Квазиопределения философии

Содержание

Слайд 2

(мнимые, неподлинные определения)

(мнимые, неподлинные определения)

Слайд 3

ПЛАН ЛЕКЦИИ

1. «Философия = мировоззрение» (или «система»).

ПЛАН ЛЕКЦИИ 1. «Философия = мировоззрение» (или «система»).

Слайд 4

ПЛАН ЛЕКЦИИ

1. «Философия = мировоззрение» (или «система»).
=пространство свободы

ПЛАН ЛЕКЦИИ 1. «Философия = мировоззрение» (или «система»). =пространство свободы

Слайд 5

ПЛАН ЛЕКЦИИ

2. «Философия = история философии»,
перечень имён и дат

ПЛАН ЛЕКЦИИ 2. «Философия = история философии», перечень имён и дат

Слайд 6

ПЛАН ЛЕКЦИИ

2. «Философия = история философии»,
перечень имён и дат
=философствование.

ПЛАН ЛЕКЦИИ 2. «Философия = история философии», перечень имён и дат =философствование.

Слайд 7

3. «Философия = ответы на важные вопросы»

3. «Философия = ответы на важные вопросы»

Слайд 8

3. «Философия = ответы на важные вопросы»
вопрошание.

3. «Философия = ответы на важные вопросы» вопрошание.

Слайд 9

4. Философия = «диванное», праздное, досужее занятие
.

4. Философия = «диванное», праздное, досужее занятие .

Слайд 10

4. Философия = «диванное», праздное, досужее занятие
поле риска.
.

4. Философия = «диванное», праздное, досужее занятие поле риска. .

Слайд 11

5. Философия = трансцендирование
«в другую реальность» («другое место»).

5. Философия = трансцендирование «в другую реальность» («другое место»).

Слайд 12

5. Философия = трансцендирование
«в другую реальность» («другое место»).
=экзистенция
(здесь понимаемая как регистр, оптика)

5. Философия = трансцендирование «в другую реальность» («другое место»). =экзистенция (здесь понимаемая как регистр, оптика)

Слайд 13

6. Философия = «наука», «наука наук»

6. Философия = «наука», «наука наук»

Слайд 14

6. Философия = «наука», «наука наук»
Метафизика;
стихия мысли

6. Философия = «наука», «наука наук» Метафизика; стихия мысли

Слайд 15

1. «Философия – мировоззрение» ?

Традиционная историко-философская точка зрения:
«Философия есть мировоззрение, т. е.

1. «Философия – мировоззрение» ? Традиционная историко-философская точка зрения: «Философия есть мировоззрение,
совокупность взглядов на мир в целом
и на отношение человека к этому миру»
(учебник П. В. Алексеева, с. 4)

Слайд 16

1. «Философия – мировоззрение» ?

Традиционная историко-философская точка зрения:
«Философия есть мировоззрение, т. е.

1. «Философия – мировоззрение» ? Традиционная историко-философская точка зрения: «Философия есть мировоззрение,
совокупность взглядов на мир в целом
и на отношение человека к этому миру»
(учебник П. В. Алексеева, с. 4)
«Другие формы мировоззрения»:
миф,
религия,
искусство,
мнение (doxa),
наука…

Слайд 17

Претензии

Определение типа «X=Y» с одновременным прояснением Y
(учебник П. В. Алексеева, с. 4)

Претензии Определение типа «X=Y» с одновременным прояснением Y (учебник П. В. Алексеева, с. 4)

Слайд 18

Претензии

Определение типа «X=Y» с одновременным прояснением Y
«Совокупность взглядов» – чьих?
(учебник П. В.

Претензии Определение типа «X=Y» с одновременным прояснением Y «Совокупность взглядов» – чьих?
Алексеева, с. 4)

Слайд 19

Претензии

Определение типа «X=Y» с одновременным прояснением Y
«Совокупность взглядов» – чьих?
Совокупность взглядов –

Претензии Определение типа «X=Y» с одновременным прояснением Y «Совокупность взглядов» – чьих?
возникает как?
(учебник П. В. Алексеева, с. 4)

Слайд 20

Претензии

Определение типа «X=Y» с одновременным прояснением Y
«Совокупность взглядов» – чьих?
Совокупность взглядов –

Претензии Определение типа «X=Y» с одновременным прояснением Y «Совокупность взглядов» – чьих?
возникает как?
«Мир в целом» – это как? Какой ещё мир возможен тогда? И как возникает этот «мир в целом»?
(учебник П. В. Алексеева, с. 4)

Слайд 21

Претензии

Определение типа «X=Y» с одновременным прояснением Y
«Совокупность взглядов» – чьих?
Совокупность взглядов –

Претензии Определение типа «X=Y» с одновременным прояснением Y «Совокупность взглядов» – чьих?
возникает как?
«Мир в целом» – это как? Какой ещё мир возможен тогда? И как возникает этот «мир в целом»?
«Отношение человека» – какого?
?
(учебник П. В. Алексеева, с. 4)

Слайд 22

опровержение

Свидетельство «изнутри»:
«Философия к мировоззрению отношения не имеет»
(М. Хайдеггер)
ПОЧЕМУ?

опровержение Свидетельство «изнутри»: «Философия к мировоззрению отношения не имеет» (М. Хайдеггер) ПОЧЕМУ?

