Содержание
- 2. Импрессиони́зм (фр. impressionnisme ← impression «впечатление») — одно из крупнейших течений в искусстве последней трети XIX
- 3. В 1886 году прошла последняя выставка импрессионистов, к этому времени визуальное восприятие действительности вытесняет глубокое познание
- 4. Неоимпрессионизм – «новый импрессионизм» (от французского impression - «впечатление») – художественное течение, истоки которого лежат в
- 5. Поль Синьяк. Розовый парус Воскресный день на острове Гранд-Жатт. 1884—1886
- 6. Постимпрессиони́зм (фр. postimpressionisme, от лат. post — «после» и «импрессионизм») — художественное направление, условное собирательное обозначение
- 7. Поль Сезанн, «Натюрморт», (1893—1895), Винсент ван Гог, «Звёздная ночь» (1889)
- 8. Примечательно, что в этой своей переходной форме «стиль модерн» не только развивает рациональные идеи, но откликается
- 9. Рациональный модерн – это направление стиля, в котором превалирует стремление выявить каркасную структуру здания, подчеркнуть геометрическую
- 10. Фови́зм (фр. Fauvisme, от фр. fauve — дикий) — модернистское течение во французской живописи периода постимпрессионизма
- 11. Анри Матисс,Радость жизни смелая, необыкновенно яркая, дикая как в своём техническом воплощении, так и в сюжетной
- 12. Экспрессионизм (от лат. expressio — выражение) — это художественный стиль, в котором автор стремится показать не
- 13. Судьба животных. 1913 Автопортрет в солдатской форме,1915
- 14. Очевидно, что без этого нового умонастроения не развился бы в первые десятилетия XX века вкус к
- 15. Н.Пиросманашвили. Натюрморт. 1910-1912. Тбилиси. Государственный музей искусств
- 16. П. Пикассо увлекает элементарная брутальная выразительность .Вместе с превращенным в самостоятельную логическую задачу геометрическим анализом формы,
- 17. Ж . Брак. Португалец. 1911. Базель. Художественный музей Отодвигающая занавес рука на заднем плане имеет двойное
- 18. «живописный реализм» «живописный реализм» генетически связанное с реалистической традицией XIX века, оно образует на рубеже XIX-XX
- 19. А. Цорн. Девушки в бане. 1906. Сток гольм. Национальный музей
- 20. Можно считать, что социальный реализм в искусстве XX века созвучен комплексу демократических и социалисти ческих идей
- 21. И. Е. Репин - Нищая (Девочка-рыбачка), 1874. Иркутский областной художественный музей
- 22. Футуризм, представлявший собой по преимуществу умонастроение художников, возмечтавших о невиданном искусстве будущего, и сложившийся в Италии
- 23. НАТАЛЬЯ ГОНЧАРОВА. Велосипедист. 1913. Картину "Велосипедист" принято считать одним из наиболее характерных примеров футуристической живописи не
- 24. В.В.Кандинский. Композициям 6.1913. Ленинград. Государственный Эрмитаж Считается, что первую абстрактную композицию исполнил в 1910 году один
- 25. Супремати́зм (от лат. supremus — наивысший) — направление в авангардистском искусстве, основанное в 1915 году Казимиром
- 26. Владимир Татлин. «Памятник III Коммунистического интернационала» Конструктивизм — это стиль в живописи, фотографии, архитектуре и декоративно-прикладном
- 27. Организатор объединения голландских художников и прежде всего архитекторов «Де Стейл» (основано в 1917 г.), живописец П.
