Слайд 2 Скульптура и архитектура XIX века
В русской скульптуре одновременно со сближением ее
с архитектурой наблюдалось во многих случаях смыкание с декоративно-прикладным искусством (фаянс, фарфор, разная керамика, особенно майолика), и с исканиями художников (Врубель, Малютин и др.), наконец, с вековыми традициями народной резьбы по дереву.
Русская архитектура 19 века представлена многочисленными фабриками, вокзалами и пассажами. Каждое сооружение поражает новизной композиции, новыми функциями, использованием различных конструкций из металла и стекла. Долгие годы, с легкой руки архитекторов, которые работают в стиле модерн, понятие архитектура в России 19 века ставились под сомнение.
Однако сейчас, художественные достоинства XIX века рассмотрены и пересмотрены по-новому.
Слайд 3Здание Адмиралтейства,
Петербург
Ростральные колонны стрелки Васильевского острова
Слайд 4Известные скульпторы XIX-XX вв.
М.М. Антокольский – создал серию исторических портретов: “Иван Грозный”,
“ПетрI”, “Ярослав” “Мудрый”, “Ермак”.
Слайд 5А.М. Опекушин- автор памятника А.С. Пушкину в Москве 1880г.
Слайд 6М.О. Микешин- в памятнике “Тысячелетие России”, открытом в Великом Новгороде в 1862г.,
воплотил в бронзе 129 скульптурных фигур. Он автор памятника Екатерине I в Петербурге.
Слайд 7Вера Мухина, ученица французского скульптора Бурделя, прославилась благодаря скульптурной группе «Рабочий и колхозница».
Слайд 8Известные архитекторы XIX-XX вв.
А.Н. Воронихин
Казанский собор
в Петербурге
Слайд 9А. Д. Захаров
Здание Адмиралтейства,
Петербург
Слайд 10Музыка
Самыми популярными течениями в русской музыке 19 века были:
«городская» песня. Окончательно сформировывается к
19 веку. Чаще всего такие песни рождались из простой гитарной импровизации безымянных любителей на стихи поэтов (например, «Вечерний звон», «Чем тебя я огорчила»).
запись и обработка народных напевов. В конце 18 века В.Трутовский выпустил сборник русских народных песен. Ими заинтересовались практически все жители столицы, после чего стало появляться множество музыкальных произведений в народном стиле («Вьется ласточка сизокрылая»).
камерно-вокальная музыка с примесью русского фольклора, исполняемая на музыкальных домашних вечерах. Под влиянием романтизма появляется русский романс (особенно популярны были романсы А.А. Алябьева («Соловей») и А.Е. Варламова («Ах, ты, время-времечко», «Вдоль по улице метелица метёт»)) и созданный на его основе цыганский романс, в котором не требовался профессиональный вокальный голос и замысловатый аккомпанемент (например: «Твои глаза зелёные»).
Слайд 11С появлением Михаила Ивановича Глинки, основоположника композиторской школы в России, в русской
музыке 19 века начался настоящий подъем. Его музыкальные произведения пропитаны народными мотивами, в них присутствует тот самый Пушкинский «русский дух». Кроме великолепных вокальных произведений и симфоний, композитор создал две оперы (одни из самых выдающихся за всю историю музыки): «Жизнь за царя» (1836) и «Руслан и Людмила»(1842).
Слайд 12Художественные промыслы
Вторая половина 19 века с ее выставками , ярмарками ,стала временем
возрождения интереса к древним полузабытым русским ремеслам .Изделия народных мастеров из предметов повседневного быта превращаются в произведения искусства . Это относится к таким видам ремесел , как вышивка , керамика , художественная обработка металла , камня , дерева , кости . В это время в России складываются или возрождаются художественные школы , получившие мировую известность .
Слайд 13Дымковская игрушка
Русские матрёшки
Гжельская посуда
Вологодское кружево