Всёпроникающая магия слова

Содержание

Слайд 2

Цели урока

Показать особое место поэзии начала XX века в истории русской литературы;
Сформировать

Цели урока Показать особое место поэзии начала XX века в истории русской
представление о поэзии «серебряного века»;
Познакомиться с избранными страницами русской поэзии конца XIX – начала XX веков;
Знать характерные черты литературных течений поэзии «серебряного века»

Слайд 3

Возникновение различных литературных течений в конце XIX-начале XX века

Серебряный век –

Возникновение различных литературных течений в конце XIX-начале XX века Серебряный век –
уникальный культурный феномен, возникший в России на рубеже XIX-XX веков, время перерождения и нового расцвета русской поэзии.

В оный день, когда над миром новым
Бог склонял лицо своё, тогда
Солнце останавливали словом,
Словом разрушали города.
Н. Гумилёв

Слайд 4

Что мы ждём от современной литературы?
Помочь разобраться в нашей действительности.

Что мы ждём от современной литературы? Помочь разобраться в нашей действительности. Выживает
Выживает тот художник, кто говорит о современности с позиций вечности.
Велика власть художественного слова в русском искусстве нашего столетия. Необычна мелодика, оригинальный, образный строй поэзии, прозы, драматургии.
Позавчерашний день мы помни лучше вчерашнего. XIX столетие мы знаем подробнее XX. К этому были веские исторические основания. Поэтому ясен сегодня необычный интерес к так называемым «белым пятнам», одним из которых и является «серебряный век».
Что же это за явление в русской литературе?

Слайд 5

Поэзию «серебряного века» невозможно представить вне исторического контекста. Возникновение новых эстетических явлений

Поэзию «серебряного века» невозможно представить вне исторического контекста. Возникновение новых эстетических явлений
происходило на фоне сильного подъёма философской мысли.
Этот фон составляли:
Русско-японская война;
Трагедия на Ходынском поле;
Потрясения 1905-1907 годов.
История в эти годы вторгалась в повседневную жизнь людей, нарушая её привычное течение.

Слайд 6

Поэзия «серебряного века» вырабатывает принципиально новую концепцию. Человека, стремящегося увидеть в историческом

Поэзия «серебряного века» вырабатывает принципиально новую концепцию. Человека, стремящегося увидеть в историческом
– личное, сделать опыт веков, движение времён достоянием своего внутреннего мира.
Начало века А. Блок определил как «минута смятения и борьбы лжи и правды»

Слайд 7

Это смятение и борьба привели к образованию в литературе многочисленных группировок, которые

Это смятение и борьба привели к образованию в литературе многочисленных группировок, которые
вели споры и дискуссии о сущности слова, о новых путях развития литературы.
На рубеже веков произошёл неожиданный взлёт поэзии. Именно этот жанр в литературе является наиболее мобильным, способным быстро реагировать на изменения в жизни людей и общества.

Характер, который приняло возрождение поэзии в конце XIX века, свидетельствовал о том, что в истории поэзии наступила новая эпоха, требовавшая новых принципов художественной выразительности и поэтической изобразительности, нового соотношения поэтического слова и жизни.
Наступил «серебряный век». Он характеризуется несколькими сферами поэтического творчества, каждая из которых имеет своё имя и свой творческий метод.

Слайд 8

Сам термин «серебряный век» возник по аналогии с золотым веком русской поэзии

Сам термин «серебряный век» возник по аналогии с золотым веком русской поэзии
– первой половиной XIX века, времени, когда творили Александр Пушкин, Александр Грибоедов, Михаил Лермонтов, Василий Жуковский и другие известные поэты.

Слайд 9

Три века поэтов
Когда поэт ещё невинен был,
Он про себя иль на

Три века поэтов Когда поэт ещё невинен был, Он про себя иль
ухо подруге,
Счастливец, пел на воле, на досуге
И на заказ стихами не служил.
Век золотой! Тебя уж нет в помине,
И ты идёшь за баснословный ныне.
Тут век другой настал вослед ему.
Поэт стал горд, стал данник общежитью,
Мечты свои он подчинил уму,
Не вышнему, земному внял наитью
И начал петь, мешая с правдой ложь,
Высоких дам и маленьких вельмож.
Им понукал и чуждый, и знакомый;
Уж сын небес — гостинный человек:
Тут в казнь ему напущены альбомы,
И этот век — серебряный был век.