- 28. В середине 1910-х годов определяется тенденция - иррационалистическая, - наиболее рельефно выразившаяся в дадаизме, объединившем в
- 29. «L.H.O.O.Q», Дюшан
- 30. В русле иррационализма формируется в 1910-е годы в Италии так называемая метафизическая живопись, соединяющая определенную пространственно-пластическую
- 31. Иррациональные тенденции искусства сконцентрировались в сюрреализме - детище межвоенных десятилетий, воспринимавшем современный мир как комплекс алогизмов,
- 32. М. Эрнст. Ангел очага. 1937. Частное собрание С. Дали. Антропоморфный шкаф. 1936. Дюссельдорф.Художественное собрание Нордрейн-Вестфален
- 34. Скачать презентацию
Слайд 2Импрессиони́зм (фр. impressionnisme ← impression «впечатление») — одно из крупнейших течений в
Импрессиони́зм (фр. impressionnisme ← impression «впечатление») — одно из крупнейших течений в
Одним из самых ярых представителей импрессионизма, можно назвать Клода Моне и его работу «Impression, soleil levant» («Впечатление, восход солнца»), написанной в 1872 году, которая спровоцировала критика Луи Леруа использовать этот термин в сатирическом обзоре, опубликованном в парижской газете «Le Charivari» с целью выразить недоумение, и даже пренебрежение относительно нового направления. Вышесказанная работа Клода Моне была впервые представлена в 1874 на выставке анонимного кооперативного общества художников в фотоателье Надара на бульваре Капуцинок в Париже – первом значительной выступлении импрессионистов.
Но в чем уникальность импрессионистов – они использовали все принципы не только последовательно, но и вместе.
Эти принципы включают в себя:
- Фактический отказ не только строгого контура, но и четкого рисунка,
- Минимальное смешение цветов дает контраст, подчёркивается яркость каждого цвета,
-Краска наносится на светлый грунт,
- Подчеркнутая игра естественного света, художники все чаще работают по вечерам, предпочитая сумерки рассвету,
- Работа на пленэре позволяет передать ощущение свежести.
Слайд 3В 1886 году прошла последняя выставка импрессионистов, к этому времени визуальное восприятие
В 1886 году прошла последняя выставка импрессионистов, к этому времени визуальное восприятие
«Впечатление, восход солнца»
Слайд 4Неоимпрессионизм – «новый импрессионизм» (от французского impression - «впечатление») – художественное течение, истоки
Неоимпрессионизм – «новый импрессионизм» (от французского impression - «впечатление») – художественное течение, истоки
неоимпрессионисты изучали, пользуясь новейшими достижениями науки, как человеческий глаз воспринимает цвет, и в соответствии с этим разработали свою технику письма. В основе его лежали закономерности, открытые физиками второй половины 19 века. В целом они сводились к следующему: оптическая (зрительная) смесь тонов спектра на полотне позволяет достичь большей чистоты и интенсивности цвета и света, чем смешение красок на палитре. Положенные рядом тона оказывают друг на друга воздействие, в соответствии с законом контраста, дополнительных цветов спектра (образующих при смешении белый цвет).
Художники-неоимпрессионисты наносили на холст чистые краски, располагая их по всей поверхности картины пятнышками одинаковой величины. В выборе цвета художник также был не вполне свободен, например, тени следовало наносить цветом, дополнительным к цвету освещенных частей (такими парами дополнительных цветов являются красный - зеленый, синий - оранжевый, желтый - лиловый). Таким образом, картина производила впечатление яркой мозаики и лишь отчасти напоминала увиденное в природе.
Слайд 5Поль Синьяк. Розовый парус
Воскресный день на острове Гранд-Жатт. 1884—1886
Поль Синьяк. Розовый парус
Воскресный день на острове Гранд-Жатт. 1884—1886
Слайд 6Постимпрессиони́зм (фр. postimpressionisme, от лат. post — «после» и «импрессионизм») — художественное направление, условное собирательное обозначение неоднородной
Постимпрессиони́зм (фр. postimpressionisme, от лат. post — «после» и «импрессионизм») — художественное направление, условное собирательное обозначение неоднородной
Художники этого направления отказывались изображать только зримую действительность (как натуралисты) или сиюминутное впечатление (как импрессионисты), а стремились изображать её основные, закономерные элементы, длительные состояния окружающего мира, сущностные состояния жизни, при этом подчас прибегая к декоративной стилизации.
К выдающимся представителям постимпрессионизма в живописи относятся Винсент Ван Гог, Поль Гоген и Поль Сезанн (известный как «отец постимпрессионизма»). Для постимпрессионизма характерны разные творческие системы и техники, объединённые по сути лишь тем, что они отталкивались от импрессионизма. Они сильно повлияли на последующее развитие изобразительного искусства, став основой направлений в современной живописи. Крупные мастера своей проблематикой положили начало многим тенденциям изобразительного искусства XX в.: работы Ван Гога предвосхитили появление экспрессионизма, Гоген проложил путь к символизму и модерну. При этом многие мелкие направления (например, пуантилизм), существовали только в данный хронологический период.
