Средневековая философия. Лекция 4. ч. 1

Содержание

Слайд 2

Общая характеристика философии Средневековья.
Этапы:
Апологетика.
Раннее средневековье (патристика).
Зрелое средневековье (схоластика).
3. Философия Эпохи Возрождения.

Лекция 4.

Общая характеристика философии Средневековья. Этапы: Апологетика. Раннее средневековье (патристика). Зрелое средневековье (схоластика).
ч. 1
Средневековая философия
ч. 2. Эпоха Возрождения

Слайд 3

Понятийный словарь:

1. Апологетика
2. Патристика
3. Схоластика.
4. Теоцентризм.
5. Секуляризация.
6. Антропоцентризм.

Понятийный словарь: 1. Апологетика 2. Патристика 3. Схоластика. 4. Теоцентризм. 5. Секуляризация. 6. Антропоцентризм.

Слайд 4

Средневековая философия – это ведущее философское направление 4-15 вв., которое признавало Бога

Средневековая философия – это ведущее философское направление 4-15 вв., которое признавало Бога
в качестве высшего сверхчувственного существующего начала, а весь окружающий мир – его творением.
Основные черты:
Теоцентризм (Бог- главная причина всего сущего).
Господство догматов ( истины, не нуждающиеся в доказательстве): о творении «Бог сотворил окружающий мир» и об откровении «мир можно познать, только познав Бога».
Идея объединения всех людей разных сословий, профессий, национальностей при помощи христианской веры
Философы средних веков говорили, что все люди, приняв крещение, в будущей жизни обретут те блага, которых они лишены в этой жизни. 
Идея бессмертия души уравнивала всех: нищего и царя, ремесленника и мытаря, женщину и мужчину.

Общая характеристика философии Средневековья

Слайд 5

Ветхий и Новый завет – договор Бога с человечеством.
Основные библейские идеи философской

Ветхий и Новый завет – договор Бога с человечеством. Основные библейские идеи
значимости:
Монотеизм (Бог един и уникален). Конец политеизма (мн-во богов).
Теоцентризм (источник всякого бытия, красоты и блага является Бог).
Креационизм (учение о сотворении мира Богом из ничего).
Вера (возвышается над интеллектом).
Добрая воля (за счет собственных усилий исполнить то, чего хочет Бог при соблюдении библейских заветов).
Этика долга (человек ответственен перед Богом за соблюдение морального закона).
Совесть (в Ветхом Завете не употребляется, а в Новом Завете- около 30 раз).
Любовь (Бог есть любовь. Кто не любит, тот не познал Бога. Три главные ценности христианства: вера, надежда, любовь).
Надежда и провидение (время не циклично, история – заранее задуманный план).
Духовность человека (у него не два измерения «душа и тело», а есть еще дух – причастие к Богу).
Символизм.

Библия

Слайд 6

Проблема бытия: все философы согласны что бытие – это Бог, но есть

Проблема бытия: все философы согласны что бытие – это Бог, но есть
различия в трактовке степени причастности к бытию.
Проблема универсалий: сущность проблемы восходит к спору Платона и Аристотеля о первичности материи или идеи. Вопрос средневековья: как относится божественный разум и божественная воля? Появились реалисты (божественный разум первично) и номиналисты (божественная воля первична, т.е. вещь появляется, а потом осознается в уме Бога).
Проблема теодицей: если Бог добр и всемогущ, то откуда в мире зло?

Основные проблемы:

Слайд 7

Проблема отношения к природе. В средневековье сформировалось новое восприятие природы, отличное от

Проблема отношения к природе. В средневековье сформировалось новое восприятие природы, отличное от
античного. Природа, как предмет Божественного творения, теперь не считалась самостоятельным предметом для изучения, как это было принято в античности. Человека ставили над природой, называли ее повелителем и Царем природы. Это отношение к природе мало способствовало ее научному изучению.
Проблема Человека как подобия Божьего. Человек рассматривался двояко, с одной стороны, как подобие и образ Бога, с другой — как и у древнегреческих философов — как «разумное животное». Стоял вопрос, какой природы в человеке больше? Философы античности тоже высоко превозносили человека, но теперь он, как подобие Бога, вовсе выходит за пределы природы и становится над нею.

