Античная философия

Слайд 2

Античная философия: сперва греческая, а затем римская охватывают более чем тысячелетний период с

Античная философия: сперва греческая, а затем римская охватывают более чем тысячелетний период
VII в. до н. э. по VI в н. э. Зародилась античная философия в древнегреческих полисах (городах-государствах) демократической ориентации и содержанием, методами и целью отличалась от восточных способов философствования, мифологического объяснения мира, характерного ранней античной культуре. Формирование философского взгляда на мир подготавливалось древнегреческой литературой, культурой (произведениями Гомера, Гесиода, гномических поэтов), где ставились вопросы о месте и роли человека в универсуме, формировались навыки установления мотивов действий, а художественные образы структурировались соответственно чувствам гармонии, пропорции и меры.

Слайд 3

Философия приходит на смену предфилософским описаниям мира, содержащимся уже в поэмах Гомера

Философия приходит на смену предфилософским описаниям мира, содержащимся уже в поэмах Гомера
и Гесиода, тогда, когда происходит отказ от персонифицированного взгляда на мир, при котором каждый из богов-олимпийцев олицетворял ту или иную природную стихию, тот или иной социальный навык (Зевс, Посейдон, Аид, Афродита, Афина, Гефест, Арес и другие боги-олимпийцы), и начинается поиск безличного основания всех вещей, первосубстанции, которая у первых философов и отождествлялась чаще всего с той или иной природной стихией. Соответственно природа («фюсис» ) занимает центральное место в философских размышлениях, что позволяет характеризовать первых философов как «физиков» , «фисиологов» в терминологии Аристотеля.

Слайд 4

Особенности античной философии

Отличительной особенностью античной философии является единство трех взаимосвязанных между

Особенности античной философии Отличительной особенностью античной философии является единство трех взаимосвязанных между
собой моментов: объекта исследования, метода и цели.
Первый момент определяет содержание античной философии, которое конкретизируется в идеях космоцентризма. Теоре­тическую основу космоцентризма составляет представление о космосе как чувственно-материальном телесном, разумном, прекрасном существе, которое управляется космическим умом, а сам создаётся сверхразумным и сверхдушевным первоединством и определяет законы мира и судьбу человека.
Обращаясь ко второму моменту триединства, следует отметить следующую характерную особенность античной философии: стремление к рациональному объяснению всеобщего, бытия, реальности. Она не ограничевается конкретными фактами и опытными данными. Для нее более значим не отдельный факт или опыт, а разумный аргумент, логическое доказательство, знание. Это не только определяет научный характер философии, но и границы между философией, религией, мифом и искусством.
Античная философия в целом есть бескорыстная любовь к истине. Эта особенность определяет и ее третий момент – цель. Цель античной философии состоит в чистом созерцании истины, чистом желании достичь ее.

Слайд 5

Периодизация

Первый период – досократический (натурфилософский, или космологический), который датируется VII в. до

Периодизация Первый период – досократический (натурфилософский, или космологический), который датируется VII в.
н.э. – середина V в. до н.э. основан на переходе космогонии к немифологическим рационализированным учениям, которые уже связаны с интересом к проблемам природы и космоса как живого и самодвижущегося целого. Философы этого времени были заняты поиском первоначала всех вещей (милетская школа). Материалистическое направление связано, прежде всего, с представителями атомизма – Левкиппом и Демокритом. Основная оппозиция данного периода – противостояние учений Гераклита (объективная диалектика) и философов элейской школы Парменида и Зенона (утверждавших, что движение не мыслимо и невозможно). В учении Пифагора зарождается идеалистическое направление.
Второй период – классический (сократический), который датируется с середины V в. до н.э. до конца IV в. до н.э., когда центр внимания переносится с космоса на человека, делая его главным предметом своего исследова­ния и рассматривая как микрокосмос, пытаясь определить его сущность, а также обращает внимание на этико-социальные проблемы (софисты, Сократ и сократические школы). Поэтому этот период иногда определяют как «антропологический переворот» в античной философии. Появляются первые философские системы Платона и Аристотеля. В этот период формируются две магистральные противостоящие друг другу философские системы – «линия Демокрита» (материализм) и «линия Платона» (идеализм).