Невротическая религиозность

Содержание

Слайд 2

Определение понятия

Невротическая религиозность (токсичная вера, экклезиогенный невроз, экклезиоморфическое расстройство) — понятие

Определение понятия Невротическая религиозность (токсичная вера, экклезиогенный невроз, экклезиоморфическое расстройство) — понятие
в психологии и психиатрии, раскрывающее причинно-­следственную связь между религиозной верой (или религиозным воспитанием) и развитием невротических расстройств.
Этим понятием описывают разнородные явления и факторы в религиозной жизни человека, оказывающие негативное воздействие на его психологическое состояние и психическое здоровье.
Невротическая религиозность может развиваться в различных контекстах: в процессе индивидуального духовного поиска, в нетрадиционной религиозной структуре, но также и в одной из традиционных религий. Православная Церковь, разумеется, не является единственным или уникальным контекстом для развития невротической религиозности.

Слайд 3

В них – демон?

Прп. Порфирий Кавсокаливит в свойственной ему эмоциональной манере очень

В них – демон? Прп. Порфирий Кавсокаливит в свойственной ему эмоциональной манере
хорошо описывает невротическую религиозность. Он говорит, что суть христианства — это любовь, воодушевление, жажда Божественного, и достижение этого — естественная потребность нашей души.
«Но для многих религия — это борьба, беспокойство и стресс. Поэтому многих «религиозных» людей считают людьми несчастными, потому что видят, в каком плачевном состоянии они находятся. И это действительно так. Если не понять религию в её глубине, если не жить ею, то религия (благочестие) превращается в болезнь, да ещё в болезнь страшную. Настолько страшную, что человек теряет контроль над своими поступками, становится безвольным и бессильным, испытывает беспокойство и стресс, он руководствуется злым духом. Он кладёт поклоны, плачет, взывает, как бы смиряется, но все это смирение — сатанинское действо. Некоторые из таких людей религию воспринимают как один из видов мучений. В церкви они кладут поклоны, крестятся, говорят: «Мы грешные, недостойные», — но лишь только выйдут на улицу, начинают говорить хулу, если кто-­нибудь даже немного им досадит. Становится очевидно, что в них — демон».
Порфирий Кавсокаливит, прп. Житие и слова. Малоярославец, 2014. С. 165.

Слайд 4

Религия «крайностей»

Для невротической религиозности характерно сочетание противоположных крайностей в суждениях и поведении.

Религия «крайностей» Для невротической религиозности характерно сочетание противоположных крайностей в суждениях и

- Человек одновременно страдает от комплекса вины — и тут же испытывает чувство превосходства над другими из-­за своей принадлежности к «самой правильной» (в некоторых случаях — «единственно ­истинной») форме религии (например, он знает «единственного настоящего старца», «самого молитвенного батюшку» и т. п.).
- Заявленный перфекционизм в области морали сопровождается периодическим проявлением крайнего аморализма, который трактуется как «искушение» на пути к «совершенству».
- Смирение и покорность избранному авторитету сочетается со стремлением копировать этот авторитет и как следствие доминировать над теми, кого невротик считает ниже себя.

Слайд 5

Предпосылки и условия формирования невротической религиозности

Ганс Кюнг выделяет следующие причины формирования «экклезиогенного

Предпосылки и условия формирования невротической религиозности Ганс Кюнг выделяет следующие причины формирования
невроза»:
• Церковная система принуждения с оправданием насилия «во имя Божье».
• «Слепое послушание» как абсолютная добродетель, поддерживающая неоспоримый авторитет клириков.
• Репрессивная практика исповеди, в которой исповедник по определению находится в положении «жертвы».
• Инфантилизм и зависимость верующих от духовенства как следствие первых трех причин.
• Непрестанное подавление и вытеснение сексуальности.
• Унизительное отношение к женщине.
• Враждебное отношение к науке и прогрессу.
• Двойственность стандартов в области морали и нравственности в отношении духовенства и простых верующих

Слайд 6

Формирование «невротика»

В формировании невротической личности ключевое значение, как правило, имеет детский период,

Формирование «невротика» В формировании невротической личности ключевое значение, как правило, имеет детский
а именно первые годы жизни. Если ребёнок не получил достаточно любви, внимания, ласки, у него формируется «базальная тревога» вместо «базального доверия». Окружающий его мир он воспринимает как угрозу, себя — одиноким, никому не нужным, беспомощным. Это глубинное, иррациональное ощущение себя самого может остаться на всю жизнь.
Формирование невротического образа Бога во многом обусловлено именно детским опытом. Вот что говорит прп. Порфирий Кавсокаливит: «Из-­за родителей в душе детей образуется такое состояние, которое накладывает отпечаток на всю оставшуюся жизнь. Их поведение в дальнейшем, их отношения с другими людьми зависят непосредственно от жизненного опыта их детских лет. Они вырастают, получают образование, но в глубине своей остаются такими же».
К сожалению, «слишком часто образ наказующего Бога­ Отца сознательно используется как инструмент в воспитательных целях, ради достижения дисциплины, с далеко идущими негативными последствиями для религиозности подрастающего человека», — пишет Кюнг.
Кюнг Г. Фрейд и будущее религии. М., 2013.
Порфирий Кавсокаливит, прп. Слова о воспитании детей. М., 2011.

