Слайд 2
Проблема эмоциональной напряженности
О.Г. Жданов, О.А. Карабанова,
В.В. Лебединский, О.С. Никольская,
А.М. Прихожан,
Е.И. Рогов и др.
Слайд 3Нервно-психическое напряжение (НПН) – это особое психическое состояние, возникающее в тяжелых, непривычных
для психики условиях, требующих перестройки всей адаптационной системы организма.
Эмоциональное напряжение – (от лат. emoveo – потрясаю, волную) – это такое психическое состояние, которое характеризующееся как возрастание интенсивности эмоций и переживаний, реакция на внутреннюю или внешнюю проблему.
О.Г. Жданов
Слайд 4
Возрастные периоды:
1) младенческий — от рождения до 1 года, причем в нем
выделяется специально первый месяц — период новорожденности;
2) преддошкольный возраст — от 1 года до 3 лет;
3) дошкольный возраст — от 3 до 7 лет;
4) младший школьный возраст — от 7 до 11—12 лет;
5) средний школьный возраст (подростковый) — от 12 до 15 лет;
6) старший школьный возраст (юношеский) — от 15 до 18 лет.
Слайд 5МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ
Доверчивая обращенность к внешнему миру.
Мифологичность миросозерцания (переплетение
реального и вымышленного на основе неограниченной фантазии и эмоционального восприятия). Свободное развитие чувств и воображения.
Наивный субъективизм и эгоцентризм.
Бессознательное и позже – регулируемое чувством или замыслом подражание.
Внесубъективный характер внимания и чувств.
Построение моральных идеалов – образцов.
Фабульный, игровой, исследовательский характер познания.
Сознательное перенесение "установки на игру" в свои деловые и серьезные отношения с людьми (игривость, невинное лукавство).
Хрупкость эмоциональных переживаний, внутренний индивидуализм, раздвигающий субъективный и объективный мир в сознании ребенка.
Конформизм (в эстетических и нравственных оценках и действиях: нравственные понятия добра и зла обусловлены оценкой взрослых).
Слайд 6
Ценностные приоритеты в
иерархической последовательности.
1 - 4 классы:
семья;
Бог;
дружба (любовь);
книги (Гарри
Поттер, Астрид Линдгрен "Пеппи Длинный чулок", Дж. Толкиен, Винни Пух);
искусство, музыка;
материальные блага;
театр, кино (компьютер).
Слайд 7СРЕДНИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ (ПОДРОСТКОВЫЙ)
Усиленное внимание к собственному внутреннему миру.
Развитие
мечтательности, сознательный уход от реальности в фантастику.
Авантюризм, балансирование "на грани" в целях самоиспытания.
Утрата внешних авторитетов, опора на личный опыт.
Моральный критицизм, негативизм.
Внешние формы нарочитой неуважительности, запальчивая небрежность, заносчивость, ригоризм.
Самоуверенность.
Любовь к приключениям, путешествиям (побеги из дома).
Лживость "во спасение", лукавство.
Бурное выявление новых чувств, просыпающихся с половым созреванием.
Слайд 8
Ценностные приоритеты в
иерархической последовательности.
5 - 7 классы:
семья;
любовь, дружба;
книги (Гарри
Поттер, А.Н. Островский, Шекспир "Ромео и Джульетта", "Детские годы Екатерины", Толкиен);
Бог;
материальные блага;
музыка, кино, искусство.
8 класс:
Бог;
семья;
дружба.
Слайд 9СТАРШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ (ЮНОШЕСКИЙ)
Этический максимализм.
Внутренняя свобода.
Эстетический и этический идеализм.
Художественный, творческий характер восприятия действительности.
Бескорыстие в увлечениях.
Стремление познать и переделать реальность.
Благородство и доверчивость.
Слайд 10
Ценностные приоритеты в
иерархической последовательности.
9 класс:
любовь;
дружба;
Бог;
материальные блага;
семья;
музыка (мальчики — рок-музыка, девочки — отечественная или зарубежная поп-музыка);
книги (50% — журналы, 50% — программная школьная классика: "Герой нашего времени" и т.п.);
кино;
искусство;
театр.
Слайд 11
Ценностные приоритеты в
иерархической последовательности.
10 - 11 классы:
семья, любовь, дружба;
Бог;
материальные
блага;
книги (Толкиен, Гарри Поттер, Толстой, Тургенев (по школьной программе), музыка (поп, рок, альтернативная, рэп, классика);
кино, театр, искусство, спорт, компьютерные игры, Интернет.
Слайд 13
Сидение кресла - это идентичность.
Первая ножка кресла - базовое доверие.
Вторая ножка
кресла – автономия.
Третья ножка кресла – инициатива.
Четвертая ножка кресла - оснащенность ресурсами.
Подлокотники кресла - связь между поколениями и интеграция своего опыта и надежд на будущее.
Спинка кресла – это интимность.