- Главная
- Педагогика
- Механизмы межгруппового восприятия
Содержание
- 2. Национальные установки. Национальная установка-это определенное состояние внутренней готовности (настроенности) индивида и групп людей как представителей конкретной
- 3. Термин употребляется в различных значениях: 1) определенная организация элементов поведения: 2) предрасположенность к конкретной форме реагирования:
- 4. Самым устойчивым и своеобразным видом социальной установки является установка национальная. Она: – чрезвычайно консервативна по своему
- 5. Л. М. Дробижева впервые в этносоциологической литературе дала определение национальной установки как готовности представителя определенной нации
- 6. Основные современные представления о национальной установке могут быть сведены к следующему. Во-первых, национальная установка должна пониматься
- 7. Во-вторых, основу фиксации национальной установки следует искать в образовании национальных стереотипов, которые формируются как единица социально-перцептивной
- 8. В-третьих, национальная установка, как и другие виды установок, формируется в процессе деятельности, однако в отличие от
- 9. Следовательно, национальная установка должна быть отнесена не только к факту структурообразования национальной психологии, но и к
- 10. Стереотипы национального (этнического) поведения и восприятия Под традиционно закрепившимся в общественных науках понятием "национальный (этнический) стереотип"
- 11. Стереотип во многих случаях – примитивное суждение. Приняв его, мы как бы навешиваем популярный "ярлык" на
- 12. Национальные предрассудки представляют собой неадекватные и искажающие действительность установки, вырабатываемые этнической общностью по отношению к другим
- 13. Сам по себе процесс стереотипизации не плох и не хорош; он выполняет объективно необходимую функцию, позволяя
- 14. Национальные стереотипы принято подразделять на автостереотипы и гетеростереотипы. Автостереотипы – это мнения, суждения, оценки, относимые к
- 15. Нередко гетеростереотипы отражают представления, бытующие в определенных группах населения. Например, в ходе специального исследования, проведенного в
- 16. Характерным примером подобного рода гетеростереотипов служит суждение эстонского профессора Тийта Маде, высказанное им в интервью шведской
- 17. Социальные психологи считают, что на изменение стереотипов влияют следующие факторы: • условия и особенности социализации человека
- 19. Скачать презентацию
Слайд 2Национальные установки.
Национальная установка-это определенное состояние внутренней готовности (настроенности) индивида и групп людей как представителей конкретной этнической общности на специфическое для нее проявление чувств, интеллектуально-познавательной и волевой активности, динамику и характер взаимодействия, общения и взаимоотношений, соответствующих сложившимся национальным традициям и опыту.
Национальные установки.
Национальная установка-это определенное состояние внутренней готовности (настроенности) индивида и групп людей как представителей конкретной этнической общности на специфическое для нее проявление чувств, интеллектуально-познавательной и волевой активности, динамику и характер взаимодействия, общения и взаимоотношений, соответствующих сложившимся национальным традициям и опыту.
Слайд 3Термин употребляется в различных значениях: 1) определенная организация элементов поведения: 2) предрасположенность к конкретной форме реагирования: 3) внутренне мотивированная константная особенность активности людей (в отличие от ее изменчивых признаков).
Национальнаяустановка закрепляется в ходе исторического развития нации. В результате образуются целые системы У. н., которые постоянно актуализируются и инициируют своеобразное протекание психических процессов, характер поведения, взаимодействия и общения представителей конкретных этнических общностей, обеспечивая внутреннюю их предрасположенность к определенным формам реагирования на стандартные ситуации. Системы этих У. н. обеспечивают внутреннюю цельность поведения индивида и групп людей как представителей одной этнической общности, выступают его регулятором, облегчают выбор и принятие решений, придают специфику мотивации и целеполаганию людей, способам и приемам их деятельности. В них аккумулируются национальный опыт, представления о действиях людей в сходных условиях.
Национальные установки тесно связана со стереотипами национальными (этническими) (см.), которые она инициирует, заставляя проявляться в поведении и деятельности людей.
Термин употребляется в различных значениях: 1) определенная организация элементов поведения: 2) предрасположенность к конкретной форме реагирования: 3) внутренне мотивированная константная особенность активности людей (в отличие от ее изменчивых признаков).
