Платон и неоплатонизм, Теодицея в античности

Слайд 2

Платон - родоначальник
философского монотеизма

Троичность бытия
Теодицея, касающаяся единого бога
Бог - не причина всего,

Платон - родоначальник философского монотеизма Троичность бытия Теодицея, касающаяся единого бога Бог
а только благих вещей
Божьи наказания в отношении злых людей также являются благом, ибо они полезны людям.
Бог неизменен и прост

Слайд 3

Неоплатонизм

— идеалистическое направление, зародившееся в эпоху поздней Античности и опирающееся на терминологию

Неоплатонизм — идеалистическое направление, зародившееся в эпоху поздней Античности и опирающееся на
Платона
Иерархия Бытия по нисходящим ступеням: Единое - Ум - Душа
Признание нашего мира “Космоса” “нисхождением Единого”
Единое - непознаваемая субстанция, Ум - познаваемая

Слайд 4

Неоплатонизм

Недоверие к материи и материальным формам как к “темницам души”
Весь мир -

Неоплатонизм Недоверие к материи и материальным формам как к “темницам души” Весь
самопознание, порождение Единого
Если весь мир - порождение Единого, откуда зло?

Слайд 5

Плотин

Зло как недостаток блага
Все идеи абсолютно благие -> идеи зла не существует.

Плотин Зло как недостаток блага Все идеи абсолютно благие -> идеи зла
Зло можно познавать лишь по сравнению с добром. Зла не существует как сущности, им называется отсутствие блага.
Творец не зол, а благ, и мир как Его творение
есть абсолютное благо. Зло только кажется нам существующим, а именно там, где существует недостаток добра.

Слайд 6

Плотин

Непостижимость божественного замысла
На некотором уровне человек может понять необходимость такого устройства мира

Плотин Непостижимость божественного замысла На некотором уровне человек может понять необходимость такого
- зло существует именно для человека, для познания добра
Зло есть проявление Божественной мудрости и Божественной справедливости. Человек должен не просто наблюдать существование в мире зла, а бороться с ним
Для гармонии мира зло существует как необходимая его часть.