Город «на игле».Что мешает «культурной столице» стать «креативным городом»

Содержание

Слайд 2

Метанарратив

Метанарратив: масштабная объяснительная схема; способ мыслить и говорить о чем-то;
МЕТА-нарратив стоит

Метанарратив Метанарратив: масштабная объяснительная схема; способ мыслить и говорить о чем-то; МЕТА-нарратив
над множеством более мелких, фрагментарных «нарративов»; это «рассказ о рассказах»;
обобщающий их, формирующий некое целостное и окончательное представление
среди отдельных нарративов есть как сходства, так и отличия, поэтому, метанарративов может быть несколько

Слайд 3

Со-авторы «Петербургского текста»

А.С.Пушкин:
- «Уединенный домик на Васильевском», 1829,
- «Пиковая дама»,

Со-авторы «Петербургского текста» А.С.Пушкин: - «Уединенный домик на Васильевском», 1829, - «Пиковая
1833
- «Медный Всадник», 1833
Н.В.Гоголь
- «Петербургские повести» (1835—1842) и фельетоны;
М.Ю.Лермонтов:
- стихотворение «У графа В. был музыкальный вечер», 1839
- «Герой нашего времени»
Ф.М.Достоевский:
«Подросток»,
«Петербургская летопись»
«Преступление и наказание»
А также: Аполлон Григорьев , Бутков, Некрасов, Победоносцев, Гончаров, В.Ф.Одоевский, Соллогуб, Панаева, Дружинин, Белинский, Герцен, Григорович, Вс. Крестовский, Полонский, Писемский, Тургенев, Салтыков-Щедрин, Лесков, Случевский, Генслер, Михневич и др.,
Из поэтов: Тютчев, Надсон, Апухтин, Случевский, А.Блок, А.Белый, А. Ахматова, О.Мандельштам,
В 20м веке: Замятин, Зощенко, Каверин, И. Лукаш и др.

Слайд 4

Особенности метанарративов и город:

они объединяют способ рассказывать о чем-то, в данном случае,

Особенности метанарративов и город: они объединяют способ рассказывать о чем-то, в данном
о городе, и способ мыслить это что-то; способ думать о чем-то;
они превосходят индивидуальное сознание и обладают властью навязывать себя индивидуальному сознанию
человек живет в мире смыслов и интерпретаций; мы действуем исходя из того, во что мы верим, что думаем, как интерпретируем ситуацию. Потому метанарратив – один из факторов, определяющих наш образ мысли и наш образ действий;
язык и способы представления города и его пространства играют ключевую роль в процессе «производства пространства» (Анри Лефевр)

Слайд 5

Петербургские имиджи/нарративы:

Европейский город
культурная столица
город музеев или «музей под открытым небом»
криминальная столица
город геев

Петербургские имиджи/нарративы: Европейский город культурная столица город музеев или «музей под открытым
и лесбиянок
Путинская резиденция
город андеграунда или «столица андегрануда»
город сумасшедших
С.Чуйкина, «Имиджи Петербурга в прессе 1998-2003»
Северная столица
«Окно в Европу»
Северная Венеция
Город Ленина
Горд трех революций
Etc.

Слайд 6

Метанарративы Петербурга

Метанарративы Петербурга

Слайд 7

Метанарративы Петербурга

Метанарративы Петербурга

Слайд 8

1. Литературно-культурное измерение

1. Литературно-культурное измерение

Слайд 9

Петербург Пушкина vs. Петербург Гоголя/Достоевского

Петербург Пушкина vs. Петербург Гоголя/Достоевского

Слайд 10

Петербург Пушкина vs. Петербург Гоголя/Достоевского

Петербург Пушкина vs. Петербург Гоголя/Достоевского

Слайд 11

2. Идеологическое (историко-политическое) измерение

Столица империи

Социалистический Ленинград

2. Идеологическое (историко-политическое) измерение Столица империи Социалистический Ленинград

Слайд 14

Черты креативного города:

От узко понимаемой рациональности – к воображению; от рынка –

Черты креативного города: От узко понимаемой рациональности – к воображению; от рынка
к этике;
От инициированных сверху решений и проектов – к раскрытию потенциала горожан;
Креативность = новый взгляд, новые идеи, перспективы;
Креативность= спонтанность и сюрприз, «элемент хаоса»;
Креативность ≠ развлечения ≠ культура;
Креативность сосредоточена в людях; креативный город – город для людей, он предполагает взаимодействие человека и города;
Изобилие возможностей и мелких инициатив «снизу» взамен единичных крупномасштабных проектов.

Слайд 15

Амбиции vs. Креативность

Амбиции vs. Креативность

Слайд 16

Амбиции vs. Креативность

Амбиции vs. Креативность

Слайд 17

Город «на игле»: «Тяжелое» историко-культурное наследие

«По существу, мертвый город – это

Город «на игле»: «Тяжелое» историко-культурное наследие «По существу, мертвый город – это
тот, где прошлое подавляет настоящее, а настоящее просто поддерживает прошлое, в основном для туристов»
Ч.Лэндри «Искусство создавать города».

Слайд 18

Дилемма Петербурга:

Креативный город:
много мелких творческих инициатив
идущих снизу – от горожан и активных

Дилемма Петербурга: Креативный город: много мелких творческих инициатив идущих снизу – от
предпринимателей
роль человека и его взаимодействие с городом
неожиданность, элемент хаоса, сюрприз

Петербург:
«гигантомания»
крупные разовые проекты навязываются «сверху»
город для пассивного наблюдения и восхищения, а не для взаимодействия
зарегулированность, борьба с любыми проявлениями хаоса

Слайд 19

Петербург 21го века:

Будущее за «Питером» ?

Петербург 21го века: Будущее за «Питером» ?
Имя файла: Город-«на-игле».Что-мешает-«культурной-столице»-стать-«креативным-городом».pptx
Количество просмотров: 143
Количество скачиваний: 0