Слайд 23

Мировоззрение =

Упрощение, редукция – во имя полноты и непротиворечивости

Право как система –

Мировоззрение = Упрощение, редукция – во имя полноты и непротиворечивости Право как
и логическая проблема
непротиворечивости юридической кодификации

Слайд 24

Мировоззрение =

Упрощение, редукция – во имя полноты и непротиворечивости
Упорядочение, каталогизация сущего

Беглый комментарий:
СУЩЕЕ

Мировоззрение = Упрощение, редукция – во имя полноты и непротиворечивости Упорядочение, каталогизация
– одна из важнейших
философских категорий,
ВЕЩЬ, ВЕЩИ
(тоже в философском смысле)

Слайд 25

Мировоззрение =

Упрощение, редукция – во имя полноты и непротиворечивости
Упорядочение, каталогизация сущего
Предполагает «панорамное»

Мировоззрение = Упрощение, редукция – во имя полноты и непротиворечивости Упорядочение, каталогизация сущего Предполагает «панорамное» видение
видение

Слайд 26

Мировоззрение =

Упрощение, редукция – во имя полноты и непротиворечивости
Упорядочение, каталогизация сущего
Предполагает «панорамное»

Мировоззрение = Упрощение, редукция – во имя полноты и непротиворечивости Упорядочение, каталогизация
видение
Превращение НЕВЕДОМОГО в (якобы) ПОНЯТНОЕ, т. е. превращение мира в удобный=«подручный»

Слайд 27

Мировоззрение =

Пассивное восприятие

Мировоззрение = Пассивное восприятие

Слайд 28

Мировоззрение =

Пассивное восприятие
СУММА МНЕНИЙ (doxa), то есть совокупность данных

Мировоззрение = Пассивное восприятие СУММА МНЕНИЙ (doxa), то есть совокупность данных

Слайд 29

Мировоззрение =

Пассивное восприятие
СУММА МНЕНИЙ (doxa), то есть совокупность данных
ВСЁ ЭТО НЕ ФИЛОСОФСКАЯ

Мировоззрение = Пассивное восприятие СУММА МНЕНИЙ (doxa), то есть совокупность данных ВСЁ ЭТО НЕ ФИЛОСОФСКАЯ РАБОТА
РАБОТА

Слайд 30

«Философия не представляет собой систему знаний,
которую можно было бы передать другим и

«Философия не представляет собой систему знаний, которую можно было бы передать другим
тем самым обучить их»
М. Мамардашвили.
Как я понимаю философию

Слайд 31

Философия =
«Осмысление существа сущего
и вынесение решения о существе истины»
М. Хайдеггер. Время картины

Философия = «Осмысление существа сущего и вынесение решения о существе истины» М. Хайдеггер. Время картины мира
мира

Слайд 32

Философия =
«Осмысление существа сущего
и вынесение решения о существе истины»
М. Хайдеггер. Время картины

Философия = «Осмысление существа сущего и вынесение решения о существе истины» М.
мира

Кем?
«Философ сам задаёт основания»
Шеллинг

Слайд 33

Греки различали:

Мировоззрение – φρόνησις
Философия – ςοφία

Греки различали: Мировоззрение – φρόνησις Философия – ςοφία

Слайд 34

Греки различали:

Мировоззрение – φρόνησις
Философия – ςοφία
Философия – это вообще не СИСТЕМА, это

Греки различали: Мировоззрение – φρόνησις Философия – ςοφία Философия – это вообще не СИСТЕМА, это ПОИСК.
ПОИСК.

Слайд 35

Важнейшая метафора

ПУТЬ
(греч. μέθοδος)
= МЕТОД

Важнейшая метафора ПУТЬ (греч. μέθοδος) = МЕТОД

Слайд 36

Три «свирепых мониста»

G. W. F. Hegel
(1770-1831)

Три «свирепых мониста» G. W. F. Hegel (1770-1831)

Слайд 37

Три «свирепых мониста»

K. H. Marx
(1818-1883)

Три «свирепых мониста» K. H. Marx (1818-1883)

Слайд 38

Три «свирепых мониста»

S. Freud
(1856-1939)

Три «свирепых мониста» S. Freud (1856-1939)

Слайд 39

2. Философия – то же, что история философии ?

2. Философия – то же, что история философии ?

Слайд 40

2. Философия – то же, что история философии ?
Философия – не кладбище
с

2. Философия – то же, что история философии ? Философия – не
памятниками и табличками,
а живое мышление = философствование

Живое буквально: со-беседование, разговор, СИНХРОННОСТЬ

Слайд 41

2. Философия – то же, что история философии ?
«В аспекте глубинной сути

2. Философия – то же, что история философии ? «В аспекте глубинной
философии не существует ни предшественников, ни последователей»
Гегель

Про что это?.. Про особенности течения времени
в акте мышления

Слайд 42

2. Философия – то же, что история философии ?
«В философии предшественники –

2. Философия – то же, что история философии ? «В философии предшественники
это современники, с которыми можно вступать в теоретическую полемику»
Ясперс

Но – никакого «развития» философии!!!

Слайд 43

«Предмет философии – это сам философствующий и его очевидная ничтожность»

Притча о Фалесе.

«Предмет философии – это сам философствующий и его очевидная ничтожность» Притча о
вопрос о «величии»)

Слайд 44

3. Философия – ответы на важные вопросы ?

3. Философия – ответы на важные вопросы ?

Слайд 45

3. Философия – поле неопределённости, РИСКА

Основоположения:
Ф – это вопросы (не ответы).

3. Философия – поле неопределённости, РИСКА Основоположения: Ф – это вопросы (не ответы).

Слайд 46

3. Философия – поле неопределённости, РИСКА

Основоположения:
Ф – это вопросы (не ответы).
Предмет Ф:

3. Философия – поле неопределённости, РИСКА Основоположения: Ф – это вопросы (не
изменчивость=историчность мира, его открытость, незавершённость.

Слайд 47

3. Философия – поле неопределённости, РИСКА

Основоположения:
Ф – это вопросы (не ответы).
Предмет Ф:

3. Философия – поле неопределённости, РИСКА Основоположения: Ф – это вопросы (не
изменчивость=историчность мира,его открытость, незавершённость.
Человек не равен самому себе: он
в постоянном становлении, значит…

Слайд 48

Для него естественно
ОТСУТСТВИЕ НАЛИЧНОГО СМЫСЛА БЫТИЯ

Для него естественно ОТСУТСТВИЕ НАЛИЧНОГО СМЫСЛА БЫТИЯ

Слайд 49

…такой структуре действительности
не может соответствовать знание, ориентированное
на идеал однозначности.
(Ср.: наука с её

…такой структуре действительности не может соответствовать знание, ориентированное на идеал однозначности. (Ср.:
ориентацией
на дефиниторность)

Слайд 50

…такой структуре действительности не может соответствовать знание, ориентированное на идеал однозначности.
Скорее –

…такой структуре действительности не может соответствовать знание, ориентированное на идеал однозначности. Скорее
референция с «живой речью с её странной подвижностью смысла»
(философия и поэзия/пойэзис).

