Философско-методологические проблемы социально-гуманитарных наук

Содержание

Слайд 2

СПЕЦИФИКА ОБЪЕКТА И ПРЕДМЕТА СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУК

Становление науки и социально-гуманитарных наук, в частности,

СПЕЦИФИКА ОБЪЕКТА И ПРЕДМЕТА СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУК Становление науки и социально-гуманитарных наук, в
— долгий исторический процесс. Под наукой сегодня понимается тот вид специализированной познавательной деятельности, который в области познания природы сложился в XVII в., а в познании общества и человека—в конце XIX в. Общество отличается от природы наличием действующего субъекта – человека. К числу общенаучных закономерностей относится исходная ориентация социального познания на критерии научности естествознания. Однако элиминация субъекта плохо согласуется с самой его представленностью в обществе как важной составляющей объекта познания.

Слайд 3

СПЕЦИФИКА ОБЪЕКТА И ПРЕДМЕТА СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУК

К специфике социально-гуманитарных наук относится то, что

СПЕЦИФИКА ОБЪЕКТА И ПРЕДМЕТА СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУК К специфике социально-гуманитарных наук относится то,
социальное познание ориентировано преимущественно на нормы и идеалы неклассической и постнеклассической научности.
Под объектом понимается тот фрагмент реальности, объективной или мысленной, на изучение которой направлено научное познание. Например, таким объектом могут быть деятельность государства или ценности общества, коммуникационные процессы.

Слайд 4

СПЕЦИФИКА ОБЪЕКТА И ПРЕДМЕТА СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУК

Однако только очень ограниченный в своих пределах

СПЕЦИФИКА ОБЪЕКТА И ПРЕДМЕТА СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУК Однако только очень ограниченный в своих
объект может стать предметом изучения в социально-гуманитарных науках. Сложные полномасштабные объекты «не вмещаются» полностью в рамки научной дисциплины. Первой научной процедурой является трансформация объекта в предмет науки, ограничивающий объект выбранными целями и способами идеализации. Отношения субъекта к объекту можно назвать отношением ученого и изучаемого им объекта.

Слайд 5

СПЕЦИФИКА ОБЪЕКТА И ПРЕДМЕТА СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУК

Объект существует независимо от теории как часть

СПЕЦИФИКА ОБЪЕКТА И ПРЕДМЕТА СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУК Объект существует независимо от теории как
объективной реальности, данной в практике. Он не представлен в теории в чистом виде, а преобразуется наличными теоретическими средствами соответствующей науки в ее предмет. Подобной процедуры нет во вненаучных формах познания. Одна из целей научного познания — получить посредством адекватных научных идеализаций предмет познания из его объекта. Такая позиция отвергает наивно-реалистические представления и открывает еще одну проблему теории познания — взаимоотношения объекта и предмета науки.

Слайд 6

СПЕЦИФИКА ОБЪЕКТА И ПРЕДМЕТА СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУК

Именно эта проблема является определяющей для разделения

СПЕЦИФИКА ОБЪЕКТА И ПРЕДМЕТА СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУК Именно эта проблема является определяющей для
на естественные, технические науки и науки об обществе. Первые изучают присущие природе объективные закономерности, вторые осуществляют проектирование средств деятельности. Социально-гуманитарные науки анализируют как закономерности социальной жизни, так и ее ценностные состояния и мотивы действующих субъектов. Здесь конструируются разные предметы познания и различными способами.

Слайд 7

СПЕЦИФИКА ОБЪЕКТА И ПРЕДМЕТА СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУК

В качестве объекта социального познания может быть

СПЕЦИФИКА ОБЪЕКТА И ПРЕДМЕТА СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУК В качестве объекта социального познания может
рассмотрено общество в целом, отдельные сферы общественной жизни, конкретные ее проявления, индивиды, социальные изменения и пр. Бесконечное множество явлений социальной реальности могло породить бесконечное многообразие предметов науки, если бы наука не была структурирована дисциплинарно и не была бы ограничена в своих познавательных возможностях имеющимися концептуальными средствами.