Национальнаяустановка закрепляется в ходе исторического развития нации. В результате образуются целые системы У. н., которые постоянно актуализируются и инициируют своеобразное протекание психических процессов, характер поведения, взаимодействия и общения представителей конкретных этнических общностей, обеспечивая внутреннюю их предрасположенность к определенным формам реагирования на стандартные ситуации. Системы этих У. н. обеспечивают внутреннюю цельность поведения индивида и групп людей как представителей одной этнической общности, выступают его регулятором, облегчают выбор и принятие решений, придают специфику мотивации и целеполаганию людей, способам и приемам их деятельности. В них аккумулируются национальный опыт, представления о действиях людей в сходных условиях.
Национальные установки тесно связана со стереотипами национальными (этническими) (см.), которые она инициирует, заставляя проявляться в поведении и деятельности людей.
Слайд 4Самым устойчивым и своеобразным видом социальной установки является установка национальная. Она:
– чрезвычайно консервативна
Самым устойчивым и своеобразным видом социальной установки является установка национальная. Она:
– чрезвычайно консервативна
– содержит ярко выраженные и совершенно определенные образы;
– передается из поколения в поколение;
– всегда опосредует действия и поведение человека как представителя конкретной этнической общности.
Слайд 5Л. М. Дробижева впервые в этносоциологической литературе дала определение национальной установки как
Л. М. Дробижева впервые в этносоциологической литературе дала определение национальной установки как
Однако в этой концепции, да и в понимании самой установки, по нашему мнению, содержится не совсем правильная точка зрения на возможность проявления национальных установок лишь в межнациональном общении. Получается, что национальные установки и национальные ориентации существуют только во взаимоотношениях представителей различных этносов. На самом же деле в межнациональных контактах они лишь наиболее отчетливо фиксируются исследователями.
При изучении особенностей национальной психологии заслуживает внимания и точка зрения А. X. Гаджиева, который считает, что национальная установка, "будучи одним из структурных компонентов общественной психологии этнической общности, является частным случаем такого сложного феномена, каким является психологический настрой". Правильно отражая внутреннее содержание механизма функционирования национальной установки, он, на наш взгляд, необоснованно относит установку только лишь к структурным компонентам национальной психики.
Слайд 6Основные современные представления о национальной установке могут быть сведены к следующему.
Во-первых, национальная установка
Основные современные представления о национальной установке могут быть сведены к следующему.
Во-первых, национальная установка
Национальная установка, как и установка любого другого вида, закрепляется в ходе исторического развития психического склада этнической общности. В результате образуются целые системы фиксированных национальных установок, которые постоянно актуализируются и инициируют своеобразное протекание психических процессов личности, характер поведения, взаимодействия, общения представителей определенных этнических общностей, обеспечивая внутреннюю готовность к определенной форме реагирования на возникающие ситуации. Системы этих установок обеспечивают внутреннюю цельность поведения личности и групп людей, устойчивость их деятельности, облегчают выбор и принятие решений. В них аккумулируются крупицы опыта того или иного народа, примеры действий его представителей в аналогичных ситуациях.
Слайд 7Во-вторых, основу фиксации национальной установки следует искать в образовании национальных стереотипов, которые формируются как единица
Во-вторых, основу фиксации национальной установки следует искать в образовании национальных стереотипов, которые формируются как единица
Формирование национального стереотипа – это ответная реакция па социальную действительность, а "каждая реакция на какое-то событие или явление окружающей действительности определяется не только и не столько этим фактором, сколько тем, какое отношение он к себе вызывает: важен или не важен, интересен, привлекает или отталкивает".
В результате в коре головного мозга представителя той или иной этнической общности закрепляется фиксированное соотношение процессов возбуждения и торможения, последствия которого приводят к формированию своеобразия восприятия, взаимодействия и общения людей как национально специфических. А. И. Горячева и М. Г. Макаров считают, что в большинстве индивидуально- и социально-психологических феноменов прослеживаются три уровня их проявления, низший из которых можно рассматривать как предрасположенность к определенному поведению. Конкретные национальные стереотипы лежат в основе тех или иных установок, актуализируя их в различных видах деятельности.
Слайд 8В-третьих, национальная установка, как и другие виды установок, формируется в процессе деятельности, однако
В-третьих, национальная установка, как и другие виды установок, формируется в процессе деятельности, однако
Национальные установки, являясь составной частью национальной психики человека, формируют определенный ее настрой, придавая особую специфику мотивации и целеполаганию людей, способам и приемам их деятельности. Социальные нормы поведения, взаимодействия и общения, принятые в том или ином государстве, актуализируют национальные установки, которые, в свою очередь, вызывают к жизни соответствующие этим нормам стереотипы поведения и действий. Собственно сами эти нормы, вырабатываемые и поддерживаемые экономическими, идеологическими, культурными институтами той или иной страны, – это отчужденные от конкретных носителей, специфические для каждой нации, абстрагированные формы деятельности, которые предполагают определенные стереотипы поведения, передаваемые из поколения в поколение. Социальные нормы как бы контролируют и корректируют соответствие поведения человека заложенным в них "программам" установок.