Слайд 51

«Слово же дольше дел определяет жизнь,
если только по милости харит язык извлекает

«Слово же дольше дел определяет жизнь, если только по милости харит язык
его
из глубины осмысляющего сердца»

Пиндар, IV Немейская ода

Слайд 52

«…Вопреки расхожей молве, философия воплощает могучее стремление к поверхности, т. е. к

«…Вопреки расхожей молве, философия воплощает могучее стремление к поверхности, т. е. к
тому, чтобы вынести на поверхность и по возможности сделать явным, ясным, доступным то, что было глубинным, тайным, скрытым…

Слайд 53

«…Вопреки расхожей молве, философия воплощает могучее стремление к поверхности, т. е. к

«…Вопреки расхожей молве, философия воплощает могучее стремление к поверхности, т. е. к
тому, чтобы вынести на поверхность и по возможности сделать явным, ясным, доступным то, что было глубинным, тайным, скрытым…
Философия – это могучее стремление к прозрачности и упорная тяга к дневному свету. Её главная цель – вынести на поверхность, обнажить, открыть тайное или сокрытое; в Греции философия сначала называлась αλήθεια, что означает разоблачение, обнажение, раскрытие – короче, проявление. А проявить – значит произнести слово: λόγος.

Слайд 54

«…Вопреки расхожей молве, философия воплощает могучее стремление к поверхности, т. е. к

«…Вопреки расхожей молве, философия воплощает могучее стремление к поверхности, т. е. к
тому, чтобы вынести на поверхность и по возможности сделать явным, ясным, доступным то, что было глубинным, тайным, скрытым…
Философия – это могучее стремление к прозрачности и упорная тяга к дневному свету. Её главная цель – вынести на поверхность, обнажить, открыть тайное или сокрытое; в Греции философия сначала называлась αλήθεια, что означает разоблачение, обнажение, раскрытие – короче, проявление. А проявить – значит произнести слово: λόγος.
Если мистицизм – молчание, то философия – слово, открытие бытия вещей в полной обнаженности и прозрачности речи, слово о бытии: онтология. В отличие от мистицизма философия стремится быть произнесённой тайной».

Слайд 55

Кто не готов «напороться
на абсолютную сомнительность, тому лучше держаться
от философии подальше»
М. Хайдеггер
GA

Кто не готов «напороться на абсолютную сомнительность, тому лучше держаться от философии
61,37

Слайд 56

«Подлинным фундаментом философии является радикальное схватывание сомнительности; поставить под сомнение самого себя

«Подлинным фундаментом философии является радикальное схватывание сомнительности; поставить под сомнение самого себя
и жизнь – вот основа любого озарения»
М. Хайдеггер

Слайд 57

Схватывание
Σχήμα (греч.)
Schema (лат.)
Пояти (церковнослав.)
По-ня-ть, в-ня-ть, вз-я-ть.

Схватывание Σχήμα (греч.) Schema (лат.) Пояти (церковнослав.) По-ня-ть, в-ня-ть, вз-я-ть.

Слайд 58

Х. Ортега-и-Гассет
«Её [философии] существенным признаком мы назвали поиск целого как такового, захват

Х. Ортега-и-Гассет «Её [философии] существенным признаком мы назвали поиск целого как такового, захват Универсума».
Универсума».

Слайд 59

)

Философствуют не О фактичной жизни, а ИС-ХОДЯ из нее.
(Дело Сократа – буквально

) Философствуют не О фактичной жизни, а ИС-ХОДЯ из нее. (Дело Сократа
ис-ходя)

Такой позиции – чтобы «о» – не существует.
Ср. смерть
Л. Толстой «Смерть Ивана Ильича» (1886). + Э. По «The Facts in the Case of M. Valdemar» (1845)

Слайд 60

)

Философствовать следует не О фактичной жизни, а ИС-ХОДЯ из нее.
(Дело Сократа –

) Философствовать следует не О фактичной жизни, а ИС-ХОДЯ из нее. (Дело
буквально ис-ходя)
Для этого необходимо мужество,
ибо до конца осознать сомнительность всего сущего значит «поставить на кон всю свою внутреннюю и внешнюю экзистенцию»
М. Хайдеггер, с. 163 Сафрански

Слайд 61

Платон о качествах истинных философов:

первое – бесстрашие.
ибо ход мысли может привести

Платон о качествах истинных философов: первое – бесстрашие. ибо ход мысли может
к выводам, которые будут разрушать привычный мир

Слайд 62

Философия – поле неопределённости, РИСКА и потому ДЕЛО ЛЮДЕЙ СВОБОДНЫХ

Философия – поле неопределённости, РИСКА и потому ДЕЛО ЛЮДЕЙ СВОБОДНЫХ

Слайд 63

Философия – поле неопределённости, РИСКА и потому ДЕЛО ЛЮДЕЙ СВОБОДНЫХ
Раб – вещь.
Вещи не мыслят

Философия – поле неопределённости, РИСКА и потому ДЕЛО ЛЮДЕЙ СВОБОДНЫХ Раб –
(не живут).

Слайд 64

Страх гонит нас в НЕПОДЛИННОСТЬ,
в мир обезличенных людей (das Man)
«Говорят…»
«Считается…»
«…как у людей…»
Страх

Страх гонит нас в НЕПОДЛИННОСТЬ, в мир обезличенных людей (das Man) «Говорят…»
перед чем?

Слайд 65

Страх гонит нас в НЕПОДЛИННОСТЬ,
в мир обезличенных людей (das Man)
«Говорят…»
«Считается…»
«…как у людей…»
СТРАХ

Страх гонит нас в НЕПОДЛИННОСТЬ, в мир обезличенных людей (das Man) «Говорят…»
перед жизнью =

Слайд 66

Страх гонит нас в НЕПОДЛИННОСТЬ,
в мир обезличенных людей (das Man)
«Говорят…»
«Считается…»
«…как у людей…»
СТРАХ

Страх гонит нас в НЕПОДЛИННОСТЬ, в мир обезличенных людей (das Man) «Говорят…»
перед жизнью = = бытием-к-смерти

Слайд 67

Страх гонит нас в НЕПОДЛИННОСТЬ,
в мир обезличенных людей (das Man)
«Говорят…»
«Считается…»
СТРАХ перед жизнью

Страх гонит нас в НЕПОДЛИННОСТЬ, в мир обезличенных людей (das Man) «Говорят…»
= = бытием-к-смерти
Как противостоять?
ПРЕДОСТАВИТЬ ЧЕЛОВЕКА=СЕБЯ СТРАХУ

Слайд 68

А. М. Пятигорский:
три самые одинокие в жизни вещи – это:

А. М. Пятигорский: три самые одинокие в жизни вещи – это:

Слайд 69

А. М. Пятигорский:
три самые одинокие в жизни вещи – это:
Любовь

А. М. Пятигорский: три самые одинокие в жизни вещи – это: Любовь

Слайд 70

А. М. Пятигорский:
три самые одинокие в жизни вещи – это:
Любовь
Смерть

А. М. Пятигорский: три самые одинокие в жизни вещи – это: Любовь Смерть

Слайд 71

А. М. Пятигорский:
три самые одинокие в жизни вещи – это:
Любовь
Смерть
Мышление (=философствование)

А. М. Пятигорский: три самые одинокие в жизни вещи – это: Любовь Смерть Мышление (=философствование)

Слайд 72

Философия – не справочное агентство, выдающее рекомендации по нравственным вопросам;

Философия – не справочное агентство, выдающее рекомендации по нравственным вопросам;

Слайд 73

Философия – не справочное агентство, выдающее рекомендации по нравственным вопросам;
Философия – работа

Философия – не справочное агентство, выдающее рекомендации по нравственным вопросам; Философия –
по сносу и демонтажу якобы объективных постулатов СРЕДНЕГО сознания.

Слайд 74

ФИЛОСОФИЯ и… СТРАДАНИЕ
БУДДИЗМ
«Четыре благородных истины»
«Восьмеричный путь»

ФИЛОСОФИЯ и… СТРАДАНИЕ БУДДИЗМ «Четыре благородных истины» «Восьмеричный путь»

Слайд 75

धर्म

धर्म

Слайд 76

«Также я увидел древний путь, древнюю дорогу, по которой шли Истинно Само-Пробуждённые

«Также я увидел древний путь, древнюю дорогу, по которой шли Истинно Само-Пробуждённые
прежних времён.
И что это за древний путь, древняя дорога, по которой шли Истинно Само-Пробуждённые прежних времён?

Слайд 77

Это этот благородный восьмеричный путь: правильные воззрения, правильное устремление, правильная речь, правильные

Это этот благородный восьмеричный путь: правильные воззрения, правильное устремление, правильная речь, правильные
действия, правильные средства к жизни, правильное усилие, правильная осознанность, правильное сосредоточение…

Слайд 78

«Я шёл этим путём. Идя по нему, я получил прямое знание старения

«Я шёл этим путём. Идя по нему, я получил прямое знание старения
и смерти, прямое знание возникновения старения и смерти, прямое знание прекращения старения и смерти, прямое знание пути, ведущего к прекращению старения и смерти…
Зная это напрямую, я раскрыл это монахам, монахиням, мирянам и мирянкам…»
Нагара сутта

Слайд 79

Мераб Мамардашвили

«Более того, философия, как я ее понимаю, и не была никогда

Мераб Мамардашвили «Более того, философия, как я ее понимаю, и не была
системой знаний. Люди, желающие приобщиться к философии, должны ходить не на курс лекций по философии, а просто к философу.
Это индивидуальное присутствие мыслителя, имеющего такую-то фамилию, имя, отчество, послушав которого можно и самому прийти в движение. Что-то духовно пережить…

Слайд 80

Мераб Мамардашвили

Например, у Иванова есть какой-то свой способ выражения себя и в

Мераб Мамардашвили Например, у Иванова есть какой-то свой способ выражения себя и
этом смысле – своя философия, т.е. есть уже некий личный опыт, личный, пройденный человеком путь испытания, которое он пережил, узнал и идентифицировал в философских понятиях, воспользовавшись для этого существующей философской техникой. И, исходя из своего личного опыта, он вносит что-то новое в эту технику.

Слайд 81

Мераб Мамардашвили

…Короче говоря, философия – это оформление и до предела развитие состояний

Мераб Мамардашвили …Короче говоря, философия – это оформление и до предела развитие
с помощью всеобщих понятий, но на основе личного опыта».

Слайд 82

О «реальных» вопросах

«Вообще вопрос ״как это возможно?״ и есть метод и одновременно

О «реальных» вопросах «Вообще вопрос ״как это возможно?״ и есть метод и
способ существования живой мысли. Но если это так, то, следовательно, порождать такой вопрос может только собственный невыдуманный живой опыт. То есть те вопросы, которые вырастают из этого опыта, и являются вопросами, на которые можно искать ответ, обращаясь к философским понятиям.

Слайд 83

О «реальных» вопросах

«Вообще вопрос ״как это возможно?״ и есть метод и одновременно

О «реальных» вопросах «Вообще вопрос ״как это возможно?״ и есть метод и
способ существования живой мысли. Но если это так, то, следовательно, порождать такой вопрос может только собственный невыдуманный живой опыт. То есть те вопросы, которые вырастают из этого опыта, и являются вопросами, на которые можно искать ответ, обращаясь к философским понятиям.
До возникновения такого вопроса не имеет смысла читать философские книги. И совершенно иллюзорно то ощущение якобы понимания, которое мы можем испытывать, встречая в них такие высокие понятия, как бытие, дух и т. д.»

Слайд 84

ФИЛОСОФИЯ – ПУТЬ

«Следовательно, есть какой-то путь к философии, который пролегает через собственные

ФИЛОСОФИЯ – ПУТЬ «Следовательно, есть какой-то путь к философии, который пролегает через
наши испытания, благодаря которым мы обретаем незаменимый уникальный опыт.
И его нельзя понять с помощью дедукции из имеющихся слов, а можно только, повторяю, испытать или, если угодно, пройти какой-то путь страдания. И тогда окажется, что испытанное нами имеет отношение к философии».

Слайд 85

СТРУКТУРА ФИЛОСОФСКОГО АКТА

[Семинар # 2 «Природа философствования»].

СТРУКТУРА ФИЛОСОФСКОГО АКТА [Семинар # 2 «Природа философствования»].

Слайд 86

3. Философия – ВОПРОШАНИЕ

Не ответы, а вопросы

3. Философия – ВОПРОШАНИЕ Не ответы, а вопросы

Слайд 87

3. Философия – ВОПРОШАНИЕ

Не ответы, а вопросы
NB! Странность этого тезиса для людей,

3. Философия – ВОПРОШАНИЕ Не ответы, а вопросы NB! Странность этого тезиса
воспитанных в педагогическом формате
«дай правильный ответ»

Слайд 88

3. Философия – ВОПРОШАНИЕ

Не ответы, а вопросы
Не всякие вопросы
(ср.: один дурак против

3. Философия – ВОПРОШАНИЕ Не ответы, а вопросы Не всякие вопросы (ср.:
миллиона мудрецов…)

Слайд 89

3. Философия – ВОПРОШАНИЕ

Не ответы, а вопросы
Не всякие вопросы
(ср.: один дурак против

3. Философия – ВОПРОШАНИЕ Не ответы, а вопросы Не всякие вопросы (ср.:
миллиона мудрецов…)
«Ответ на вопросы, которые оставляет без ответа философия, заключается в том, что они должны быть иначе поставлены»
Гегель

Слайд 90

Философские вопросы – не ЧТО ЕСТЬ бытие, сущность, время и т. п.

Философские вопросы – не ЧТО ЕСТЬ бытие, сущность, время и т. п.
– философ никогда не знает этого ОКОНЧАТЕЛЬНО;

Слайд 91

Философские вопросы – не ЧТО ЕСТЬ бытие, сущность, время и т. п.

Философские вопросы – не ЧТО ЕСТЬ бытие, сущность, время и т. п.
– философ никогда не знает этого ОКОНЧАТЕЛЬНО;
а КАК ВОЗМОЖНО (бытие, сущность. время и т. п.), в том числе и в данный конкретный момент (вопрос об истине)
(притча о Лао-цзы)

Слайд 92

«Для ответа, который невозможно высказать, нельзя также высказать и вопрос.
Тайны не существует.
Если

«Для ответа, который невозможно высказать, нельзя также высказать и вопрос. Тайны не
вопрос вообще может быть поставлен, то на него можно и ответить».
Витгенштейн

Слайд 93


Сократ

Сократ

Слайд 94


Сократ
Майевтика
Сократический диалог

Сократ Майевтика Сократический диалог

Слайд 95

«Правила»/техника вопрошания

Prima intentio
«Внимание первого рода» (Дунс Скот)
Ноэзис (Эдмунд Гуссерль)
Акт восприятия
Переживание
Интенциональность

1. Различение установок

«Правила»/техника вопрошания Prima intentio «Внимание первого рода» (Дунс Скот) Ноэзис (Эдмунд Гуссерль)
сознания:

Слайд 96

«Правила» вопрошания

Prima intentio
«Внимание первого рода»
(Дунс Скот)
Ноэзис (Эдмунд Гуссерль)
Акт восприятия
Переживание
Интенциональность

Secunda intentio
«Внимание второго рода»
(Дунс

«Правила» вопрошания Prima intentio «Внимание первого рода» (Дунс Скот) Ноэзис (Эдмунд Гуссерль)
Скот)
Ноэма
Анализ акта восприятия
Теория (в греч. смысле)
Вы-явление (алетейя) интенциональной структуры
сознания

1. Различение установок сознания:

Слайд 97

Установки сознания

Естественная


Установки сознания Естественная

Слайд 98

Установки сознания

Естественная

Рефлексивная


Установки сознания Естественная Рефлексивная

Слайд 99

Рефлексивное различение:

Объекта

Рефлексивное различение: Объекта

Слайд 100

Рефлексивное различение:

Объекта
Способа его данности (=ИНТЕНЦИОНАЛ)

Рефлексивное различение: Объекта Способа его данности (=ИНТЕНЦИОНАЛ)

Слайд 101

Рефлексивное различение:

Объекта
Способа его данности (=ИНТЕНЦИОНАЛ)
Актов сознания, задающих смыслы (интенционалы), посредством которых только

Рефлексивное различение: Объекта Способа его данности (=ИНТЕНЦИОНАЛ) Актов сознания, задающих смыслы (интенционалы),
и описываются (=даются) объекты

Непродвинутое сознание (сознание Homo Sapiens) не различает третьего уровня.
И редко замечает второй.

Слайд 102

Subjectum

Objectum

2. Различение предметности
и (реальной) данности предметов

«Ловушка» этих понятий

Subjectum Objectum 2. Различение предметности и (реальной) данности предметов «Ловушка» этих понятий

Слайд 103

Subjectum

Objectum

2. Различение предметности
и (реальной) данности предметов

Восприятие никогда не видит «нейтральных» / отдельных

Subjectum Objectum 2. Различение предметности и (реальной) данности предметов Восприятие никогда не
вещей
(греки, средневековые мистики, восточная мысль)

Слайд 104

Subjectum

Objectum

2. Различение предметности
и (реальной) данности предметов

Восприятие никогда не видит «нейтральных» / отдельных

Subjectum Objectum 2. Различение предметности и (реальной) данности предметов Восприятие никогда не
вещей
(греки, средневековые мистики, восточная мысль)
Техники «опредмечивания»: собственно техника, наука Нового времени.

Слайд 105

Subjectum

Objectum

2. Различение предметности
и (реальной) данности предметов

Восприятие никогда не видит «нейтральных» / отдельных

Subjectum Objectum 2. Различение предметности и (реальной) данности предметов Восприятие никогда не
вещей
(греки, средневековые мистики, восточная мысль)
Техники «опредмечивания»: собственно техника, наука Нового времени.

Слайд 106

Subjectum

Objectum

2. Различение предметности
и (реальной) данности предметов

Восприятие никогда не видит «нейтральных» / отдельных

Subjectum Objectum 2. Различение предметности и (реальной) данности предметов Восприятие никогда не
вещей
(греки, средневековые мистики, восточная мысль)
Техники «опредмечивания»: собственно техника, наука Нового времени.
Техники «распредмечивания»: Театр, Поэзия, Искусство… (ТЬМА ПЕРЕЖИВАЕМОГО МГНОВЕНИЯ, хаос, опасность) - КАТАРСИС

Слайд 107


3. Персональность акта вопрошания

3. Персональность акта вопрошания

Слайд 108

Начало философствования – настроение / настроенность =
= «основополагающее расположение».

3. Персональность акта

Начало философствования – настроение / настроенность = = «основополагающее расположение». 3. Персональность акта вопрошания
вопрошания

Слайд 109

Начало философствования – настроение / настроенность =
= «основополагающее расположение».
Всегда чьё-то –

Начало философствования – настроение / настроенность = = «основополагающее расположение». Всегда чьё-то
но в то же время НИЧЬЁ!
М. Хайдеггер «Бытие и время» (1929)
Э. Штрёкер

3. Персональность акта вопрошания

Слайд 110

Но является ли «нашим»
мышление – вопрос.

3. Персональность акта вопрошания

Но является ли «нашим» мышление – вопрос. 3. Персональность акта вопрошания

Слайд 111

Философия начинается с настроения – с удивления, ужаса/страха, озабоченности, любопытства или радости.
Из

Философия начинается с настроения – с удивления, ужаса/страха, озабоченности, любопытства или радости.
«основорасположения ужаса» возникает вопрос о смысле жизни

3. Персональность акта вопрошания

Слайд 112

Начало философствования –
настроение / настроенность.
Ключевое философское настроение:

3. Персональность акта вопрошания

Начало философствования – настроение / настроенность. Ключевое философское настроение: 3. Персональность акта вопрошания

Слайд 114

ОПЫТ УДИВЛЕНИЯ
(напр., описанный как «эффект бабочки»)

3. Персональность акта вопрошания

ОПЫТ УДИВЛЕНИЯ (напр., описанный как «эффект бабочки») 3. Персональность акта вопрошания

Слайд 115

ОПЫТ УДИВЛЕНИЯ
1. Описанный как «эффект бабочки»;
2. Описанный у Граббе (1801-1836):
«Всего лишь один

ОПЫТ УДИВЛЕНИЯ 1. Описанный как «эффект бабочки»; 2. Описанный у Граббе (1801-1836):
раз появиться в мире, и именно жестянщиком в Детмольде!»
(подлинно онтологический вопрос)
3. Описанный в «биографии» Рамакришны:

3. Персональность акта вопрошания

Слайд 116

Н. von Hofmannsthal. Lettres du voyageur а son retour / Lettre de Lord

Н. von Hofmannsthal. Lettres du voyageur а son retour / Lettre de
Chandos. Paris, 1992. Р. 156-157. Речь идет о Рама Кришне.

«Он шел через поля, юноша шестнадцати лет, когда взглянул на небо и увидел кортеж белых цапель, пересекающий небо в вышине:

Слайд 117

и ничего больше, только белизна живых созданий, скользящих в синем небе,
ничего, только

и ничего больше, только белизна живых созданий, скользящих в синем небе, ничего,
эти два цвета, один с другим;

Слайд 118

это неизгладимое впечатление вечности мгновенно пронзило его душу и отделило то, что было

это неизгладимое впечатление вечности мгновенно пронзило его душу и отделило то, что
связано, связало то, что было отделено, так что он упал на землю как подкошенный…»

Слайд 119

Философское различение
СУЩЕГО и БЫТИЯ.

4. Вопрос задаётся только изнутри фактичной жизни = сущего

Философское различение СУЩЕГО и БЫТИЯ. 4. Вопрос задаётся только изнутри фактичной жизни = сущего

Слайд 120

Философское различение
СУЩЕГО и БЫТИЯ.
Бытие про-яв-ляет (файноменон) себя сквозь/через сущее

4. Вопрос задаётся

Философское различение СУЩЕГО и БЫТИЯ. Бытие про-яв-ляет (файноменон) себя сквозь/через сущее 4.
только изнутри фактичной жизни = сущего

Слайд 121

Философское различение
СУЩЕГО и БЫТИЯ.
Бытие про-яв-ляет (файноменон) себя сквозь/через сущее
(NB: не «две

Философское различение СУЩЕГО и БЫТИЯ. Бытие про-яв-ляет (файноменон) себя сквозь/через сущее (NB:
реальности»)

4. Вопрос задаётся только изнутри фактичной жизни = сущего

Слайд 122

Как опознать момент мышления?

4. Вопрос задаётся только изнутри фактичной жизни = сущего

Как опознать момент мышления? 4. Вопрос задаётся только изнутри фактичной жизни = сущего

Слайд 123

Как опознать момент мышления?
Пауза / стояние (времени=сознания

4. Вопрос задаётся только изнутри фактичной

Как опознать момент мышления? Пауза / стояние (времени=сознания 4. Вопрос задаётся только
жизни = сущего

Слайд 124

Как опознать момент мышления?
Пауза / стояние (времени=сознания
Неповседневность опыта

4. Вопрос задаётся только изнутри

Как опознать момент мышления? Пауза / стояние (времени=сознания Неповседневность опыта 4. Вопрос
фактичной жизни = сущего

Слайд 125

Как опознать момент мышления?
Пауза / стояние (времени=сознания
Неповседневность опыта
Усилие / страдание / [рана]

4.

Как опознать момент мышления? Пауза / стояние (времени=сознания Неповседневность опыта Усилие /
Вопрос задаётся только изнутри фактичной жизни = сущего

Слайд 126

Как опознать момент мышления?
Пауза / стояние (времени=сознания
Неповседневность опыта
Усилие / страдание / [рана]
Недеяние

Как опознать момент мышления? Пауза / стояние (времени=сознания Неповседневность опыта Усилие /
(ср. : у-вэй)

4. Вопрос задаётся только изнутри фактичной жизни = сущего

Слайд 127

Как опознать момент мышления?
Пауза / стояние (времени=сознания
Неповседневность опыта
Усилие / страдание / [рана]
Недеяние

Как опознать момент мышления? Пауза / стояние (времени=сознания Неповседневность опыта Усилие /
(ср.: у-вэй)
Концентрация на акте мышления

4. Вопрос задаётся только изнутри фактичной жизни = сущего

Слайд 128

Как опознать момент мышления?
Пауза / стояние (времени=сознания
Неповседневность опыта
Усилие / страдание / [рана]
Недеяние

Как опознать момент мышления? Пауза / стояние (времени=сознания Неповседневность опыта Усилие /
(ср.: у-вэй)
Концентрация на акте мышления
NB: непроизвольность!

4. Вопрос задаётся только изнутри фактичной жизни = сущего

Слайд 129

Доверие сказавшему: «Получилось».
Любовь себя покажет только влюблённому,

4. Вопрос задаётся только изнутри

Доверие сказавшему: «Получилось». Любовь себя покажет только влюблённому, 4. Вопрос задаётся только
фактичной жизни = сущего

Слайд 130

Доверие сказавшему: «Получилось».
Любовь себя покажет только влюблённому, Бог – верующему,

4. Вопрос

Доверие сказавшему: «Получилось». Любовь себя покажет только влюблённому, Бог – верующему, 4.
задаётся только изнутри фактичной жизни = сущего

Слайд 131

Доверие сказавшему: «Получилось».
Любовь себя покажет только влюблённому, Бог – верующему, игра –

Доверие сказавшему: «Получилось». Любовь себя покажет только влюблённому, Бог – верующему, игра
играющему,

4. Вопрос задаётся только изнутри фактичной жизни = сущего

Слайд 132

Доверие сказавшему: «Получилось».
Любовь себя покажет только влюблённому, Бог – верующему, игра –

Доверие сказавшему: «Получилось». Любовь себя покажет только влюблённому, Бог – верующему, игра
играющему, искусство - творящему

4. Вопрос задаётся только изнутри фактичной жизни = сущего

Слайд 133

Доверие сказавшему: «Получилось».
Любовь себя покажет только влюблённому, Бог – верующему, игра –

Доверие сказавшему: «Получилось». Любовь себя покажет только влюблённому, Бог – верующему, игра
играющему, искусство - творящему
«Философствование, которое не начинается с мгновений истинного чувства, лишено корней и беспредметно»
(А. М. Пятигорский, видео.
+ Нет своей философии - не занимайся никакой!)

4. Вопрос задаётся только изнутри фактичной жизни = сущего

Слайд 134

Возможно «ИНСЦЕНИРОВАНИЕ» / ПРОБУЖДЕНИЕ ситуации мышления

Мышление = схватывание = понимание
(греч. схема; ср.

Возможно «ИНСЦЕНИРОВАНИЕ» / ПРОБУЖДЕНИЕ ситуации мышления Мышление = схватывание = понимание (греч.
пон-я-ть, вз-я-ть)
«Понятия философии схватывают ЦЕЛОЕ,

Слайд 135

Возможно ИНСЦЕНИРОВАНИЕ / ПРОБУЖДЕНИЕ ситуации схватывания

Схватывание = понимание (пон-я-ть, вз-я-ть)
«Понятия философии схватывают

Возможно ИНСЦЕНИРОВАНИЕ / ПРОБУЖДЕНИЕ ситуации схватывания Схватывание = понимание (пон-я-ть, вз-я-ть) «Понятия
ЦЕЛОЕ, но они всегда заодно захватывают и понимающего человека…

Слайд 136

Возможно ИНСЦЕНИРОВАНИЕ / ПРОБУЖДЕНИЕ ситуации схватывания

Схватывание = понимание (пон-я-ть, вз-я-ть)
«Понятия философии схватывают

Возможно ИНСЦЕНИРОВАНИЕ / ПРОБУЖДЕНИЕ ситуации схватывания Схватывание = понимание (пон-я-ть, вз-я-ть) «Понятия
ЦЕЛОЕ, но они всегда заодно захватывают и понимающего человека… Нет никакого схватывания целого без захваченности философствующей экзистенции»

Слайд 137

Возможно ИНСЦЕНИРОВАНИЕ / ПРОБУЖДЕНИЕ ситуации схватывания

Схватывание = понимание (пон-я-ть, вз-я-ть)
«Понятия философии схватывают

Возможно ИНСЦЕНИРОВАНИЕ / ПРОБУЖДЕНИЕ ситуации схватывания Схватывание = понимание (пон-я-ть, вз-я-ть) «Понятия
ЦЕЛОЕ, но они всегда заодно захватывают и понимающего человека… Нет никакого схватывания целого без захваченности философствующей экзистенции»
Цена понимания: человек уже никогда не будет таким, как прежде
(М. Мамардашвили: человек «теряет себя»,
приобретает «опыт страдания», «умирает»)

Слайд 138

5. Философский акт - трансцендирование

Образец описания трансцендирования – работа М. Хайдеггера «Что

5. Философский акт - трансцендирование Образец описания трансцендирования – работа М. Хайдеггера
такое метафизика?» (демонстрирующая сам процесс трансцендирования)

Слайд 139

«Метафизика – это вопрошание сверх сущего, выход за его пределы (trans), так

«Метафизика – это вопрошание сверх сущего, выход за его пределы (trans), так
что мы получаем после этого сущее для понимания как таковое и в целом».

