Культура и искусство в 20-30 годы 20 века

Содержание

Слайд 2

1917-1922 гг

ОБРАЗОВАНИЕ:
Наркомат Просвещения. Глава Луначарский А.В.
Уже к 1918 г ведомство сосредоточило в

1917-1922 гг ОБРАЗОВАНИЕ: Наркомат Просвещения. Глава Луначарский А.В. Уже к 1918 г
своих руках управление дошкольным воспитанием и школой,
Политическим просвещением, профподготов-
кой рабочих и научными учреждениями,
театрами, музеями, библиотеками и клубами.

Слайд 3

РЕВОЛЮЦИЯ И ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ

ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ

Активные противники большевиков

Убеждённые сторонники

Нейтральная позиция

Сотрудничали:
Учёные: К.А, Тимирязев, И.В. Мичурин, К.Э.

РЕВОЛЮЦИЯ И ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ Активные противники большевиков Убеждённые сторонники Нейтральная позиция Сотрудничали:
Циолковский, Н. Е. Жуковский, поэты: А.А. Блок, В.Я. Брюсов, В. Маяковский;
Режиссёры: Е.Б. Вахтангов, К.С. Станиславский, В.И. Немирович-Данченко, В.Э. Мейерходьд

Слайд 4

Культурная революция

рассматривалась большевиками как важнейшее условие построения социализма. Основной задачей в этой

Культурная революция рассматривалась большевиками как важнейшее условие построения социализма. Основной задачей в
области являлось создание новой (социалистической) культуры и подъем общего культурного уровня народа. Наиболее значительной из общественных культурно-просветительских и литературно-художественных организации послереволюционных лет был Пролеткульт.

Слайд 5

Культурная революция

Советская власть стремилась обеспечить интеллигенции более сносные условия жизни и работы.
Но

Культурная революция Советская власть стремилась обеспечить интеллигенции более сносные условия жизни и
ограничивала возможность участия в политической жизни:
1922 г –создан Главлит (контроль за «враждебными выпадами» портив марксизма.
Главрепертком (контроль за репертуаром театров)
1922 г – высылка из страны 160 оппозиционно настроенных учёных и деятелей культуры (Н.А, Бердяев, С.Н, Булгаков, П.А. Сорокин, С.Л. Франк).
1923 г – массовая чистка библиотек

Слайд 6

ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ

«Мы будем штамповать интеллигенцию, вырабатывать её как на фабрике»
Н.И.

ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ «Мы будем штамповать интеллигенцию, вырабатывать её как на фабрике»
Бухарин
1919 г – декрет «О ликвидации неграмотности»
1923 г добровольное общество «Долой неграмотность!»
Созданы литературно-художественные объединения коммунистической ориентации: Пролеткульт, РАПП (Российская ассоциация пролетарских писателей» и др.

Слайд 7

Борьба против:

М.А. Булгакова, Е.И. Замятина, которые уклонялись от воспевания «героики революционных свершений».
Но

Борьба против: М.А. Булгакова, Е.И. Замятина, которые уклонялись от воспевания «героики революционных
несмотря на идеологический прессинг, в 20-е гг были созданы:
- «Тихий Дон» (М. Шолохов)
- «Броненосец Потёмкин» (С.М. Эйзенштейн).

Слайд 8

ЖИВОПИСЬ

Суровый быт был опоэтизирован.

«1918 год в Петрограде»
(«Петроградская мадонна»),
1920, ГТГ

ЖИВОПИСЬ Суровый быт был опоэтизирован. «1918 год в Петрограде» («Петроградская мадонна»), 1920, ГТГ

Слайд 9

ЖИВОПИСЬ


Петров-Водкин «Селедка», 1918

Д.П, Штеренберг «Натюрморт с лампой и селёдкой»

ЖИВОПИСЬ Петров-Водкин «Селедка», 1918 Д.П, Штеренберг «Натюрморт с лампой и селёдкой»

Слайд 10

Б.М. Кустодиев

«Большевик»

Б.М. Кустодиев «Большевик»

Слайд 11

ПЛАКАТ

«Окна сатиры РОСТА» — серия плакатов, созданная в 1919—1921 советскими поэтами и

ПЛАКАТ «Окна сатиры РОСТА» — серия плакатов, созданная в 1919—1921 советскими поэтами
художниками, работавшими в системе Российского телеграфного агентства (РОСТА). Это специфическая форма массового агитационного искусства, возникший в период Гражданской войны и интервенции 1918—1920. Сатирические плакаты, разоблачали противников молодой республики Советов.