Слайд 8

СПЕЦИФИКА ОБЪЕКТА И ПРЕДМЕТА СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУК

Один и тот же объект может изучаться

СПЕЦИФИКА ОБЪЕКТА И ПРЕДМЕТА СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУК Один и тот же объект может
разными науками, и каждая из них конструирует свой предмет изучения. Такой, например, объект, как человек, в качестве предмета социологии, политологии, экономической науки, культурологии предстает различно. Социология рассматривает его как часть социального целого, политология — как «политическое животное», экономическая наука — как существо, встроенное в процесс производства и потребления, культурология — как носителя ценностей и определенных символических схем поведения.

Слайд 9

СПЕЦИФИКА ОБЪЕКТА И ПРЕДМЕТА СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУК

Как видим, осуществляется сложная процедура трансформации объекта

СПЕЦИФИКА ОБЪЕКТА И ПРЕДМЕТА СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУК Как видим, осуществляется сложная процедура трансформации
исследования в предмет науки. При этом процедура применения научного знания к объекту познания обладает не меньшей сложностью, чем конструирование предмета познания. Наука не может решить всех проблем, она не может решить многие проблемы, в частности, потому, что к их решению не готово общество.

Слайд 10

СПЕЦИФИКА ОБЪЕКТА И ПРЕДМЕТА СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУК

Методология социально-гуманитарных наук имеет как общенаучное содержание,

СПЕЦИФИКА ОБЪЕКТА И ПРЕДМЕТА СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУК Методология социально-гуманитарных наук имеет как общенаучное
так и специфику, характерную для нее в различных областях знания. Методология определяется обычно как рационально-рефлексивный анализ методов познания и практики. Такое определение необходимо, но недостаточно для социально-гуманитарных наук. Оно ориентировано на классическую модель научности естествознания с характерными для нее субъект-объектными отношениями.

Слайд 11

СПЕЦИФИКА ОБЪЕКТА И ПРЕДМЕТА СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУК

В социально-гуманитарном знании преобладают схемы неклассической и

СПЕЦИФИКА ОБЪЕКТА И ПРЕДМЕТА СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУК В социально-гуманитарном знании преобладают схемы неклассической
постнеклассической научности, в которых учитывается включенность субъекта в изучаемый объект — общество, а также включенность в него практики, представленной деятельностью преследующих свои интересы групп. Поэтому методология социально-гуманитарных наук является не только учением о методах познания и практики, но и дисциплиной, изучающей все способы деятельности субъекта познания и практики.

Слайд 12

СПЕЦИФИКА ОБЪЕКТА И ПРЕДМЕТА СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУК

Можно говорить о гуманитаризации естественных наук как

СПЕЦИФИКА ОБЪЕКТА И ПРЕДМЕТА СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУК Можно говорить о гуманитаризации естественных наук
о проникновении в них методов гуманитарного знания. Это накладывает отпечаток на конструирование предмета науки. Под гуманизацией наук понимают требование их применения в интересах человечества и человечности. Гуманизация может достигаться методами научных экспертиз, когда, например, технико-экономически успешный проект не принимается, если затрагивает экологию или здоровье людей. Тем самым в науку и ее применение вносится некоторая размерность, связанная с интересами человека, и она неизбежно вносит изменение в конструирование предмета познания.

Слайд 13

СУБЪЕКТ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУК

Философия часто рассматривала субъекта познания как «мыслящую вещь» (Р. Декарт),

СУБЪЕКТ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУК Философия часто рассматривала субъекта познания как «мыслящую вещь» (Р.
взаимодействующую с материальной вещью.
Познание осуществляется субъектом. В переводе с латинского этот термин означает «лежащий в основании». Без субъекта нет познания. Теория познания строится как теория отношений субъекта к объекту, обеспечивающих получение истинного знания.

Слайд 14

СУБЪЕКТ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУК

Субъект познания должен воспроизвести предмет познания, а значит, косвенно и

СУБЪЕКТ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУК Субъект познания должен воспроизвести предмет познания, а значит, косвенно
его объект, стремясь исключить собственные многообразные характеристики, свои ценности и идеалы, обеспечить свободное от оценок познание. Это и будет означать объективность знания, его отнесенность к предмету, а не к познающему субъекту.
Субъект-объектные отношения в познании исторически конкретны. Расширялись пределы научного освоения мира, и то, что не было прежде объектом познания, со временем становилось им.