художники, ныне объединяемые под термином «постимпрессионисты», не были объединены ни общей программой, ни школой, ни методом.
несмотря на внешнее сходство с реальными предметами, не тождественны им. Они существуют в условном мире искусства, где эти предметы преображаются художником. Цвет, линии, формы становятся выразителями индивидуальности художника, его чувств и мыслей. Постимпрессионисты пошли дальше импрессионистов в отрицании догм, форм, канонов академического искусства. Однако постимпрессионизм неотделим от импрессионизма. Это две фазы периода разложения традиционной академической системы и перехода к искусству 20 в.»
Слайд 7Поль Сезанн, «Натюрморт», (1893—1895),
Винсент ван Гог, «Звёздная ночь» (1889)
Поль Сезанн, «Натюрморт», (1893—1895),
Винсент ван Гог, «Звёздная ночь» (1889)
Слайд 8Примечательно, что в этой своей переходной форме «стиль модерн» не только развивает
Примечательно, что в этой своей переходной форме «стиль модерн» не только развивает
тор X. Ван де Велде) и Университета в Цюрихе (1911-1914, швейцарский зодчий К. Мозер) с их характерными высокими крышами, в библиотечном корпусе Художественного училища в Глазго (1907-1909, шотландский зодчийЧ. Р. Макинтош), архитектура которого перекликается с традиционными для Великобритании формами кирпичного зодчества.
Национальная романтика позволила сообщить своего рода национально географическую выразительность архитектуре железнодорожных вокзалов - Ярославского (1903-1904, Ф. О. Шехтель) и Казанского (1914-1926, А. В. Щусев) в Москве, Центрального вокзала в Хельсинки (1904-1914, Элиэль Сааринен), вокзала в Штутгарте (1914-1928, П.Бо- нац).
«стиль модерн» в России, «ар нуво» в Бельгии и Франции, «сецессион» в Австро-Венгрии, «югендштиль» в Германии, «стиль либерти» в Италии, «модерн стайл» в Великобритании, «стиль Тиффани» в США и т. д. Собст
венно говоря, это было не просто движение, одно из многих других и таковым себя осознававшее. «Стиль модерн» поставил задачу создания нового большого стиля и предложил свой частичный, ограниченный в пространстве и вре
мени опыт ее осуществления. Этот стиль заключает в себе вполне отчетливую эстетическую программу, замысел всеобщих эстетических преобразований. стало быть, В «чистом» и, схематизированном виде она может быть представлена как идея сотворения прекрасного, которое не содержится в неудовлетворительной окружающей жизни.
Интернациональный стиль – одно из главных направлений в модернистской архитектуре периода 30-х – 60-х годов двадцатого столетия. Его основоположниками стали, в основном бывшие приверженцы конструктивизма, архитекторы: Петер Хопп, Петер Беренс и Вальтер Гропиус, Мисс ванн дер Роэ, Якобус Ауд, Ле Корбюзье.
Характерными чертами интернационального стиля стали отказ от всех видов исторического декора и национальных культурных особенностей, использование чистых геометрических форм и линий, гладких и легких поверхностей из металла и стекла. При строительстве зданий в рамках этого архитектурного направления широко использовался железобетон; в интерьерах зданий большое внимание уделялось созданию широких открытых пространств.