Слайд 9Следовательно, национальная установка должна быть отнесена не только к факту структурообразования национальной
Следовательно, национальная установка должна быть отнесена не только к факту структурообразования национальной
Слайд 10Стереотипы национального (этнического) поведения и восприятия
Под традиционно закрепившимся в общественных науках понятием
Стереотипы национального (этнического) поведения и восприятия
Под традиционно закрепившимся в общественных науках понятием
Опираясь на свои национальные стереотипы, люди могут делать предвзятые выводы и неверно вести себя по отношению к представителям той или иной этнической общности.
Национальные стереотипы – особый вид стереотипов социальных. Последние представляют собой стандартизированные, устойчивые, ценностно окрашенные и эмоционально заряженные представления об окружающей действительности и других людях, которые формируются под влиянием определенных условий общественной жизни и деятельности или под воздействием других людей и распространяются посредством культуры и языка в конкретных социальных группах.
Возникают стереотипы в силу действия по меньшей мере двух тенденций человеческой психики. Во-первых, это конкретизация – стремление к пояснению абстрактных, трудно усваиваемых понятий через какие-то реальные образы, доступные и вразумительные для индивида и всех членов данной группы. Во-вторых, это упрощение, суть которого сводится к выделению одного или нескольких простых признаков в качестве основополагающих для раскрытия сложных явлений.
Слайд 11Стереотип во многих случаях – примитивное суждение. Приняв его, мы как бы
Стереотип во многих случаях – примитивное суждение. Приняв его, мы как бы
Социальные стереотипы закрепляются в результате неоднократного смыслового и эмоционального акцентирования сознания людей на тех или иных явлениях и событиях, многократного их восприятия и запечатления в памяти. Стереотипы функционируют на основе спонтанного восприятия по принципу: "Нам говорят об окружающем мире до того, как мы его увидим и оценим". Многие из них возникают стихийно, что обусловлено потребностью в экономии внимания в процессе усвоения опыта других людей и предшествующих поколений, который закреплен в виде привычных представлений. Социальные стереотипы зачастую охватывают не существенные, а наиболее броские, яркие черты явления или события. Оценка их, соответствующая стереотипу, в большинстве случаев принимается без доказательств и считается наиболее правильной, а всякая другая подвергается сомнению.
Стереотип однозначен, он делит мир лишь на две категории: "знакомое" и "незнакомое". "Знакомое" становится синонимом "хорошего", а "незнакомое" – синонимом "плохого".
Стереотипы выделяют объекты таким образом, что слегка знакомое видится как очень знакомое, а мало знакомое воспринимается как остро враждебное.
Слайд 12Национальные предрассудки представляют собой неадекватные и искажающие действительность установки, вырабатываемые этнической общностью по
Национальные предрассудки представляют собой неадекватные и искажающие действительность установки, вырабатываемые этнической общностью по
Их основное назначение заключается в формировании определенной предубежденности членов этнической общности в отношении соответствующих объектов.
Функционирование национальных предрассудков способствует сохранению социальной дистанции между этническими общностями. Формируются они под влиянием социально-экономических условий существования этноса, его культуры, образа жизни, поведения.
Именно отрицательный эмоциональный заряд национальных предрассудков обусловливает ту иррациональность, которая характерна для регулятивной функции, выполняемой национальными предрассудками в процессе межнационального общения. Формирование системы национальных стереотипов является той основой, на которой строится соответствующее поведение по отношению к представителям других этнических групп.
Слайд 13Сам по себе процесс стереотипизации не плох и не хорош; он выполняет
Сам по себе процесс стереотипизации не плох и не хорош; он выполняет
Стереотипизация становится "плохой" в том случае, когда основывается на предвзятости, предубежденности по отношению к какому-либо этносу и его конкретным представителям, искажает какие-то особенности и черты людей и поэтому выступает серьезным препятствием для взаимопонимания между представителями разных наций.
Слайд 14Национальные стереотипы принято подразделять на автостереотипы и гетеростереотипы.
Автостереотипы – это мнения, суждения, оценки,
Национальные стереотипы принято подразделять на автостереотипы и гетеростереотипы.