Основные проблемы:

Слайд 8

1-й этап Апологетика — утверждение о триединстве Бога, доказательство Его существования, пересмотр

1-й этап Апологетика — утверждение о триединстве Бога, доказательство Его существования, пересмотр
раннехристианских символов и ритуалов служения к новым условиям.
2-й этап Патристика — установление господства католической христианской церкви во всех сферах; сущность Бога; триединство Бога; свобода человека через спасение или гибель души
3-й этап Схоластика — переосмысление догматов, узаконенных в предыдущие периоды; ясное обоснование положений христианства.

3 этапа философии средневековья:

Слайд 9

Апологетика (от греч. ἀπολογία — защита, оправдание)— это основной раздел богословия, в котором

Апологетика (от греч. ἀπολογία — защита, оправдание)— это основной раздел богословия, в
доказывается истинность бытия Бога и главных положений христианской веры при помощи рациональных средств.
Главные представители апологетики — Климент Александрийский и Тертуллиан.
К выдающимся мыслителям 1-го этапа средневековой философии относят апологетиков Татиана и Оригена.
Татиан собрал во едино четыре Евангелия (от Марка, Матфея, Луки, Иоанна). Они стали называться Новым Заветом.
Ориген стал автором отрасли филологии, которая была основана на библейских сказаниях. Он ввел понятие Богочеловека. Разработал учение о трех уровнях смысла Библии: телесном (буквальном), душевном (моральном) и духовном (мистическом).

Апологетика:

Слайд 10

Особенностью изложения является обоснование не на основании авторитета Священного Писания и Предания,

Особенностью изложения является обоснование не на основании авторитета Священного Писания и Предания,
а главным образом, с позиции интеллектуальных, моральных, культурных и других общепризнанных норм и критериев.
В рамках основного богословия:
формулируются фундаментальные основы христианского вероучения, критика язычества.
систематически излагаются основания или доказательства, на которых покоится и которыми оправдывается вера христианина в безусловную истину коренных основ религиозно-христианского учения.
опровергается критика христианских истин со стороны нехристианских и нерелигиозных воззрений.

Апологетика:

Слайд 11

Патристика (от греческого «pater» — отец) — это теология и философия Отцов

Патристика (от греческого «pater» — отец) — это теология и философия Отцов
Церкви, продолживших дело Апостолов.
В период 2-го этапа средневековой философии доказывать существование Бога уже не было необходимости. Начался этап распространения христианской веры.
Выдающимся мыслителем в период патристики был Боэций. Он обобщил философию средних веков для преподавания в университетах.
Универсалии – это детище Боэция. Он разделил 7 направлений знаний на 2 вида дисциплин — гуманитарные (грамматика, диалектика, риторика) и естествознание (арифметика, геометрия, астрономия, музыка).

Патристика:

Слайд 12

Аврелий Августин Блаженный – христианский философ и теолог, заложил основы католицизма.
Утверждал, что

Аврелий Августин Блаженный – христианский философ и теолог, заложил основы католицизма. Утверждал,
Бог существует.
Доказательством является его присутствие во всем, т.к. все – это творение Бога. Бог творил, творит и будет творить.
Ход истории и жизнь общества представляют собой борьбу двух Царств: Божьего и Земного.
Вопрос о соотношении судьбы и свободной
воли человека (свобода есть, но она дарована Богом и может
привести ко злу, если неверно ею воспользоваться).
Благодать – дарована Богом и не надо кичиться
своими достижениями. Она не дается за заслуги, а для
праведной жизни.
Откуда зло? Это неправильное использование свободной воли

Августин Блаженный

Слайд 13

Схоластика (от греческого «школа») соединяет теологию с рационалистическим подходом к вопросам и

Схоластика (от греческого «школа») соединяет теологию с рационалистическим подходом к вопросам и
проблемам философии.
Ориентирована на ясное и доступное рациональное объяснение положений христианских вероучений.
К выдающимся мыслителям схоластики относят монаха Фому Аквинского. Он систематизировал постулаты церкви, указал 5 несокрушимых доказательств существования Бога.

