ренессанс

Содержание

Слайд 2

Возрожде́ние, или Ренесса́нс (фр. Renaissance, итал. Rinascimento) — эпоха в истории культуры Европы,

Возрожде́ние, или Ренесса́нс (фр. Renaissance, итал. Rinascimento) — эпоха в истории культуры
пришедшая на смену культуре Средних веков и предшествующая культуре нового времени.

Слайд 3

Отличительные черты эпохи Возрождения: - интерес к Античности - светский характер культуры (секуляризация) -

Отличительные черты эпохи Возрождения: - интерес к Античности - светский характер культуры (секуляризация) - антропоцентризм .
антропоцентризм

.

Слайд 5

совершенствование орудий труда и производственных отношений;
кризис феодализма;
развитие ремесла и торговли;
усиление городов, превращение их

совершенствование орудий труда и производственных отношений; кризис феодализма; развитие ремесла и торговли;
в торгово-ремесленные, военные, культурные и политические центры, независимые от феодалов и Церкви;
укрепление, централизация европейских государств, усиление светской власти;
появление первых парламентов;
отставание от жизни, кризис Церкви и схоластической философии; повышение уровня образованности в Европе ;
великие географические открытия (Колумба, Васко да Гамы, Магеллана);
научно-технические открытия (изобретение пороха, огнестрельного оружия, станков, доменных печей, микроскопа, телескопа, книгопечатания, открытия в области медицины и астрономии)

Предпосылки возникновения философии и культуры эпохи Возрождения:

Слайд 6

- гуманистический (XIV - сер. XV вв.) - Данте Алигьери, Ф. Петрарка,

- гуманистический (XIV - сер. XV вв.) - Данте Алигьери, Ф. Петрарка,
Л. Валла;
- неоплатоническое (сер. XV - первая пол. XVII вв.): Н. Кузанский, П. делла Мирандола;
- натурфилософское (XVI - нач. XVII вв.): А. Везалий, Н. Коперник, Д. Бруно, Г. Галилей, И. Кеплер,
- политическое (XV-XVI вв.): Н. Макиавелли;
- скептический (нач. XVII в.) – Э. Роттердамский, М. Монтень;
-реформационное (XVI-XVII вв.): М. Лютер, Ж. Кальвин, Т. Мюнцер
Утопически-социалистическое (XVI-XVII вв.): Т.Мор, Т. Кампанелла;

Основные направления философии эпохи Возрождения:

Слайд 7

антицерковная и антисхоластическая направленность;
стремление уменьшить всемогущество Бога и доказать ценность человека;
по своему

антицерковная и антисхоластическая направленность; стремление уменьшить всемогущество Бога и доказать ценность человека;
жанру гуманистическая философия сливалась с литературой, излагалась иносказательно и в художественной форме. Наиболее известные философы-гуманисты одновременно были писателями (Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Лоренцо Валла).

Гуманистическое направление (гуманизм):

Слайд 8

Данте Алигьери (1265 - 1321)

- автор «Божественной комедии» (им самим названной просто

Данте Алигьери (1265 - 1321) - автор «Божественной комедии» (им самим названной
«Комедия», поскольку в то время комедиями именовались литературные произведения с благополучным концом). В своем произведении Данте воспевает христианство, восхваляет человека , признает за человеком наличие как божественного, так и природного начала.

Слайд 9

Франческо Петрарка (1304 - 1374)

«Книга песен», трактат «О презрении к миру» (на

Франческо Петрарка (1304 - 1374) «Книга песен», трактат «О презрении к миру»
лат. языке).
По своим взглядам близок к Данте. Петрарка вносит в литературу, философию, культуру чуждые схоластике идеи:
- человеческая жизнь дается один раз и уникальна;
- человек должен жить не для Бога, а для самого себя;
человеческая личность должна быть свободной - как физически, так и духовно;
человеку принадлежит свобода выбора и право выражать себя в соответствии с этим.

