Политическая власть

Содержание

Слайд 2

Какое понятие наиболее подходит власти? 1.0

Большое количество парных сопоставлений:
Могущество (мощь);
Влияние;
Господство;
Авторитет
Насилие

Какое понятие наиболее подходит власти? 1.0 Большое количество парных сопоставлений: Могущество (мощь);
(принуждение)

Власть как семантическая (смысловая)
головоломка (!!)

Джованни Сартори

Слайд 3

Какое понятие наиболее подходит власти? 2.0

Томас Гоббс
Власть как могущество;
Власть есть не что

Какое понятие наиболее подходит власти? 2.0 Томас Гоббс Власть как могущество; Власть
иное, как избыток могущества одного человека над другим»
Бенедикт Спиноза
Могущество человека возрастает тогда, когда он использует свой разум либо объединяется с другими людьми;
Человек как «политическое животное»

Слайд 4

Какое понятие наиболее подходит власти? 3.0

Большое количество трактовок =
многозначность слова +

Какое понятие наиболее подходит власти? 3.0 Большое количество трактовок = многозначность слова

разные способы употребления +
особое политическое понятие.
Ханна Арендт
Я считаю довольно грустным отражением состояния политической науки тот факт, что наша терминология не проводит различия между такими ключевыми словами, как власть, мощь, сила, авторитет и, наконец, насилие.
Смысл = сущностная близость
Мощь и сила → способность к свершению;
Богатство, нормы, права, полномочия → проявления власти;
Влияние, авторитет, господство → специфические категории власти.

Слайд 5

Интеллектуальная история понятия власти: античность 1.0

Интеллектуальная история понятия власти: античность 1.0

Слайд 6

Прежде всего, власть как принуждение → приказание, внешнее волевое усилие;
Последователи:
Платон;
Аристотель,
Томас Гоббс;
Георг Гегель
Элементы:

Интеллектуальная

Прежде всего, власть как принуждение → приказание, внешнее волевое усилие; Последователи: Платон;
история понятия власти: античность 2.0

Слайд 7

Власть как принуждение 1.0

Директивный аспект → создание простые моделей властных отношений
С одной

Власть как принуждение 1.0 Директивный аспект → создание простые моделей властных отношений
стороны, очень просто;
С другой стороны, отсутствие методологического коллапса.
Теренс Болл
Насилие = псевдовласть;
Отсутствия конструктива в отношениях без применения силы.

Слайд 8

Власть как принуждение 2.0

Толкотт Парсонс;
Сила – это «способ», но не всегда обязательно

Власть как принуждение 2.0 Толкотт Парсонс; Сила – это «способ», но не
«средство»;
Власть как посредник;
Связь между политикой и экономикой
Власть как деньги → символический посредник;
Власть циркулирует внутри политической системы;
Однако может перемещаться в другие субсистемы общества:
Экономическую → конвертация в деньги;
Интегративную → влияние;
Строеподдерживающую (культурную) → ценности
Власть как способность (!) обеспечивать выполнение связывающих обязательств элементами (!!) политической системы, когда эти обязательства признаны(!!!) соответствующими коллективным (!!!!) целям + неповиновение → принуждение (!!!!!)
Авторитет: право использовать власть, негативные санкции по принципу бартера, принуждение, чтобы закрепить главенство одного решения над другим

Слайд 9

Власть как принуждение 3.0

«Существование конкретной власти, проявляющейся в данной точке социального устройства,

Власть как принуждение 3.0 «Существование конкретной власти, проявляющейся в данной точке социального
связано с бесчисленными компонентами знания, рассеянными во всех частях социального устройства» (Б. Барнс)
«Конечно, насилие отнюдь не является нормальным или единственным средством государства — об этом нет и речи, — но оно, пожалуй, специфическое для него средство… монополия легитимного физического насилия» (М. Вебер)

Слайд 10

Власть как принуждение 4.0

Три базовых аспекта власти:

Власть как принуждение 4.0 Три базовых аспекта власти:

Слайд 11

Интеллектуальная история понятия власти: Средние века

Всякая власть от Бога (Фома Аквинский);
Божественный закон

Интеллектуальная история понятия власти: Средние века Всякая власть от Бога (Фома Аквинский);
= правила жизни, которые диктует Бог;
Вечный закон = источник миропорядка, управляет миром, замысел Бога для всех;
Естественный закон = часть ВЗ, доступная человеку; сопричастность вечного закона разумной твари – человеку;
Человеческий закон = конкретизация и дополнение ЕЗ.  Требования имеют смысл только лишь к человеческому закону. Человеческий закон не должен противоречить вечному и естественному.
Импликации:
Вечный закон (план Бога) → Человеческий закон (планы земных правителей);
Естественный закон как материал для перехода от вечного к человеческому (ВЗ→  ЕЗ → ЧЗ);
Человеческий закон возможно несправедливый, но “всякая власть от Бога”.

Слайд 12

Истоки современного понимания в раннее Новое время (Никколо Макиавелли)

Формула идеального правителя
Преисполнен вирту.

Истоки современного понимания в раннее Новое время (Никколо Макиавелли) Формула идеального правителя
(во-первых, не моральная добродетель, не нравственное качество, и во-вторых, она понимается им как некая исключительная ловкость, способность человека совершать нечто вопреки требованиям фортуны, это дар получать то, что ты хочешь, решать поставленную задачу даже в неблагоприятных условиях, Моисей, Тесей, Ромул)
Постоянная готовность вести борьбу (в т. ч. политическую).
Звериное начало (свирепость, под которой, конечно же, имеется в виду не кровожадность как таковая, а звериная жизненная энергия).
Цель оправдывает средства.
О львах и лисицах (Государи должны развивать в себе как человеческую, так и животную сторону, без чего власть их не может быть прочна. Государь ... должен соединять в себе качества льва и лисицы).

Слайд 13

Истоки современного понимания в раннее Новое время (Томас Гоббс)

Откуда берётся право наказывать?
Разграничение

Истоки современного понимания в раннее Новое время (Томас Гоббс) Откуда берётся право
punishment (наказание вследствие какого-то преступления) и
affliction (право наказывать исходя из «непреодолимого могущества»);
Я как частное лицо могу просить прощения у Бога, но как публичное лицо мне это не требуется;
Суверен может принимать неправильные решения, но главное выполнять свою функцию, то есть сопротивляться анархии;
Нет права на восстание (!!!)

Слайд 14

Истоки современного понимания в раннее Новое время (Джон Локк)

Главная угроза свободы, считает

Истоки современного понимания в раннее Новое время (Джон Локк) Главная угроза свободы,
Дж. Локк, состоит в неразделенности власти, в ее сосредоточении в руках абсолютного монарха, который сам устанавливает законы и принуждает к их исполнению.
«Абсолютная деспотическая власть или управление без установленных постоянных законов не могут ни в коей мере соответствовать мерам правительства»;
Он пишет также о том, что власть по принятию законов и власть по их исполнению должны быть разделены;
Виды власти:
Законодательная. Первая ветвь власти.
Исполнительная. Совмещается с судебной.
Федеративная. Отвечает за международные отношения.
В данном случае государственная власть подразделялась по функцио­нальному признаку, а не по соображениям приоритета одной из них.
Имя файла: Политическая-власть.pptx
Количество просмотров: 29
Количество скачиваний: 0