Слайд 12

РЕКЛАМНЫЙ ПЛАКАТ

выполненные в острой и доступной
манере, снабжённые лаконичными
стихотворными текстами

. Ю.Шуйский.
.

РЕКЛАМНЫЙ ПЛАКАТ выполненные в острой и доступной манере, снабжённые лаконичными стихотворными текстами
Из воли миллионов создадим единую волю.
Плакат. 1925

Слайд 13

архитектура

В.Е. Татлин – Проект памятника III Интернационалу, 1919 г –
Многоярусная башня, устремлённая

архитектура В.Е. Татлин – Проект памятника III Интернационалу, 1919 г – Многоярусная
в небо, воплощала идею грядущего объединения людей и дух абсолютной свободы

Слайд 14

Реклама

«Военная игра»
1929 г

Реклама «Военная игра» 1929 г

Слайд 15

ЛЕФ (левый фронт искусств)

Поэты: Н.Асеев, В. Маяковский;
Художники: Л.С. Попова, А.М. Родченко

ЛЕФ (левый фронт искусств) Поэты: Н.Асеев, В. Маяковский; Художники: Л.С. Попова, А.М.
и др.
Отстаивали новое искусство в противовес к классическому культурному наследию
Основные принципы деятельности ЛЕФа — литература факта, производственное искусство, социальный заказ.

Попова Л. С. Пространственно-силовая конструкция. 1921

Слайд 16

АХРР (Ассоциация художников революционной России

крупное объединение советских художников, графиков и скульпторов, являвшееся

АХРР (Ассоциация художников революционной России крупное объединение советских художников, графиков и скульпторов,
благодаря поддержке идеологической линии государства, самой многочисленной и мощной из творческих группировок 1920-х годов. (19322-1932 гг)

И. И. Бродский, «В. И. Ленин в
Смольном в 1917 году», 1930

Слайд 17

АРХИТЕКТУРА

В 1923 г. возникла Ассоциация новых архитекторов (АСНОВА), виднейшими представителями которой были

АРХИТЕКТУРА В 1923 г. возникла Ассоциация новых архитекторов (АСНОВА), виднейшими представителями которой
Н. А. Ладовский, К. С. Мельников. В 1925 г. создано Объединение современных архитекторов (ОСА) — их называли конструктивистами

Дом-музей архитектора Мельникова

Слайд 18

АРХИТЕКТУРА

Конструктивизм — направление в советском искусстве 20-х гг., выдвинувшее задачу художественного конструирования

АРХИТЕКТУРА Конструктивизм — направление в советском искусстве 20-х гг., выдвинувшее задачу художественного
материальной среды, окружающей человека: интерьера, мебели,
посуды, одежды и т. п.

Мельников. Клуб профсоюза
коммунальщиков

Слайд 19

КУЛЬТУРА В 30-е гг

ОБРАЗОВАНИЕ.
Была в основном преодолена неграмотность (в 1939 г.

КУЛЬТУРА В 30-е гг ОБРАЗОВАНИЕ. Была в основном преодолена неграмотность (в 1939
читать и писать умели 90,8% мужчин и 72,6% женщин),
осуществлено всеобщее начальное образование,
в городах накануне войны в основном завершился переход к всеобщему семилетнему образованию.

Слайд 20

ОБРАЗОВАНИЕ

В 1932 г. постановление, что «основной формой учебных занятий должен являться урок с

ОБРАЗОВАНИЕ В 1932 г. постановление, что «основной формой учебных занятий должен являться
группой учащихся, со строго определенным расписанием занятий и твердым составом учащихся».
1934 г. было принято постановление ЦК ВКП(б) и СНК «О преподавании гражданской истории в школах СССР».
К 1938 г. в СССР было 23 университета (лучшие МГУ, МИФЛИ и ЛИФЛИ ).

Слайд 21

НАУКА

НАУКА

Слайд 22

Литературные группы на рубеже 20-х — 30-х гг. РАПП

В 1928 г. состоялся первый

Литературные группы на рубеже 20-х — 30-х гг. РАПП В 1928 г.
Всесоюзный съезд пролетар-
ских писателей. На основе РАППа было создано Всесоюзное объединение ассоциаций пролетарских писателей(ВОАПП).
Постановление ЦК ВКП(б) «О перестройке литературно-художественных организаций» от 23 апреля 1932 г. Ликвидация РАППа. В постановлении предлагалось ликвидировать РАПП и объединить всех писателей в один союз – Союз советских писателей..
Аналогичные решения рекомендовалось принять в других видах искусств.