Слайд 7

«Защитные механизмы» психики
Сформировавшееся в раннем детстве отравляющее жизнь ощущение «брошенности» невыносимо

«Защитные механизмы» психики Сформировавшееся в раннем детстве отравляющее жизнь ощущение «брошенности» невыносимо
— поэтому для компенсации, «детоксикации», начинают формироваться защитные механизмы, чтобы снизить тревогу и адаптироваться к жизни.
«Общаться с родителями так, как хотелось бы, не получается — пишет Наталья Скуратовская, — вот и приходится искать способы общения, на которые они лучше реагируют. Одни реагируют на плач, другие — когда за них цепляются или на них висят, третьи — когда воюют и крушат все вокруг. А если родителей не проймёшь ничем, остаётся одно: уйти в изоляцию, в надежде, что хоть так обратят внимание». Незаметно для себя, родители оказываются вовлечёнными в эту игру — тем самым подтверждая глубинный страх ребёнка: ты становишься нужным и замеченным родителями только когда ты вынуждаешь их к этому — такой, какой ты есть «неадаптивный» — ты им не интересен и не нужен. Так начинается формироваться у ребёнка «идеальное “я”», «ложная личность, маска, которая скрывает его от мира на долгие годы».
Рощеня Д., Скуратовская Н. Все мы немного невротики // Православие и мир. URL: https://www.pravmir.ru/vse-myi-nemnogo-nevrotiki-otkuda-rodom-nevrotichnost-i-chtos-ney-proishodit-v-tserkvi/

Слайд 8

Идеальное «Я»

К. Хорни подробно разбирает процесс появления этой «личины», которая позволяет скрыть

Идеальное «Я» К. Хорни подробно разбирает процесс появления этой «личины», которая позволяет
ощущение себя «настоящего» прежде всего от себя самого, и тем самым удерживает человека в состоянии потери контакта с самим собой — только не «воображаемым», а «действительным». Как пишет Хорни, невротик пытается «переплавить» в высшее существо самого себя. Он ставит перед собой им же созданный образ «совершенства» и бессознательно говорит сам себе: «Забудь о том жалком существе, которым ты являешься; вот каким тебе надо быть, и быть таким идеальным — это единственное, что важно. Ты должен быть в состоянии вытерпеть все, понять все, нравиться всем, всегда быть на высоте».
Хорни К. Невроз и личностный рост: Борьба за самореализацию. СПб., 1997.

Слайд 9

Как стать «идеальным»?

«Религия, — пишет современный греческий исследователь Иоанн Корнаракис — отличный

Как стать «идеальным»? «Религия, — пишет современный греческий исследователь Иоанн Корнаракис —
способ для невротика стать круче всех, стать ещё идеальнее. Она даёт строгую систему предписаний, одобряемые ролевые модели поведения, чувство превосходства над неверующими — и это позволяет невротику чувствовать себя успешным и одобряемым». Искусственно сформировавшийся образ личной праведности или даже святости становится жизненной доминантой, при том, что к конкретному человеку он не имеет почти никакого отношения. Желаемое выдаётся за действительное.
«Фантастический христианин создаёт образ себя, каким он хочет быть или каким он должен быть», — отмечает Корнаракис.
Корнаракис И. Фантастический христианин в сравнении со святоотеческим человеком. Ахтырка, 2016.

Слайд 10

«Феномен подмен»

Как пишет ещё один психолог, изучающий феномен невротической религиозности, Марина Филоник,

«Феномен подмен» Как пишет ещё один психолог, изучающий феномен невротической религиозности, Марина
для любого невротика характерно «невротическое неосознавание», которое выражается как абсолютная уверенность в истинности своих представлений (в разной степени, в зависимости от тяжести состояния) — но когда «такой человек попадает в авторитетную систему норм и правил с жёстким различением, «что такое хорошо и что такое плохо», нередко его уже имеющиеся «неврозы» закрепляются, что приводит к ещё большей личностной несвободе».
Подобное явление М. Филоник называет «феноменом подмен» — когда искажения религиозного опыта самим человеком не осознаются как «подмены», но воспринимаются как единственно правильные с точки зрения православного благочестия установки. «Праведное благочестие в сочетании с ненавистью ко всем инаковым может быть типичным примером такого рода подмены».
Филоник М. С. Психологический анализ феноменов искажений религиозного опыта // Консультативная психология и психотерапия. 2015. Т. 23. № 5 (89). С. 109.

