Чувашский костюм.

Содержание

Слайд 2

Чувашская народная одежда и украшения - богатейшее наследие материальной и духовной культуры

Чувашская народная одежда и украшения - богатейшее наследие материальной и духовной культуры
прошлого. В их тысячелетних традициях сосредоточены связи времен, племен, народов, различных географических регионов Азии и Европы. По своей форме, характеру, содержанию, стилю орнаментации костюм чувашей тесно связан с земледельческим укладом жизни.

Слайд 3

Для изготовления одежды у чувашей употреблялся произведенный в домашнем хозяйстве материал -

Для изготовления одежды у чувашей употреблялся произведенный в домашнем хозяйстве материал -
холст, сукно, кожа и т.п., для пошива праздничной и выходной одежды приобретали фабричные ткани. Из домотканого (изо льна или конопли) холста различных расцветок чуваши шили нательную одежду - рубахи кепе, штаны йем, детали головных уборов. Верхнюю одежду - кафтаны сахман, халаты шупар/пустав, чапаны асам шили из сукна, а шубы керек и тулупы талап - из овчины домашней выделки. Шубы, пошитые с отрезной наспинной частью и множеством складок были предметом особой гордости их владельцев и воспевались в песнях.

Слайд 4

Мужской чувашский костюм

Мужской чувашский костюм состоял из длинной, почти до пят, белохолщовой

Мужской чувашский костюм Мужской чувашский костюм состоял из длинной, почти до пят,
рубахи туникообразного покроя, штанов, скреплявшихся на талии шнурками, халата, носившегося поверх рубахи, шляпы. В повседневности чуваши обувались в лапти с онучами, а состоятельные крестьяне и постоянно имели кожаную обувь. В зимнее время гардероб дополнялся теплой одеждой - шубой, тулупом, меховой шапкой, варежками и валенками.

Слайд 5

В XX в. мужской костюм чувашей вытесняется общеевропейским. Поэтому судить о нем

В XX в. мужской костюм чувашей вытесняется общеевропейским. Поэтому судить о нем
можно лишь по сохранившимся в музеях отдельным образцам. Обычный чувашский мужской костюм состоял из холстяной рубахи туникообразной формы с косой застежкой воротника, длиной несколько ниже колен, нешироких штанов и однотонной безрукавки с прямой спиной. Особо богато расшивалась рубаха у старших мужчин излюбленными красно-бордовыми узорами с черным контуром. В отличие от многих народов Урала одежда чувашей более лаконична, с резким отличием между более патриархальными формами костюма верховых и низовых групп.

Слайд 6

Женский чувашский костюм

Для крашения применяли корни и листья трав марены, деревьев, кору

Женский чувашский костюм Для крашения применяли корни и листья трав марены, деревьев,
дуба. С конца XIX в. стали использовать химические красители, приобретаемые у коробейников, а белый холст у низовых чувашей был вытеснен пестрядью. Кроме рубахи в комплекс женского чувашского костюма входили полотенцеобразный холщовый сурпан, поверх которого анатри и анат-енчи надевали хушпу, а вирьялы закрепляли сурпан вышитой повязкой масмак.

Слайд 7

Размеры и формы сурпана и хушпу различались у низовых и анат-енчи: так

Размеры и формы сурпана и хушпу различались у низовых и анат-енчи: так
у анат-енчи хушпу имел форму усеченного конуса, а у низовых - полусферическую форму с отверстием в центре. Девушки носили шапочку тухья, аналогичную по форме хушпу у низовых, но с закрытым остроконечным верхом или же без острия, расшитую бисером и бусинками, украшенную плотно нашитыми серебряными монетами. Девичья застенчивость, скромность и мягкий характер, вместе с этим богатство души, чистота внутреннего мира отражены в этом уборе.

Слайд 8

Девушки и женщины повязывали также хлопчатобумажные и шелковые белые и цветастые платки

Девушки и женщины повязывали также хлопчатобумажные и шелковые белые и цветастые платки
преимущественно светлых расценок. Зимой надевали барашковые шапки с суконным верхом или шерстяные платки с бахромой.

Слайд 9

Непременной деталью женского чувашского костюма был передник саппун, черситти, а также множество

Непременной деталью женского чувашского костюма был передник саппун, черситти, а также множество
украшений: шитые из монет сюха, май сиххи, нагрудные - ама, шюлкеме, перевязь - тевет, наспинное - пусь хысе, подвески к поясам - сара, к сурпанам - сурпан сякки. Все они изготовлялись из монет, бисера, раковин каури с применением тесьмы и кумача.

Слайд 10

Чувашская вышивка

В основе чувашской вышивки лежит геометрический орнамент: у виръялов он

Чувашская вышивка В основе чувашской вышивки лежит геометрический орнамент: у виръялов он
более легкий, а у анат-енчи и анатри - крупнее и часто переходит в растительный орнамент. В цветовом отношении наблюдается полихромия. Однако и здесь намечаются определенные закономерности: для виръялов характерно сочетание темных тонов красного, синего, зеленого цветов, у анат-енчи преобладают яркие краски, в вышивке же анатри определяющим является красный свет. Вышивали в основном крашеными шерстяными нитками, однако при изготовлении головных уборов хушпу и тухъя и некоторых украшений применялись так же бисер, монеты и раковины каури.
Имя файла: Чувашский-костюм..pptx
Количество просмотров: 1127
Количество скачиваний: 25