Философское учение о мире: онтология

Содержание

Слайд 2

Вопросы: 1.Онтология в структуре философского знания 2. Категории онтологии «бытие» и «небытие» 3.

Вопросы: 1.Онтология в структуре философского знания 2. Категории онтологии «бытие» и «небытие»
Формы бытия. 4. Философское определение понятия «материя».

Слайд 3

Онтология (от греч.«ontos» - сущее и «logos» - учение) – учение

Онтология (от греч.«ontos» - сущее и «logos» - учение) – учение о
о бытии, о сущем, о его формах и фундаментальных принципах, о наиболее общих определениях и категориях бытия.
Впервые термин «онтология» появился в «Философском лексиконе» немецкого философа и врача Рудольфа Гоклениуса  в 1613 году.

Слайд 4

Аристотель разделял науки на теоретические (физика, математика и «первая философия») и практические

Аристотель разделял науки на теоретические (физика, математика и «первая философия») и практические
(этика и политика).) «Первая философия» в дальнейшем стала называться метафизикой – особый раздел философии, основополагающим для которого был поиск первых начал и причин бытия.

Аристо́тель (др.-греч. Ἀριστοτέλης; 384 год до н. э., Стагира, Фракия — 322 год до н. э., Халкида, остров Эвбея) — древнегреческий философ

Слайд 5

Основной вопрос онтологии:
Как и почему есть то, что есть
или, иначе, что

Основной вопрос онтологии: Как и почему есть то, что есть или, иначе,
есть, как оно есть и почему?

Слайд 6

При самых различных подходах и мнениях обсуждения проблемы наметили русла несколько сквозных

При самых различных подходах и мнениях обсуждения проблемы наметили русла несколько сквозных
в истории и культурах тем:
Первая из них – тема жизни и смерти;
Вторая тема связана с осмыслением изменчивости, преходящести бытия и его стабильностью, сохранением;
Третья тема – вопросы о его структуре;
К настоящему времени возобладала идея целостности бытия.
Эсхатология – религиозное учение о конечных судьбах мира и человека.

Слайд 7

Категория бытия в самом широком смысле есть понятие о
всеохватывающей реальности, предельно

Категория бытия в самом широком смысле есть понятие о всеохватывающей реальности, предельно
общее понятие о существовании, включающее в себя бесконечное многообразие как материальных, так и духовных предметов и явлений. С понятием «бытие» связана такая группа понятий, как «существование», «действительность», «реальность», «мир», «космос» и др.
Противоположностью категории «бытие» является категория «небытие».
Категория «небытие» раскрывается посредством обращения к понятиям «ничто» и «несуществование». Существенной характеристикой всего конечного является его преходящий характер: все конкретные материальные и духовные образования имеют начало и конец в своем существовании.

Слайд 8

Формы бытия:
БЫТИЕ ЧЕЛОВЕКА
БЫТИЕ МИРА, ВКЛЮЧАЮЩЕГО ЧЕЛОВЕКА
БЫТИЕ МИРА БЕЗ ЧЕЛОВЕКА

Формы бытия: БЫТИЕ ЧЕЛОВЕКА БЫТИЕ МИРА, ВКЛЮЧАЮЩЕГО ЧЕЛОВЕКА БЫТИЕ МИРА БЕЗ ЧЕЛОВЕКА

Слайд 9

Субста́нция (лат. Substantia) — сущность; то, что лежит в основе.
Выделяют идеальное и материальное начала.
Направление,

Субста́нция (лат. Substantia) — сущность; то, что лежит в основе. Выделяют идеальное
признающее первичность только материального или только идеального, называется монизмом (от греч. monos – один). Монистическое направление представлено в виде материализма (Маркс), который первичной реальностью считает мир физический, природный, и в виде идеализма (Гегель), для которого первичным является духовный мир, мир идей.
Направление, которое признает равноправие обоих начал бытия, называется дуалистическим (от лат. duo – два). Одним из его представителей был Р. Декарт.
Плюрализм (от лат. pluralis – множественный) – философское направление, утверждающее, что мир состоит из многих принципиально различных, независимых и несводимых друг к другу субстанций, первоначал, первосущностей. Плюрализм противоположен монизму
[ Новая философская энциклопедия. — М.: Мысль, 2000. — Т. 1—4. — 2659 с]

Слайд 10

Материя (лат. materia — вещество) — «…философская категория для обозначения объективной реальности,

Материя (лат. materia — вещество) — «…философская категория для обозначения объективной реальности,
которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них»