Слайд 9Рациональный модерн – это направление стиля, в котором превалирует стремление выявить каркасную
Рациональный модерн – это направление стиля, в котором превалирует стремление выявить каркасную
Художественное училище в Веймаре (1906, бельгийский архитек тор X. Ван де Велде
Национальная романтика с большим искусством подобранные сочетания естественных и искусственных отделочных материалов, каждый из которых выигрывает от соседства с другим. Цоколь часто облицован финским гранитом, в основном грубо обработанным, а кое-где гладко тёсаным, со скульптурой. Плоскости стен верхних этажей покрыты фактурной штукатуркой или отделочным кирпичом. В элементы отделки введены орнаменты, вдохновленные северным фольклором, образами северной флоры и фауны. Часто используется майолика, цветная керамическая плитка. Формы зданий массивны, свободны от мелкого декора. Контрастные сочетания фактур, цветотональных плоскостей, форм, разнообразие оконных проемов и их сочетания с простенками — всё это превращает фасады в полном смысле слова в сложную холодную структуру, напоминающую и северные скальные ландшафты, и масштабные средневековые сооружения.
Слайд 10Фови́зм (фр. Fauvisme, от фр. fauve — дикий) — модернистское течение во
Фови́зм (фр. Fauvisme, от фр. fauve — дикий) — модернистское течение во
Характерный приём фовизма — обобщение формы и пространства, объёма и рисунка, сведение формы к простым очертаниям, исчезновение светотени и линейной перспективы.
Фовизм в переводе с французского означает «дикий». И это неслучайно: выставка фовистов в 1905 году в парижском Осеннем Салоне вызвала бурную реакцию зрителей и критиков, поражённых экспрессивным буйством красок. Критик Луи Воксель (Louis Vauxcelles) назвал фовистов «дикими зверями», а из творения – «оргией цветов».
Ключевые особенности фовизма: использование интенсивных, ярких цветов, причём «дико» и нестандартно;
при работе с холодной и тёмной палитрой – внесение горячих акцентов, и, опять же, оригинальные колористические решения; стремление к чистоте и обособлению цветовых зон;
игра на выразительных контрастах (отказ от плавных цветовых переходов, столкновение противоположностей — например, вулканического алого и бездонного синего);
доминанта внутреннего видения творца над реальностью (неважно, какого цвета небо на самом деле — важно, как его видит художник);
отказ от светотени и линейной перспективы, что вело к исчезновению объёмов; плоскостной характер рисунка;
обобщённость форм; динамичность, резкость линий и композиции; спонтанность творчества, экспрессивность, высокая эмоциональная насыщенность.
Всё это наполняет фовистские полотна бурной экспрессией и дикой энергетикой.
Слайд 11 Анри Матисс,Радость жизни
смелая, необыкновенно яркая, дикая как в своём техническом воплощении,
Анри Матисс,Радость жизни
смелая, необыкновенно яркая, дикая как в своём техническом воплощении,
Это первая работа целиком выполненная по личным представлениям художника о цвете, свете, композиции.
Слайд 12Экспрессионизм (от лат. expressio — выражение) — это художественный стиль, в котором
Экспрессионизм (от лат. expressio — выражение) — это художественный стиль, в котором
Автор использует при этом искажение, преувеличение, примитивизм и фантазию, а также яркое, резкое и даже динамичное применение формальных элементов.
характерным особенностям:
сознательному искажению на картине пропорций предметов и людей для художественного усиления впечатления на зрителя;
упрощению рисунка, отказу автора от тщательной прорисовки мельчайших деталей;
господству характерных острых контуров предметов в композиции;
глубокой эмоциональной составляющей творческого замысла с обилием ярких чувств: ужаса, страха, негодования или восторга; торжеству ярких цветовых решений и предельно резких контрастов.
К примеру Пребывание в армии, куда Кирхнер пошел добровольцем, тяжело сказалось на его психике, результат чего выплеснулся в «Автопортрет в солдатской форме».Здесь отрубленная рука олицентворяет утрату творческой энергии живописца.
Франц Марк написал картину «Судьба животных» в 1913 году. Для художника животные с их восприятием жизни являлись непосредственным воплощением невинности, независимой от материальной составляющей человеческого бытия, прозрачный ручей, бегущий по сухой почве алчности. На картине «Судьба животных» изображены олени, лошади и лисы, находящиеся в центре развернувшегося апокалипсиса, который создает сама природа. Надпись «И все сущее пылает в муках», выведенная руками Марка на обратной стороне, является отсылкой к библейской Книге откровений.