Слайд 15

СУБЪЕКТ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУК

В итоге под субъектом познания сегодня понимается как эмпирический субъект

СУБЪЕКТ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУК В итоге под субъектом познания сегодня понимается как эмпирический
— ученый или научное сообщество, — который направляет свою деятельность на объект познания посредством изучения сконструированного им предмета познания, так и общество в качестве конечного субъекта познания. Если общество не выработало адекватных предпосылок познания, не подготовило новых методов познания, то познание не сможет быть осуществлено наукой.

Слайд 16

СУБЪЕКТ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУК

К специфике социально-гуманитарного познания относится то, что социальное познание ориентировано

СУБЪЕКТ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУК К специфике социально-гуманитарного познания относится то, что социальное познание
преимущественно на нормы и идеалы неклассической и постнеклассической научности. Субъект-объектная схема познания О — S с самого начала осложнена здесь присутствием субъекта. Прежняя схема принимает вид: O/S — S. Позже в ней начинает фигурировать практика O/S/P — S, где О — объект познания, S — субъект познания, Р — практика.

Слайд 17

СУБЪЕКТ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУК

В неклассических концепциях принимаются во внимание как наличие субъекта в

СУБЪЕКТ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУК В неклассических концепциях принимаются во внимание как наличие субъекта
самом объекте познания, так и феномены сознания познающего субъекта, которые в конечном итоге должны быть максимально устранены в результате познания. Социальные науки могут познавать объективные закономерности, пробивающие себе дорогу, несмотря на то, что в обществе действуют люди, наделенные волей и сознанием. Здесь истина предстает как отражение этих закономерностей. Но социально-гуманитарное познание интересуют также мотивы и ценности субъекта, групп, включенных в общество, и объективность познания в этом случае представляет собой адекватное понимание этих мотивов и ценностей.

Слайд 18

СУБЪЕКТ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУК

Ответственность субъекта познания состоит в получении достоверного знания. Но в

СУБЪЕКТ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУК Ответственность субъекта познания состоит в получении достоверного знания. Но
настоящее время сдвигаются рамки взаимоотношения науки и практики. Сегодня многие достижения науки получены при постановке практических целей, и функционирование науки в обществе влияет на ее познавательные средства. Поэтому часто субъект познания общества взаимодействует с субъектами его преобразования или сам одновременно становится таковым. Это расширяет область ответственности субъекта познания.

Слайд 19

СУБЪЕКТ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУК

При расширении роли науки в обществе и ее взаимодействии с

СУБЪЕКТ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУК При расширении роли науки в обществе и ее взаимодействии
практикой, учете антропологических, экзистенциальных характеристик, обращении к повседневности субъект познания предстает как целостный человек, но конечным субъектом остается общество. Наука не может сделать больше, чем ей позволяют выработанные обществом познавательные средства и владеющий ими субъект.

Слайд 20

СУБЪЕКТ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУК

Особенностью социально-гуманитарных наук является то, что здесь субъект представлен дважды

СУБЪЕКТ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУК Особенностью социально-гуманитарных наук является то, что здесь субъект представлен
— как познающий субъект (индивид, научное сообщество или общество) и как часть объекта познания, ибо в обществе действует наделенный разумом и волей человек. В целом же субъект-объектное отношение при всех его исторических модификациях сохраняет свою регулятивную роль в познании.

Слайд 21

ПРИРОДА ЦЕННОСТЕЙ И ИХ РОЛЬ В СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОМ ПОЗНАНИИ

Социокультурная и историческая обусловленность научного

ПРИРОДА ЦЕННОСТЕЙ И ИХ РОЛЬ В СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОМ ПОЗНАНИИ Социокультурная и историческая обусловленность
познания осуществляется не только через воздействие социальных институтов, политику капиталовложений и государственной поддержки науки, но и на микроуровне, через систему ценностных ориентаций самих ученых. Система идеалов, мировоззренческих и этических ценностей с необходимостью влияют на характер и результаты научной деятельности исследователя.

