Архитектура операционных систем

Содержание

Слайд 2

Требования к современным ОС

Главные требования:
выполнение основных функций эффективного управления ресурсами
обеспечение удобного

Требования к современным ОС Главные требования: выполнение основных функций эффективного управления ресурсами
интерфейса для пользователя и прикладных программ

Слайд 3

Требования к современным ОС

Расширяемость
Переносимость или многоплатформенность
Совместимость
Надежность и отказоустойчивость
Безопасность
Производительность

Требования к современным ОС Расширяемость Переносимость или многоплатформенность Совместимость Надежность и отказоустойчивость Безопасность Производительность

Слайд 4

1. Расширяемость ОС

ОС всегда изменяются со временем эволюционно, и эти изменения более

1. Расширяемость ОС ОС всегда изменяются со временем эволюционно, и эти изменения
значимы, чем изменения аппаратных средств
Если код ОС написан таким образом, что дополнения и изменения могут вноситься без нарушения целостности системы, то такую ОС называют расширяемой
Расширяемость достигается за счет модульной структуры ОС (программы строятся из набора отдельных модулей, взаимодействующих только через функциональный интерфейс)

Слайд 5

2. Переносимость или многоплатформенность

В идеале код ОС должен легко переноситься с процессора

2. Переносимость или многоплатформенность В идеале код ОС должен легко переноситься с
одного типа на процессор другого типа и с аппаратной платформы одного типа на аппаратную платформу другого типа
Переносимые ОС имеют несколько вариантов реализации для разных платформ

Слайд 6

3. Совместимость

Для пользователя, переходящего с одной ОС на другую, очень привлекательна возможность

3. Совместимость Для пользователя, переходящего с одной ОС на другую, очень привлекательна
запуска в новой ОС привычного приложения.
Если ОС имеет средства для выполнения прикладных программ, написанных для других ОС, то про нее говорят, что она обладает совместимостью с этими ОС
Понятие совместимости включает также поддержку пользовательских интерфейсов других ОС

Слайд 7

4. Надежность и отказоустойчивость

ОС должна быть защищена как от внутренних, так

4. Надежность и отказоустойчивость ОС должна быть защищена как от внутренних, так
и от внешних ошибок, сбоев и отказов.
Действия ОС должны быть всегда предсказуемыми, а приложения не должны иметь возможности наносить вред ОС.
Надежность и отказоустойчивость ОС прежде всего определяются архитектурными решениями, положенными в ее основу, а также качеством ее реализации
Важно, включает ли ОС программную поддержку аппаратных средств обеспечения отказоустойчивости, таких, например, как дисковые массивы или источники бесперебойного питания.

Слайд 8

5. Безопасность

Современная ОС должна защищать данные и другие ресурсы вычислительной системы от

5. Безопасность Современная ОС должна защищать данные и другие ресурсы вычислительной системы
несанкционированного доступа.
средства аутентификации — определения легальности пользователей
авторизации — предоставления легальным пользователям дифференцированных прав доступа к ресурсам
аудита — фиксации всех «подозрительных» для безопасности системы событий
В сетевых ОС к задаче контроля доступа добавляется задача защиты данных, передаваемых по сети.

Слайд 9

6. Производительность

ОС должна обладать настолько хорошим быстродействием и временем реакции, насколько

6. Производительность ОС должна обладать настолько хорошим быстродействием и временем реакции, насколько
это позволяет аппаратная платформа
На производительность ОС влияют:
архитектура ОС
многообразие функций
качество программирования кода
возможность исполнения ОС на высокопроизводительной (многопроцессорной) платформе

Слайд 10

Основные принципы построения операционных систем

Модульности
Функциональной избирательности
Генерируемости
Функциональной избыточности
Виртуализации
Независимости программ

Основные принципы построения операционных систем Модульности Функциональной избирательности Генерируемости Функциональной избыточности Виртуализации
от внешних устройств
Совместимости
Открытой и наращиваемой ОС
Мобильности (переносимости)
Обеспечения безопасности вычислений

Слайд 11

Принцип модульности ОС

Под модулем в общем случае понимают функционально законченный элемент системы,

Принцип модульности ОС Под модулем в общем случае понимают функционально законченный элемент
выполненный в соответствии с принятыми межмодульными интерфейсами.
Модуль предполагает возможность без труда заменить его на другой при наличии заданных интерфейсов
Наибольший эффект от его использования достижим, когда принцип распространен одновременно на операционную систему, прикладные программы и аппаратуру

Слайд 12

Принцип функциональной избирательности

В ОС выделяется некоторая часть важных модулей, которые должны

Принцип функциональной избирательности В ОС выделяется некоторая часть важных модулей, которые должны
постоянно находиться в оперативной памяти для более эффективной организации вычислительного процесса (ядро)
При формировании состава ядра требуется учитывать два противоречивых требования.
1) В состав ядра должны войти наиболее часто используемые системные модули.
2) Количество модулей должно быть таковым, чтобы объем памяти, занимаемый ядром, был бы не слишком большим.
Транзитные программные модули загружаются в оперативную память только при необходимости и в случае отсутствия свободного пространства могут быть замещены другими транзитными модулями.