Слайд 10

Лоренцо Валла (1407 - 1457)

трактат «О наслаждении как об истинном благе»:

Лоренцо Валла (1407 - 1457) трактат «О наслаждении как об истинном благе»:
ниспровергал церковные авторитеты; критиковал схоластику за искусственность, надуманность и неистинность;
в центр мироздания ставил человека;
верил в возможности человека и его разум; отвергал аскетизм и самоотрешение; призывал к активному действию, борьбе, смелости в изменении мира;
был сторонником равенства мужчины и женщины;
высшим благом считал наслаждение, которое понимал как удовлетворение материальных и моральных запросов человека.

Слайд 11

Теоретические идеи неоплатонизма:
- противопоставляли сложившейся и чрезмерно систематизированной схоластической философии новую

Теоретические идеи неоплатонизма: - противопоставляли сложившейся и чрезмерно систематизированной схоластической философии новую
философскую систему, основанную на идеях Платона;
предложили новую картину мира, в которой уменьшалась роль Бога и усиливалось значение первоначальных (по отношению к миру и вещам) идей;
не отрицали божественную природу человека, но в то же время рассматривали его как самостоятельный микрокосм;
призывали к переосмыслению ряда постулатов прежней философии и созданию целостной мировой философской системы, которая охватила бы собой и согласовала все имеющиеся философские направления.

Неоплатоническое направление:

Слайд 12

Николай Кузанский (1401 - 1464) был священнослужителем, богословом, однако придерживался новаторских для

Николай Кузанский (1401 - 1464) был священнослужителем, богословом, однако придерживался новаторских для
своего времени философских взглядов: дал новую трактовку бытия и познания, согласно которо й не существует разницы между Богом и Его творением (пантеизм - мир един, а Бог и окружающий мир, Вселенная - одно и то же); «единое» (Бог) и «бесконечное» (Его творение) относятся между собой как минимум и максимум (противоположности); а поскольку Бог и Его творение совпадают, то совпадают минимум и максимум; исходя из этого, Николаем Кузанским был выведен закон совпадения противоположностей: поскольку противоположности совпадают, то совпадают форма и материя (следовательно, сущность и существование неразрывны и бытие едино); едины идея и материя; реально существует актуальная бесконечность.

Представители неоплатонизма:

Слайд 13

стремление отделить философию от теологии;
формирование научного мировоззрения, свободного от теологии;
выдвижение новой картины

стремление отделить философию от теологии; формирование научного мировоззрения, свободного от теологии; выдвижение
мира (в которой Бог, Природа и Космос едины, а Земля не является центром Вселенной);
считали, что мир познаваем и в первую очередь благодаря чувственному познанию и разуму;
наиболее яркими представителями натурфилософии эпохи Возрождения являлись Андресас Везалий, Леонардо да Винчи, Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей.

Натурфилософское направление:

Слайд 14

, Николай Коперник (1473 - 1543)

опираясь на астрономические исследования, выдвинул принципиально иную

, Николай Коперник (1473 - 1543) опираясь на астрономические исследования, выдвинул принципиально
картину бытия: Земля не является центром Вселенной (отвергался геоцентризм); Солнце является центром по отношению к Земле (геоцентризм заменялся гелиоцентризмом), Земля вращается вокруг Солнца; все космические тела движутся по собственной траектории; космос бесконечен; процессы, происходящие в космосе, объяснимы с точки зрения природы и лишены «священного» смысла.

Слайд 15

Джордано Бруно (1548 — 1600)

развил и углубил философские идеи Коперника: Солнце является

Джордано Бруно (1548 — 1600) развил и углубил философские идеи Коперника: Солнце
центром только по отношению к Земле, но не центром Вселенной; Вселенная не имеет центра и бесконечна; Вселенная состоит из галактик (скоплений звезд); звезды - небесные тела, подобные Солнцу и имеющие свои планетные системы; число миров во Вселенной бесконечно; все небесные тела - планеты, звезды, а также все, что имеется на них, обладают свойством движения; не существует Бога, отдельного от Вселенной, Вселенная и Бог - одно целое. Идеи Джордано Бруно не были приняты католической Церковью, и он был сожжен на костре в 1600 г.
Имя файла: ренессанс.pptx
Количество просмотров: 54
Количество скачиваний: 0