Слайд 11


Напряжение между идеалом — фактически недостижимым (и это одно из

Напряжение между идеалом — фактически недостижимым (и это одно из ключевых показателей
ключевых показателей невроза) и между очевидной «скверной греховности» (от которой никуда не деться) достигает своего апогея. В таком состоянии жить уже невозможно, и остаётся одно: поверить в то, что этот идеал уже почти достигнут — за исключением некоторых шероховатостей.

ТИПЫ НЕВРОТИЗАЦИИ

Слайд 12


При формировании невроза в связи с религиозностью эти модели могут

При формировании невроза в связи с религиозностью эти модели могут легко трансформироваться
легко трансформироваться в ту или иную видимость добродетельности.
Например, неумение выстраивать отношения с противоположным полом, глубинный животный страх физической близости, обусловленный травматическим детским опытом, легко может трансформироваться в мнимое «призвание к монашеству».
Невротическая гордыня как одна из разновидностей адаптивного поведения «захватчика» может стать источником неудержимой «ревности» в подвигах, трудоголизме, безукоризненном исполнении правил и установлений.
«Упаднический тип» может принять черты «идеального послушника», полностью отрёкшегося от собственной воли и вкусившего сладость непрестанного «плача о себе» с болезненной зависимостью от духовника, который воспринимается как единственный «тёплый», «любящий», дающий право существовать.

Как невроз создает
видимость добродетели

Слайд 17

ОСНОВНЫЕ ОТЛИЧИЯ ЗДОРОВОЙ И
БОЛЕЗНЕННОЙ РЕЛИГИОЗНОСТИ
В своей книге «Фрейд и

ОСНОВНЫЕ ОТЛИЧИЯ ЗДОРОВОЙ И БОЛЕЗНЕННОЙ РЕЛИГИОЗНОСТИ В своей книге «Фрейд и будущее
будущее религии» Г. Кюнг приводит ряд критериев, которые отличают здоровую религиозность от болезненной. Здоровая религиозность освобождает, а не порабощает; она исцеляет, а не вредит; она стабилизирует, а не расшатывает внутренний мир человека; она «является основой для истинной самореализации и целеустремлённого достижения поставленных задач как в личном, так и в общественном пространстве».
Кюнг отмечает, что здоровая религиозность способствует принятию человеком самого себя без регрессии, то есть без «отката назад», способствует личностному росту, не подавляет волю, но, принимая границы и понимая греховность природы человека, обеспечивает свободу выбора и ответственность за сохранение достоинства и суверенности личности.
Созидательная религиозность помогает победить страхи и способствует развитию таких базовых добродетелей, как доверие, любовь, поддерживает дружбу и уважение к другим людям. Отдельно Кюнг отмечает, что здоровой религиозности свойственно развивать чувствительность и эмоциональность, творческие способности, расширять горизонты сознания и побуждать к активной деятельности в направлении истинного гуманизма.

Слайд 18

Очень важный критерий,
который позволяет отличить носителя невротической религиозности от здоровой,

Очень важный критерий, который позволяет отличить носителя невротической религиозности от здоровой, это
это благодарность и её противоположность — недовольство. Как было рассмотрено выше, невротик живёт в пространстве своих представлений о том, как «всё должно быть». И, поскольку реальная жизнь весьма отличается от его видения, такому человеку невозможно быть благодарным за то, что у него уже есть «здесь и сейчас», чем он уже является — впрочем, как и его близкие. Можно обозначить две крайних позиции, по отношению к которым и можно охарактеризовать человека как носителя «токсичной» или здоровой религиозности. Это, с одной стороны, позиция «благодарного принятия» жизни, обстоятельств, своего внутреннего состояния, окружающих людей со всеми их особенностями, или «радостной любви», и смирения, — в то время как противоположная позиция — это «требовательное неудовольствие», которому невозможно угодить и рядом с которым неизбежно появление смутного чувства вины, даже когда для этого, казалось бы, нет никаких оснований.

Слайд 19

Вопросы и ответы
1. Что делать близким в общении с религиозным невротиком?
-

Вопросы и ответы 1. Что делать близким в общении с религиозным невротиком?
понять, что происходит, и постараться сохранять спокойствие.
- создавать безопасную и предсказуемую среду
- не вступать в конфронтацию
- задавать вопросы, помогающие выявить внутренние противоречия.
2. Как общаться со священником, страдающим невротической религиозностью?
- с сочувствием, но не вверяя себя его духовному руководству
- соблюдать дистанцию, не пытаться «лечить» и «перевоспитывать», но не принимать невротических требований как руководство к действию.
- если нет доверия, то не обращаться и свести общение к минимуму.
3. А вдруг я тоже невротик?
- возможно – от этого никто из нас не застрахован
- но если Вы задались таким вопросом, то в любом случае сможете с этим справиться.
(из лекции Н. Скуратовской)
Имя файла: Невротическая-религиозность.pptx
Количество просмотров: 44
Количество скачиваний: 0