Слайд 23

ЛИТЕРАТУРА

1934 г. открылся Первый Всесоюзный съезд советских писателей.
Первый съезд писателей завершил оформление

ЛИТЕРАТУРА 1934 г. открылся Первый Всесоюзный съезд советских писателей. Первый съезд писателей
Союза писателей СССР. Председателем СП был избран М. Горький, после смерти Горького в 1936 г. СП возглавил А.А. Фадеев.
Союз писателей в течение десятилетий терял связь с литературой… разрастался, превращаясь в министерство. Он породил огромную «окололитературу» — сотни бездельников, делающих вид, что они управляют литературой.

Слайд 24

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ

В уставе СП СССР говорилось: «Социалистический реализм является основным методом советской

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ В уставе СП СССР говорилось: «Социалистический реализм является основным методом
художественной литературы и литературной критики, требует от художника правдивого, историко-конкретного изображения действительности в ее революционном развитии».

Слайд 25

ИСТОРИКО - РЕВОЛЮЦИОННАЯ ТЕМА

М. Шолохов – 4 части романа «Тихий Дон» (о революции

ИСТОРИКО - РЕВОЛЮЦИОННАЯ ТЕМА М. Шолохов – 4 части романа «Тихий Дон»
и гражданской войне).
А. Толстой в 1927–28 гг. опубликовал вторую часть эпопеи «Хождение по мукам» —«Восемнадцатый год», а в 1940–1941 гг. — третью часть «Хмурое утро».
В 1934 г. вышла повесть «Как закалялась сталь» Н. Островского.
На примере героя повести — Павки Корчагина — советское государство воспитывало целые поколения молодежи в духе героической самоотверженности и преданности революции.

Слайд 26

ЛИТЕРАТУРА

«производственный роман», воспевавший индустриализацию.
М. Шагинян «Гидроцентраль»,
Л. Леонов «Соть»,
Ф. Гладков «Цемент»,
Ф. Панферов «Бруски»,

ЛИТЕРАТУРА «производственный роман», воспевавший индустриализацию. М. Шагинян «Гидроцентраль», Л. Леонов «Соть», Ф.

В. Катаев «Время, вперед!».
Прославление коллективизации:
М. Шолохов «Поднятая целина»,
А. Твардовский поэма «Страна Муравия»

Слайд 27

историческая тематика

В 1929–1930 гг. была опубликована первая, а в 1933–1934 гг. — вторая

историческая тематика В 1929–1930 гг. была опубликована первая, а в 1933–1934 гг.
книги романа А. Толстого «Петр Первый». (идеализированный образ Петра).
Ю. Тынянов написал - две части романа «Пушкин», повесть «Восковая персона» и рассказ «Малолетный Витушишников».

Слайд 28

Советская сатира

В 1927–1941 гг.: дилогия И. Ильфа и Е. Петрова
«Двенадцать стульев»
и «Золотой

Советская сатира В 1927–1941 гг.: дилогия И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок».
теленок».

Слайд 29

Перестали печатать А. Платонова, в 1931 г. Сталин гневно объявил его рассказ «Усомнившийся Макар»

Перестали печатать А. Платонова, в 1931 г. Сталин гневно объявил его рассказ

кулацким и антисоветским.
Почти не печатали А. Ахматову,
не появлялись новые произведения М. Зощенко
О. Мандельштам в 1934 г. был арестован и сослан в Воронеж. В 1937 г. ему разрешили вернуться в Москву, но в ночь с 1 на 2 мая 1938 г. он был арестован и погиб в пересыльном лагере под Владивостоком (вероятно, осенью 1938 г.)
произведения М. Булгакова - полностью запрещены цензурой
В 1936 г. не угодил властям и такой преданный революционный поэт как Демьян Бедный. В 1938 г. Демьяна Бедного исключили из партии и Союза писателей

Слайд 30

В. Каверин писал: «Могла ли наша литература стать другой, если бы на нее

В. Каверин писал: «Могла ли наша литература стать другой, если бы на
не давил могучий пресс государства? Без сомнения. Сперва мы потеряли замолчавших, потом расстрелянных, потом
замолчанных. Изуродованные — таких было большинство — сказали вдвое меньше, чем они могли сказать, и, главное, сказали иначе… Потери неисчислимы. Литература была бы другая. Но и борьба за нее вошла в нее, стала ее плотью и кровью. У нас не было бы «Котлована» Платонова, «Реквиема» Анны Ахматовой, «Мастера и Маргариты» Булгакова, бессмертных стихотворений Мандельштама. И «выкованные грозами» (Заболоцкий) внесли свое, обходя запреты, уходя в детскую поэзию и прозу, в исторический роман, в лирику, заставившую с ней смириться».

