Слайд 2Аналитические читательские умения
представляют собой систему взаимосвязанных и выступающих в единстве действий читателя,
которые обеспечивают полноценное восприятие художественного текста.
Слайд 3Аналитические читательские умения
невозможно формировать поочередно, отрабатывая отдельные операции.
Учитель работает над формированием
системы читательских умений в целом, хотя каждое конкретное задание связано, как правило, с одним из элементов текста и продвигает учеников по пути овладения определенным умением.
Слайд 4 Группы приемов обучения, направленных на формирование определенных читательских умений:
Умение воспринимать изобразительно-выразительные
средства художественного языка (ребенок не просто должен подводить под понятие разные виды тропов, а в том, чтобы он почувствовал неповторимость и красоту поэтического языка, восхитился мастерством автора, способного так искусно выразить чувство, отношение, мысль)
Слайд 5 Для формирования используются приемы языкового (стилистического) анализа текста:
Наблюдение над изобразительно-выразительными
средствами языка организуется с помощью вопросов, направляющих внимание учащихся на слово как средство создания художественного образа.
Например: В каких словах лучше всего выражено настроение? Почему автор выбрал именно такие слова и выражения? Какую картину они позволяют нарисовать? Какие чувства, мысли хотел передать автор с помощью этих слов?
Слайд 62) Подбор синонимов с целью уточнения оттенков значения авторского слова:
Как можно
сказать по-другому?
Почему автор выбрал именно такое слово?
Слайд 73) Стилистический эксперимент – намеренное искажение авторского текста (замена слова, выражения, пропуск
слова, изменение грамматической формы и т.п.) с целью привлечения внимания к авторскому выбору.
Проводится сопоставление искаженного варианта с авторским, в результате которого устанавливается точное значение и функция языкового средства, использованного автором для создания образа.
Слайд 84) Сопоставление черновой и окончательной редакций текста.
По сути это тоже стилистический
эксперимент, но представляющий авторский путь к точному слову.
Например: Послушайте, как звучали строчки этого стихотворения вначале. Заметите ли разницу? Почему А.С.Пушкин все-таки выбрал другое слово?
Под голубыми небесами
Необозримыми коврами,
Блестя на солнце, снег лежит…
Слайд 95) Выявление языковых особенностей жанра (на доступном младшим школьникам уровне).
Например, при
чтении русских народных сказок проводится работа над постоянными эпитетами (добрый молодец, чистое поле), сказочными формулами (в некотором царстве, в некотором государстве).
Слайд 102. Умение воссоздавать в воображении художественные картины
Слайд 11Формированию этого умения способствуют такие приемы анализа художественного произведения:
1) Рассматривание и анализ
иллюстраций к тексту профессиональных художников
Слайд 12
2) Словесное рисование – описание с помощью слов читательского образа, т.е. того
образа, который возник в воображении ребенка на основе прочитанного текста.
Слайд 13
3) Графическое рисование помогает ребенку уточнить читательский образ только в том случае,
если, рисуя, он опирается на текст и пытается передать иными, графическими, средствами то, что в тексте выражено словами.
Слайд 14
4) Постановка «живых картин», в которых моменты художественного произведения запечатлены в позах,
выражении лиц, стиле одежды персонажей, реквизите.
Слайд 15
3) умение устанавливать причинно-следственные связи, видеть логику развития действия (в эпосе), динамику
эмоций (в лирике) (элементарных представления о сюжете эпического произведения и его элементах: завязке действия, развитии действия, кульминации и развязке (термины могут и не сообщаться).
Слайд 16Приемы формирования умения видеть логику развития действия в эпическом произведении:
деление текста на
части с опорой на элементы сюжета,
составление плана (картинного, словесного);
составление серии словесных и графических иллюстраций;
выявление роли композиции в раскрытии авторского замысла,
создание диафильма, сценария для инсценирования текста.
Слайд 17При работе с лирическим произведением особое значение приобретает анализ динамики лирического переживания.
Основной прием - подготовка к выразительному чтению, при которой особое внимание уделяется анализу смены эмоциональной тональности текста.
Также используются сравнение разных вариантов выразительного чтения, анализ исполнения произведения чтецом.
Слайд 18
4) Важнейшее читательское умение – умение целостно воспринимать образ-персонаж (в эпосе),
образ-переживание (в лирике) как средство раскрытия идеи произведения.
Слайд 19Художественные средства создания образа-персонажа и методические приемы, обеспечивающие его целостное восприятие (Е.
В. Посашкова)
Методические приемы анализа образа-персонажа
Слайд 235) Умение видеть авторскую позицию
Уже в первом классе целесообразно ввести понятие «рассказчик»
(на материале произведений, написанных от лица маленького ребенка, это показать довольно просто) и учить различать точку зрения героя-рассказчика и автора произведения.
Слайд 24Приемы:
выявление авторского отношения к персонажам, событиям;
сопоставление позиции автора и рассказчика;
сопоставление фольклорного источника с авторским текстом (например, народной сказки «Морозко» и сказки В. Ф. Одоевского «Мороз Иванович»).
Слайд 256) умение осваивать идею произведения
Освоение идеи художественного произведения происходит в результате установления
связей между всеми элементами произведения, за счет чего и достигается более глубокий уровень восприятия.