Слайд 22

ПРИРОДА ЦЕННОСТЕЙ И ИХ РОЛЬ В СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОМ ПОЗНАНИИ

Правомерность такого понимания роли нравственных

ПРИРОДА ЦЕННОСТЕЙ И ИХ РОЛЬ В СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОМ ПОЗНАНИИ Правомерность такого понимания роли
ценностей обоснована в своем классическом виде кантовской постановкой проблемы как диалектики, взаимозависимости теоретического и практического разума. По Канту, теоретический (научный) разум направлен на познание «мира сущего», практический (нравственное сознание) разум обращен к «миру должного» — нормам, правилам, ценностям.

Слайд 23

ПРИРОДА ЦЕННОСТЕЙ И ИХ РОЛЬ В СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОМ ПОЗНАНИИ

Именно практическое, нравственное сознание устанавливает

ПРИРОДА ЦЕННОСТЕЙ И ИХ РОЛЬ В СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОМ ПОЗНАНИИ Именно практическое, нравственное сознание
моральные запреты на определенные формы и направления интеллектуальной активности, отвергает использование субъектом теоретического разума как «инструмента» в любой сфере деятельности. Наше время показывает, что это может быть сделано в узко корыстных и антигуманных целях, например, при разрушении экологии природы и человека, в экспериментах на людях, разработке способов их уничтожения и др.

Слайд 24

ПРИРОДА ЦЕННОСТЕЙ И ИХ РОЛЬ В СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОМ ПОЗНАНИИ

Вебер же считал, что выражение

ПРИРОДА ЦЕННОСТЕЙ И ИХ РОЛЬ В СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОМ ПОЗНАНИИ Вебер же считал, что
«отнесение к ценностям» является «не чем иным, как философским истолкованием того специфического научного интереса, который господствует при отборе и формировании объекта эмпирического исследования. Итак, по Веберу, отнесение к ценностям — это методологический прием, который не влияет напрямую на субъективно-практические оценки, однако выполняет регулятивные и предпосылочные функции.

Слайд 25

ПРИРОДА ЦЕННОСТЕЙ И ИХ РОЛЬ В СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОМ ПОЗНАНИИ

Дискуссия о том, может ли

ПРИРОДА ЦЕННОСТЕЙ И ИХ РОЛЬ В СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОМ ПОЗНАНИИ Дискуссия о том, может
быть наука свободной от ценностей, представлена двумя основными подходами:
1) наука должна быть ценностно нейтральной, освобождение от ценностей является условием получения объективной истины, это признавалось классической наукой, но сегодня все больше осознается как упрощенное и неточное;
2) от ценностей невозможно и не следует освобождаться, они являются необходимым условием для становления научного знания, но необходимо найти рациональные формы, в которых фиксируется их присутствие и влияние на знание, а также в целом понимается их роль в каждой из наук.

Слайд 26

ПРИРОДА ЦЕННОСТЕЙ И ИХ РОЛЬ В СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОМ ПОЗНАНИИ

История науки показала, что прямое

ПРИРОДА ЦЕННОСТЕЙ И ИХ РОЛЬ В СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОМ ПОЗНАНИИ История науки показала, что
вмешательство социально-политических и идеологических требований в естественные науки недопустимо и приводит к возникновению вульгарных форм, псевдонаучных «монстров», как, например, «арийская физика» в Германии 1930-х гг. или «лысенковская биология» и преследование генетики в СССР. В последние десятилетия не только за рубежом, но и в отечественной философии проделана существенная аналитическая работа по выявлению ценностных форм и компонентов в структуре научного знания, в его предпосылках и основаниях.