Слайд 31

ТЕАТР

В конце 20-х и пер. пол. 30-х гг. театральный мир жил интересной

ТЕАТР В конце 20-х и пер. пол. 30-х гг. театральный мир жил
жизнью. Большой театр возобновил
авторскую редакцию «Бориса Годунова».
постановки «Воскресение», «Гроза», «Анна Каренина», «Три сестры» во МХАТе (реж. В.И. Немирович-Данченко),
«Ревизор» в театре Мейерходльда,
«Оптимистическая трагедия» Вс. Вишневского в Камерном театре (реж. А.Я. Таиров).
В театре Ю.А. Завадского ставились «Опыт» К.А. Тренева, «Волки и овцы» А.Н. Островского, «Ученик дьявола» Б. Шоу.

Слайд 32

МУЗЫКА

популярно были хоровое пение, народные танцы. Успехом пользовались выступления ансамбля красноармейской
песни

МУЗЫКА популярно были хоровое пение, народные танцы. Успехом пользовались выступления ансамбля красноармейской
и пляски под руководством А.В. Александрова.
сложилась советская песенная культура и родились песни: «Широка страна моя родная», «Москва майская», «Песня о Каховке», «Тучи над городом встали», «Три танкиста», «Катюша».
Композиторы: И. Дунаевский, Дм. и Дан. Покрассы, М. Блантер.
оперные певцы - тенора И.С. Козловский и С.Я. Лемешев.
В 1932 г. Д. Шостакович закончил оперу «Леди Макбет Мценского уезда».

Слайд 33

Кинематограф

историко-революционная тема:
1934 г: фильм С. и Г. Васильевых «Чапаев» с Б. Бабочкиным в

Кинематограф историко-революционная тема: 1934 г: фильм С. и Г. Васильевых «Чапаев» с
главной роли.
фильм А. Довженко «Щорс»: рассказывал о гражданской войне на Украине
История революции посвящены фильмы
Е. Дзигана «Мы из Кронштадта»,
И. Хейфица и А. Зархи «Депутат Балтики»,
трилогия о Максиме (фильмы «Юность Максима», «Возвращение Максима», «Выборгская сторона») Г. Козинцева и Л. Трауберга.

Слайд 34

О ЛЕНИНЕ

1937–1940 гг : М. Ромм фильмы «Ленин в Октябре» и «Ленин в 1918 г.».

О ЛЕНИНЕ 1937–1940 гг : М. Ромм фильмы «Ленин в Октябре» и
Ленина сыграл Б. Щукин.
1939 г. фильм С.  Юткевича «Человек с ружьем», где роль Ленина исполнял М. Штраух.
Наряду с Лениным видное место в этих фильмах уделялось Сталину, которого играли С. Гольштаб и М. Геловани.
После ХХ съезда М. Ромм изъял «сталинские» кадры из своих лент.

Слайд 35

историческая тематика

«Петр I» В. Петрова,
«Александр Невский» С. Эйзенштейна,
«Минин и Пожарский» и «Суворов»

историческая тематика «Петр I» В. Петрова, «Александр Невский» С. Эйзенштейна, «Минин и
В. Пудовкина.

Слайд 36

музыкальная комедия

В 1934 г.: комедия Г. Александрова «Веселые ребята».
Во второй половине 30-х

музыкальная комедия В 1934 г.: комедия Г. Александрова «Веселые ребята». Во второй
гг. стали широко известны еще
два комедийных фильма Александрова: «Цирк» и «Волга-Волга».
И. Пырьев поставил в 1939 г. комедию «Трактористы».

Слайд 37

ЖИВОПИСЬ

стремление к унификации
1932 г. - созданы региональные союзы художников.
В 1939 г. сформировался

ЖИВОПИСЬ стремление к унификации 1932 г. - созданы региональные союзы художников. В
оргкомитет Союза художников СССР, руководивший деятельностью Союза до съезда состоявшегося лишь в 1957 г. Его председателем стал А. Герасимов, автор многочисленных портретов вождей.

Слайд 38

ЖИВОПИСЬ

А.М. Герасимов. В.И. Ленин на трибуне.

А.М. Герасимов. И.В. Сталин делает отчетный

ЖИВОПИСЬ А.М. Герасимов. В.И. Ленин на трибуне. А.М. Герасимов. И.В. Сталин делает

доклад на ХVIII съезде ВКП(б) о работе ЦК ВКП(б). 1939. ГТГ

Слайд 39

ЖИВОПИСЬ

С. Герасимов, А. Дейнека, П. 

Клятва сибирских партизан. 1933г.