Слайд 13

Принцип генерируемости ОС

Этот принцип позволяет настраивать центральную системную управляющую программу ОС, исходя

Принцип генерируемости ОС Этот принцип позволяет настраивать центральную системную управляющую программу ОС,
из конкретной конфигурации конкретного вычислительного комплекса и круга решаемых задач.
Эта процедура проводится редко, перед протяженным периодом эксплуатации ОС.
Процесс генерации осуществляется с помощью специальной программы-генератора и соответствующего входного языка для этой программы, позволяющего описывать программные возможности системы и конфигурацию машины.
Принцип генерируемости существенно упрощает настройку ОС на требуемую конфигурацию вычислительной системы

Слайд 14

Принцип функциональной избыточности

Этот принцип учитывает возможность проведения одной и той же работы

Принцип функциональной избыточности Этот принцип учитывает возможность проведения одной и той же
различными средствами
Позволяет:
быстро и наиболее адекватно адаптировать ОС к определенной конфигурации вычислительной системы
обеспечить максимально эффективную загрузку технических средств при решении конкретного класса задач
получить максимальную производительность при решении заданного класса задач

Слайд 15

Принцип виртуализации

Этот принцип позволяет представить структуру системы в виде определенного набора планировщиков

Принцип виртуализации Этот принцип позволяет представить структуру системы в виде определенного набора
процессов и распределителей ресурсов (мониторов) и использовать единую централизованную схему распределения ресурсов.
Наиболее естественным и законченным проявлением концепции виртуальности является понятие виртуальной машины.
Любая ОС скрывает от пользователя и его приложений реальные аппаратные и иные ресурсы, заменяя их некоторой абстракцией.

Слайд 16

Принцип виртуализации

Виртуальная машина, предоставляемая пользователю, воспроизводит архитектуру реальной машины, но архитектурные элементы

Принцип виртуализации Виртуальная машина, предоставляемая пользователю, воспроизводит архитектуру реальной машины, но архитектурные
в таком представлении выступают с новыми или улучшенными характеристиками:
единообразная по логике работы память (виртуальная) практически неограниченного объема.
произвольное количество процессоров (виртуальных), способных работать параллельно и взаимодействовать во время работы.
произвольное количество внешних устройств (виртуальных), способных работать с памятью виртуальной машины параллельно или последовательно, асинхронно или синхронно по отношению к работе того или иного виртуального процессора, которые инициируют работу этих устройств.

Слайд 17

Принцип независимости программ от внешних устройств

Связь программ с конкретными устройствами производится не

Принцип независимости программ от внешних устройств Связь программ с конкретными устройствами производится
на уровне трансляции программы, а в период планирования её исполнения
В результате перекомпиляция при работе программы с новым устройством, на котором располагаются данные, не требуется.
Принцип позволяет одинаково осуществлять операции управления внешними устройствами независимо от их конкретных физических характеристик

Слайд 18

Принцип совместимости

Это способность ОС выполнять программы, написанные для других ОС или для

Принцип совместимости Это способность ОС выполнять программы, написанные для других ОС или
более ранних версий данной операционной системы, а также для другой аппаратной платформы.
Двоичная совместимость достигаетс, когда можно запустить исполняемую программу на выполнение на другой ОС. Для этого необходимы:
совместимость на уровне команд процессора,
совместимость на уровне системных вызовов и даже на уровне библиотечных вызовов, если они являются динамически связываемыми.
Совместимость на уровне исходных текстов требует наличия соответствующего транслятора в составе системного программного обеспечения, а также совместимости на уровне библиотек и системных вызовов. При этом необходима перекомпиляция имеющихся исходных текстов в новый выполняемый модуль.

Слайд 19

Принцип открытой и наращиваемой ОС

Открытая ОС доступна для анализа как пользователям, так

Принцип открытой и наращиваемой ОС Открытая ОС доступна для анализа как пользователям,
и системным специалистам, обслуживающим вычислительную систему.
Наращиваемая (модифицируемая, развиваемая) ОС позволяет не только использовать возможности генерации, но и вводить в ее состав новые модули, совершенствовать существующие и т. д.
Необходимо, чтобы можно было внести дополнения и изменения, и не нарушить целостность системы.