Слайд 27

КОММУНИКАТИВНОСТЬ: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ СЛЕДСТВИЯ И ИМПЕРАТИВЫ

Проблема коммуникативности исследуется сегодня в различных направлениях и

КОММУНИКАТИВНОСТЬ: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ СЛЕДСТВИЯ И ИМПЕРАТИВЫ Проблема коммуникативности исследуется сегодня в различных направлениях
аспектах. Во-первых, как передача информации с помощью различных социальных институтов и структур, в первую очередь СМИ, которые собирают, перерабатывают и распространяют информацию. Следствия этого процесса самые разнообразные — от прямой передачи информации до воздействия на сознание и поведение участника коммуникации. Одно из социальных последствий этого процесса — возникновение «второй реальности», символической, виртуальной, замещающей саму действительность и выдающей себя за нее.

Слайд 28

КОММУНИКАТИВНОСТЬ: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ СЛЕДСТВИЯ И ИМПЕРАТИВЫ

Безусловно, такого рода коммуникативность оказывает значительное влияние на

КОММУНИКАТИВНОСТЬ: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ СЛЕДСТВИЯ И ИМПЕРАТИВЫ Безусловно, такого рода коммуникативность оказывает значительное влияние
существование и развитие наук об обществе и культуре, по сути, отбирая их базовую функцию «фабрики смыслов», реализуемую через систему образования. Во-вторых, коммуникативность исследуется как профессиональное общение внутри наук, в том числе социально-гуманитарных.

Слайд 29

РАЗДЕЛЕНИЕ НА СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

Существует общий термин — «науки об обществе»,

РАЗДЕЛЕНИЕ НА СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ Существует общий термин — «науки об
или «социальные науки» (в широком смысле). Однако эти понятия неоднородны. С одной стороны, есть экономика, социология, наука о праве. С другой — антропология, науки об искусстве, история, культурология. Первые называют социальными в узком смысле слова, в отличие от вышеупомянутого широкого. Вторые — гуманитарными науками. После этой эмпирической классификации необходимо обсуждение критериев разделения на гуманитарные и социальные науки.

Слайд 30

РАЗДЕЛЕНИЕ НА СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

Есть точка зрения, которая вообще не предполагает

РАЗДЕЛЕНИЕ НА СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ Есть точка зрения, которая вообще не
возможности существования гуманитарных наук. Аргумент состоит в том, что только в науках, подобных наукам о природе, производится конструирование предмета исследования из существующего объекта с помощью научной процедуры. В гуманитарных науках предмет науки специально не сконструирован, совпадает с объектом, и речь может идти только о гуманистике, но не о специализированной деятельности по производству гуманитарного научного знания.

Слайд 31

РАЗДЕЛЕНИЕ НАУК НА СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

В этой точке зрения игнорируется наличие

РАЗДЕЛЕНИЕ НАУК НА СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ В этой точке зрения игнорируется
собственных научных процедур получения гуманитарного научного знания, которые включают в себя: следование методам соответствующей научной дисциплины; постулат субъективной интерпретации; постулат адекватности. Это отличает гуманитарные науки от социальных, в которых научное утверждение отнесено к сущности и не является понятным для людей, которых оно описывает. Таким образом, гуманитарные науки получают свои процедуры научной деятельности и способы конструирования своего предмета познания.

Слайд 32

РАЗДЕЛЕНИЕ НА СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

Имеется и другая точка зрения, согласно которой

РАЗДЕЛЕНИЕ НА СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ Имеется и другая точка зрения, согласно
включенность субъекта в объект наук об обществе делает все науки этого цикла гуманитарными. Аргументом является то, что предмет социального познания — мир человека, а не вещь. Все социальные науки изучают деятельность человека, поэтому их можно отнести к гуманитарным наукам. Социальные науки анализируют процессы, динамику, объективные законы. Любое познание социально. Специфика же познания общества такова, что в широком смысле оно является гуманитарным.

Слайд 33

РАЗДЕЛЕНИЕ НА СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

Но рассмотренная выше натуралистическая исследовательская программа свидетельствует

РАЗДЕЛЕНИЕ НА СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ Но рассмотренная выше натуралистическая исследовательская программа
о том, что в этой группе наук могут применяться методы, сходные с теми, которые работают в естествознании. Культурцентристская исследовательская программа более явно подчеркивает «другую» научность знаний об обществе.