Слайд 13Судьба животных. 1913
Автопортрет в солдатской форме,1915
Судьба животных. 1913
Автопортрет в солдатской форме,1915
Слайд 14Очевидно, что без этого нового умонастроения не развился бы в первые десятилетия
Очевидно, что без этого нового умонастроения не развился бы в первые десятилетия
крупное явление художественной жизни, связанное не только с фовизмом, но и с рядом других течений. В нем можно выделить своего рода восходящий поток творчества самоучек, прочно укорененного в городской среде и питающегося не традиционным крестьянским, а городским фольклором, который в свою очередь привлекает внимание любителей искусства и художников (например, увлечение живописными вывесками в России). Искренность чувства и наивный неученый стиль такого искусства органичны и естественны. Они неотделимы от идеалов и вкусов, свойственных тому обыденному миру, в котором существует сам художник. Бытовые признаки этого мира, его социальные и национальные черты чуть ли не с дактилоскопической точностью оттиснуты в сумрачных по настроению портретах и глуповатых живописных фантазиях французского таможенника А.Руссо; в изображениях пиров, красавиц, зверей, которые создает в своих картинах в изображениях пиров, красавиц, зверей, которые создает в своих картинах, написанных на черной клеенке, грузинский мечтатель бедняк Н. Пиросманашвили, в запечатленных им
характерных типах обитателей тбилисских улиц;
Примитиви́зм — стиль живописи, зародившийся в XIX веке. Включает в себя обдуманное упрощение картины, которое делает её формы примитивными, как творчество ребёнка или рисунки первобытных времён.
Слайд 15Н.Пиросманашвили. Натюрморт.
1910-1912. Тбилиси. Государственный
музей искусств
Н.Пиросманашвили. Натюрморт.
1910-1912. Тбилиси. Государственный
музей искусств
Слайд 16П. Пикассо увлекает элементарная брутальная выразительность .Вместе с превращенным в самостоятельную логическую
П. Пикассо увлекает элементарная брутальная выразительность .Вместе с превращенным в самостоятельную логическую
В первой его программной картине, работу над которой Пикассо начал в 1906 году, - «Авиньонских девицах» (1907, Нью-Йорк, Музей современного искусства), в фигурных композициях («Три женщины», 1908, Ленинград, ГЭ, и др.), пейзажах, натюрмортах 1907-1909 годов органические природные мотивы подвергаются геометризованной де
формации. Рассеченные крупными плоскими гранями, оттененными движением цвета, они образуют тяжеловесный жесткий рельеф. Землистый красноватый колорит сообщает ему особую весомость; выявлению этого рельефа служат и сине-зеленые тона, Составивший вторую фазу «аналитический кубизм» как раз утрачивает пафос
аналитического вторжения в природу и превращает картину в дробный узор мелких геометрических элементов, сквозь который проглядывает изобразительный мотив
Ж. Брак, А. Глез, X. Грис, прошли через разные этапы истории кубизма, а первый из них пережил в это время наиболее яркий период своего творчества. Ф. Леже, Р. Делоне извлекли из «аналитического кубизма» некоторые выводы, развитые далее в других направлениях - конструктивистском и абстрактном. Геометри
ческие объемные формы привились в 1910-х годах в скульптуре (Ж. Липшиц, А. Лоран и другие). Но главным последствием кубизма, постепенно превращавшего произведение живописи или скульптуры в самодовлеющие комбинации пластических элементов, отвечающих только своей собственной композиционной логике, было появление некоего нового вида искусства - не изображения и не узора, не живописи и не скульптуры, не художест
венного явления и не реального предмета.
Кубизм (фр. Cubisme) — стиль в живописи, являющийся одним из модернистских направлений. Художники-кубисты раскладывали трёхмерные объекты на отдельные элементы и переносили их на двумерную плоскость. лучается, что сводя трёхмерный мир к двухмерности, художники-кубисты на самом деле словно открывали портал в четвёртое измерение!
Слайд 17Ж . Брак. Португалец. 1911. Базель.
Художественный музей
Отодвигающая занавес рука на заднем
Ж . Брак. Португалец. 1911. Базель.
