многообразия исторически выработанных форм деятельности, отражающей степень очеловечивания природы и меру саморазвития человека» (А. М. Арнольдов). Философские корни этого подхода заложены в работах философов И. Канта, Ф. Шиллера, А. Адлера, М. Бахтина, Н. А. Бердяева, Ю. М. Лотмана.
С позиции культурологического подхода образование рассматривается как сложный культурный процесс полисистемной передачи нормативно-ценностного и творческого опыта и создания условий для культурных форм самоопределения, саморазвития и самореализации личности; как культурная деятельность субъектов образования; как сложное культурное пространство взаимодействия сферы образования с остальными сферами культуры; как комплексная социокультурная система, выполняющая специфические функции сохранения и обновления культурных традиций общества.
Исторические предпосылки данного подхода были заложены еще в античной культуре, в идеях взращивания душевности и образованности. В дальнейшем они были развернуты в работах А. Дистервега, К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого, С. Френе, М. Монтессори, В. А. Сухомлинского и др., которые подчеркивали доминирование культурных, нравственных ценностей в образовании. В настоящее время эти идеи развиваются в трудах В. С. Библера, С. Ю. Курганова, Б. М. Неменского и др.
Культурологический подход