Слайд 2 Критерий
Критерий (гр. kriterion — признак для суждения) — признак, основание, мерило
![Критерий Критерий (гр. kriterion — признак для суждения) — признак, основание, мерило](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1147646/slide-1.jpg)
оценки чего-либо. Особо выделяют критерии истинности знания. Различают логические (формальные) и эмпирические (экспериментальные) критерии истинности. Формальным критерием истины служат логические законы: истинно всё, что не заключает в себе противоречия, логически правильно. Эмпирическими критериями истинности служит соответствие знаний экспериментальным данным. Вопросом о критериях истины, выставляемых разными философскими школами, занимается теория познания или гносеология.
Слайд 3Истина
Истина — информация, соответствующая действительности (независимо от наличия познающего субъекта и перспектив
![Истина Истина — информация, соответствующая действительности (независимо от наличия познающего субъекта и](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1147646/slide-2.jpg)
воспроизведения данной информации).
Истина — отражение объекта познающим субъектом, воспроизведение его таким, каким он предположительно существует сам по себе, как бы вне и независимо от познающего субъекта и его сознания. Истиной может называться само знание (содержание знания) или сама познанная действительность. В целом, истина есть универсальная абстрактная категория, понятие, используемое, в частности, как в религии и философии.
Противоположным истине является понятие лжи.
Слайд 5 В философии, понятие истины совпадает с комплексом базовых концепций, позволяющих различить
![В философии, понятие истины совпадает с комплексом базовых концепций, позволяющих различить достоверное](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1147646/slide-4.jpg)
достоверное и недостоверное знание по степени его принципиальной возможности согласовываться с действительностью, по его самостоятельной противоречивости/непротиворечивости.
Слайд 6В логике, для которой значение истинности суждений и умозаключений является одним из
![В логике, для которой значение истинности суждений и умозаключений является одним из](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1147646/slide-5.jpg)
преимущественных предметов изучения, критерием истинности выступает логическая правильность: относительная полнота формальных аксиоматических систем[неизвестный термин] и абсолютное отсутствие в них противоречий.
Слайд 7В разделах науки (физике, химии, истории, социологии и др.) категория истины обладает
![В разделах науки (физике, химии, истории, социологии и др.) категория истины обладает](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1147646/slide-6.jpg)
двойственной характеристикой. С одной стороны, истина есть в традиционном понимании цель научного познания, а с другой — это самостоятельная ценность, обеспечивающая принципиальную возможность научного знания совпадать с объективной реальностью, как минимум быть комплексом базовых решений теоретических и практических задач.
Слайд 8История понятия
Впервые философское понятие истины введено Парменидом как противопоставление мнению. Основным
![История понятия Впервые философское понятие истины введено Парменидом как противопоставление мнению. Основным](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1147646/slide-7.jpg)
критерием истины признавалось тождество мышления и бытия. Причастность человеческой души миру идей связывает душу с истиной. Начиная с XIII в. была распространена теория Фомы Аквинского, придерживавшегося учения Аристотеля и развивавшего это учение с позиции гармонического единства познающего разума и верующего (христианского) мышления.
Слайд 9Понимание истины как соответствия знаний и вещей было свойственно в античности Демокриту,
![Понимание истины как соответствия знаний и вещей было свойственно в античности Демокриту,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1147646/slide-8.jpg)
Эпикуру, Лукрецию. Классическая концепция истины признавалась Фомой Аквинским, Г. Гегелем, К. Марксом и другими мыслителями. Общая ориентация на классические воззрения присуща также и некоторым философам XX в. (А. Тарский, К. Поппер и др.).
Слайд 10В классической концепции действительность трактуется, главным образом, как объективная реальность, существующая независимо
![В классической концепции действительность трактуется, главным образом, как объективная реальность, существующая независимо](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1147646/slide-9.jpg)
от нашего сознания. Действительность включает в себя не только воспринимаемый мир, но и субъективную, духовную сферу. Особым образом здесь следует сказать о познании; его результат (истина), а также сам объект познания понимаются неразрывно связанными с предметно-чувственной деятельностью человека. Позднее к этому прибавилось понимание истины не только как статичного явления, но и как динамичного образования или процесса.
Слайд 12Абсолютная истина — источник всего, то, из чего все изошло. Абсолютная истина не
![Абсолютная истина — источник всего, то, из чего все изошло. Абсолютная истина](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1147646/slide-11.jpg)
есть истина как процесс, она статична, неизменна (если она динамична, то она может стать более или менее абсолютной, следовательно, становится относительной истиной). Человеческий разум всегда будет ограничен определенными рамками, и у него нет возможности раскрыть полностью абсолютную истину. В некоторых религиях (в частности, в христианстве) эта проблема преодолевается тем, что абсолютная истина сама открывается человеку, поскольку признается личностность последней (абсолютная истина есть Бог). Последний в общих чертах сводится к утверждению, что "всякая истина относительна", которое тоже характеризуется самоотрицанием, поскольку носит характер абсолютный.
Слайд 13Относительная истина — философское понятие, отражающее утверждение, что абсолютная истина (или истина в
![Относительная истина — философское понятие, отражающее утверждение, что абсолютная истина (или истина](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1147646/slide-12.jpg)
последней инстанции) труднодостижима. Относительная истина всегда отражает текущий уровень нашего знания о природе явлений.
Слайд 16Уровни понимания истины
Теоретическое осмысление истины
Все теории можно разделить на дающие
![Уровни понимания истины Теоретическое осмысление истины Все теории можно разделить на дающие](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1147646/slide-15.jpg)
реальное определение истине и устанавливающие правила употребления слова «истина». Истина одна и сама обозначает всё. Никакие определения, теории и обозначения не есть самою истиною, ибо истина сама определяет реальное бытие и действительность.
Слайд 17Теории истины (концепции истины), дающие определение истине:
Классическая линия понимания истины:
Авторитарная
![Теории истины (концепции истины), дающие определение истине: Классическая линия понимания истины: Авторитарная](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1147646/slide-16.jpg)
концепция: истина — это убеждение и/или доверие авторитету (средневековая философия, богословие)
Теория истины как очевидности: истина — это «ясное и отчетливое представление» (Р. Декарт, Ф.Брентано, Э. Гуссерль)
Теория истины как опытной подтверждаемости (Дж. Локк, М. Шлик)
Слайд 22Эти три истины удовлетворяют потребность трех составляющих человека — духа, души и разума.
![Эти три истины удовлетворяют потребность трех составляющих человека — духа, души и](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1147646/slide-21.jpg)
Дух живет познанием и знание является для него истиной. Разум — систематизацией знаний, поэтому его истина закон. Душа — любовью, ей требуется объект любви — личность