Философско-методологические проблемы понятий

Слайд 2

Здоровье - по определению Всемирной Организации Здоровья «это состояние полного физического, душевного

Здоровье - по определению Всемирной Организации Здоровья «это состояние полного физического, душевного
и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов». По мнению составителя словаря достичь крепкого и гармоничного здоровья, возможно лишь при условии хорошего знания «триединой» природы человека, знание ее трех сторон или трех ее модусов (модус мера, способ существования чего-либо): духовности, социальности и телесность. Это основные, органически взаимосвязанные стороны целостной человеческой природы. Исходя из сказанного, теперь здоровье можно определить как процесс достижения человеком состояния гармонии (меры, нормы) внутри каждого модуса (стороны) своей целостной природы и гармонии (меры, нормы) между ее тремя модусами: телесностью, социальностью и духовностью как человеческой сущностью. Каковы же индикаторы, критерии каждой стороны здоровья целостного человека.
1. Телесное здоровье отсутствия боли, физических дефектов, страданий, нормальное функционирование организма, его физиологических отправлений, хороший сон, аппетит и т. п.
2. Социальное здоровье человека возможно при нормальном функционировании его сознания, его души, его социальных, ценностных ориентаций. Ощутимыми признаками социального, общественного здоровья людей можно считать отсутствие, или малое проявление человеческой глупости, а главное умение преодолевать свой эгоизм во множестве своих проявлений.
3. Духовное здоровье. Основной критерий духовного здоровья человека его человечность, умение жить по совести, его всеобъемлющая любовь и доброе отношение к людям, к природе, постоянное следование высшему закону мудрости: «Делай другим то, чего ты желаешь себе».
Таким образом, жизнь человека по законам любви, мудрости, красоты, справедливости, их гармонии представляет собой главный путь к духовному, социальному и телесному здоровью. Человек, движимый высшими интересами и софийными мотивами, становится одухотворенным и счастливым, добрым и прекрасным, способным свершить чудеса.

Слайд 3

Норма — это термин, в который может вкладываться два основных содержания.
Первое —

Норма — это термин, в который может вкладываться два основных содержания. Первое
статистическое содержание нормы: это уровень или диапазон уровней функционирования организма или личности, который свойственен большинству людей и является типичным, наиболее часто встречающимся. В этом аспекте норма представляется некоторым объективно существующим явлением. Статистическая норма определяется посредством вычисления среднеарифметических значений некоторых эмпирических (встречающихся в жизненном опыте) данных. Например, большинство людей не боятся оказаться в замкнутом пространстве, следовательно, отсутствие такого страха — это статистически нормально.
Второе — оценочное содержание нормы: нормой считается некоторый идеальный образец состояния человека. У такого образца всегда есть философское и мировоззренческое обоснование как состояния «совершенства», к которому должны в той или иной мере стремиться все люди. В этом аспекте норма выступает в качестве идеальной нормы — субъективного, произвольно устанавливаемого норматива, который принимается за совершенный образец по соглашению каких-либо лиц, обладающих правом установления таких образцов: например, специалистов, лидеров группы или общества и т. п.
Таким образом, в понятие нормы может быть включен оценочный, предписывающий компонент: человек должен быть таким, а не иным. Все, что не соответствует идеалу, объявляется ненормальным.
Проблема нормы-норматива связана с проблемой выбора нормативной группы — людей, чья жизнедеятельность выступает в качестве стандарта, по которому измеряется эффективность уровня функционирования организма и личности. В зависимости от того, кого наделенные властью специалисты (например, врачи-психиатры или психологи) включают в нормативную группу, устанавливаются различные границы нормы.

Слайд 4

Конструкт болезни, существующий в европейской культуре, можно выразить следующим образом:

Таким образом, конструкт

Конструкт болезни, существующий в европейской культуре, можно выразить следующим образом: Таким образом,
болезни предполагает такую последовательность: причина — дефект — картина — следствия. Он является прообразом для выдвижения гипотез, объяснения нарушений и воздействия на причины. Увидев следствия и общую картину отклонений в психической деятельности или поведении, мы, следуя конструкту болезни, начинаем предполагать, что за этими внешними признаками кроется какой-либо дефект в самом человеке, который, в свою очередь, вызван определенными для этого дефекта причинами.

Слайд 5

Биомедицинская модель болезни существует сXVIIв. Она центрирована на изучении природных факторов как внешних

Биомедицинская модель болезни существует сXVIIв. Она центрирована на изучении природных факторов как
причин заболевания. Биомедицинскую модель болезни характеризуют четыре основные идеи:
1) теория возбудителя;
2) концепция трех взаимодействующих сущностей — «хозяина», «агента» и окружения;
3) клеточная концепция;4) механистическая концепция, согласно которой человек — это прежде всего тело, а его болезнь — поломка какой-то части организма.
В рамках этой модели нет места социальным, психологическим и поведенческим причинам развития болезни. Дефект (в том числе и психический), какими бы факторами он ни вызывался, всегда имеет соматическую природу. Поэтому и ответственность за лечение здесь целиком и полностью возлагается только лишь на врача, а не на больного.
Биопсихосоциальная модель болезни возникла в конце 70-х гг.XXв. /58/. Она основывается на системной теории, согласно которой любая болезнь есть иерархический континуум от элементарных частиц до биосферы, в котором каждый нижележащий уровень выступает компонентом вышележащего уровня, включает его характеристики и испытывает на себе его влияние. В центре этого континуума находится личность с ее переживаниями и поведением. Ответственность за выздоровление в биопсихосоциальной модели болезни полностью или частично возлагается на самих больных людей.
В основе этой модели лежит диада «диатез — стресс», где диатез — это биологическая предрасположенность к определенному болезненному состоянию, а стресс — психосоциальные факторы, актуализирующие эту предрасположенность. Взаимодействие диатеза и стресса объясняет любое заболевание.

Слайд 6

Оригинальное значение древнегреческого слова patos, от которого и происходит термин «патология», —

Оригинальное значение древнегреческого слова patos, от которого и происходит термин «патология», —
это страдание. Следовательно, под патологией можно понимать только такие отклонения от нормы, при которых человек чувствует эмоциональный дискомфорт. Например, для специфических проявлений сексуальных предпочтений, требующих клинико-психологического вмешательства, сейчас используются термины «эгодистонический» и «эгосинтонический». Эгодистонический тип проявления характеризуется выраженным беспокойством по поводу своих предпочтений, наличие которых вызывает у человека страдание и желание их изменить. Эгосинтонический тип проявления характеризуется восприятием своих предпочтений как естественных, согласующихся с представлениями о собственной личности. Соответственно, «патологическим» признается только такое сексуальное предпочтение, которое доставляет человеку эмоциональный дискомфорт и поэтому отвергается им. Однако в области психических, личностных и поведенческих отклонений от нормы у человека зачастую не возникает никакого субъективного дискомфорта и чувства страдания.

Слайд 7

Ятрогéния ((др.-греч. ιατροσ — врач + др.-греч. γενεα — рождаю) термин предложен

Ятрогéния ((др.-греч. ιατροσ — врач + др.-греч. γενεα — рождаю) термин предложен
в 1925 г. немецким психиатром Бумке (О. С.Е. Bumke)) — изменения здоровья пациента к худшему, вызванные неосторожным словом врача или неправильным пониманием медицинской литературы.
В некоторых литературных источниках вместо «ятрогении» используют несколько иное написание термина — иатрогения. Вариантом ятрогенных заболеваний являются так называемые «болезни третьего курса», когда студент-медик, изучая пропедевтику внутренних болезней находит у себя симптомы несуществующего заболевания
Имя файла: Философско-методологические-проблемы-понятий.pptx
Количество просмотров: 36
Количество скачиваний: 0