Слайд 2Мера́б Константи́нович Мамардашви́ли
Родился 15 сентября 1930 года, Гори, Грузинская ССР, СССР —
25 ноября 1990 года, Москва) — советский философ, доктор философских наук (1970), профессор МГУ.
Слайд 3Биография
Научную деятельность начинал в начале 1950-х годов в Москве.
В 1968–1974 годах —
заместитель главного редактора журнала «Вопросы философии».
В 1980 году переехал в Грузию, где работал в Институте философии Академии наук Грузии
Слайд 4Философствование Мераба Мамардашвили принято называть «сократическим», имея в виду не только его
диалогичность, но и то, что он практически не оставил после себя письменного наследия.
Слайд 5Цитаты Мера́ба Мамардашви́ли
Независимость нам нужна и для того, чтобы себя увидеть
То, что
необъяснимо (т.е без причины) болит, и есть "душа", по определению. И человек испытующий есть человек в поисках своей души
Философия - это размышления о смерти
Слайд 6Память
В 2001 году М. К. Мамардашвили поставили памятник в Тбилиси.
В 2010 году
при въезде в Гори была установлена стела со скульптурным портретом М. К. Мамардашвили.
Слайд 7Определение философии
Как философ М. К. Мамардашвили настаивает на том, что имеется «реальная
философия» и имеются философские системы.
Реальная философия — это те проблемы, которыми занимается философия:
«сознание вслух»;
акт, который состоит в узнавании того, что есть на самом деле;
самоконструирование человека;
учение о бытии;
учение о мышлении;
учение о тайне бытия;
учение о свободе и её условиях;
гигиена, которая нужна при понимании незнания «машина переживания» как схематизм объяснения смысла;
философия как учение о вечных проблемах.
Слайд 8Философские взгляды
Смысл жизни М.К. Мамардашвили усматривал в самореализации, в том, чтобы «исполниться
в качестве Человека». В качестве образного объяснения того, что он имеет в виду, он использует библейскую фразу о человеке как «образе и подобии Божием», однако использует он её символически, в гуманистическом духе (выдвигая на первый план, как и Кант, «достоинство человека»).
Человека как «существо, возникновение которого непрерывно возобновляется». Человеку, по его мнению, свойственно чувствовать себя «уникальным, незаменимым, нелишним».
Слайд 9Идеи
В поисках связующего звена между культурой и человеком М.К. Мамардашвили и Л.С.
Выготский, приходят к слову.
В терминах М.К. Мамардашвили слово — это «производящее произведение» (Мамардашвили, 2009, с. 83). Соприкосновение со словом — логосом — позволяет человеку обнаружить в себе мысль, чувство, понимание и т.д. Слово не подбирается под мысль, оно и есть то, что рождает в нас мысль.
Л.С. Выготский иначе рассматривал значение слова в становлении и развитии человека. Слово является инструментом управления психикой, оно отражает процессы развития человека: «Слово есть знак. Оно может служить средством для различных интеллектуальных операций» (Выготский, 1982, с. 175). Это одна из форм мышления, понимания мира. Эта форма помещает человека в мир, где есть человек культуры.
Слайд 10Идеи
Мы можем говорить о двух противоположных взглядах, однако их суть помещает идеи
Л.С. Выготского и М.К. Мамардашвили в одно пространство размышлений — место, в котором слово есть топос бытия. Понятно, что слово рассматривается не только как отдельное понятие, но и как некое культурное образование (произведение искусств, театральное действие и т.д.).
Слайд 11
Культурно-диалогическое понимание рефлексии.
М.К. Мамардашвили и М.М. Бахтин
Исследуя рефлексию с позиций культурно-диалогического
подхода — это способ бытия человека, связанный с диалогическим построением осознанного, цельного и ценностного представления о какой-либо реальности (внешней или внутренней). Обобщения, полученные в ходе анализа и сравнения идей М.К. Мамардашвили, С.Н. Л.С. Выготского, можно предположить, что рефлексия может быть обнаружена, восстановлена, постигнута с помощью слова и должна «пребывать» в культурных формах, то есть в текстах.
Рефлексивный текст (как культурная форма) — это текст, который функционально можно рассматривать как решение задачи на познание, развитие и регуляцию объекта рефлексии.
Слайд 12Вывод
М.К. Мамардашвили отмечал: «.. .быть может, мы должны рассматривать текст не как
систему записанных представлений, а как следы работы самосозидания человека, иными словами, брать уже не содержание представлений, сопоставляя их с тем, что мы знаем о мире, а рассматривать текст как следы ... или как способ определенной работы, имеющей отношение к тому, что философия — элемент созидания человеком самого себя. Тогда философские тексты станут не просто представлением о мире, а обретут конструктивную сторону по отношению к какому-то усилию».