Схоластика:

Слайд 14

Родился в Италии. Один из семи детей графа Ландольфа Аквинского. Мать

Родился в Италии. Один из семи детей графа Ландольфа Аквинского. Мать Фомы
Фомы Теодора происходила из состоятельного неаполитанского рода. Преподавал во Франции и Италии.
Взгляды основаны на учениях Аристотеля.
Задача Фомы состояла в примирении веры и знания.
Бог представлен в человеке в виде
совести, а добродетели разделяет на
умственные и нравственные

Фома Аквинский
(1225-1274 гг) :

Слайд 15

Выдвинул пять доказательств существования Бога:
Причина (все что существует имеет первопричину, т.е. первопричина

Выдвинул пять доказательств существования Бога: Причина (все что существует имеет первопричину, т.е.
-Бог).
Случайность и необходимость (случайное зависит от необходимости, т.е. первоначальная необходимость – Бог).
Движение (все, что движется, движимо кем-то_.
Степень качества (все, что существует, имеет качество. Но есть идеал – Бог).
Цель (все имеет цель, значит есть разумное начало всему –Бог).

Фома Аквинский
(1225-1274 гг) :

Слайд 16

Фома разделял сущность и существование (любая вещь есть сущность, которая обрела существование

Фома разделял сущность и существование (любая вещь есть сущность, которая обрела существование
по воле Божьей. Но Бог как дал право на существование, так его и забирает).
Говорил, что вера и знание не одно и тоже.
Индивидуальность человека определяется единством души и тела, при этом животворящей силой обладает душа – нематериальная, бессмертная субстанция, обретает свою полноту лишь в единстве с телом.
Зло есть менее совершенное благо и необходимо для преодоления всех ступеней совершенства.
В 1323 г. причислен к лику святых. В 1879 г. его учения признаны официальной идеологией католицизма.

Фома Аквинский
(1225-1274 гг) :

Слайд 17

стала связующим звеном между античной философией и философией эпохи Возрождения и нового

стала связующим звеном между античной философией и философией эпохи Возрождения и нового
времени;
сохранила и развила ряд античных философских идей, поскольку возникла на основе античной философии христианского учения;
положила начало появлению в будущем эмпирического и рационалистического направлений философии как результатам соответственно практики номиналистов опираться на опыт (эмпиризм) и повышенного интереса к проблеме самосознания (рационализм);
пробудила интерес к осмыслению исторического процесса.

Влияние на развитие философии:

Слайд 18

Факультет экономики Преп. к.с.н. Богма Кристина Александровна bogmaka@uriu.ranepa.ru

Ч. 2. философия эпохи Возрождения

Южно-Российский

Факультет экономики Преп. к.с.н. Богма Кристина Александровна bogmaka@uriu.ranepa.ru Ч. 2. философия эпохи
институт управления

Профессиональный модуль
«Основы философии»

Слайд 19

Философия эпохи Возрождения (14-17 вв) – совокупность философских направлений, которые объединяла

Философия эпохи Возрождения (14-17 вв) – совокупность философских направлений, которые объединяла антицерковная
антицерковная и антисхоластическая направленность, устремленность к человеку, вера в его великие физический и духовный потенциал.
Под словом Возрождение (Ренессанс) – возрождение ценностей и культурных традиций античности.
Секуляризация – отделение сфер жизнедеятельности от влияния церкви.
Переход от теоцентризма к антропоцентризму.
Переосмысление античного наследия.

Общие черты:

Слайд 20

Совершенствование орудий труда и производственных отношений.
Кризис феодализма, развитие ремесла и торговли.
Усиление

Совершенствование орудий труда и производственных отношений. Кризис феодализма, развитие ремесла и торговли.
роли городов.
Усиление светской власти.
Научно-технические открытия.
Повышение уровня образованности в целом.
Великие географические открытия.
Плюрализм мнений.
Пантеизм – тождество Бога и природы.