Слайд 20

Принцип мобильности (переносимости)

Операционная система относительно легко должна переноситься с процессора одного типа

Принцип мобильности (переносимости) Операционная система относительно легко должна переноситься с процессора одного
на процессор другого типа и с аппаратной платформы одного типа на аппаратную платформу другого типа.
Большая часть ОС должна быть написана на языке, который имеется на всех системах, на которые планируется в дальнейшем ее переносить. То есть ОС должна быть написана на языке высокого уровня, предпочтительно стандартизованном.
Важно минимизировать или исключить части кода, которые непосредственно взаимодействуют с аппаратными средствами.
Если аппаратно-зависимый код не может быть полностью исключен, то он должен быть изолирован в нескольких хорошо локализуемых модулях. Аппаратно-зависимый код не должен быть распределен по всей системе.

Слайд 21

Принцип обеспечения безопасности вычислений

Правила безопасности определяют свойства:
защита ресурсов одного пользователя от других
установление

Принцип обеспечения безопасности вычислений Правила безопасности определяют свойства: защита ресурсов одного пользователя
квот по ресурсам для предотвращения захвата одним пользователем всех системных ресурсов
Более безопасные системы не только снижают эффективность, но и существенно ограничивают число доступных прикладных пакетов, которые соответствующим образом могут выполняться в подобной системе

Слайд 22

Классификация ОС

по числу одновременно выполняемых задач
однозадачные (MS DOS) и
многозадачные
Системы пакетной обработки

Классификация ОС по числу одновременно выполняемых задач однозадачные (MS DOS) и многозадачные
(ОС ЕС)
Системы с разделением времени (Unix, Linux, Windows)
Системы реального времени (RT11, QNX)

Слайд 23

Классификация ОС

по числу одновременно работающих пользователей на ЭВМ ОС разделяются на
однопользовательские

Классификация ОС по числу одновременно работающих пользователей на ЭВМ ОС разделяются на
(MS DOS);
многопользовательские (Unix, Linux, Windows 95 - XP)

Слайд 24

Классификация ОС

по типу лицензии:
проприетарная (семейство Windows)
открытая (большинство Linux и UNIX систем).

Проприетарное ПО

Классификация ОС по типу лицензии: проприетарная (семейство Windows) открытая (большинство Linux и
- ПО, распространяемое с условиями, запрещающими его свободное дальнейшее распространение, использование получателем в собственном ПО, изучение, декомпиляцию, внесение изменений, либо требующими для таких действий специального отдельного соглашения с поставщиком или производителем ПО.

Слайд 25

Классификация ОС

по архитектуре:
микроядерные (VxWorks, QNX);
монолитные (Windows XP);
гибридные (Windows NT, большинство Linux);

Классификация ОС по архитектуре: микроядерные (VxWorks, QNX); монолитные (Windows XP); гибридные (Windows NT, большинство Linux);

Слайд 26

Классификация ОС

по использованию процессора:
однопроцессорные;
многопроцессорные системы (начиная с OS/2, Net Ware, Widows NT,

Классификация ОС по использованию процессора: однопроцессорные; многопроцессорные системы (начиная с OS/2, Net
большинство современных ОС).

Слайд 27

Классификация ОС

по применению:
рабочих станций (DOS, МАС OS, Windows 98, XP, Vista),
серверов

Классификация ОС по применению: рабочих станций (DOS, МАС OS, Windows 98, XP,
(AIX, Windows 2000, Windows Server 2003, Windows Vista Server 2008),
ОС реального времени;
встроенные ОС (VxWorks, QNX, Nucleus),
для мобильных устройств (Windows CE, Pocket PC, Windows Mobile, Palm OS, Symbian OS),
для сетевых маршрутизаторов (IOS от Cisco),

Слайд 28

Классификация ОС

по возможности сетевого взаимодействия:
локальные (DOS);
сетевые (Netware 3.x – 6.x, UNIX, Linux,

Классификация ОС по возможности сетевого взаимодействия: локальные (DOS); сетевые (Netware 3.x – 6.x, UNIX, Linux, FreeBSD).
FreeBSD).

Слайд 29

ОС как система управления ресурсами

основные ресурсы современных вычислительных систем:
Процессоры
Основная память
Таймеры
Наборы

ОС как система управления ресурсами основные ресурсы современных вычислительных систем: Процессоры Основная
данных
Диски
Принтеры
Сетевые устройства
и др.
Ресурсы распределяются между процессами.

Слайд 30

Процесс

Процесс (задача) – базовое понятие большинства современных ОС.
Процесс – программа в стадии

Процесс Процесс (задача) – базовое понятие большинства современных ОС. Процесс – программа
выполнения.
Программа – это статический объект, представляющий собой файл с кодами и данными.
Процесс — это динамический объект, который возникает в ОС после того, как пользователь или ОС решает «запустить программу на выполнение», то есть создать новую единицу вычислительной работы.
Имя файла: Архитектура-операционных-систем.pptx
Количество просмотров: 390
Количество скачиваний: 4