Художественный музей
Отодвигающая занавес рука на заднем
«Авиньонские девицы» 1907
Слайд 18«живописный реализм»
«живописный реализм» генетически связанное с реалистической традицией XIX века,
«живописный реализм»
«живописный реализм» генетически связанное с реалистической традицией XIX века,
Живопись этого круга целиком исходит из натуры, которую воспринимает и интерпретирует импульсивно, ярко эмоционально. Ее привлекает не углубленное развитие сюжета, а броская выразительность мотива, не событие и действие, а состояние среды, объединяющее фигуры и предметы в живописное целое, не требующее строгой сте-
реометричности в построении пространства.
Если в живописи XIX века чаще всего манера письма словно бы растворялась в форме изображенных явлений, так сказать, «умирала» в этой форме, то теперьона извлекается наружу и красноречивость, артистичность, стильность
манеры приобретает важную роль в составе художественного образа. она извлекается наружу и красноре
чивость, артистичность, стильность манеры приобретает важную роль в составе художественного образа
А. Цорн заново открывает живописность обыденного существования и праздников северного народа, отыскивает ее в характернобытовых сценах, как, например, в картине «Девушки в бане» (1906, Стокгольм, Национальный музей), где классический мотив нагого тела предстает в совершенно неклассической ситуации. Важную роль в картинах и офортах А. Цорна приобретает серебристая, мерцающая световоздушная среда, выразительности которой способствует выработанная художником манера письма широким мазком, легко
идущим по форме и отблескивающим на свету, благодаря чему возникает своеобразный эффект «влажного мазка». Эта манера и найденная художником мера сочетания поэтического и прозаического начал находят отклик за пре
делами Швеции.
Слайд 19А. Цорн. Девушки в бане. 1906. Сток
гольм. Национальный музей
А. Цорн. Девушки в бане. 1906. Сток
гольм. Национальный музей
Слайд 20Можно считать, что социальный реализм в искусстве XX века созвучен комплексу демократических
Можно считать, что социальный реализм в искусстве XX века созвучен комплексу демократических
ческих идей и убеждений. Отчетливо выраженную линию образует здесь творчество, декларирующее социалистические идеи в формах художественного идеала. Для него характерны аллегорические и символические композиции, воспевающие Свободу и Труд.
социальный реализм XX века оперирует, скорее, сверх- личными понятиями, тяготеет к обобщенному представлению о социальных силах, к образам, адекватным крупным мерам и неделимым на отдельные характеры и типы. В
обширном цикле произведений, изображающих забастовки рабочих и крестьянские выступления, которые создают европейские живописцы и графики (в Бельгии в1894 г. - Э. Ларманс, в Венгрии в1895 г. - М. Мункачи и в 1899 г. - И. Реверс, в Голландии в 1899 г. - Я. Тоороп, в Румынии в 1905-1906 гг. - Ш. Лукьян, в Польше в 1910 г. - С. Ленц), а в США - скульптор Ч. Хааг (ок. 1905), формируется образная тема людской массы, сплоченной единым состоянием, поглощающим и суммарно и персонифицированно трактованные типы. В этом искусстве решающее значение имеет глубина понимания и убедительность выражения социальной сути явления.
Таким образом, в первое десятилетие XX века социальный реализм образует собой активное движение, обретающее свою собственную основу. Это движение включает в себя функционально-пропагандистскую линию художественной деятельности, представленную в первую очередь политической графикой, и обширный круг художественного творчества, проникнутого социально-политической ангажированностью.
Социальный реализм — это международное движение в искусстве, которое включает работу художников, печатников, фотографов и кинематографистов, обращающих внимание на бытовые условия рабочего класса и бедных слоёв населения. Социальные реалисты выражают критику социальных структур, которые поддерживают эти условия. В то время как характеристики этого движения варьируются от страны к стране, социальный реализм почти всегда использует форму описательного или критического реализма.
