сферам бытия, выработанная средневековым купечеством путём проб и ошибок на пути восхождения по социальной лестнице средневекового общества. Занимая одну из последних ступеней в этом обществе, купец вынужден был приспособиться к среде и заставить это негативно настроенное общество с собой считаться. Средствами этой «борьбы ментальностей» стали:
«деловая мораль», которая обеспечила безупречную репутацию членам купеческого сословия;
умение приумножить капитал, которое в форме от заинтересованности и выгоды до прямой зависимости, заставило понимать даже членов высшего света и духовенство значимость купечества и торговли в целом;
«дух наживы» – источник вдохновения, внутренний двигатель, функции которого неуспокоенность, постоянный поиск и азарт, и, как результат, сознание успеха и состоятельности собственной личности, уверенности в завтрашнем дне.
внутрипрофессиональная сплочённость, которая предполагала приумножение количества членов гильдий, переходящее в качество – расширение сферы влияния и способов воздействия их на общество;
новое, рациональное религиозное мышление, которое, сочетало веру в Бога и обязанности христианина с коммерческим подходом к религиозно-нравственным требованиям церкви и «добрым делам», что соответствовало мировоззрению и потребностям нового класса — ранней буржуазии, и стало благодатной почвой для распространения идей Реформации. В XVI в. когда английские купцы, возвращаясь домой из Бремена, вместе с зерном привезли в Англию лютеранские идеи, общество, воспринявшее рационалистические идеи XIII-XV столетий, было готово к реформе церкви.