Использование условно-графической наглядности, как способ формирования универсальных действий

Содержание

Слайд 2

АКТУАЛЬНОСТЬ

Актуальность выбранной темы заключается в том, чтобы уроки декоративного искусства были

АКТУАЛЬНОСТЬ Актуальность выбранной темы заключается в том, чтобы уроки декоративного искусства были
интересны. Применения различных видов условно–графических средств обучения при формировании логических универсальных учебных действий. Выполнение же логических заданий с использованием условно–графических средств обучения предполагает становление целого комплекса умений, связанных с обработкой, систематизацией, обобщение и использованием полученной информации.  

Слайд 3


ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ

Объектом исследования является процесс обучения на уроках декоративно–прикладного

ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ Объектом исследования является процесс обучения на уроках декоративно–прикладного
искусства в 5 классе.
Предмет исследования: условные графические средства обучения в процессе формирования логических универсальных учебных действий.

Слайд 4

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ

Показать возможность использования условно–графических средств обучения в процессе формирования логических универсальных

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ Показать возможность использования условно–графических средств обучения в процессе формирования логических
учебных действий на уроках декоративно–прикладного искусства в 5 классе.

Слайд 5

ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ:

Выявить и изучить литературу по данной проблеме.
Рассмотреть сущность понятий «логические универсальные

ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ: Выявить и изучить литературу по данной проблеме. Рассмотреть сущность понятий
учебные действия», «условно–графическое наглядность» и охарактеризовать основные виды условных графических средств обучения;
Разработать композиционное и цветовое решения декоративного панно для использования, как условно–графической наглядности в учебном процессе для формирования логических универсальных учебных действий на уроках декоративно–прикладного искусства.

Слайд 6


Условно–графическая наглядность — это формирование представлений и понятий с помощью условных

Условно–графическая наглядность — это формирование представлений и понятий с помощью условных знаков.
знаков. Она включает в себя схемы, графики, карты, картограммы, таблицы, диаграммы, кластеры, дидактические кроссворды, опорные конспекты и так далее

Слайд 7


Применение условно-графической наглядности для познавательной деятельности в процессе обучения содействует:

Применение условно-графической наглядности для познавательной деятельности в процессе обучения содействует: — формирование
формирование интеллектуального мышления, визуальное мышление и коммуникативное мышление;
— преобладание иллюстративного свойства средств условно–графической наглядности познавательной деятельности, которые является основной чертой процесса обучения.

Слайд 8

ВИДЫ УСЛОВНО-ГРАФИЧЕСКОЙ НАГЛЯДНОСТИ

В своем исследовании мы основываемся на характеристики видов и средств,

ВИДЫ УСЛОВНО-ГРАФИЧЕСКОЙ НАГЛЯДНОСТИ В своем исследовании мы основываемся на характеристики видов и
который часто используется педагогами на практике.
1. Таблица — это изображение простого графического материала, основным компонентом графики является линии и колонки
2. Схема — это графическое изображение материала, на котором условными графическими обозначениями изображены отдельные части, а отношение и связи — взаимное расположение частей и использование двунаправленных стрелок.
3. График — это графическое изображение функциональной зависимости при помощи линий на плоскости. Он один из простых видов наглядных пособий. Его можно использовать при наличии текстовых меток, категорий и для отображения разделительных равными интервалами и знаний учений, например месяцев, кварталов или финансовых лет.
4. Диаграмма — это графическое изображение, основное назначение — наглядно выразить количественные соотношениям
5. Кластер — это графическая форма организации информации, когда выделяются основные смысловые единицы, которые фиксируются в виде схемы с обозначением всех связей между ними. В центре — тема; вокруг неё — крупные смысловые единицы, соединяем их прямой линии с темой.
6. Опорные конспекты с элементами условно–графической наглядности.
7. Коллаж – это прием в изобразительном искусстве, который заключается в наклеивании на какую – либо основу материалов, отличающихся по цвету и фактуре.
8. Дидактический кроссворд — это прием проблемного обучения, направленные на длительное, рационально осознанные запоминания.

Слайд 9

логические универсальные учебные действия

— познавательные умения, развивающие мыслительные способности, так как

логические универсальные учебные действия — познавательные умения, развивающие мыслительные способности, так как
основаны на законах логики и на применение логических операций с понятиями (определение, деление, обобщение, дублирование проблемных вопросов и умозаключения) и логических приемов (анализ, синтез, сравнение)

Слайд 10

Мозаика «Весенние бабочки»

композиция является цельной, не возникает желания что-либо добавить или убрать,

Мозаика «Весенние бабочки» композиция является цельной, не возникает желания что-либо добавить или
а сами части мозаики не выходят из общего целого, не кажутся излишне мелкими или наоборот, крупными. Цельность даёт возможность сразу охватить изделие взглядом и одновременно определить основную часть, т. е. центр, которым в данном случае являются бабочки.