Сам термин восходит к античной литературе, писатели того значительного периода в истории человечества полагали, что жизнь человека начинается «золотым», а заканчивается «железным» веком.
Примечательно к поэзии подобное обозначение эпох принято возводить к появившемуся в 1829 году стихотворению П.А. Вяземского «Три века поэтов», в котором говорится о безвозвратно ушедшем «золотом веке».

Слайд 10

Начало «серебряного века» русской поэзии – 1890-е годы XIX века, а конец

Начало «серебряного века» русской поэзии – 1890-е годы XIX века, а конец
– 1921 год, год смерти Александра Блока.

Поэты «серебряного века» следовали пушкинским традициям, каждый в меру своего таланта, а их новаторство выражалось в «расширении художественной впечатлительности» и в некоторых вполне умеренных реформах стиха.
Хотя хронологически «серебряный век» русской поэзии занимает два десятилетия, но его значение в истории русской литературы огромно.

Слайд 11

Владимир Соловьёв, один из русских философов, живших в то время, выразил, очертил

Владимир Соловьёв, один из русских философов, живших в то время, выразил, очертил
в своих проницательных стихах труднейшую задачу художника новых перемен

Всё, изменяясь, изменило,
Везде могильные кресты,
Но будят душу с прежней силой
Заветы творческой мечты.
Безумье вечное поэта –
Как свежий ключ среди руин…
Времён не слушаясь запрета,
Он в смерти жизнь хранит один.

В процитированных строчках закодированы линии новой поэзии: поэтика намёка и иносказания, знаковое наполнение обыденных слов и т.д.

Слайд 12

Ещё одна важнейшая примета нового искусства – апология мига, мимолётности, сиюминутности –

Ещё одна важнейшая примета нового искусства – апология мига, мимолётности, сиюминутности –
отчётливо звучит в следующих стихах Владимира Соловьёва

Подвиг сердца женского,
Тень мужского зла,
Солнца блеск вселенского
И земная мгла…
Что разрывом тягостным
Мучит каждый миг –
Всё ты чувством благостным
В красоте постиг.

Владимир Соловьёв стоит у истоков русского «серебряного века» как начало для духовного взлёта целой культурной общности творцов.

«Конец истории сошёлся с её началом»

Слайд 13

Все поэты «серебряного века» любили свою Родину. Россия для каждого из

Все поэты «серебряного века» любили свою Родину. Россия для каждого из них
них была нечто святым. Споры о сверхчеловеке в начале века привели к введнию новых размеров, воцарению длинной строки, узаконилась каламбурная рифма.

Поэтам «серебряного века» дороги и близки все явления живой природы, культуры, космоса.
Славлю в равной мере
Капельку и море, – пишет один символист, а другой как бы откликается:
Хочу, чтоб всюду плавала
Свободная ладья.
И Господа, и Дьявола
Хочу прославить я.

Слайд 14

Поэты начала XX века более, чем их предшественники, склонны к манифестам, программам,

Поэты начала XX века более, чем их предшественники, склонны к манифестам, программам,
декларациям с выражением эстетических вкусов, симпатий и отталкиваний. Одна из программ преподана в ставших хрестоматийными строчках В.Я. Брюсова

ЮНОМУ ПОЭТУ
Юноша бледный со взором горящим,
Ныне даю я тебе три завета:
Первый прими: не живи настоящим,
Только грядущее - область поэта.
Помни второй: никому не сочувствуй,
Сам же себя полюби беспредельно.
Третий храни: поклоняйся искусству,
Только ему, безраздумно, бесцельно.
Юноша бледный со взором смущенным!
Если ты примешь моих три завета,
Молча паду я бойцом побежденным,
Зная, что в мире оставлю поэта.
15 июля 1896

Заветы модернизма сформулированы здесь в заострённом виде, однако именно беззаветное поклонение искусству сближает поэтов, относящихся к «серебряному веку»
Поэзия «серебряного века» – это уникальное художественное пространство

В.Я. Брюсову были свойственны стабильность мироощущения, поэтизация твёрдых качеств характера, стремление к систематизации, строгая логика

Слайд 15

Символизм

Символизм – модернистское течение, утверждающее индивидуализм, субъективизм, интерес к проблеме личности.

Символизм Символизм – модернистское течение, утверждающее индивидуализм, субъективизм, интерес к проблеме личности.
Основным принципом эстетики является «искусство для искусства», «тайнопись неизречённого», недосказанность, замена образа.
Суть программы – наша задача – «загипнотизировать читателя» (В.Брюсов), вызвать у него ответное чувство.
Поэтам-символистам принадлежат серьёзные открытия в области поэтики, ритмики стиха, усиления в нём музыкального начала.
Тезисом к литературному манифесту поэтов-символистов могли бы послужить следующие слова из статей поэтов «серебряного века»: «Страшный контрданс «соответствий», кивающих друг на друга. Вечное подмигивание. Ни одного ясного слова, только намёки, недоговаривания. Роза кивает на девушку, девушка на розу. Никто не хочет быть самим собой».
Сформировался в России в 1890-1900 годы.

Слайд 16

Старшие символисты

Характерные слова-образы из поэзии символистов: бездна, ночь, дух, миры, любовь, кормило,

Старшие символисты Характерные слова-образы из поэзии символистов: бездна, ночь, дух, миры, любовь,
сретенье, светила, твердь, лоно, легион, атом, пожар, пламень.
Поэты-символисты внесли существенный вклад в развитие отечественной культуры.
Наиболее талантливые из них по своему отразили трагизм положения человека, не сумевшего найти своего места в жизни, в мире, сотрясаемом грандиозными социальными конфликтами, пытались отыскать новые способы для художественного осмысления мира.
Ключевое слово – «СИМВОЛ»

Младшие символисты

Поэтический сборник «Золото в лазури»!

К.Бальмонту свойственно непостоянство, переменчивость настроений, жажда слияния с мировыми стихиями, автор сборника стихов «В безбрежности»

М.Кузмину свойственны многозначительность, игровое начало, пафос, музыкальность

Слайд 17

Акмеизм

Акмеизм (адамизм) – модернистское течение, сформировавшееся на принципах отказа от мистической

Акмеизм Акмеизм (адамизм) – модернистское течение, сформировавшееся на принципах отказа от мистической
туманности, создание зримого конкретного образа, отточенность деталей, перекличка с минувшими литературными эпохами.
Если символизм – поэзия намёков, то акмеизм – поэзия точности, ясности.
Суть программы – мы, акмеисты, пришли на смену символистам, мы стали жрецами, дали миру стройность и ясность.
Тезисом к литературному манифесту акмеистов могли служить следующие слова: «Для нас иерархия в мире явлений – только удельный вес каждого из них, причём вес ничтожнейшего всё-таки несоизмеримо больше отсутствия веса, небытия, и поэтому перед лицом небытия все явления – братья».
Ключевое слово – «ВЫСШАЯ СТЕПЕНЬ ЧЕГО-ЛИБО, ЦВЕТУЩАЯ СИЛА»

Слайд 18

Поэты-акмеисты

Характерные слова-образы: лыжи, месяц, небо, луг, дворец, окошки, тишина, тропинка, дрожки, прорубь,

Поэты-акмеисты Характерные слова-образы: лыжи, месяц, небо, луг, дворец, окошки, тишина, тропинка, дрожки,
ива, дерево, русалка, путь, ветка, галки.
Акмеисты призывали очистить поэзию от философии и всякого рода «методологических» увлечений, от использования туманных намёков и символов, провозгласив возврат к материальному миру и принятие его таким, каков он есть: с его радостями и пороками, злом и несправедливостью, утверждали принцип «искусство для искусства»
В 1911-1914 гг. Н.С. Гумилёв объединил акмеистов в группу «Цех поэтов»

Сергей Городецкий

Поэтический сборник «Камень»

Поэтические сборники «Огненный столп» и «Чужое небо»

Слайд 19

Футуризм

Футуризм – авангардистское направление, течение, сформировавшееся на принципах бунтарства, анархичности мировоззрения,

Футуризм Футуризм – авангардистское направление, течение, сформировавшееся на принципах бунтарства, анархичности мировоззрения,
выражающее массовое настроение толпы, отрицающее культурное наследие, традиции, делающее попытку создания искусства, устремлённого в будущее.
Если символизм – «поэзия намёков», акмеизм – поэзия точности, ясности, футуризм – поэзия вызова (эпатажа, опровержения традиции).
Краткое выражение программы – только мы – лицо нашего времени, мы презираем славу, мы бросаем всем и всем, мы во власти тем, а потому мы – бунтари («Пощёчина общественному вкусу»).
Ключевое слово – «БУДУЩЕЕ»
Слова-образы: небо, труп, звёзды, черни, туман, боль, обман, эфиопы, ухватка, сыпь, вязь, крик, выпь, люди, звери, правда, звук, часы, преддверия, руки, паук, характерная рифма – «шампанском – испанском»

Слайд 20

Поэты-футуристы

Тезисом к литературному манифесту футуристов звучали такие слова: «Во имя свободы личного

Поэты-футуристы Тезисом к литературному манифесту футуристов звучали такие слова: «Во имя свободы
случая мы отрицаем правописание».
Футуристы объявляли себя противниками современного буржуазного общества, уродующего личность, и защитниками «естественного» человека, его права на свободное индивидуальное развитие.
Футуристы с самого начала провозгласили полный отказ от любых литературных традиций и в первую очередь от классического наследия, утверждая, что оно безнадёжно устарело.

