Слайд 2Дыхание является одним из основных факторов голосообразования. В нашей обычной жизни мы
не задумываемся над тем, как дышим. Этот процесс организм осуществляет автоматически и в разговорной речи: при вдохе объем грудной клетки увеличивается, и легкие заполняются воздухом, выдох также происходит автоматически, когда организму необходимо избавиться от углекислого газа.
Во время пения процесс дыхания организован иначе. Перед певцом встают задачи длительной фонации, обычно значительно более громкой, чем в речи. Соответственно, на мышцы дыхательного аппарата падают несравнимо большие нагрузки. Дыхание является двигательной силой, приводящей в действие голосовой аппарат. Все виды певческой техники напрямую зависят от владения дыханием.
Слайд 3Дыхание (respiratio)
– процесс, обеспечивающий поступление в организм кислорода, использование его в жизненных
процессах и удаление из организма углекислого газа. В состоянии покоя человек совершает примерно 14 дыхательных движений в минуту. При физической нагрузке минутный объем дыхания может достигать 120 литров. Максимально глубокий вдох и выдох составляют около 2000 миллилитров воздуха.
Слайд 4Типы дыхания
Дыхание является двигательной силой, приводящей в действие голосовой аппарат. Обычно люди
пользуются смешанным дыханием, в котором участвуют грудная клетка и диафрагма. В пении перед исполнителем стоят особые задачи голосообразования, вокалисты приспосабливают дыхание для наилучшей дыхательной поддержки. Мужчины, в большинстве случаев, пользуются более глубоким низким дыханием при участии диафрагмы и брюшного пресса. У женщин часто дыхание поверхностное, при этом используются большие мышцы верхней части грудной клетки. Несмотря на единое строение дыхательного аппарата, принято различать несколько типов дыхания:
Слайд 5Грудное дыхание (ключичное, клавикулярное).
Дыхание производится расширением верхней части грудной клетки, диафрагма выключена из
активной дыхательной функции и пассивно следует за ее движениями. При этом типе дыхания ключицы и плечи (верхняя часть грудной клетки) заметно поднимаются, а живот втягивается.
Слайд 6Брюшное дыхание (диафрагматическое, абдоминальное).
При вдохе грудная клетка остается неподвижной, а живот несколько выдвигается
вперед. Происходит борьба диафрагмы (вдох) и группы мышц брюшного пресса (выдох). Различают верхнебрюшное и нижнебрюшное дыхание. В обоих случаях вдох производится сокращением диафрагмы и изменением напряжения в том отделе брюшного пресса, который более активно работает при выдохе. При верхнебрюшном дыхании – это подложечная область, при нижнебрюшном – нижняя часть живота.
Слайд 7Груднодиафрагматическое дыхание (смешанное, костоабдоминальное).
В дыхательном процессе грудь и диафрагма участвуют в равной степени.
При таком типе дыхания легкие и нижние ребра расширяются в стороны, диафрагма, сокращаясь, без напряжения опускается, а стенки живота несколько выдвигаются вперед; активизируются брюшные мышцы, которые помогают сделать более глубокий вдох, чтобы запастись достаточным количеством воздуха. Плечи и верхняя часть грудной клетки остаются неподвижными.
Слайд 8Во время пения выдох всегда длиннее, чем вдох, так как музыкальная фраза
требует определенного времени для исполнения, а вдох, как правило, производится мгновенно. При этом диафрагма остается активной, чтобы тормозить выдох, то есть удлинить его. Помогает этому передняя стенка живота, которая втягивается во время выдоха.
, сокращаясь, активизирует мышцы живота и окончания нижних ребер.
Слайд 9В контексте современного исполнительского искусства среди типов дыхания можно выделить малопродуктивные и
физиологически нецелесообразные. К таким типам относится ключичное дыхание, при котором поднимается верхняя часть грудной клетки. Вместе с плечами за движением грудной клетки следует диафрагма, а передняя стенка живота втягивается вовнутрь. В результате воздухом заполняется только верхняя часть легких, а в сегодняшних условиях исполнительства этого для пения очень мало. Следствием такого типа дыхания при чрезмерном давлении воздуха, стремящегося вырваться из легких, может быть пассивность основных мышц, управляющих дыханием, и травмирование голосовых связок. Часто у людей, пользующихся ключичным дыханием, грудь и плечи приподняты, кровеносные сосуды на шее вздуты, лицо краснеет, голос теряет тембр, появляется форсировка и качание голоса.