Предпосылки возникновения:

Слайд 21

Гуманистическое – центром была Италия.
Основные черты:
Антицерковная направленность.
Стремление уменьшить всемогущество Бога и

Гуманистическое – центром была Италия. Основные черты: Антицерковная направленность. Стремление уменьшить всемогущество
доказать самоценность человека.
Антропоцентризм.
Слияние философии с литературой.
Представители: Данте Алигьери (восхвалял христианство, но высмеивал догматы), Франческо Петрарка (вносит идею о том, что человеку жизнь дается один раз и прожить ее надо не для Бога, а для себя).

Основные направления:

Слайд 22

Натурфилософское – пыталось развенчать ряд положений учения Церкви о Боге, Вселенной, Космосе

Натурфилософское – пыталось развенчать ряд положений учения Церкви о Боге, Вселенной, Космосе
и мироздания, опираясь на астрономические и научные открытия.
Обосновали материалистический взгляд на мир, формировали научное мировоззрение
Представители: Леонардо да Винчи, Николай Коперник (гелиоцентризм), Джордано Бруно (Солнце- центр по отношению только к земле), Галилео Галилей (изобрел телескоп, открыл спутники планет).

Основные направления:

Слайд 23

Мистическое – направлено на постижение Бога в особом состоянии, когда человека посещают

Мистическое – направлено на постижение Бога в особом состоянии, когда человека посещают
мистические видения.
Представители: Я. Бёме (проблема зла, разгадка которого в том, что все для своего проявления нуждается в контрасте, т.к. без противоположностей ничего не обнаруживается).

Основные направления:

Слайд 24

Политическое – изучало проблемы управления государством, поведение правителей, методы влияния на народ.

Политическое – изучало проблемы управления государством, поведение правителей, методы влияния на народ.

Представитель: Никколо Макиавелли (уловил разрыв между тем, что есть и тем, что должно быть; правитель имел право отступать от принципов добра; человек – изначально зол, а движущая сила поступков – эгоизм, государство его обуздывает).

Основные направления:

Слайд 25

Утопическо – социалистическое – искало идеально-фантастические формы построения общества и государства, основанные

Утопическо – социалистическое – искало идеально-фантастические формы построения общества и государства, основанные
на отсутствии частной собственности и всеобщем уравнении.
Представители: Томас Мор, Томмазо Кампанелла

Основные направления:

Слайд 26

Реформация – была нацелена на реформу католицизма, демократизацию церкви.
Представители: Мартин Лютер

Реформация – была нацелена на реформу католицизма, демократизацию церкви. Представители: Мартин Лютер
(лютеранство; считал, что между Богом и верующими не должно быть церкви, обряды надо упростить);
Жан Кальвин (людям изначально предопределено Богом или быть спасенными, или погибнуть, воплотил протестантизм на практике).

Основные направления:

Слайд 27

1. Материал лекции.
2. Понятийный словарь.
3. Доклад:
Философы эпохи Возрождения (6 направлений = 6

1. Материал лекции. 2. Понятийный словарь. 3. Доклад: Философы эпохи Возрождения (6
докладов по 3-5 минут СВОБОДНОГО рассказа)

Домашнее задание:

Слайд 28

«Правители нуждаются в мудрецах значительно больше, чем мудрецы в правителях – Фома

«Правители нуждаются в мудрецах значительно больше, чем мудрецы в правителях – Фома
Аквинский.
«Если положения веры и оспариваются, то не потому, что истины сомнительны, а потому, что разум слаб» - Фома Аквинский.
«Знание есть форма души, а здоровье – тела» - Фома Аквинский.
«Всем нравится красивая лошадь, но почему то совершенно нет желающих ею стать» – Августин Блаженный.
«Злой человек вредит самому себе прежде, чем повредит другому» - Августин Блаженный.
«Тот, кто добр, – свободен, даже если он раб; тот, кто зол, – раб, даже если он король» - Августин Блаженный.

Тезисы для ЭССЕ: