Философия эпохи возрождения

Содержание

Слайд 2

ПЛАН
Общая характеристика эпохи Возрождения.
Гуманизм как мировоззрение и философия.
Эпоха Возрождения и Реформация.
Натурфилософия эпохи

ПЛАН Общая характеристика эпохи Возрождения. Гуманизм как мировоззрение и философия. Эпоха Возрождения
Возрождения.
Социально-философская мысль эпохи Возрождения.

Слайд 3

ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ И УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ФИЛОСОФИИ РЕНЕССАНСА
Возрождение (фр. «Ренессанс») – термин,

ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ И УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ФИЛОСОФИИ РЕНЕССАНСА Возрождение (фр. «Ренессанс») – термин,
впервые введенный Джорджио Вазари, итальянским художником и биографом 16 в.
Употребляется для обозначения переходной эпохи от средневековой культуры к Новому времени. Хронологические рамки – 14-16 века.
Полное прочтение и первоначальный смысл понятия – «возрождение античных наук и искусств» - возник в среде культурных деятелей позднего средневековья, негативно настроенных в современной им готической культуре и схоластике. Альтернативу они видели в культуре античности, которую намерены были «возродить» путем изучения греческого языка, классической латыни, античных текстов, следования греческим образцам в искусстве, восприятия способа мышления греков и римлян, возрождения их морально-этических, эстетических и гражданских идеалов.
Деятели Ренессанса впервые сознательно противопоставили античность периоду европейской истории 5-14 вв., который считали временем варварства, культурного упадка, а потому называли «средними веками». Свою же миссию видели в возвращении к античному идеалу, а свою историческую эпоху воспринимали как культурное обновление.

Слайд 4

Характерные черты
Секуляризация - уменьшение роли и значения религии в общественно-культурной жизни, формирование

Характерные черты Секуляризация - уменьшение роли и значения религии в общественно-культурной жизни,
светской культуры, независимой от религии.
Культура Возрождения антропоцентрична, т.к. человек занимает центральное место в бытии. Сравните с культурой Античности и Средних веков.
Формируются основы новоевропейского чувства личности – автономной индивидуальности, сознающей собственную ценности, активно действующую в мире, испытывающую потребность в свободе. Человеческая личность, а не мироздание в целом, впервые становятся исходным моментом восприятия мира.

Сакральное, небесное

Культурные интересы

Земное, профанное

Слайд 5

2. Гуманизм как мировоззрение и философия.
Гуманизм – образ мышления, который провозглашает идею

2. Гуманизм как мировоззрение и философия. Гуманизм – образ мышления, который провозглашает
блага человека главной целью социального и культурного развития и отстаивает ценность человека как личности.
Как целостная система взглядов и течение в общественной мысли гуманизм возникает в эпоху Ренессанса. Основоположник – поэт и философ Франческо Петрарка (1304-1374).
Почитайте фрагмент сочинения философа эпохи Возрождения Д. Пико дела Мирандолы «Речь о достоинстве человека»:
Тогда принял Бог человека как творение неопределенного образа и, поставив его в центре мира, сказал: "Не даем мы тебе, о Адам, ни определенного места, ни собственного образа, ни особой обязанности, чтобы и место, и лицо и обязанность ты имел по собственному желанию, согласно твоей воле и твоему решению. Образ прочих творений определен в пределах установленных нами законов. Ты же, не стесненный никакими пределами, определишь свой образ по своему решению, во власть которого я тебя предоставляю. Я ставлю тебя в центре мира, чтобы оттуда тебе было удобнее обозревать все, что есть в мире. Я не сделал тебя ни небесным, ни земным, ни смертным, ни бессмертным, чтобы ты сам, свободный и славный мастер, сформировал себя в образе, который ты предпочтешь. Ты можешь переродиться в низшие, неразумные существа, но можешь переродиться по велению своей души и в высшие божественные.
• Какие мировоззренческие и философские установки эпохи Возрождения отражает этот фрагмент?
• Мог ли такой текст появиться в средневековой философской традиции?
• Всё ли в данном фрагменте противоречит средневековым мировоззренческо-философским установкам? Ответ обоснуйте.

