Слайд 2Сэр Карл Раймунд Поппер – австрийский и британский философ и социолог. Один

из самых влиятельных философов науки XX столетия.
Карл Раймунд Поппер родился 28 июля 1902 года в Вене в семье юриста из Богемии Симона Зигмунда Карла Поппера и Дженни Шиф.
Слайд 3Оказали влияние в юном возрасте
Ф. Энгельс
К. Маркс
К. Каутский
Э. Бернштейн

Слайд 5Критический рационализм
Критический рационализм – это эпистемологическая философия, выдвинутая Карлом Поппером на том основании,

что, если утверждение не может быть логически выведено (из того, что известно), тем не менее его можно логически фальсифицировать.
Истина объективна, а знание носит предположительный характер, может быть подвержено ошибкам и должно постоянно пересматриваться (принцип фаллибилизма)
Карл Раймунд Поппер: «Я могу ошибаться, а вы можете быть правы; сделаем усилие, и мы, возможно, приблизимся к истине»
Слайд 6Принцип фальсификации
Принцип фальсификации – основной критерий научности согласно модели развития науки

через предположения и опровержения.
Принцип фальсификации говорит о том, что проверять научную осмысленность и достоверность научных теорий необходимо не посредством поиска доказательных фактов, а посредством поиска фактов опровергающих.
Карл Раймунд Поппер: «Мы можем сказать, что наука начинается с проблем и развивается от них к конкурирующим теориям, которые оцениваются критически. В большинстве случаев, и притом в самых интересных, теория терпит неудачу, в результате чего возникают новые проблемы. Достигнутый при этом прогресс можно оценить интеллектуальным расстоянием между первоначальной проблемой и новой проблемой, которая возникает из крушения теории. Этот цикл можно описать посредством схемы».
Слайд 7P1 => TT => EE => P2
где P1 – исходная проблема, ТТ – пробная теория, которая может

быть (частично или в целом) ошибочной, ошибки ЕЕ, новая проблема P2.
Поппер предлагает рассматривать науку как прогрессирующую от одной проблемы к другой (а не от теории к теории) – от менее глубокой к более глубокой проблеме.
Карл Раймунд Поппер: «С объективной точки зрения, эпистемология представляет собой теорию роста знания, теорию решения проблем или, другими словами, теорию построения, критического обсуждения, оценки и критической проверки конкурирующих гипотетических теорий».
Слайд 8 Поппер считает, что, "рациональность науки состоит в рациональном выборе новой теории, а

не в дедуктивном развитии теорий".
Поппер отрицает представления логических позитивистов о дедуктивном развитии теорий (о теории как аксиоматизированной дедуктивной системе высказываний) и об индуктивном происхождении законов и теоретических терминов (используя текст М. Борна, Поппер говорит: ««наблюдение или эксперимент… не могут дать более чем конечное число повторений», следовательно, «утверждение закона – B зависит от A – всегда выходит за границы опыта»». Поппер утверждает, что, хотя «вера в то, что наука развивается от наблюдения к теории, все еще так широко распространена», «ни одна научная теория не может быть выведена из высказываний наблюдения».
Карл Раймунд Поппер: «Теории – это наши собственные изобретения, наши собственные идеи. Они не навязываются нам извне, а представляют собой созданные нами инструменты нашего мышления, наши открытия направляются нашими теориями, и теории не являются результатами открытий, «обусловленных наблюдением»».
Слайд 9Гносеология
Гносеология — раздел философии, изучающий взаимоотношение субъекта и объекта в процессе познавательной

деятельности, отношение знания к действительности, возможности познания мира человеком, критерии истинности и достоверности знания.
В своих поздних работах он выдвинул гипотезу трёх миров:
Мир физических объектов и состояний.
Мир психических и ментальных состояний сознания.
Мир объективного знания (сюда входят содержание научных гипотез, литературные произведения и другие не зависящие от субъективного восприятия объекты).
Мир физических объектов взаимодействует с миром психических состояний, а тот порождает мир объективного знания, который не зависим от своих создателей. Таким образом, знание по Попперу не зависит от познающего субъекта
Слайд 10Социальная теория
Свой критический подход Поппер также применял и к социальным наукам. Так

появилась идея открытого общества — общества, в котором индивиды могут свободно критиковать действия своего правительства. В таком обществе правительство гарантирует индивидам такую возможность, а неудовлетворительные политические программы элиминируются так же, как и фальсифицированные научные теории. В таком обществе индивиды свободны от различных табу и принимают решения, исходя из достигнутого в результате договорённости консенсуса. Политическая элита в таком обществе не имеет неограниченной власти и может быть отстранена без кровопролития.