Слайд 140

«Метафизика – это вопрошание сверх сущего, выход за его пределы (trans), так

«Метафизика – это вопрошание сверх сущего, выход за его пределы (trans), так
что мы получаем после этого сущее для понимания как таковое и в целом».
= из наличного (преднаходимого) сущего можно выйти к внутримирному сущему («осмысление сущности сущего») – путём его тематизации (артикуляции)

Слайд 141

«Метафизика – это вопрошание сверх сущего, выход за его пределы (trans), так

«Метафизика – это вопрошание сверх сущего, выход за его пределы (trans), так
что мы получаем после этого сущее для понимания как таковое и в целом».
= из наличного (преднаходимого) сущего можно выйти к внутримирному сущему («осмысление сущности сущего») – путём его тематизации (артикуляции)
ЭКЗИСТЕНЦИЯ
(эк-статичное «выступление из»)

Слайд 142

Выход за пределы сущего – выдвинутость в Ничто, свободное отпускание себя в

Выход за пределы сущего – выдвинутость в Ничто, свободное отпускание себя в
Ничто, в человеческую безопорность. Это и есть ОТКРЫТОСТЬ и УДИВЛЕНИЕ

Слайд 143

Выход за пределы сущего – выдвинутость в Ничто, свободное отпускание себя в

Выход за пределы сущего – выдвинутость в Ничто, свободное отпускание себя в
Ничто, в человеческую безопорность. Это и есть ОТКРЫТОСТЬ и УДИВЛЕНИЕ
На языке И. Канта:
«Переход от обусловленного к его условиям»

Слайд 144

= выход из индивидуальных манифестаций в универсум «непроявленного»
Ср. в Веданте: «Сознание любого

= выход из индивидуальных манифестаций в универсум «непроявленного» Ср. в Веданте: «Сознание
существа, обладающего Знанием, тождественно Брахману… Тому, Кто не может стать объектом… Брахман является субъектом любого познания»
(Р. Генон)
Ср. христианские техники эпифании

Слайд 145

«Предметом философского вопрошания является человеческое вот-бытие, вопрошающее о характере своего бытия»
(М. Хайдеггер)

«Предметом философского вопрошания является человеческое вот-бытие, вопрошающее о характере своего бытия» (М. Хайдеггер)

Слайд 146

Как совершается экзистенция?
Мир не есть нечто «посюстороннее»,
по отношению к которому ГДЕ-ТО начинается

Как совершается экзистенция? Мир не есть нечто «посюстороннее», по отношению к которому
«потустороннее»
как «результат» трансценденции, начавшейся ВНЕ ЕГО.
(М. Хайдеггер)
[относительность демаркации «внешнего» и «внутреннего», «мира» и «человека»…]

Слайд 147

Мир с его рельефом, регионами сущего и пр. – и есть трансцендирующий

Мир с его рельефом, регионами сущего и пр. – и есть трансцендирующий
человек (сущее в целом) в его «потусторонности».
Экзистенция представляет собой вход в обнаружение сущего как такового.
(М. Хайдеггер)

Слайд 148

Для этого необходимо снова и снова совершать односложный шаг, посредством которого мы

Для этого необходимо снова и снова совершать односложный шаг, посредством которого мы
переступаем к тому, что высказывает СЛОВО, и выводим бытие в несокрытость.

Слайд 149

К «САМИМ ПРЕДМЕТАМ» МОЖНО ОБРАТИТЬСЯ
ТОЛЬКО ЧЕРЕЗ ЯЗЫКОВЫЕ МАНИФЕСТАЦИИ
(ЭТИХ ПРЕДМЕТОВ).

К «САМИМ ПРЕДМЕТАМ» МОЖНО ОБРАТИТЬСЯ ТОЛЬКО ЧЕРЕЗ ЯЗЫКОВЫЕ МАНИФЕСТАЦИИ (ЭТИХ ПРЕДМЕТОВ).

Слайд 150

Σωον λογον έχον

«Живущее, чьё бытие сущностно определяется способностью говорить»

Σωον λογον έχον «Живущее, чьё бытие сущностно определяется способностью говорить»

Слайд 151

Σωον λογον έχον

«Живущее, чьё бытие сущностно определяется способностью говорить»
Метафизика как предельный смысл

Σωον λογον έχον «Живущее, чьё бытие сущностно определяется способностью говорить» Метафизика как
мира хранится в тайне, утаена (κρύπτειν), а открывается и становится явной в речи (λέγειν), будучи сказанной

Слайд 152

ЯЗЫК НИКОГДА НЕ ЕСТЬ ЯЗЫК ГОВОРЯЩЕГО,
НО ВСЕГДА ЯЗЫК БЕСЕДЫ, КОТОРУЮ ВЕДУТ С

ЯЗЫК НИКОГДА НЕ ЕСТЬ ЯЗЫК ГОВОРЯЩЕГО, НО ВСЕГДА ЯЗЫК БЕСЕДЫ, КОТОРУЮ ВЕДУТ
НАМИ ВЕЩИ
Г.-Г. Гадамер
(неинструментальный характер языка)

Слайд 153

Что «ДАЁТ» философия?
«ЗАЧЕМ» она? Какова её «ЦЕЛЬ»?

Что «ДАЁТ» философия? «ЗАЧЕМ» она? Какова её «ЦЕЛЬ»?

Слайд 154

Что «ДАЁТ» философия?
«ЗАЧЕМ» она? Какова её «ЦЕЛЬ»?
миг = «бьющееся сердце времени» =

Что «ДАЁТ» философия? «ЗАЧЕМ» она? Какова её «ЦЕЛЬ»? миг = «бьющееся сердце
собственно жизнь =
= «жизнь нашего сознания» (Мамардашвили).
Это не дано, это обнаруживается = СЛУЧАЕТСЯ
(открывается, α̉λήθεια)

Слайд 155

В формулировке Парменида:
«…ибо мыслить – то же, что быть»

В формулировке Парменида: «…ибо мыслить – то же, что быть»

Слайд 156

НИЗАЧЕМ.
«Целью философии является сама философия. Так же как цель поэзии – сама

НИЗАЧЕМ. «Целью философии является сама философия. Так же как цель поэзии – сама поэзия» (М. Мамардашвили)
поэзия»
(М. Мамардашвили)
Имя файла: Квазиопределения-философии.pptx
Количество просмотров: 62
Количество скачиваний: 0