Слайд 21И. Е. Репин - Нищая (Девочка-рыбачка), 1874. Иркутский областной художественный музей
И. Е. Репин - Нищая (Девочка-рыбачка), 1874. Иркутский областной художественный музей
Слайд 22Футуризм, представлявший собой по преимуществу умонастроение художников, возмечтавших о невиданном искусстве будущего,
Футуризм, представлявший собой по преимуществу умонастроение художников, возмечтавших о невиданном искусстве будущего,
Это формально-абстрактное движение, развивавшееся под знаком свойственного авангардизму резкого разрыва с традицией, устремленности в современность и в будущее, соприкасалось с авангардистскими же опытами изобра
зительного освоения ритмов, движения, форм современного города, мира техники, авиации, спорта. Реальные, натурные мотивы, их фрагменты динамическим образом сочетаются с линиями, плоскостями, гранями и т. п., служащими выражению феномена движения, в ряде работ итальянских футуристов, в таких произведениях русских художников,как «Авиатор» (1914, Ленинград, ГРМ) К. С. Малевича и «Велосипедист» (1913, Ленинград,
ГРМ) Н. С. Гончаровой, во французской живописи - в «Красной Эйфелевой башне» (1911-1912, Нью-Йорк, Музей Гуггенхейма) Р. Делоне и «Завоевании воздуха» (1913, Париж, собр. П. Леви) Р. де ла Френе. В России эти приемы на
шли место также в картинах входившего в «Бубновый валет» А. В. Лентулова, изображающих древнерусские постройки
Футуризм
Слайд 23НАТАЛЬЯ ГОНЧАРОВА. Велосипедист. 1913.
Картину "Велосипедист" принято считать одним из наиболее характерных примеров
НАТАЛЬЯ ГОНЧАРОВА. Велосипедист. 1913.
Картину "Велосипедист" принято считать одним из наиболее характерных примеров
Джакомо балла, 1912, Динамизм Собаки на Поводке
Слайд 24В.В.Кандинский. Композициям 6.1913. Ленинград. Государственный Эрмитаж
Считается, что первую абстрактную композицию исполнил в
В.В.Кандинский. Композициям 6.1913. Ленинград. Государственный Эрмитаж
Считается, что первую абстрактную композицию исполнил в
Бесконечное множество отменно скомпонованных и тщательно выделанных, но не содержащих ни отзвука духовных движений абстрактно-геометричных композиций исполняют П. Мондриан и В.В. Кандинский, который встал на этот путь после кратковременной попытки приложить свои идеи к созданию нового искусства революционной России.
Слайд 25Супремати́зм (от лат. supremus — наивысший) — направление в авангардистском искусстве, основанное в 1915 году Казимиром Малевичем.
Являясь разновидностью абстракционизма, супрематизм выражался
Супремати́зм (от лат. supremus — наивысший) — направление в авангардистском искусстве, основанное в 1915 году Казимиром Малевичем.
Являясь разновидностью абстракционизма, супрематизм выражался
Казимир Малевич, Супрематизм. 1915—1916
Слайд 26 Владимир Татлин. «Памятник III Коммунистического интернационала»
Конструктивизм — это стиль в живописи,
Владимир Татлин. «Памятник III Коммунистического интернационала»
Конструктивизм — это стиль в живописи,
Можно выделить несколько стилистических особенностей направления. Одна из них — активное использование художниками абстрактных геометрических элементов, сочетание которых позволяет создавать статичные картины или работы с иллюзией движения.
Конструктивисты часто применяют фотографии, используют в своём творчестве фотомонтаж. Так они стремятся предельно доходчиво донести до зрителей идеи, замыслы и сообщения. В картинах, написанных конструктивистами, нет объёмных деталей и перспективы. Подавляющее большинство из них имеет плоский, двухмерный вид.
Дизайн: А. Родченко, Рекламный плакат
Слайд 27Организатор объединения голландских художников и прежде всего архитекторов «Де Стейл» (основано в
Организатор объединения голландских художников и прежде всего архитекторов «Де Стейл» (основано в
Эстетическая выразительность геометрических форм составляла главную тему творчества группы голландс
ких архитекторов и художников «Де Стейл». Конструктивные и функциональные идеи, которые развивает в своих проектах и постройках Л.Мис Ван дер-Роэ, в свою очередь приносят определенный эстетический эффект. Его создают четкий графический рисунок каркаса и стеклянные поверхности высотных домов, гибкая планировка
малоэтажных зданий, отвечающая функциональному предназначению свободно соединенных друг с другом помещений.