Автостереотипы – это мнения, суждения, оценки,
Гетеростереотипы представляют собой совокупность оценочных суждений о других народах. Обычно они скудны по содержанию и выражают лишь мнение о наиболее отчетливо проявляющихся чертах той нации, о которой идет речь, не претендуя на исчерпывающую ее характеристику.
Гетеростереотипы могут быть как положительными, так и отрицательными – в зависимости от исторического опыта взаимодействия данных народов. То, что применительно к собственному народу называется разумной экономией, применительно к другим может именоваться скупостью. То, что у себя характеризуется как настойчивость, твердость характера, у "чужака" называется упрямством. Один и тот же психологический комплекс в зависимости от отношения к его носителю может называться и непосредственностью, и безответственностью.
Слайд 15Нередко гетеростереотипы отражают представления, бытующие в определенных группах населения. Например, в ходе
Нередко гетеростереотипы отражают представления, бытующие в определенных группах населения. Например, в ходе
Следует отметить, что, содержание этностереотипа часто зависит от проявления психологических характеристик его носителя, таких как уровень развития, интеллект, образование, воспитание. Склонность оперировать жесткими стереотипами говорит о неумении представителя той или иной этнической общности самостоятельно сопоставлять факты, творчески подходить к ситуации. Представители интеллигенции, как правило, стремятся смягчить свои суждения о других людях. Враждебность к национальным меньшинствам может быть связана с внутренним невротизмом человека, который проецирует свое внутреннее беспокойство вовне на представителей других этнических общностей.
Иногда в стереотипах отражаются взаимно противоречивые представления об одной и той же нации. Их проявление меньше зависит от реальных психологических особенностей описываемого народа, чем от ряда других факторов. Важнейшими из этих факторов выступают политические взаимоотношения между государствами: национальные стереотипы скорее свидетельствуют о чувстве вражды или дружбы, чем являются объективным отражением характеристик того или иного народа.
Слайд 16Характерным примером подобного рода гетеростереотипов служит суждение эстонского профессора Тийта Маде, высказанное
Характерным примером подобного рода гетеростереотипов служит суждение эстонского профессора Тийта Маде, высказанное
Стереотипное восприятие "чужого" этноса характеризует не столько его, сколько этнос, в котором оно образовалось и бытует. Так, Н. А. Ерофеев подчеркивает: "Этнические представления отражают не одну, а две реальности или, точнее, два народа – и тот, чей образ формируется в сознании другого народа, и тот, в среде которого эти представления слагаются и получают распространение". Действительно, оценки определенной этнической общности со стороны разных наций часто не только весьма различны, но, случается, и противоположны.
Национальные стереотипы могут и изменяться. Например, психолог Д. Сиго в ноябре 1941 г. фиксировал, что в стереотип восприятия японцев со стороны американцев включались такие черты, как "вежливость, честолюбие, следование своим традициям", а после нападения японцев на Пирл-Харбор характеристики "вежливые" и "трудолюбивые" исчезли из содержания этностереотипа, в котором появились суждения о японцах как "лживых, националистически настроенных и коварных людях" [Seego D., 1959]. Или другой пример. До объявления США войны Германии в стереотип восприятия немцев со стороны американцев входили такие черты, как "трудолюбие, научный склад ума, флегматичность, националистичность". Но стоило США вступить в войну, и в этностереотипе сразу появились другие характеристики: "агрессивность, жестокость, надменность" немцев.
Слайд 17Социальные психологи считают, что на изменение стереотипов влияют следующие факторы:
• условия и
Социальные психологи считают, что на изменение стереотипов влияют следующие факторы:
• условия и
• уровень образования и интеллектуального развития (чем более образован человек и чем выше его интеллектуальное развитие, тем менее подвержен он воздействию национальных предрассудков);
• личный опыт контактов и взаимодействия со стереотипизируемым объектом (непосредственное взаимодействие снижает уровень стереотипичности оценок и суждений).
Огромное влияние на формирование и изменение стереотипов оказывают аффекты и эмоции. Позитивный аффект может снижать тенденцию к стереотипизации или влиять на тс процессы, которые происходят во время нее. Стереотипы могут радикально меняться в ответ на драматические или крайне яркие события. Западные психологи приводят пример: чье-либо представление об аккуратности и пунктуальности, свойственных немцам, может быть пересмотрено, если человек сталкивается с немцем, который опаздывает на встречи и теряет билет на самолет. Таким образом, считают социальные психологи, информация об одном-двух представителях определенной национальности, которая сильно противоречит сложившемуся этническому стереотипу, может вызвать аффект и резкое изменение этого стереотипа.