Слайд 34

РАЗДЕЛЕНИЕ НА СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

Единая система наук об обществе, называемая общественными

РАЗДЕЛЕНИЕ НА СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ Единая система наук об обществе, называемая
науками, социальными науками (в широком смысле слова), социально-гуманитарными науками, подразделяется на социальные (в узком, выше представленном смысле слова) науки и науки гуманитарные.

Слайд 35

РАЗДЕЛЕНИЕ НА СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

По вопросу об их разделении существует несколько

РАЗДЕЛЕНИЕ НА СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ По вопросу об их разделении существует
точек зрения.
Разделение наук по предмету: социальные науки изучают общие социальные закономерности, структуру общества и его законы, гуманитарные науки — человеческий мир.
Разделение наук по методу, социальные науки — это те, в которых используется метод объяснения, гуманитарными называют науки, где базовым методологическим средством является понимание.
Разделение наук одновременно по предмету и методу. Это предполагает, что специфический объект диктует специфические методы.
Разделение наук в соответствии с исследовательскими программами.

Слайд 36

РАЗДЕЛЕНИЕ НА СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

Представитель Баденской школы неокантианства В. Виндельбанд (1848—1915)

РАЗДЕЛЕНИЕ НА СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ Представитель Баденской школы неокантианства В. Виндельбанд
противопоставил естественным наукам исторические, или иначе: наукам о природе — науки о культуре. Им соответствует различие в методах. Первые используют номотетический (обобщающий метод), вторые — идиографические (описательные, индивидуализирующие методы). Другой представитель этой школы — Г. Риккерт (1863—1936) считал, что науки делятся на науки о природе (естествознание) и науки о культуре, об истории, чему соответствует различие методов: обобщающие, независимые от ценностей, направленные на выявление закономерностей методы первой группы наук, и индивидуализирующие, связанные с ценностями методы второй группы наук.

Слайд 37

РАЗДЕЛЕНИЕ НА СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

Те из наук об обществе, которые похожи

РАЗДЕЛЕНИЕ НА СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ Те из наук об обществе, которые
на науки о природе по методам, например социология, получают название социальных наук, те, которые ближе к истории, являются науками о культуре, — гуманитарных наук.

Слайд 38

РАЗДЕЛЕНИЕ НА СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

Разделение на основе используемых исследовательских программ:
к социальным

РАЗДЕЛЕНИЕ НА СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ Разделение на основе используемых исследовательских программ:
наукам надо отнести те, которые используют натуралистическую программу с присущей ей моделью объяснения, разделением субъект-объектных отношений.
гуманитарными науками будут называться те, которые применяют антинатуралистическую культурцентристскую исследовательскую программу с характерным для нее устранением субъект-объектного противостояния посредством раскрытия субъектных характеристик объекта и использованием «понимающей» методологии.

Слайд 39

РАЗДЕЛЕНИЕ НА СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

Существует известная свобода в расширении сферы гуманитарного

РАЗДЕЛЕНИЕ НА СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ Существует известная свобода в расширении сферы
знания путем применения антинатуралистических культурцентристских стратегий. Она и рассматривается чаше всего как единственный способ увеличения гуманитарной адекватности всего социального знания. Более того, гуманитарные науки выступают в известной мере моделью знания в целом, поскольку техническое знание обнаружило наличие субъекта в своем объекте, естествознание пересматривает свои объективистские идеалы. Социальная природа науки оказывается методологически значимой для определения ее познавательных идеалов.

Слайд 40

РАЗДЕЛЕНИЕ НА СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

Прослеживается некоторая тенденция отказа от научного доминирования

РАЗДЕЛЕНИЕ НА СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ Прослеживается некоторая тенденция отказа от научного
в социальной сфере и тенденция критики науки, причем критики во многом справедливой. Подчеркивается значение научно-гуманитарного и вненаучного социального знания. Их непосредственность, понятность для неспециалистов, связь с обыденно-практическим сознанием вызывает естественное доверие к такому типу знания. Однако социальные науки несут ответственность перед людьми за состояние социальной жизни, ибо их цель заключается не только в объективном познании, но и в нахождении путей социально необходимых преобразований.