Парижанка. 1935г.

ЖИВОПИСЬ С. Герасимов, А. Дейнека, П. Клятва сибирских партизан. 1933г. Парижанка. 1935г.

Слайд 40

ЖИВОПИСЬ

П. Корин. Александр Невский

Б. Иогансон Допрос коммунистов.
1933г.

ЖИВОПИСЬ П. Корин. Александр Невский Б. Иогансон Допрос коммунистов. 1933г.

Слайд 41

ЖИВОПИСЬ

Но господствующим направлением в живописи становится в это время прославление побед социализма,

ЖИВОПИСЬ Но господствующим направлением в живописи становится в это время прославление побед
изображение победоносного труда рабочих и крестьян, возвеличивание Сталина и его окружения.
Образцом для подражания становится творчество передвижников.
В портретном же творчестве явно прослеживаются традиции «парадного портрета» XVIII столетия.

Слайд 42

АРХИТЕКТУРА

постепенный переход от конструктивизма к стилю Ар Деко:
простота и рациональность конструктивистских решений

АРХИТЕКТУРА постепенный переход от конструктивизма к стилю Ар Деко: простота и рациональность

монументальность,
ордерный строй и скульптурным декором неоклассицизма.

Слайд 43

АРХИТЕКТУРА. стиль Ар Деко

1932–1934 гг. Дом Совета Труда и Обороны (арх. А.Я. Лагман)

Ныне

АРХИТЕКТУРА. стиль Ар Деко 1932–1934 гг. Дом Совета Труда и Обороны (арх.
в этом здании находится Государственная Дума Российской Федерации

Слайд 44

АРХИТЕКТУРА. стиль Ар Деко

здание Российской Государственной библиотеки на Воздвиженке (арх В.А. Щуко, В.Г.

АРХИТЕКТУРА. стиль Ар Деко здание Российской Государственной библиотеки на Воздвиженке (арх В.А. Щуко, В.Г. Гельфрейх),
Гельфрейх),

Слайд 45

Гостиница «Москва»

Переработать первоначальный проект было поручено А.В. Щусеву. Он представил на утверждение Сталину

Гостиница «Москва» Переработать первоначальный проект было поручено А.В. Щусеву. Он представил на
два варианта обработки фасада, выполненные на одном чертеже. Сталин же, решив, что перед ним реальный проект, утвердил совмещенный чертеж. Именно поэтому боковые части фасада гостиницы выглядят по-разному.

Здание, спроектированное
Л. Савельевым и
О. Стапраном в духе конструктивизма, строилось в момент, когда уже совершался поворот к неоклассицизму.

Слайд 46

СТАЛИНСКИЙ АМПИР (середина и вторая половина 30-х гг)

(По мнению ряда учёных в

СТАЛИНСКИЙ АМПИР (середина и вторая половина 30-х гг) (По мнению ряда учёных
период 1932—1936 существовал переходный стиль — постконструктивизм).
Торжественность
помпезность.

Главное Здание МГУ

Слайд 47

1933 г. учреждена Академия архитектуры СССР

В интерпретации некоторых талантливых мастеров исторические формы

1933 г. учреждена Академия архитектуры СССР В интерпретации некоторых талантливых мастеров исторические
получали глубоко своеобразное и подлинно художественное претворение.

Господствующим творческим принципом стало использование наследия прошлого, главным образом строительного искусства античности и эпохи Возрождения.

жилой доме на Моховой улице в Москве
(1934 г., архитектор И. В. Жолтовский).

Слайд 48

1935 г – Реконструкция Москвы.

Проект ансамблевой застройки Ростовской набережной
Авторы акад. арх. А.

1935 г – Реконструкция Москвы. Проект ансамблевой застройки Ростовской набережной Авторы акад.
В. Щусев и арх. А. К. Ростковски

Проект Дворца Советов
Авторы: Б. М. Иофан, акад. В. А. Щуко, проф. В. Г. Гельфрейх

Слайд 49

МЕТРОПОЛИТЕН

строительство метрополитена началось в начале 30-х гг., а первая линия приняла пассажиров

МЕТРОПОЛИТЕН строительство метрополитена началось в начале 30-х гг., а первая линия приняла
в мае 1935 г.

Слайд 50

1934-1940 гг Театр Красной Армии

Арх. К.С. Алабян, В.Н. Симбирцев

1934-1940 гг Театр Красной Армии Арх. К.С. Алабян, В.Н. Симбирцев
Имя файла: Культура-и-искусство-в-20-30-годы-20-века.pptx
Количество просмотров: 457
Количество скачиваний: 3