П. Мондриан. Композиция «А». 1932. Винтертур. Художественный музей
Неопластицизм – абстрактное течение искусства. Возникло в начале XX века в Голландии в группе художников, составляющих журнал «Стиль», который был посвящен новым художественным формам. Для неопластицизма характерны четкие геометрические формы, например, несколько ярких прямоугольников, отделяющихся друг от друга черными линиями.
Слайд 28В середине 1910-х годов определяется тенденция - иррационалистическая, - наиболее рельефно выразившаяся
В середине 1910-х годов определяется тенденция - иррационалистическая, - наиболее рельефно выразившаяся
Пикабиа Франсис (1879-1953), французский живописец
М. Дюшан, переехавший в 1915 году в США, первым выдвигает программу «антиискусства», в соответствии с которой создание собственно художественных произведений заменяется экспонированием реальных вещей, так называемых ready made (колесо велосипеда на подставке, 1913; перевернутый писсуар, 1917, и т. п. творения М. Дюшана), и чуть ли не осквернением памятников искусства (его же «L.N. О. O.Q», 1919 - репродукция «Моны Лизы» с пририсованными усами и бородкой; все - в частн. собр.).
Одной из самых возмутительных работ дадаизма стала «картина» Марселя Дюшана под названием «L.H.O.O.Q». Художник взял открытку с изображением «Моны Лизы», пририсовал ей усы и козлиную бородку и подписал бессмысленной на первый взгляд аббревиатурой, за которой прячется скабрезная фраза на французском.
Слайд 29«L.H.O.O.Q», Дюшан
«L.H.O.O.Q», Дюшан
Слайд 30В русле иррационализма формируется в 1910-е годы в Италии так называемая метафизическая
В русле иррационализма формируется в 1910-е годы в Италии так называемая метафизическая
ния Дж. Де Кирико («Великий метафизик», 1917, Нью-Йорк, Музей современного искусства), К. Карра и М. Сирони.
Дж. Де Кирико. Великий метафизик. 1917. Нью-Йорк. Музей современного искусства
Слайд 31Иррациональные тенденции искусства сконцентрировались в сюрреализме - детище межвоенных десятилетий, воспринимавшем современный
Иррациональные тенденции искусства сконцентрировались в сюрреализме - детище межвоенных десятилетий, воспринимавшем современный
ализма несколько расплывчаты.
Но при всем этом сюрреализм создает и свою хрестоматийную наглядно-предметную стилевую форму, в которой выражается его идейно-художественная концепция неправдоподобности и обманности реальности, ее темных сил личности и социума.Таковы в первую очередь картины бельгийца Р. Магритта и каталонца С. Дали, представляющие собой иррациональные сочетания сугубо предметных фрагментов реальности, воспринятых в натуральном виде или парадоксальным образомдеформированных. Изображение человеческой фигуры с картотечными ящиками в животе (С. Дали «Антропоморфный шкаф», 1936, Дюссельдорф, Художественное собрание Нордрейн-Вестфален), охотник, засасываемый кирпичной стеной (Р. Магритт, «Красная модель», 1935, Париж, Центр Помпиду, и «Всеобщая гравитация», 1943, части, собр.), и т.п держат в себе программное отношение художника к миру и к своему творчеству. Ощущение причудливости, неожиданности явлений этого мира порождает в таком искусстве
Едва ли не уникальный пример тому - полный отчаяния химерический «Ангел очага» М. Эрнста (1937, частн. собр.). В своей массе в живописи С. Дали, начинавшего с обстоятельных и подчеркнуто-пред- метных работ («Девушка у окна»,
1925, Мадрид, Испанский музей современного искусства) и Р. Магритта..
Отличительные черты:
обилию фантасмагорических форм; абсурдному совмещению реальности и образов подсознания; неконтролируемому (автоматическому) созданию произведений; эпатажности, стремлению бросить вызов устоявшимся канонам; частому обращению к эротическим и магическим мотивам.
Слайд 32 М. Эрнст. Ангел очага. 1937. Частное собрание
С. Дали. Антропоморфный шкаф.
М. Эрнст. Ангел очага. 1937. Частное собрание
С. Дали. Антропоморфный шкаф.