Слайд 41

РАЗДЕЛЕНИЕ НА СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

Требование понятности, доступности для обсуждения заменяется тут

РАЗДЕЛЕНИЕ НА СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ Требование понятности, доступности для обсуждения заменяется
другим — умением раскрыть социальные механизмы, дать возможность их использовать, осуществить не только регулятивно-консультативную, но и познавательно-преобразующую, даже технологическую функцию. Социальные науки гуманитарно адекватны, если выполняют эти задачи.

Слайд 42

РАЗДЕЛЕНИЕ НА СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

Адекватной является реакция, когда от социального теоретика

РАЗДЕЛЕНИЕ НА СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ Адекватной является реакция, когда от социального
требуют обозначить, какие реальные жизненные проблемы стоят за его построениями и какой вклад в их решение он вносит, а от ученого-гуманитария требуют описания поведения человека в определенной ситуации, уяснения его мотивов, целей и ценностей. Гуманитарное знание об экономических процессах — это знание мотивов экономического поведения, знание поведения человека в экономических процессах. Социальное экономическое знание есть знание законов и механизмов экономической жизни и путей их использования, осуществления экономических целей и мотивов.

Слайд 43

«ОБЩЕСТВО ЗНАНИЯ». РОЛЬ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУК В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛЬНЫХ ТРАНСФОРМАЦИЙ

Развитие естественных, социально-гуманитарных, технических

«ОБЩЕСТВО ЗНАНИЯ». РОЛЬ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУК В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛЬНЫХ ТРАНСФОРМАЦИЙ Развитие естественных, социально-гуманитарных,
наук и их взаимодействие с обществом, а также рост университетов, престижа образования дали старт процессу, который получил название «онаучивание общества». Оно состояло в том, что донаучные и вненаучные представления людей стали пополняться и вытесняться теми, которые пришли вместе с наукой и обрели обыденность в своем употреблении. Онаучивание вело к повышению уровня рациональности в достижении целей, в улучшении жизни людей, в увеличении населения и его благосостояния. Вместе с тем оно разрушало множество иллюзий и ставило вопрос о том, что может и чего не может наука.

Слайд 44

«ОБЩЕСТВО ЗНАНИЯ». РОЛЬ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУК В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛЬНЫХ ТРАНСФОРМАЦИЙ

Вопрос об ответственности ученых

«ОБЩЕСТВО ЗНАНИЯ». РОЛЬ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУК В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛЬНЫХ ТРАНСФОРМАЦИЙ Вопрос об ответственности
или науки в целом ставится практически в тех случаях, когда возникает опасность, что научные решения не гарантируют положительного социального результата. В большей степени это относится к таким наукам, как экономика, социология, юриспруденция, чьи концепции могут быть положены в основу решений, предлагающих социальные технологии для практического изменения общественных состояний, и в меньшей степени — к гуманитарному знанию, осуществляющему консультативно-регулятивную роль. В любом случае ответственность трактуется как вина за неоптимальный результат.

Слайд 45

«ОБЩЕСТВО ЗНАНИЯ». РОЛЬ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУК В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛЬНЫХ ТРАНСФОРМАЦИЙ

Источником методологической установки, ориентированной

«ОБЩЕСТВО ЗНАНИЯ». РОЛЬ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУК В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛЬНЫХ ТРАНСФОРМАЦИЙ Источником методологической установки,
на всезнание и всемогущество, является онтологизация идеально чистых, «истинных» объектов науки, отождествление научных моделей с реальностью. Попытка навязать реальному объекту свойства идеально чистого, оперирование с реальным объектом как с идеальным рождает убеждение в том, что все, препятствующее этому процессу, есть следствие теоретических ошибок.

Слайд 46

«ОБЩЕСТВО ЗНАНИЯ». РОЛЬ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУК В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛЬНЫХ ТРАНСФОРМАЦИЙ

Итак, важнейшими функциями социальных

«ОБЩЕСТВО ЗНАНИЯ». РОЛЬ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУК В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛЬНЫХ ТРАНСФОРМАЦИЙ Итак, важнейшими функциями
наук является критика действительности и ее проблематизация. Вопрос же о том, что позитивного для развития общества может дать наука, который всегда представляется основным, не снимается этими утверждениями, а требует более дифференцированного подхода (применительно к разным областям знаний) и серьезных обсуждений. Многие ожидания от наук об обществе не оправдываются как раз потому, что остается неизвестным, чего следует ожидать от тех или иных наук.