Слайд 6

3. Эпоха Возрождения и Реформация.

Реформация – религиозное и социальное движение 16 в.

3. Эпоха Возрождения и Реформация. Реформация – религиозное и социальное движение 16
в Европе, направленное на кардинальное изменение традиционных форм религиозной жизни в римско-католической церкви.
Началась с выступления немецкого богослова Мартина Лютера против практики продажи индульгенций (грамот, свидетельствующих об отпущении грехов). В 1517 году М. Лютер вывесил «95 тезисов против индульгенций» на дверях церкви в Виттенберге.
Борьба против монополии католической церкви охватила всю Европу. Её возглавили швейцарский священник Ульрих Цвингли, французский богослов Жан Кальвин и другие.
В результате Реформации стал раскол католической церкви в 16 веке и появление новой ветви христианства – протестантизма.

Слайд 8

Основные идеи Реформации:
Возвращение к евангельской чистоте и простоте раннего христианства
Упразднение власти

Основные идеи Реформации: Возвращение к евангельской чистоте и простоте раннего христианства Упразднение
папы римского: Глава церкви - Христос
Устраняется противоположность духовенства и мирян; между Богом и верующим не нужны посредники
Единственный источник истины – Библия, толковать её может каждый верующий; Библия переводится на национальные языки
Упраздняется монашество; цель человека – добросовестно исполнить земное призвание
Упрощается и переводится на национальные языки богослужение, убранство храмов становится простым и скромным
Формируется «протестантская этика»: успех в земной жизни – знак Божьего благословения, всякое полезное дело – святое дело («молись и работай»).

Слайд 9

Возрождение и Реформация:
общее и различия
Общее
Критика средневековой религиозной и интеллектуальной традиции (схоластики)
Стремление

Возрождение и Реформация: общее и различия Общее Критика средневековой религиозной и интеллектуальной
возвратиться к истокам (Возрождение – к античности, Реформация – к раннему христианству).
Индивидуализм (Возрождение – ценность индивида, Реформация – спасение в руках каждого человека).
Различия
Реформация – протест против ренессансного возвеличивания человека.

Слайд 10

4. Натурфилософия эпохи Возрождения
Природа становится главным объектом исследования.
Формируются основы эмпирического (опытного) познания

4. Натурфилософия эпохи Возрождения Природа становится главным объектом исследования. Формируются основы эмпирического
мира.
У истоков эмпиризма – Леонардо да Винчи.

Слайд 11

ФОРМИРОВАНИЕ МЕХАНИСТИЧЕСКОЙ КАРТИНЫ МИРА
Николай Коперник – Создание гелиоцентрической картины Вселенной, опровержение геоцентрической

ФОРМИРОВАНИЕ МЕХАНИСТИЧЕСКОЙ КАРТИНЫ МИРА Николай Коперник – Создание гелиоцентрической картины Вселенной, опровержение
(Птолемеевской) модели.
Джордано Бруно – бесконечность Вселенной, множественность миров
Галилео Галилей – создание теории импульса
Иоганн Кеплер – открытие законов движения небесных тел.
Николай Кузанский – натуралистический пантеизм: Мир существует в Боге, а Бог – в мире, мир безграничен.
Таким образом на смену средневековому символическому универсуму приходит представление о «мире как машине» – Вселенной, в которой правят естественные законы механического движения, которые можно представить математически. Тайна, символизм, ощущение Божественного присутствия постепенно удаляются и картины мироздания.

Слайд 12

НОВЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О МИРЕ И ЧЕЛОВЕКЕ ОТРАЗИЛИСЬ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ

Формирование прямой перспективы

НОВЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О МИРЕ И ЧЕЛОВЕКЕ ОТРАЗИЛИСЬ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ Формирование прямой перспективы