Давид Бурлюк

Слайд 21

Писатели, не входившие в литературные группировки

Иван Бунин – лауреат Нобелевской премии.
Борис Пастернак

Писатели, не входившие в литературные группировки Иван Бунин – лауреат Нобелевской премии.
– лауреат Нобелевской премии.
Иннокентий Анненский знал 14 иностранных языков, автор сборника «Кипарисовый ларец».
Максимилиан Волошин сделал наброски структурных пород Крымского побережья.
Марина Цветаева говорила: «Единственный справочник: собственный слух, единственный учитель: собственный труд, единственный судья: будущее».
Владислав Ходасевич жил предчувствием ожидающих Россию потрясений

Слайд 22

В условиях революционного подъёма и кризиса самодержавия акмеизм и футуризм оказались нежизнеспособными

В условиях революционного подъёма и кризиса самодержавия акмеизм и футуризм оказались нежизнеспособными
и к концу 1910-х годов прекратили своё существование.

Основополагаюший вопрос: О чем «кричит наш дух?..»

В ощущениях поэтов звучит лейтмотив своей «потерянности» , в их статьях переданы мучительность и неоднозначность отношения к происходящим событиям.

«Один среди враждебной рати
Не их, не наш, ни свой, ничей»
М.Волошин.

Слайд 23

Русская поэзия «серебряного века» прошла большой путь в очень сжатые сроки.
Она забрасывала

Русская поэзия «серебряного века» прошла большой путь в очень сжатые сроки. Она
свои семена в будущее.
Нить преданий и традиций не прервалась.
Поэзия рубежа веков – сложнейшее культурное явление, интерес к которому только начинает просыпаться.
Впереди нас ждут новые и новые открытия.

Слайд 24

Поэзия «серебряного века» отразила в себе, в своих больших и малых

Поэзия «серебряного века» отразила в себе, в своих больших и малых магических
магических зеркалах сложный и неоднозначный процесс социально-политического, духовно-нравственного, эстетического и культурного развития России в период, отмеченный тремя революциями, мировой войной и особенно страшной для нас – войной внутренней, гражданской.

Слайд 25

Русский «серебряный век» неповторим. Никогда в России не было такого взволнованного сознания,

Русский «серебряный век» неповторим. Никогда в России не было такого взволнованного сознания,
такого напряжения исканий и чаяний.
Свет незабываемых зорь «серебряного века» навсегда останется в истории России.
Герой литературы рубежа веков – носитель вечной, всеэпохальной мудрости, вне которой сущность бытия остаётся полностью непостигнутой.

Слайд 26

Русский «серебряный век» незабываем и неповторим.
Никогда- ни до, ни после – не

Русский «серебряный век» незабываем и неповторим. Никогда- ни до, ни после –
было в России такой взволнованности осознания эпохи, таких напряженных исканий и чаяний, как тогда, на изломе времени.
Свет этих творческих озарений навсегда останется в истории русской литературы

Слайд 27

Серебряный век – уникальный культурный феномен, возникший в России на стыке XIX-XX

Серебряный век – уникальный культурный феномен, возникший в России на стыке XIX-XX
веков, время перерождения и нового расцвета русской поэзии.
Перед вами предстали самые яркие представители всех основных направлений поэтической эпохи смены двух веков.
Это символизм и его скучающие идеалисты-романтики – Мережковский, Брюсов, Бальмонт, Блок.
Это акмеизм и его «воинствующие» материалисты – Гумилёв, Ахматова, Мандельштам.
Это футуризм и его эпатажные «будетляне» – Хлебников, Маяковский, Северянин.

Слайд 28

Что же такое Серебряный век русской поэзии?

Свежесть форм и содержания.
Революция стиха.
Это три

Что же такое Серебряный век русской поэзии? Свежесть форм и содержания. Революция
счастливых и последних десятилетия возможности выражать по-новому через поэзию настоящий дух времени, искать правду в полный голос.
За веком вольно-лирическим начался век железного тоталитаризма, где воздух свободного творчества стал перекрыт.
Имя файла: Всёпроникающая-магия-слова.pptx
Количество просмотров: 217
Количество скачиваний: 0