Слайд 47

«ОБЩЕСТВО ЗНАНИЯ». РОЛЬ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУК В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛЬНЫХ ТРАНСФОРМАЦИЙ

Только разрушая мнимое всезнание,

«ОБЩЕСТВО ЗНАНИЯ». РОЛЬ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУК В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛЬНЫХ ТРАНСФОРМАЦИЙ Только разрушая мнимое
наука может осуществить свою функцию производства нового знания. Ф. Хайек сравнивал рынок с наукой, где не просто производится новое знание, а производится незапланированно, неожиданно, посредством открытия того, что нельзя было предположить до его осуществления. Это неожиданно произведенное знание вторгается в общество в его самом драматическом процессе — процессе развития.

Слайд 48

«ОБЩЕСТВО ЗНАНИЯ». РОЛЬ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУК В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛЬНЫХ ТРАНСФОРМАЦИЙ

В частности, развитие знания

«ОБЩЕСТВО ЗНАНИЯ». РОЛЬ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУК В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛЬНЫХ ТРАНСФОРМАЦИЙ В частности, развитие
способствует смене индустриального общества на информационное, которое еще более усиливает роль знания в обществе, в экономике, приводя к возникновению «новой экономики», основанной на научном знании. Нарастание роли знания в обществе стало характеризоваться термином «общество знания». В этом обществе отсутствие необходимого знания является фактором риска. Производство знания, причем знания как научного, так вненаучного, является условием существования общества.

Слайд 49

«ОБЩЕСТВО ЗНАНИЯ». РОЛЬ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУК В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛЬНЫХ ТРАНСФОРМАЦИЙ

В XIX в. социально-гуманитарное

«ОБЩЕСТВО ЗНАНИЯ». РОЛЬ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУК В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛЬНЫХ ТРАНСФОРМАЦИЙ В XIX в.
знание обрело дисциплинарную структуру, с которой мы имеем дело по сей день. Получение объективных знаний о социальной реальности стало дисциплинарно организованным путем разделения сфер общества и изучающих их дисциплин. Решающую роль в разделении сфер общества и изучающих их дисциплин сыграл либеральный принцип, отделивший государство от экономики и выделивший экономику, политику, культуру и социальную сферы и изучающие их дисциплины.

Слайд 50

«ОБЩЕСТВО ЗНАНИЯ». РОЛЬ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУК В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛЬНЫХ ТРАНСФОРМАЦИЙ

В целом социально-гуманитарные науки

«ОБЩЕСТВО ЗНАНИЯ». РОЛЬ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУК В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛЬНЫХ ТРАНСФОРМАЦИЙ В целом социально-гуманитарные
могут играть значительную роль в преобразовании общества. Так, немецкое послевоенное «чудо» — следствие применения идей немецких экономистов-ордолибералов, японское послевоенное «чудо» — следствие реализации проекта японских социологов. Идеи английского социолога Э. Гидденса и немецкого философа Ю. Хабермаса подготовили политику новых лейбористов в Англии и Г. Шредера в Германии.

Слайд 51

«ОБЩЕСТВО ЗНАНИЯ». РОЛЬ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУК В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛЬНЫХ ТРАНСФОРМАЦИЙ

В «обществах знания» экспертные

«ОБЩЕСТВО ЗНАНИЯ». РОЛЬ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУК В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛЬНЫХ ТРАНСФОРМАЦИЙ В «обществах знания»
оценки ученых должны прогнозировать риски и пути их уменьшения. В этом состоит значение опережающих социальных исследований. Для предотвращения техногенных, политических и других рисков социальные инновации должны предшествовать технологическим, политическим и пр.
Имя файла: Философско-методологические-проблемы-социально-гуманитарных-наук.pptx
Количество просмотров: 310
Количество скачиваний: 2