Слайд 11

Материалы:

яичная скорлупа, акварельные краски, акварельный лист, клей ПВА.
ИНСТРУМЕНТЫ: кисточки, зубочистка, канцелярский нож.

Материалы: яичная скорлупа, акварельные краски, акварельный лист, клей ПВА. ИНСТРУМЕНТЫ: кисточки, зубочистка, канцелярский нож.

Слайд 12

Ход работы.

Рисуем на листе нужный рисунок, в нашем случае Весенние бабочки.
2. Окращиваем

Ход работы. Рисуем на листе нужный рисунок, в нашем случае Весенние бабочки.
скорлупу в нужные цвета с помощью кисточки.

Слайд 13

Ход работы.

3. Покрываем часть рисунка клеем. На клей аккуратно укладываем скорлупу яйца. Берём

Ход работы. 3. Покрываем часть рисунка клеем. На клей аккуратно укладываем скорлупу
большую скорлупу и, начиная от края надавливаем пальцем руки на скорлупу, чтобы она покрыла наклеенную поверхность. Нужно следить, чтобы обломки скорлупы были не очень большими и не очень маленькими.

Слайд 14

Ход работы.

4. Покрываем весь рисунок, уложенный скорлупой, клеем. Сверху на клей посыпаем мелкой

Ход работы. 4. Покрываем весь рисунок, уложенный скорлупой, клеем. Сверху на клей
скорлупой, чтобы заполнить пустые места между скорлупками.
5. Оставляем работу немного подсохнуть, в течение 10-15 минут. Затем начинаем мягкой губкой убирать остатки затирки со скорлупы и проверяем, как легла затирка. При необходимости повторяем предыдущий этап. Если же везде швы хорошо заполнены и смесь высохла, аккуратно очищаем немного влажной губкой поверхность мозаики, постоянно выполаскивая губку и как можно чаще меняя воду.

Слайд 15

Ход работы.

6. Когда весь рисунок нанесен, нужно дать клею хорошо просохнуть, например, оставить

Ход работы. 6. Когда весь рисунок нанесен, нужно дать клею хорошо просохнуть,
на ночь. Теперь осталось только нанести последние штрихи, чтобы наша яичная мозаика со скорлупой заиграла.
7. Теперь самое главное — подобрать рамку для нашего панно. Мозаика с яичной скорлупой обязательно должна быть обрамлена. Те, кто занимается живописью, советует покупать рамку, когда картина уже будет готова, а не наоборот.

Слайд 16

Констатирующий эксперимент

Во время прохождения производственной педагогической практики в учреждении МАУ «Детская художественная

Констатирующий эксперимент Во время прохождения производственной педагогической практики в учреждении МАУ «Детская
школа имени В. Г. Перова», я заметила, что у детей отсутствует интереса к получении информации, так как используемые в практике преподавания декоративно-прикладного искусства в 5 «А» классе имеет существенный недостаток – отсутствие необходимого количества условно – графических средств обучения.
При подготовке к урокам и составление конспектов, необходимо задействовать условно – графические средства обучения.
При прохождении практики было проведено шесть уроков в 5 «А» классе, урок длиться 45 минут.
Темы проведённых уроков в 5 «А» классе:
1. Абстракция из фетра 1 урок
2. Коллаж на сплочение 2 урока
3. Мозаика из яичной скорлупы 3 урока
В 5 «А» классе обучается 10 учащихся, 7 девочек и 3 мальчика.

Слайд 17

Критерии оценки знаний учащихся

Критерии оценки знаний учащихся

Слайд 18

Уровень обучения художественным навыкам констатирующего этапа эксперимента

Уровень обучения художественным навыкам констатирующего этапа эксперимента

Слайд 19

АПРОБАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ

Тема: Мозаика из яичной скорлупы
Тип урока: урок-получение новых знаний, применение

АПРОБАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ Тема: Мозаика из яичной скорлупы Тип урока: урок-получение новых
знаний и умений.
Вид урока: практическая работа.
Методы проведения урока: объяснительно-иллюстративный, рассказ, демонстрация; репродуктивный (инструктаж, практическая работа).
Средства обучения:
Предметно-натуральные объекты, наглядные пособия (показ слайдов);
Практические: трудовая деятельность;
Эмоциональные: творческий интерес, удовлетворение от работы.
Оборудование и наглядности: показ слайдов цветных фотографий панно, образец выполненного изделия, раздаточный материал - рисунок, яичная скорлупа птиц, клей ПВА, кисточка для нанесения клея, салфетка из ткани, пинцет, гуашь, для декорирования – блестки.