждение врача в ходе его профессиональной деятельности, если при

Врачебные ошибки –незлоумышленное заблуждение врача в ходе его профессиональной деятельности, если при
этом исключается халатность и недобросовестность врача

Слайд 48

5. ЯТРОГЕНИЯ

5. ЯТРОГЕНИЯ

Слайд 49

Ятрогения – заболевание, вызываемое неблагоприятным влиянием врача на психику своих пациентов.
Каждый

Ятрогения – заболевание, вызываемое неблагоприятным влиянием врача на психику своих пациентов. Каждый
больной страдает своей болезнью плюс страхом за утрату здоровья и жизни.

Слайд 50

В.М. Бехтерев:

«Если больному после встречи с врачом не стало легче – это

В.М. Бехтерев: «Если больному после встречи с врачом не стало легче – это не врач».
не врач».

Слайд 51

6. СЕСТРОГЕНИЯ

6. СЕСТРОГЕНИЯ

Слайд 52

Сестрогения

– дефекты деонтологии медсестры (переоценка своей личности, подмена врача).

Сестрогения – дефекты деонтологии медсестры (переоценка своей личности, подмена врача).

Слайд 53

7. ЭГРОТОГЕНИЯ

7. ЭГРОТОГЕНИЯ

Слайд 54

Эгротогения

– неблагоприятное словесное воздействие на больного со стороны другого больного или больных.

Эгротогения – неблагоприятное словесное воздействие на больного со стороны другого больного или больных.

Слайд 55

8. БИОЭТИКА

8. БИОЭТИКА

Слайд 56

«Биоэтика» (этика живого), термин предложен в 1971 году В. Поттером
— учение о

«Биоэтика» (этика живого), термин предложен в 1971 году В. Поттером — учение
нравственной стороне деятельности человека в медицине и биологии

Слайд 57

Проблемы биоэтики:

этическое обоснование абортов
искусственное оплодотворение (с 1978 г.),
пересадка органов (определение момента

Проблемы биоэтики: этическое обоснование абортов искусственное оплодотворение (с 1978 г.), пересадка органов
смерти возможного донора)
говорить ли правду умирающему
право врача на принудительную госпитализацию